Формирование команды в проектной деятельности
статья на тему

Карцева Юлия Борисовна

Проектная деятельность, реализующаяся в команде, играет огромную роль не только для развития и поддержания у учащихся устойчивого познавательного интереса, но и гармонизирует межличностные отношения, способствуя  формированию сплочённого коллектива, объединённого общей целью и задачами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_komandy_v_proektnoy_deyatelnosti.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование команды в проектной деятельности.

         Прежде всего, хочу заметить, что проектная деятельность, реализующаяся в команде, играет огромную роль не только для развития и поддержания у учащихся устойчивого познавательного интереса, но и гармонизирует межличностные отношения, способствуя  формированию сплочённого коллектива, объединённого общей целью и задачами.

          Поэтому, во-первых:  мы с ребятами стараемся выбирать темы проектов  и исследований так, чтобы в работу были вовлечены учащиеся всего класса.

         И  во – вторых,  я стараюсь очень осторожно подходить к формированию команд, особенно на первоначальных этапах.

        Систему работы стараюсь выстроить таким образом, чтобы деятельность команд являлась не соревновательным  моментом, а составной частью  целого. Т. е. конечный продукт являлся результатом общей деятельности всех команд. Это позволяет избежать конкурсно – соревновательного момента, который не всегда адекватно воспринимается определённой группой современных детей.

       Формирование команд для выполнения исследования или проекта может проходить разными способами. Это может быть группа ребят, назначаемая как учителем, так и формируемая самими учащимися по принципу дружбы и симпатии.

       Оба вида, на мой, взгляд, имеют ряд определённых  недостатков.

        В первом случае в группу могут попасть дети немотивированные, не обладающие определённым набором качеств характера, необходимых для выполнения такой деятельности, более того, враждебно настроенные по – отношению друг к другу. Ясно, что ни о какой результативности в этом случае речь идти не может.

        Во втором случае мы можем получить на выходе очень хороший продукт, но большинство учащихся, не обладающих сильной мотивацией, не особо социализированных, не очень уверенных в себе останутся «за бортом». А мы уже отметили, что  одной из главных задач совместной проектной деятельности является не только повышение интереса детей к учебным задачам, но  и социализация учащихся, развитие у них коммуникативных способностей, влечение в общение и в общее дело.

     Каким же образом я пытаюсь решать эти задачи в своей деятельности?

Я стараюсь учитывать и соблюдать  ряд «НЕ»:

- Не стоит вводить в команду учащихся, испытывающих откровенную неприязнь друг к другу. Пусть команду составляет группа ребят, имеющих взаимную симпатию,  и к ним добавляем детей – «нейтралов» - тех, у кого нет особо близких отношений с одноклассниками, но и нет негативного отношения; а так же «невидимок» - тех, кто не совсем уверен в себе и не может в обычной деятельности реализовать себя перед социумом. В данном случае этих ребят легче будет привлечь к совместной деятельности и включить в дружеское общение. В результате работы внутри небольшой группы у ребят появляется возможность больше проявить себя, получить поддержку товарищей,  повысить самооценку.

 - Не стоит вводить в группу двух откровенных лидеров. Это может привести к конфликту внутри команды  и серьёзному расколу среди ребят. Яркий лидер должен быть один, а ребята, имеющие склонность к лидерству, но не имеющие в себе достаточной уверенности, получают возможность в процессе работы пронаблюдать причины успеха и ошибок капитана, проанализировать их в результате рефлексии, и  проявить себя в будущем.

- Не стоит навязывать ребятам собственного мнения по выбору капитана. С ребятами проговариваются функции, которые должны быть возложены на капитана, особенности его деятельности. И команда самостоятельно определяет своего лидера.

- Может случиться, что  лидер в команде чересчур авторитарен или наоборот, пассивен, что  вызывает недовольство со стороны участников команды.  Стоит обсудить возникшую ситуацию как наедине с капитаном, так и совместно с командой, и дальше следовать по ситуации. Всё же, на мой взгляд, не следует менять капитана команды. Ведь выбор был сделан совместно. А нужно дать возможность капитану и команде найти взаимопонимание и несмотря ни на что, постараться  выполнить поставленную задачу.

      Таким образом, формируя команды, мы формируем у ребят умение грамотно планировать и распределять совместную деятельность для достижения  цели и получения наилучшего результата, проявлять себя и прислушиваться к мнению окружающих, находить взаимопонимание и, при необходимости,  идти на компромисс, поддерживать друг друга и комфортный климат  в группе, т. е формируем  у учащихся одно из главных личностных качеств – умение взаимодействовать и  работать в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

Формирование УУД через проектную деятельность.

Тема «Формирование УУД через проектную деятельность».         Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, чт...

ФОРМИРОВАНИЕ УУД В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья с презентацией В статье рассматриваются этапы работы над проектом, какие УУД формируются у обучающихся при работе над проектом...

Формирование мотивации к проектной деятельности

Тема: Формирование мотивации к проектной деятельности Цель тренинга: Обучение педагогов дополнительного образования методам формирования мотивации участников к проектной деятельности. Задачи...