Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
учебно-методический материал по теме
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Меняется мир, меняются люди, другие сейчас и дети. Мы, педагоги, ищем новые способы, новые методы и направления работы, позволяющие максимально развить каждого ребенка, привить интерес к познанию, научить ребенка ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, искать ответы на поставленный вопрос. Конечно, ребенок начальной школы самостоятельно это сделать не может. Поэтому, постоянно рядом должен находиться учитель, который поможет ориентироваться в различных источниках информаций, поможет проанализировать и сделать правильные выводы.
Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Дети этого возраста особенно любознательны. Подобная деятельность, ставящаяся учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_po_formirovaniyu_issledovatelskoy_i_proektnoy_deyatelnosti_v_nachalnoy_shkole.doc | 468.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Грузинова Ольга Петровна
учитель начальных классов
МБОУ - СОШ № 2
им. А. И. Покрышкина
станицы Калининской
Калининского района.
Стаж работы - 23 года
Учитель высшей категории.
Я слышу и забываю,
Вижу и запоминаю,
Я делаю и понимаю.
Конфуций
Проектная и исследовательская работа в начальной школе
Цель: формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Компетенции:
- познавательно – информационная: способность ставить и решать познавательные задачи, осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации;
- сфера личностного самоопределения: формирование опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценных, целевых, смысловых установок для своих действий.
Задачи:
- научить кратко и последовательно излагать свои мысли;
- научить работать с информацией и ее различными источниками;
- осознавать важность стадии представленных результатов исследовательской работы.
Введение
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Меняется мир, меняются люди, другие сейчас и дети. Мы, педагоги, ищем новые способы, новые методы и направления работы, позволяющие максимально развить каждого ребенка, привить интерес к познанию, научить ребенка ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, искать ответы на поставленный вопрос. Конечно, ребенок начальной школы самостоятельно это сделать не может. Поэтому, постоянно рядом должен находиться учитель, который поможет ориентироваться в различных источниках информаций, поможет проанализировать и сделать правильные выводы.
Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Дети этого возраста особенно любознательны. Подобная деятельность, ставящаяся учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочной работе.
На протяжении восьми лет работаю над темой «Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности»
Условия работы |
Целенаправленность и систематичность. | Мотивированность | Творческая среда. | Психологический комфорт. |
1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и внеурочной деятельности. Использовать материал уроков литературного чтения, русского языка, окружающего мира, кубановедения с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
2. Мотивированность. Помогать учащимся видеть смысл их творческой деятельности, возможность реализации собственных талантов, способ саморазвития и самосовершенствования.
3. Творческая среда. Поддерживать интерес к работе.
4. Психологический комфорт. Создание соответствующего психологического климата, доброжелательного отношения к ученикам, радостного, эмоционального отношения к познанию. Поощрение творческого проявления, создание у ребенка уверенности в своих силах, соблюдение принципа «права на ошибку», сравнение новых успехов ученика с его прошлыми успехами, а не сравнение друг с другом.
5. Учет возрастных особенностей. Обучение должно вестись на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным.
Умения, необходимые при организации учебной деятельности |
Умение организовать свою работу. | Умения и знания исследовательского характера (выбор темы, постановка цели, умение выстроить структуру, выбор метода, поиск информации) | Умения работы с информацией .(виды, источники, архивные документы, термины, формулирование выводов, логика изложения, доказательство) | Умение представить результат работы |
Система моей работы по данной теме на уроках и внеклассных мероприятиях построена по концентрическому принципу (осуществляет пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений). Исследовательская работа проводится каждый год с постепенным усложнением материала, изменением форм и методов исследования.
Исследовательская деятельность – это:
проведение исследования, направленного на решение обозначенной проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования, решение пошаговых задач, определяющих цели исследования.
При проведении исследования используют различные методы (способы деятельности):
- метод формирования представления об объекте исследования,
- написание сочинений,
- наблюдение,
- опросные методы (беседа, интервью),
- анкета,
- тесты,
- методы изучения документальных источников,
- игра,
- эксперимент, и др.
Умение видеть проблему
Великая проблема подобна
драгоценному камню.
Тысячи проходят мимо,
пока, наконец, один не
поднимет его.
Фридрих Ницше
Распознавание и формулирование проблемы занимает центральное место в исследовании. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.
Проблема – это задача, подлежащая исследованию. Решение проблемы всегда требует творческих усилий.
Умение выбрать тему исследования.
Для начала необходимо ответить себе на вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше
Тема исследования может быть: - фантастической;
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической
Представления о проблеме исследования
Что я знаю по теме моего исследования?
Какие вопросы по данной теме я задам себе?
Что еще я бы хотел узнать?
Умение определять цель и задачи исследования
Определить цель исследования, значит ответить себе и другим, для чего ты проводишь это исследование. Существует много вариантов слов, с которых можно начинать формулировку цели: выявить, определить, изучить, исследовать и т.д.
Задачи исследования определяют основные шаги исследования.
Определяем гипотезу исследования
Вслед за выбором темы, необходимо научиться выдвигать гипотезу (строить предположения). Гипотеза – это предвидение событий. Изначально она не определена, ее нужно обозначить. Гипотезы начинаются словами: предположим, допустим, возможно, что, если, почему....
Все гипотезы нужно записать.
Первой запиши самую важную на твой взгляд, затем остальные.
Предположим,_______________________________________________
Допустим,___________________________________________________
Возможно,__________________________________________________
Что, если____________________________________________________
Составить план исследования
- Записать все, что уже известно по этой проблеме!
- Пролистать все энциклопедии, справочники, журналы, книги, для того, чтобы собрать материал по теме исследования.
- Собирать информацию у людей, «сведущих» в данной проблеме: специалистов в данной области, учителей – предметников.
- Просмотреть телевизионные научно-популярные программы, художественные и документальные фильмы по теме исследования
- Найти материал в сети Интернет.
- Провести наблюдение.
- Провести эксперимент.
Далее записать собранный материал по разделам:
- План моего исследования
- Материал, собранный из книг и энциклопедических источников
- Материал, собранный из беседы с родителями, педагогами, специалистами в области исследования
- Материал из просмотренных кинофильмов и телепередач
- Информация из Интернета
- Наблюдение
Наблюдение — это планомерное, целенаправленное и специальным образом организованное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
При данном методе исследования используются различные приспособления: это часы, компас, лупа, бинокли, телескопы, микроскопы, подзорные трубы, различные электронные приборы.
- Результаты моих наблюдений
Эксперимент предпринимается с целью получения нового знания и проверки старого. В процессе его проведения сочетаются элементы чувственного, практического и теоретического познания. Этапы проведения эксперимента:
1) подготовительный,
2) этап проведения эксперимента и получение опытных данных;
3) этап обработки опытных данных, или заключительный.
Как подготовить себя к публичной презентации проекта
Говорить так, чтобы тебя слушали и родители, и учителя, и ребята в твоей компании, и посторонние люди – важное умение. Доказать свою точку зрения, не обидев при этом другого, подобрать самые убедительные аргументы – эти умения нужны каждому человеку.
Секреты успешного выступления:
1. Постарайтесь сделать понятным предмет разговора не только себе, но и аудитории.
2. Когда вы говорите один на один, вы меняете темп речи, интонацию, делаете паузы перед важными моментами и после них, вы вкладываете эмоции в слова, отражаете свое отношение к происходящему. Так же поступайте и во время выступлений. Смотрите на людей не как на незнакомую аудиторию, а как на известного тебе собеседника. Загляните ему в глаза, расскажите, что вы думаете, поделитесь с ним интересной информацией. Не старайтесь быть похожим на кого-то - будьте самим собой.
3. Самая хорошая речь – это речь подготовленная. Определите для себя, о чем вы хотите рассказать, составьте план выступления, соберите как можно больше информации и изложите на бумагу свои мысли. Это делают все известные писатели, журналисты, ораторы. Они находят фактов по теме в десять раз больше, чем собираются поведать людям. Но рассказывают они самое важное, нужное и захватывающее.
4. Рассказ необходимо разделить на три части: вступление, основная тема и завершение.
5. Постарайтесь в первых предложениях заинтересовать, увлечь слушателей.
6. Включите в ваш рассказ факты и реальные истории.
7. Сделайте выводы по теме своего исследования.
8. Будьте готовы ответить на вопросы аудитории.
План выступления
- Тема исследования (почему выбрана эта тема)
- Цель исследования
- Задачи исследования
- Гипотеза исследования
- Методы и средства исследования
- План исследования
- Результаты исследования
- Выводы по теме исследования
- Список использованной литературы
- Ссылки на картинки, использованные для иллюстраций
Обязательно должна быть наглядность подачи материала.
При защите исследовательских проектов можно использовать интерактивное оборудование и различные схемы, таблицы, графики, папки-раскладушки, макеты, поделки, выполненные своими руками
Работы, занявшие призовые места в конкурсах
«Я - исследователь» в г. Сочи, «Эврика – ЮНИОР» г. Приморско – Ахтарск.
- «И храм вознёсся величаво над всей Калининской землёй» - победитель II регионального конкурса « Я - исследователь» 2008г.
- « История Северокавказской железной дороги» - лауреат III регионального конкурса « Я - исследователь» 2009г.
- «Цветы великих потрясений» - лауреат III регионального конкурса « Я - исследователь» 2009г.
- «Нам поёт пасхальный звон» - призёр III регионального конкурса « Я - исследователь» 2009г.
- «Невербальные средства общения» - победитель зонального заочного тура исследовательских проектов конференции «ЭВРИКА – ЮНИОР» 2010г.
- «Таинство венчания» - лауреат IV регионального конкурса
« Я - исследователь» 2009г.
- «Баба Яга – добрая или злая?» - лауреат I степени открытой конференции учащихся «Юный исследователь» в рамках Российского летнего оздоровительного интеллектуально-творческого турнира «Эврика» 2011г.
- «Картофель – второй хлеб» - лауреат II степени открытой конференции учащихся «Юный исследователь» в рамках Российского летнего оздоровительного интеллектуально-творческого турнира «Эврика» 2011г.
- «Цветы любимой маме» - призёр VI регионального конкурса « Я - исследователь» 2012г.
- «Соль руг или враг» - лауреат VI регионального конкурса « Я - исследователь» 2012г.
Оформление работ
- Титульный лист
Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №2
имени А.И. Покрышкина
Автор: Ермакова Виктория Владимировна, 2 класс «Б»
МБОУ - СОШ №2 им. А.И. Покрышкина
ст. Калининская, Калининский район
Руководитель: Грузинова Ольга Петровна,
учитель начальных классов, МБОУ - СОШ №2
ст. Калининская
2012
- Аннотация
Ермакова Виктория Владимировна
Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская
МБОУ - СОШ №2 им. А.И. Покрышкина, 2 класс «Б»
Цветы любимой маме
Научный руководитель: Грузинова Ольга Петровна,
учитель начальных классов, МБОУ - СОШ №2
Аннотация
Разведение гиацинтов в настоящее время становится массовым явлением. Выводятся новые сорта, изменяются окраска листьев и цветов, их размеры, форма и количество.
Гиацинт – луковичное растение, главным отличительным признаком является крупное соцветие, состоящее из множества обладающих сильным ароматом цветков. Гиацинт не «настоящее» комнатное растение, его спрос для содержания в комнатах во много раз превосходит на все другие цветущие в начале года горшочные растения. Когда за окном еще метут снега и зима еще не сдает своих позиций, гиацинт способен наполнить дом сочными весенними красками и долгожданным ароматом весны.
В исследовательской работе рассказывается, как при соблюдении условий выгонки можно в комнатных условиях в зимнее время вырастить луковичное растение – гиацинт.
В исследовании ставилась цель – самостоятельно вырастить дома цветок гиацинт к маминому дню рождения, создав условия выгонки.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
Изучение литературу о гиацинте
Приобретение необходимого материала для выращивания цветка
Создание условий для выгонки и выращивания цветка.
Проведение фенологических наблюдений за ростом и развитием растения.
Получение результата: подарить маме любимый цветок
В исследовательской работе описываются результаты и их обсуждение, сделаны выводы.
Ермакова Виктория Владимировна
Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская
МБОУ - СОШ №2 им. А.И. Покрышкина, 2 класс «Б»
Цветы любимой маме
Научный руководитель: Грузинова Ольга Петровна,
учитель начальных классов, МБОУ - СОШ №2
Краткая аннотация
Разведение гиацинтов в настоящее время становится массовым явлением. Выводятся новые сорта, изменяются окраска листьев и цветов, их размеры, форма и количество.
В исследовательской работе рассказывается, как при соблюдении условий выгонки можно в комнатных условиях в зимнее время вырастить луковичное растение – гиацинт.
В исследовании ставилась цель – самостоятельно вырастить дома цветок гиацинт к маминому дню рождения, создав условия выгонки.
В исследовательской работе описываются результаты и их обсуждение, сделаны выводы.
- СОДЕРЖАНИЕ
Введение _______________________________________________________________ 3-4
- Цветы любимой маме________________________________________________ 5-7
- История
- Подготовка к практической работе
- Изучение литературы
- Практическая часть
- Результаты исследования
Выводы __________________________________________________________________ 8
Заключение и перспективы работы _________________________________________ 8
Литература _______________________________________________________________ 9
Приложение ______________________________________________________________ 10
- Основная работа
Ермакова Виктория Владимировна
Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская
МБОУ - СОШ №2 им. А.И. Покрышкина, 2 класс «Б»
Цветы любимой маме
Научный руководитель: Грузинова Ольга Петровна,
учитель начальных классов, МБОУ - СОШ №2
Введение
Цветы для мамы, цветы для мамы,
Я прижимаю к сердцу своему.
Цветы для мамы, цветы для мамы,
Я их сегодня с трепетом дарю….
Цветоводство - отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием цветочно-декоративных растений для получения цветов на срезку, высадки их в садах, парках, скверах, для внутреннего украшения помещений. В зависимости от назначения и состава растений различают цветоводство открытого и закрытого (теплицы, оранжереи, парники) грунта. В открытом грунте возделывают приспособленные к местным условиям многолетние и однолетние цветочные культуры (флоксы, пионы, ирисы, анютины глазки, шалфей, лобелию, петунию и др.). В закрытом грунте выращивают теплолюбивые растения (розу, гвоздику, цикламен), комнатные растения (пальмы, кактусы, алоэ, аспарагусы), проводят зимнюю выгонку сирени, тюльпанов и других луковичных растений.
Актуальность темы
Предметно - содержательная область исследовательской работы объединила все предметы, изучаемые в начальной школе, их взаимообусловленные связи.
«Пусть живая, ищущая мысль ребенка, рассуждение, доказательство, сопоставление освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и овладению навыками» Л.В. Занков
Гиацинт не «настоящее» комнатное растение, его спрос для содержания в помещении во много раз превосходит другие горшочные растения. Когда за окном идет снег, гиацинт наполняет дом сочными красками и долгожданным ароматом весны.
Моя гипотеза
Мама очень любит цветы. Я рада, что гиацинт её любимый цветок. И подумала, смогу ли я вырастить его в комнатных условиях, чтобы подарить маме.
Цель моей работы:
- Самостоятельно вырастить дома цветок гиацинта;
- Выяснить, можно ли создать зимой условия для выращивания цветка в помещении путем выгонки.
3. Больше узнать о гиацинте.
Для достижения цели исследования поставила следующие задачи:
-Изучить литературу о гиацинте;
-Приобрести необходимый материал для выращивания цветка;
-Создать условия для выгонки и выращивания цветка;
-Провести фенологические наблюдения за ростом и развитием растения;
О своей исследовательской работе я рассказала маме и попросила помочь приобрести необходимый материал.
Практическая направленность работы – вырастить и подарить маме гиацинт.
Характер исследования – учебно-исследовательская работа
Структура исследовательской деятельности – блок теоретических знаний, практическая деятельность, экспериментально-опытная работа.
Характеристика объекта исследования – гиацинт – прекрасный цветок, появление которого в нашем мире овеяно множеством легенд. Он прекрасен в саду поздней весной. А каким чудом становится его цветение у нас дома в морозы, когда за окном холодно.
Методы и способы - изучение литературы, работа с журналами и каталогами, поиск в Интернете, опрос родителей, учителей, экспериментально-опытная работа.
На день рождения мама подарила мне книгу «Мифы Древней Греции». Я с огромным удовольствием читала о подвигах Геракла, троянской войне и мифологических Богах. Больше всего меня заинтересовала легенда об Аполлоне и Гиацинте – одна из самых известных историй о происхождении цветов.
Гиацинт в греческой мифологии (по одной из версий) сын спартанского царя Амикла и правнук Зевса. Он был так прекрасен, что затмевал красотою даже богов-олимпийцев. Красивому юноше покровительствовал бог южного ветра Зефир и Аполлон.
О, Греция, страна легенд и мифов, воспой ты Гиацинт, цветок дождей...
Давным - давно, прекрасный юноша, носящий имя Гиацинт
И сын спартанского царя, любимцем Бога Аполлона был.
И покровительствовали Гиацинту, и Аполлон, и Бог Зефир,
Он южный ветер людям посылал и в прятки с северным играл
Три друга часто собирались – охотились, соревновались,
Прекрасно разбирались в искусстве, в спортивных играх состязались.
Однажды собрались они в метании диска упражняться
И позабавившись на воле, утехам сладостным предаться.
Но Гиацинт превосходил богов и в красоте, в ловкости, и в силе.
Так сильно Аполлону диск метнул, что содрогнулись стены в мире.
Зефир, боясь, что этот диск вдруг покалечит солнечного бога
Подул так сильно на него, за Аполлона чувствуя тревогу.
И полетел тот диск обратно, смертельно ранив Гиацинта,
О горе, горе! Есть ли выход из тёмной смерти лабиринта?
Как Гиацинта оживить... и жизнь вдохнуть в него опять?
Не получалось у друзей, как это больно друга потерять!
Заплакал Аполлон тогда... О, Гиацинт! О, друг мой бедный!
И память пронести через века он дал ему обет посмертный
Склонили головы и Аполлон и бог Зефир, и затрубили в рог печали,
А капли крови Гиацинта цветком благоухающим вдруг стали...
О, Гиацинт! Весною укрощаешь неба своды,
А в Греции ты символ возрождения природы! (Приложение 1, рис. 1)
- Цветы любимой маме
Меня тронула эта история, и я нашла в энциклопедии фотографию этого цветка. Гиацинт очень красив.
Мне стало интересно, где впервые вырос этот цветок?
1.1 История
История этого прекрасного цветка идёт из далёких веков. «Локоны гурий» - так называли гиацинт в странах Востока. Около трех тысячелетий назад девушки - эллинки украшали "дикими" гиацинтами прически в день свадьбы подруг.
Считается, что в переводе с греческого языка, гиацинт обозначает "цветок дождя".
Такое ласковое поэтичное название цветок заслужил тем, что на своей родине в Малой Азии он распускается с первыми весенними дождями. Изящество цветка гиацинта и особенно волшебный запах способствовали тому, что уже в XV веке их стали выращивать в садах Ближнего Востока. С XVI века гиацинты появились в Европе.
Из своей родной земли гиацинт сначала попал в Турцию, где стал очень популярным, затем в Австрию, а после этого - в Голландию.
В Голландии гиацинт оказался случайно с потерпевшего кораблекрушение судна, на котором были ящики с луковицами; разбитые и выброшенные бурей на берег, луковицы проросли, зацвели и стали сенсацией.
Очень увлеклись гиацинтами в Германии. Во второй половине XVIII века даже была устроена первая выставка этих цветов.
В России первые гиацинты появились в 1730 году, сначала их выписывали из Голландии, но позже стали выращивать на Кавказском побережье Черного моря. С тех пор отечественные сорта гиацинтов не уступают иноземным ни по красоте, ни по продолжительности цветения.
- Подготовка к практической работе
Для проведения исследовательской работы по выгонке цветов зимой в домашних условиях я обратилась к классному руководителю Ольге Петровне с инициативой вырастить цветы и подарить их своей маме. Она поддержала мою идею и предложила обратиться за консультацией по выгонке луковичных растений в зимний период к учителю биологии Марине Владимировне.
Нами был разработан проект исследования, который включал в себя следующие виды деятельности:
- посетить школьную и районную библиотеки с целью поиска литературы по теме моей исследовательской работы; обратиться к учителю биологии с тем же вопросом;
- привлечь классного руководителя к совместному поиску информации о выгонке луковичных растений в зимний период в Интернете;
- изучить найденную литературу и информацию из Интернета;
- выбрать сорт гиацинтов для зимней выгонки;
- проконсультироваться у цветоводов по вопросу агротехники выгонки этих цветов зимой;
- выполнить работу по выращиванию гиацинтов в домашних условиях;
- вести наблюдение за развитием растений;
.
1.3 Изучение литературы
Так как моей задачей было изучение литературы, то в библиотеке я взяла книги «Все о комнатных растениях», «Комнатное цветоводство», прочла о происхождении цветка, его внешнем виде, сортах, об уходе, размножении. На страницах интернета узнала, откуда ведутся исторические «корни» гиацинта, о сортах и видах.
Гиацинт — луковичное растение семейства лилейных. Листья длиной 15—20 см, желобчатые, сочные, ярко-зеленого цвета. Цветки колокольчатые, собранные в густых кистях султана, с очень приятным ароматом. Есть сорта гиацинтов с махровыми цветками. Гиацинт — уроженец Малой Азии.
По мнению исследователей, За 400 лет селекционерами создано около 3000 сортов. Сорта различаются по окраске цветков, по высоте цветоноса и форме соцветия. Самыми распространенными видами являются римский и голландский. Римский выглядит эффектнее, так как дает по 2-3 цветоноса, усыпанного мелкими белыми, синими или розовыми цветами. А голландский подвид имеет больше вариантов окраски - он может быть сиреневого, синего, белого, красного, розового и даже желтого цвета!
Цветок вырастает из многолетней луковицы. Цветы собраны в початок, форма цветка – колокольчик, листья линейные с заостренными краями.
Выгонка – это агроприем, с помощью которого растения выводят из состояния покоя, чтобы в дальнейшем получить цветущие растения в зимнее время.
В условиях комнаты лучшими растениями являются луковичные: гиацинт, тюльпан, нарцисс и др. При выгонке они мирятся с недостатком света, поэтому их можно содержать в любых комнатах по отношению к сторонам света. В период выгонки и цветения луковичных растений температура должна быть невысокой. Выгоночные растения плохо переносят резкие колебания температуры, сквозняки и сухость воздуха.
Для выгонки отбирают крупные, совершенно здоровые, плотные и тяжеловесные луковицы. Луковицы до пересадки надо хранить в темном сухом месте. Посадку производят для более ранней выгонки в сентябре, для более поздней – в октябре. В горшок засыпают до краев огородную землю или торф, в середину помещают луковицу, вдавливая ее в грунт и крепко обжимая. Посаженная луковица не должна возвышаться над краем горшка Горшки ставят в деревянный ящик или картонную коробку (на дно ящика сначала насыпают слой песка или сырых опилок толщиной 2-3 см). Сверху горшки с посаженными луковицами и промежутки между ними засыпают слоем земли, песка, торфа или опилками толщиной 8-10 см. Землю (песок, торф, опилки) поливают водой, и ящики ставят в прохладное место при температуре 4-50 С. Если насыпанный слой начнет просыхать, его снова поливают. Примерно через 2-2,5 месяца луковицы укореняются и прорастают. Срок выемки наступает, когда на поверхности появляются толстые беловатые ростки, и ком земли в горшке будет хорошо оплетен корнями.
Вынутые горшки размещают на окне и накрывают бумажным колпаком. Закрывать ростки необходимо по двум причинам. Во-первых, при переносе в комнату растения сразу попадают в более сухую атмосферу, а под колпаком воздух более влажный, так что они постепенно привыкают к воздуху комнаты; во-вторых, растения приучаются к постепенному переходу от темноты к свету. Из луковки стремительно будут расти стрелки.
Гиацинт и косметика. Женщины издавна использовали гиацинты в косметических целях. Если настоять лепестки гиацинта на спирту, получится лосьон, который хорошо разглаживает кожу лица, устраняя морщины, предохраняет от вредных атмосферных воздействий и ароматизирует ее.
Гиацинт в быту. Высушенные лепестки гиацинта кладут в полотняные мешочки, которыми перекладывают постельное белье в шкафу. Оно долго сохраняет свежесть. Высушенные и измельченные в порошок лепестки гиацинта можно использовать для борьбы с вредными насекомыми: тараканами, комарами. Если поджечь такой порошок и окурить гиацинтовым дымом квартиру, комары сразу же исчезнут. И, главное, если вы заведете у себя в квартире этот изящный цветок, его прелесть и изумительно тонкий аромат всегда будут создавать вам прекрасное настроение.
- Практическая часть
Все изучив и узнав, я приготовила следующий материал:
- дренаж;
- мелкие керамические шарики;
- торфяной питательный грунт «Сенполия», содержащий биогумус ;
- цветочный горшок;
- удобрение «Сила жизни» для цветов и декоративных растений;
- луковицы сорта «Гиацинт голландский».
13 ноября посадила луковицы гиацинта белого, синего и фиолетового цвета. (Приложение 1, рис. 2)
На дно цветочного горшка насыпала дренаж, мелкие камушки, торфяной питательный грунт, оставив 3-4 см.
Посадила луковицы гиацинта, обильно полила. А за тем засыпала песком до верха горшка. Горшки с луковицами опустила в подвал, чтобы они укоренились.
Ежедневно я вела наблюдение за цветком, все изменения и действия систематизировала в таблице. (Приложение 1)
Первые ростки начали появляться в начале декабря. (Приложение 1, рис. 3)
11 января листочки подросли до 2-4 см, я занесла их в более тёплое помещение, полила. Накрыла горшки бумажными колпаками, чтобы в темноте ростки вытянулись. Закрывать ростки необходимо по двум причинам. Во-первых, при переносе в комнату растения сразу попадают в более сухую атмосферу, а под колпаком воздух более влажный, так что они постепенно привыкают к воздуху комнаты; во-вторых, растения приучаются к постепенному переходу от темноты к свету. Из луковки стремительно будут расти стрелки. (Приложение 1, рис. 4)
Каждое утро ставила цветок на подоконник, на «северное» окно, т.к. гиацинт любит прохладу. Вечером ставила горшок с цветком на стол, чтобы он дольше находился в светлом помещении. В обед поворачивала горшок на 1800, чтобы листья росли прямыми и ровными.
28 января – высота листочков гиацинта 11 см. Поставила горшки на окно с северной стороны в прохладную комнату, в поддоны налила отстоявшуюся воду, чтобы луковицы получали необходимую влагу, почву прорыхлила. (Приложение 1, рис. 5)
Гиацинт не любит тепло, боится сквозняков. После ночной темноты цветок наклоняется вниз. Это происходит из-за нехватки света, через 2-3 часа поднимается вертикально. Еще я заметила, что гиацинт растет ночью.
29 января - на подоконнике росточки позеленели, стали красивого насыщенно зелёного цвета.
31 января - листочки начали раскрываться.
2 февраля - листочки раскрылись, и показались нежно - зеленого бутончики 3-4см.
4 февраля - листочки гиацинта выросли до 14 см, цветочная стрелка вытянулась (бутончики 6-7 см.) (Приложение 1, рис. 6)
5 февраля - начали раскрываться первые нижние бутоны. Высота цветка 17см. (Приложение 1, рис. 7)
7 февраля – бутоны раскрылись (Приложение 1, рис. 8)
8 февраля – подарила маме её любимый цветок (Приложение 1, рис. 9)
1.5 Результаты исследования.
В ходе проведения исследовательской работы по выгонке гиацинтов в домашних условиях в зимний период я получила следующий результат. Вырастила в зимнее время цветок гиацинта путем выгонки, создав условия для развития цветка (освещение, температура, подкормка, полив).
8 февраля – подарила маме её любимый цветок (Приложение 1, рис. 10)
Выводы
В результате моего исследования я доказала, что можно вырастить цветок в комнатных условиях в зимнее время года, создав условия для выгонки.
Через свои наблюдения я узнала об условиях посадки, полива, о температурном режиме на разных этапах выращивания.
Мои результаты исследования и сведения из литературы о выращивании цветка гиацинта путем выгонки совпали.
Я научилась терпеливому и бережному отношению к своему цветку.
После того, как цветок отцветет, я продолжу наблюдение за ним, и в соответствии с условиями выгонки сохраню луковицу для дальнейшего размножения и посадки.
Заключение и перспективы работы
Данную исследовательскую работу можно использовать как дополнение к учебному материалу и во внеклассной работе
Литература
1. . Ганичкина О., Ганичкин А. – «Моим цветоводам» - М.: Эксмо, 2010г
2. ж. «Вокруг цветов» - №4 – 2007г.
3 ж. «Мои любимые цветы» - №4 – 2004г; №9 – 2006г.
4. Каталоги садоводческого центра «Мир Увлечений»
5.. Родионова С.В. – «Все о цветах». Новая энциклопедия дачника – М.; «РИПОЛ КЛАССИК», 2000г.
6. Хессайон Д.Г. – «Все о цветах в вашем саду» - М.; Кладезь-Букс, 2004г.
Проведу эксперимент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...
Организация научно-исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
из опыта работы начальной школы МОУ "МСОШ №2"...
Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленност...
Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленност...
Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы
Презентация расказывает о проектной деятельности учащихся в начальной школе....
Роль исследовательской и проектной деятельности учащихся начальной школы для достижения новых результатов образования
Современный урок: как научить учиться...
Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы в рамках ФГОС НОО.
Одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возник...