Беседа - диспут «Сотвори себя сам»
классный час (4 класс) по теме

Печкуренкова Валентина Николаевна

Решая реальные жизненные проблемы, оценивая поведение людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, учить не только сочувствию и милосердию, но и умению находить достойный выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер; учить считаться с интересами других, уметь отстаивать свои собственные интересы.

В работе использованы материалы :Рабочая тетрадь Безруких М.М, Макеева А.Г, Филиппова Т.А. «Все цвета, кроме чёрного. Учусь общаться».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotvori_sebya_sam_beseda_disput.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа - диспут «Сотвори себя сам»

 

Цель: решая реальные жизненные проблемы, оценивая поведение людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, учить не только сочувствию и милосердию, но и умению находить достойный выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер; учить считаться с интересами других, уметь отстаивать свои собственные интересы.

-Ребята, а вы знаете, что такое характер? (Ответы детей)

Поведение человека и отношение к себе, другим людям и делу называется характером. А вот какой у человека характер, можно узнать по его поступкам и поведению, по тому, как человек ведёт себя в разных ситуациях.

-А что значат выражения «хороший» или «плохой» характер?

Задание 1:

Закрась красным карандашом овалы рядом с «хорошими» чертами характера, чёрным – рядом с «плохими».

смелость                                                      настойчивость

 скромность                                                 трудолюбие

честность                                                     трусость

 хвастливость                                              открытость

ответственность                                          активность

замкнутость                                                 безразличие

правдивость                                                 решительность

неуверенность                                              капризность

вежливость                                                  отзывчивость

грубость                                                       общительность

драчливость                                                 обидчивость

заносчивость                                               добросовестность

лень                                                               лживость

-Объясните смысл пословицы: « Посеешь поступок – пожнёшь привычку».

С привычек начинается формирование характера. Поэтому чем раньше у вас появятся полезные привычки, тем лучше. Продолжение пословицы  звучит так: «Посеешь привычку, пожнёшь характер».

Задание 2:

-Объясните, что обозначает выражение: «Так себе человек, ни рыба, ни мясо».

-Прочитай пословицы и поговорки. О каких чертах характера в них говорится? Подчеркни правильный ответ.

Глупая голова ногам покою не даёт.              нерешительность

                                                                            необдуманность поступков

Умел да смел, пятерых одолел.                       трусость, смелость

                                                                            ловкость

Дай бог нашему теляти                                    решительность,

да волка поймати.                                             безволие, упрямство  

Бережёного бог бережёт.                                 осторожность,

                                                                            предусмотрительность,

                                                                            трусость

Прытко бегают, да часто падают.                  осторожность,

                                                                           торопливость,

                                                                           нерешительность

Кто не бережёт копейки,                                 расчётливость, скупость,

Тот сам не стоит рубля.                                   бережливость

Из него хоть верёвки вей.                               рассудительность, сила

                                                                           воли, бесхарактерность

Стол спасибом красят.                                   трусость, нерешительность,

                                                                          вежливость

Задание 3:

Вспомните и напишите, какие черты характера выражают отношение человека

а) к самому себе:

1.

2.

3.

4.

5.

Б) к другим людям:

1.

2.

3.

4.

5.

В) к делу:

1.

2.

3.

4.

5.

Задание 4:

Подумай и напиши, какие черты характера есть у тебя.

1.

2.

3.

4.

5.

Какие черты характера ты хочешь воспитать в себе?

1.

2.

3.

4.

5.

От каких черт характера хочешь избавиться?

 1.

 2.

 3.

 4.

 5.

Задание 5:

1.Вспомни рассказ Н.Н.Носова «Фантазёры».

Подбери подходящие качества характера героев из рассказа «Фантазёры».

Соедини стрелками:

          Обманщик  шутник  фантазёр  врун  юморист  брехун  лгун

Стасик                           Мишутка                                        Игорь

С кем из мальчиков ты бы не хотел дружить? Почему?

2.Прочитай отрывки из литературных произведений А.С.Пушкина. Вспомни имена героев. Какие черты характера им присущи?

Дурачина ты, простофиля!                 И царевна к ним сошла,

Выпросил, дурачина, корыто!            Честь хозяям отдала,

В корыте много ль корысти?              В пояс низко поклонилась,

Воротись, дурачина, ты к рыбке,        Закрасневшись, извинилась,

Поклонись ей, выпроси уж избу.       Что – де в гости к ним зашла,

             Хоть звана и не была...

Задание 6:

Подчеркни те черты характера, которые тебе нравятся в людях.

Трусливый, боязливый, осторожный, неосторожный;

Вялый, спокойный, беспокойный, суетливый;

Самоуверенный, уверенный в себе, неуверенный, робкий;

Навязчивый, внимательный, невнимательный, безразличный;

Пугливый, смелый, бесстрашный;

Стеснительный, стыдливый, бесстыдный.

Как воспитать характер?

-Прочтите пословицу: « Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку -  пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».

Почему говорят, что судьба человека находится в его руках?

-Даже если у человека сильный характер и он хочет осуществить свою мечту, для этого нужно приложить усилия. Порой на это уходят годы. От «хочу» до « могу» часто очень длинный  и трудный путь, его можно представить в виде лестницы.

             Хочу и всё получается.

        Хочу и иногда получается.

        Хочу и учусь делать.

        Хочу, но пока не получается.

Хочу что-то сделать.

-Подумайте, какими качествами и чертами характера должен обладать человек, чтобы подняться на верхнюю ступень?

Задание 7:

Прочитай, подчеркни 5 самых важных действий, направленных на достижение цели.

Быть настойчивым

Быть решительным

Не расстраиваться при неудаче, ошибке

Не торопиться

Не ждать быстрого результата

Верить в успех

Верить в то, что всему можно научиться

Поддерживать друзей в трудную минуту

Не унывать

Не сдаваться

Не пасовать перед неудачей или трудностями

Не стесняться попросить помощи

Не бросать начатое дело

(Сравни ответы с ответами товарищей)

-Когда человек не верит в свои силы, вряд ли добьётся успеха. Трудности и неудачи бывают в жизни любого человека. Важно верить в успех и стремиться к нему. Только человек с сильным характером может добиться успеха.

-Были ли у тебя трудности, которые ты смог преодолеть сам?

-К кому ты можешь обратиться за помощью в трудную минуту?

-Кому ты помогал в трудную минуту?

-Прочти пословицы и объясни, как ты их понимаешь.

Судьба человека в его руках.

Человек сам творец своей судьбы.

Задание 8:

Выбери те черты характера, которые помогают добиться цели, подчеркни их.

Целеустремлённость       рассеянность             решительность

Самостоятельность          нерешительность     упрямство

Внушаемость                    сдержанность           недисциплинированность

Настойчивость                  несдержанность       смелость

Настырность                     трусость                    сила воли

Дисциплинированность   безволие

     Вы, конечно, уважаете  смелых.   Сами хотите быть смелыми. Но тогда очень важно разобраться в том, что же это такое? Вот ваш товарищ перебежал улицу под самым носом у машины. Что это – смелость? А если бы он погиб или покалечился, была бы кому-нибудь от этого польза? Нет. Только навредил себе. А сколько горя пережили бы родители? Значит, смелости тут нет -  одна бессмыслица. Смелость – это сила духа, которая помогает человеку преодолеть страх при совершении опасного, но важного для людей дела. Смелость свойственна героям, на которых вы хотите быть похожими. Герои – это прежде всего люди, способные жертвовать своими интересами и даже жизнью для других людей во имя высокой цели. В истории каждого народа есть примеры замечательного героизма.

   Много было героев и в истории нашего народа. Возможно, вы слышали об Иване Сусанине. Этот старик крестьянин завёл в дремучий лес отряд врагов. Он знал, что враги убьют его, лишь только обнаружат обман. И всё-таки он шёл , чтобы спасти других русских людей.

    А прославленные герои Великой Отечественной войны! Ведь они сознательно шли на верную смерть, потому что это приближало нашу победу.

   Героями становятся и  в мирной жизни.

-Я хочу рассказать вам о людях, которые сумели осуществить свои мечты и проявили всю силу своего характера, когда произощла трагедия.(Рабочая тетрадь Безруких М.М, Макеева А.Г, Филиппова Т.А. «Все цвета, кроме чёрного. Учусь общаться».)

Алексей Петрович Маресьев(с.34)

Альпинист Владимир Поморцев(с.35)

Стивен Хокинг(с.36)

Мы много размышляли о том, как научиться добиваться своей цели, что такое хороший поступок. Но нередко умение человека не согласиться с чем-то, что-то не сделать-это тоже поступок.И такой поступок порой требует очень большой силы воли, смелости и решительности.

-Подумайте, в каких случаях поступком будет считаться отказ сделать что-то. (Ответы детей)

-В каких ситуациях тебе трудно сказать «нет» и отказаться от какого – то предложения?. (Ответы детей)

(Стр.38 «Гарри Поттер»)Прослушайте отрывки и ответьте на вопросы.

Вот так профессор Дамблдор объяснил свой поступок.

Храбрость бывает разной. - ..Надо быть достаточно отважным, чтобы противостоять врагу.Но не меньше отваги требуется для того, чтобы противостоять друзьям, и за это я присуждаю 10 очков мистеру Невиллу Долгопупсу.

Молодым свойственно торопиться, они спешат стать взрослыми, проявить себя и утвердить свою самостоятельность. Но всему в жизни надо учиться:

управлять своими чувствами, поведением. Замечательный метод – самоободрение, самовнушение (У МЕНЯ ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ), самоприказ.

Самоприказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях. По самоприказу можно вставать с постели, выполнять режим дня, соблюдать дисциплину, доводить начатое дело до конца, выполнять трудную работу.

Учитесь.

Учитесь, товарищи, уступать, учитесь по совести поступать.

Не просто быть честным всегда и везде.

И чтобы быть верным в любой беде,

Трижды не грех учиться.

С  готовой, с красивой  душой  навек

Отнюдь не рождается человек

Ничто ведь само не строится.

Уверен,  что скромником и бойцом,

Отзывчивым, умницей,  храбрецом

Учатся и становятся!

Но как это сделать? Легко сказать!

Как сделать? А душу тренировать

На искренность, на заботы,

Как в спорте, как в музыке, как в труде,

Тренаж  нужен людям везде-везде.

Вот  так и берут высоты.

Высоты всяческой красоты,

Любви и действительной доброты.

И нечего тут стыдиться!

Ведь ради того, чтоб не зря весь век

Носили мы звание «Человек», -

Стоит, друзья, учиться!                                                Э.Асадов

Настроение, отношение к себе и другим людям, умение жить интересно и дружно – это тоже наше здоровье.

Игра «Воздушные шарики»

Правила игры. Представь, что в одном из шаров собрано всё полезное для человека, помогающее ему расти здоровым, счастливым и красивым, а в другом – всё вредное, что мешает ему расти здоровым, приводит к болезням, заставляет капризничать, нервничать.

Напиши в одном из шаров все полезные привычки и «хорошие» черты характера, а во втором – вредные привычки и «плохие» черты характера.

Задание 1:

Закрась красным карандашом овалы рядом с «хорошими» чертами характера, чёрным – рядом с «плохими».

смелость                                                      настойчивость

 скромность                                                 трудолюбие

честность                                                     трусость

 хвастливость                                              открытость

ответственность                                          активность

замкнутость                                                 безразличие

правдивость                                                 решительность

неуверенность                                              капризность

вежливость                                                  отзывчивость

грубость                                                       общительность

драчливость                                                 обидчивость

заносчивость                                               добросовестность

лень                                                               лживость

Задание 3:

Вспомните и напишите, какие черты характера выражают отношение человека

а) к самому себе:

1.

2.

3.

4.

5.

Б) к другим людям:

1.

2.

3.

4.

5.

В) к делу:

1.

2.

3.

4.

5.

Задание 4:

Подумай и напиши, какие черты характера есть у тебя.

1.

2.

3.

4.

5.

Какие черты характера ты хочешь воспитать в себе?

1.

2.

3.

4.

5.

От каких черт характера хочешь избавиться?

 1.

 2.

 3.

 4.

 5.

        Задание 5:

1.Вспомни рассказ Н.Н.Носова «Фантазёры».

Подбери подходящие качества характера героев из рассказа «Фантазёры».

Соедини стрелками:

          Обманщик  шутник  фантазёр  врун  юморист  брехун  лгун

Стасик                           Мишутка                                        Игорь

С кем из мальчиков ты бы не хотел дружить? Почему?

2.Прочитай отрывки из литературных произведений А.С.Пушкина. Вспомни имена героев. Какие черты характера им присущи?

Дурачина ты, простофиля!                 И царевна к ним сошла,

Выпросил, дурачина, корыто!            Честь хозяям отдала,

В корыте много ль корысти?              В пояс низко поклонилась,

Воротись, дурачина, ты к рыбке,        Закрасневшись, извинилась,

Поклонись ей, выпроси уж избу.       Что – де в гости к ним зашла,

             Хоть звана и не была...

Задание 6:

Подчеркни те черты характера, которые тебе нравятся в людях.

Трусливый, боязливый, осторожный, неосторожный;

Вялый, спокойный, беспокойный, суетливый;

Самоуверенный, уверенный в себе, неуверенный, робкий;

Навязчивый, внимательный, невнимательный, безразличный;

Пугливый, смелый, бесстрашный;

Стеснительный, стыдливый, бесстыдный.

Задание 7:

Прочитай, подчеркни 5 самых важных действий, направленных на достижение цели.

Быть настойчивым

Быть решительным

Не расстраиваться при неудаче, ошибке

Не торопиться

Не ждать быстрого результата

Верить в успех

Верить в то, что всему можно научиться

Поддерживать друзей в трудную минуту

Не унывать

Не сдаваться

Не пасовать перед неудачей или трудностями

Не стесняться попросить помощи

Не бросать начатое дело

(Сравни ответы с ответами товарищей)

Задание 8:

Выбери те черты характера, которые помогают добиться цели, подчеркни их.

Целеустремлённость       рассеянность             решительность

Самостоятельность          нерешительность     упрямство

Внушаемость                    сдержанность           недисциплинированность

Настойчивость                  несдержанность       смелость

Настырность                     трусость                    сила воли

Дисциплинированность   безволие

В работе использованы материалы :Рабочая тетрадь Безруких М.М, Макеева А.Г, Филиппова Т.А. «Все цвета, кроме чёрного. Учусь общаться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Сотвори себя сам"

Классный час по воспитанию нравственных качеств, о духовном и физическом здоровье детей....

Беседа к родительскому собранию "Как научить ребенка постоять за себя".

Много разных вопросов возникает у родителей в процессе воспитания. каждый желает только добра и хочет помочь своему ребенку. Возможно эта беседа даст ответ на некоторые вопросы....

Беседа-игра. 4 класс.Тема: "О себе, о дружбе, о друзьях".

Данный классный час посвящен толерантности, которую следует проявлять к людям разных национальностей и в отношениях между собой....

Беседа с родителями "Ребёнок сравнивает себя со сверстниками"

Помочь родителям разобраться с проблемами, возникающими при сравнении ребёнка с другими детьми и укладом другой семьи...

Сотвори в себе солнце

Считается, что здоровье- личное дело каждого, и мы не чувствуем вины перед людьми, окружающими нас, за его утрату. А ведь от наших болезней страдают прежде всего близкие нам люди. Поэтому необходимо е...