Рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочие прораммы по внеурочной деятельности для обучающихся 2 класса составлены в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 890.45 КБ |
![]() | 896.07 КБ |
![]() | 889.02 КБ |
![]() | 896.87 КБ |
![]() | 987 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Составитель:Юркевич Ольга Николаевна
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Нижневартовск, 2016 год
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой» предназначена для обучающихся 2-х классов МБОУ « СОШ № 21». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой.
Цель курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой»:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегиирешения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находитьпростейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверятьпростейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственноговоображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения назанятиях.
Личностные, метапредметные, предметные и воспитательные результаты курса
освоения программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»:
Личностные результаты :
- самостоятельность мышления, умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни,
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- способность к самоорганизованности;
- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса ( при групповой работе, работе в парах и т.д.)
Метапредметные результаты:
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий, определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практическая работа, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
- понимание причины неуспешной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование):
Предметные результаты:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Воспитательные результаты:
- воспитание любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера.
Содержание курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой»
с указанием организации и видов деятельности
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Тема:Числа. Арифметические действия. Величины
Тема:Мир занимательных задач
| Форма организации обучения – работа с конструкторами. Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» «Спичечный»конструктор.ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички»,«Полимино»,«Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия«Математика и конструирование». Состязания, соревнования между командами Игры «Ручеёк», «Пересадки», свободное перемещение по классу, работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах. | Сравниваютразные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделируютв процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; используютего в ходе самостоятельной работы. Применяютизученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализируютправила игры. Действуютвв соответствии с заданными правилами. Включаются в групповую работу. Участвуютв обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксируютиндивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументируютсвою позицию в коммуникации, учитываютразные мнения, используюткритерии для обоснования своего суждения. Сопоставляютполученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролируютсвою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Анализируюттекст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Ищут и выбираютнеобходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделируютситуацию, описанную в тексте задачи. Используют соответствующие знаково-симво-лические средства для моделирования ситуации. Конструируютпоследовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объясняют) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводятспособ решения задачи. Сопоставляютполученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Анализируют предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбираютнаиболее эффективный способ решения задачи. Оцениваютпредъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвуютв учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструируютнесложные задачи. |
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
«Дружим с математикой»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | ||||
По плану | По факту | ||||||
Тема № 1 «Двузначные числа и их запись» | |||||||
1 | Двузначные числа и их запись. Разбиение числа на разрядные слагаемые. | 1 | |||||
2 | Упражнения в определении места числа на числовой прямой. | 1 | |||||
3 | Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел. | 1 | |||||
4 | Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел.Числовой кроссворд (судоку). | 1 | |||||
5 | Решение задачи с некорректными данными. | 1 | |||||
6 | Разбиение числа на разрядные слагаемые. Решение задач. | 1 | |||||
7 | Решение задач на нахождение остатка и части чисел. | 1 | |||||
Тема № 2 «Сложение и вычитание двузначных чисел» | |||||||
8 | Решение задач на нахождение целого по известным частям. | 1 | |||||
9 | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданнойпоследовательностью «шагов» ( по алгоритму). | 1 | |||||
10 | Соотношение между единицами длины – работа с отрезками. | 1 | |||||
11 | Решение задач разных видов. Решение выражений, содержащих скобки. | 1 | |||||
12 | Составление многоугольников с заданным разбиением на части. | 1 | |||||
13 | Задачи, допускающие несколько способов решения. | 1 | |||||
14 | Решение неравенств. | 1 | |||||
Тема № 3 «Решаем задачи и примеры» | |||||||
15 | Соотношение между единицами длины – работа с геометрическими фигурами. | 1 | |||||
16 | Выражения с именованными числами. Решение задач разных видов. | 1 | |||||
17 | Практические способы построения многоугольников. | 1 | |||||
18 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 1 | |||||
19 | Решение нестандартных задач. | 1 | |||||
20 | Построение конструкции по заданному образцу. | 1 | |||||
21 | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданнойпоследовательностью «шагов» ( по алгоритму). | 1 | |||||
Тема № 4 «Умножение и деление чисел» | |||||||
22 | Умножение на однозначное число. | 1 | |||||
23 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Умножение суммы на число . | 1 | |||||
24 | Умножение чисел на 10 и на 100. | 1 | |||||
25 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | |||||
26 | Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления. | 1 | |||||
27 | Умножение чисел вида 50*9 и 20 * 4. | 1 | |||||
28 | Умножение на однозначное число. | 1 | |||||
29 | Деление на 10 и на 100. Практические способы нахождения площадей фигур. | 1 | |||||
Тема № 5 «Во сколько раз больше или меньше?» | |||||||
30 | Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | |||||
31 | Деление на однозначное число. Решение задач . | 1 | |||||
32 | Практические способы нахождения площадей фигур. | 1 | |||||
33 | Решение и составление ребусов. | 1 | |||||
34 | Практические способы нахождения площадей фигур. | 1 | |||||
Итого | 34 ч. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Составитель: Юркевич Ольга Николаевна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Нижневартовск, 2016
Пояснительная записка
Программа курсавнеурочной деятельности «Истоки»предназначена для обучающихся 2 Дкласса МБОУ «СШ№21».
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и направлена на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.
Цель курса внеурочной деятельности: раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.
Личностные, метапредметные, предметные и воспитательные результаты
курса внеурочной деятельности «Истоки»
Личностные результаты:
- Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, друзьями, одноклассниками, с земляками, народом, с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой; объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках; отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.
- Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
- Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, базовых российских гражданских ценностей, общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений
- Оценивать поступки, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре.
- Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.
- Объяснять самому себе «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя .Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях . Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Воспитательные результаты:
- приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
- организовать взаимодействие детей и взрослых;
- создать условия для развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
- формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
- формировать способности получать значимые социокультурные результаты.
Содержание курса внеурочной деятельности «Истоки»
с указанием форм организации и видов деятельности
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Родной очаг (9 часов) | ||
ИМЯ – Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем? СЕМЬЯ– мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье? РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Честь рода ДОМ – территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни. ДЕРЕВНЯ-земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне? ГОРОД – в чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие. | Ресурсный круг Работа в парах Презентация работ Оценивающий тренинг | АФО ресурсный круг «Имя и доброе качество» Ставить проблемный вопрос к тексту и находить на него ответ. АФО работа в паре «Семья».Усвоить основные нравственные заповеди. АФО ресурсный круг « За что я благодарен родителям?» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в паре «Родовое дерево» АФО ресурсный круг «Дом». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в паре «Родственные вещи». Оценивающий тренингработа в паре «Занятия жителей деревни».Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг «Город».Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в паре «Вечные ценности».Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Оценивающий тренинг. |
Родные просторы (9 часов) | ||
НИВА И ПОЛЕтруд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля. ЛЕС – как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса7 тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни. РЕКА – о чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов7 течение реки и ход времени. Вода живая. Мертвая и святая. МОРЕ-ОКЕАН – как море служит человеку7 в чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы. ПУТЬ – ДОРОГА- путь к счастью. Путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство. | Ресурсный круг Работа в парах Оценивающий тренинг Презентация работ | АФО работа в паре «Поле и школа».Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа?» АФО ресурсный круг «Лес» АФО «Дары и тайны леса» - работа в четверке АФО работа в паре «Вода – святая вода – живая вода» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг «Река» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Толковый словарь: поморы. Презентация по тексту учебника http://www.svetoch-opk.ru АФО работа в паре «Путь-дорога» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг «Значимые цели жизни» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека?» оценивающий тренинг |
Труд земной (8 часов) | ||
СЕВ И ЖАТВА– народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни. БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ– какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и и дети? Какие праздники связаны с животными? ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ – прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают? МАСТЕРА-УМЕЛЬЦЫ – что строили из дерева? Как рубили дома? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.. ЯРМАРКА – купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народны праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей | Ресурсный круг Работа в парах Работа в тройке Работа в четверке Презентация работ Оценивающий тренинг | АФО работа в паре «Про кого так говорят?» АФО ресурсный круг «Кто важнее?» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг « Ткачихи-рукодельницы» АФО работа в паре «Такие разные ткани» АФО работа в четверке «Инструменты плотника» АФО ресурсный круг «Мастера-плотники» АФО работа в тройке «Подкуем лошадку», оценивающий тренинг АФО ресурсный круг «Кузница» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг «Ярмарка» АФО работа в четверке «Труд земной и орудия труда», оценивающий тренинг |
Труд души (8 часов) СЛОВО – слова умные, добрые. Меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово библии. СКАЗКА – как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость. ПЕСНЯ - песня рождается. Когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная. ПРАЗДНИК – смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года. КНИГА – библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги? ИКОНА – образ иного. Преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный уголок. Как икона помогает в жизни и чему учит человека? ХРАМ – почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей. | Ресурсный круг Работа в четверке Презентация работ Оценивающий тренинг | АФО работа в четверке «Какое бывает слово?» АФО Ресурсный круг «Подари доброе слово» АФО работа в четверке «Уроки сказки» (по сказке Морозка) АФО ресурсный круг «Душа поет» АФО работа в четверке «Праздничная песня» АФО работа в четверках «Смысл праздника», оценивающий тренинг АФО ресурсный круг «Любимый праздник» АФО ресурсный круг «Любимая книга». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО Ресурсный круг «Икона», «Иконописный образ» АФО работа в четверке «Храм души», оценивающий тренинг |
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
«Истоки»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | |||
По плану | По факту | |||||
Раздел «Родной очаг»( 9 часов) | ||||||
1 | Введение в предмет. Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения. | 1 | ||||
2 | Семья. Семейные традиции. Любовь. Забота. Согласие. | 1 | ||||
3 | Семья. Родители. Почитание родителей.Обязанности в семье. | 1 | ||||
4 | Род. Родина. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколение. Родовое древо | 1 | ||||
5 | Дом. Порядок. Уклад. Ритм жизни дома. Родительский дом. Мир вещей. Семейные реликвии. | 1 | ||||
6 | Праздники дома. Любимый праздник. Практическая работа | 1 | ||||
7 | Деревня-кормилица. Земледельцы. Община. Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка | 1 | ||||
8 | Город – труженик. Щит Отечества. Город. Твердыня веры. Хранитель культуры | 1 | ||||
9 | Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Обобщающий урок по разделу «Родной очаг» | 1 | ||||
Раздел «Родные просторы» (9 часов) | ||||||
10 | Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная | 1 | ||||
11 | Труд земной и труд души на ниве. «Нива – божья ладонь». | 1 | ||||
12 | Лес. Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. | 1 | ||||
13 | Река. Название реки. Ручей -река-море-океан. Течение времени. Живая. Мертвая и святая вода | 1 | ||||
14 | Река. Красота и польза. Река. Истоки. Жизнь нрав реки. Река – дорога | 1 | ||||
15 | Море-океан. Поморы. Мореходы. Море. Соловки – северная святыня. | 1 | ||||
16 | Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. | 1 | ||||
17 | Дорога жизни. Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрестки. | 1 | ||||
18 | Обобщающий урок «Родные просторы» | 1 | ||||
Раздел «Труд земной»( 8 часов) | ||||||
19 | Сев и жатва. Труд земной. Пахота. Пашня. Пахарь, сеятель. Страда. Народные приметы. | 1 | ||||
20 | Домашние животные. Забота о домашних животных. Любовь к животному. Братья меньшие. | 1 | ||||
21 | Ткачихи. Женский труд. Ткачество. Терпение. Посиделки. Прядение. Рукодельницы. Лен. Полотно. Терпение. Сноровка | 1 | ||||
22 | Мастера-плотники. Плотницкое дело. Добросовестность. Рассудительность. Сруб. Артель. Топор. Мастерство | 1 | ||||
23 | Мастер-кузнец. Кузница. Сила и ловкость. Кузнецы-умельцы. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. | 1 | ||||
24 | Ярмарка. Праздник. Честная торговля. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. | 1 | ||||
25 | Ярмарка. | 1 | ||||
26 | Обобщающий урок «Труд земной» | 1 | ||||
Раздел «Труд души»( 8 часов) | ||||||
27 | Слово. Труд души. Слово истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. | 1 | ||||
28 | Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость. | 1 | ||||
29 | Песня. Душа поет. Народная песня. Частушка. Песня. Духовные песнопения. Гимн. | 1 | ||||
30 | Праздник. Будни и праздники. Смысл праздника. Праздник. Радостный труд души. | 1 | ||||
31 | Книга. Книга книг- Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб | 1 | ||||
32 | Икона. Слово в образе. Икона. Лампада. Красный угол. | 1 | ||||
33 | Храм – дом Божий. Купол. Крест. Храм – дом Божий. Внутреннее убранство. Храм и человек. Экскурсия в Никольский храм. | 1 | ||||
34 | Обобщающий урок. «Труд души» | 1 | ||||
Итого: | 34 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Составитель: Юркевич Ольга Николаевна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Нижневартовск, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Оригами» предназначена для обучающихся 2 Дкласса МБОУ «Сш № 21».
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Цель курса внеурочной деятельности:
создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности личности каждого ученика.
Личностные, метапредметные, предметные и воспитательные результаты
освоения программы курса внеурочной деятельности «Оригами»
Личностные результаты:
- осознание ответственности человека за общее благополучие,
- осознание своей этнической принадлежности,
- гуманистическое сознание,
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
- ценностное отношение к природному миру,
- готовность следовать нормамздоровьесберегающего поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- использовать общие приёмы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
Познавательные УУД:
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- моделировать;
Коммуникативные УУД:
- обработка информации;
- оценка информации;
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- установление причинно-следственных связей;
- обобщение;
- построение рассуждения.
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- предвосхищать результат;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- использовать установленные правила в контроле способа решения;
- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Воспитательные УУД:
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Содержание курса внеурочной деятельности «Оригами»
с указанием организации и видов деятельности.
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
1.Вводное занятие (2 часа) Знакомство. Ознакомление учащихся с новым направлением технического начального конструирования – оригами. Научить владеть условными обозначе-ниями, применять их при изготовлении изделий, создавая композиции. Привлечь обучающихся к обсуждению и подбору объектов работ. Организовать индиви-дуальную и коллективную работу, творческую взаимопомощь и соперни- чество. Развивать творческие способности учащихся, внимание, эстетический вкус. 2. Базовая форма «Квадрат» (5 часов) Знакомство с формой «квадрат», изготов-ление «улитки», «барсука», «лягушки», «голубя». Подбор цветовой гаммы. 3. Базовая форма «Двойной треугольник»(5 часов) Знакомство с формой «Двойной тре-угольник», изготовление фигурок «гри- зли», «георгина», «орла», «чайки» 4. Базовая форма «Двойной квадрат». (6 часов) Знакомство с формой, изготовление «жар-птицы», «шатл», « краба», «пеликана», «лилии». 5. Базовая форма «Прямоугольник». (3 часа) Знакомство с формой, изготовление разноцветных поделок. Подбор цветовой гаммы. 6. Базовая форма «Воздушный змей». (5 часов) Знакомство с формой. Изготовление «ело-чки», «жирафа», «обезьяны», «пингвина». Подбор цветовой гаммы. 7. Базовая форма «Рыба».(6 часов) Знакомство с формой. Изготовление «воробышка», «петуха», «пингвина», «кролика», «царевны-лебедь». 8. Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ. (2 часа) Изготовление альбомов лучших работ учащихся. Организация выставки работ за год. | В процессе занятий используются формы занятий:
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
| Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; анализировать информации, представленной на схеме; сравнивать схемы фигур, анализировать; наблюдать за функцией базовых форм; контролировать правильность и последовательность выполнения работы по схеме; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах); находить необходимую информацию и использовать её при выполнении работы |
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
«Оригами»
№ пп | Дата | Тема занятия | Количество часов | |
По плану | По факту | |||
Вводное занятие | ||||
1. | Базовые формы. Условные обозначения. | 1 | ||
2. | Базовые формы. Условные обозначения. | 1 | ||
Базовая форма «Квадрат» | ||||
3. | Базовая форма «Квадрат». Знакомство с формой. | 1 | ||
4. | Базовая форма «Квадрат». «Улитка» | 1 | ||
5. | Базовая форма «Квадрат». «Барбос» | 1 | ||
6. | Базовая форма «Квадрат», «Лягушка 2» | 1 | ||
7. | Базовая форма «Квадрат». «Голубь» | 1 | ||
Базовая форма «Двойной треугольник» | ||||
8. | Базовая форма «Двойной треугольник». Знакомство с формой. | 1 | ||
9. | Базовая форма «Двойной треугольник». «Гризли» | 1 | ||
10. | Базовая форма «Двойной треугольник». «Георгин» | 1 | ||
11. | Базовая форма «Двойной треугольник». «Орел» | 1 | ||
12. | Базовая форма «Двойной треугольник». «Чайка» | 1 | ||
Базовая форма «Двойной квадрат» | ||||
13. | Базовая форма «Двойной квадрат». Знакомство с формой. | 1 | ||
14. | Базовая форма «Двойной квадрат». «Жар-птица» | 1 | ||
15. | Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ. | 1 | ||
16. | Базовая форма «Двойной квадрат». «Шатл» | 1 | ||
17. | Базовая форма «Двойной квадрат». «Краб» | 1 | ||
18. | Базовая форма «Двойной квадрат». «Пеликан» | 1 | ||
19. | Базовая форма «Двойной квадрат» Лилия» | 1 | ||
Базовая форма «Прямоугольник» | ||||
20. | Базовая форма «Прямоугольник». «Разноцветные поделки». | 1 | ||
21. | Базовая форма «Прямоугольник». «Разноцветные поделки». | 1 | ||
22. | Базовая форма «Прямоугольник». «Разноцветные поделки». | 1 | ||
Базовая форма «Воздушный змей» | ||||
23. | Базовая форма «Воздушный змей». «Дерево». | 1 | ||
24. | Базовая форма «Воздушный змей». «Ёлочка». | 1 | ||
25. | Базовая форма «Воздушный змей». «Жираф». | 1 | ||
26. | Базовая форма «Воздушный змей». «Обезьяна» | 1 | ||
27. | Базовая форма «Воздушный змей». «Пингвин» | 1 | ||
Базовая форма «Рыба» | ||||
28. | Базовая форма «Рыба» Знакомство с формой. | 1 | ||
29. | Базовая форма «Рыба» «Воробышек» | 1 | ||
30. | Базовая форма «Рыба» «Петух» | 1 | ||
31. | Базовая форма «Рыба» «Пингвин» | 1 | ||
32. | Базовая форма «Рыба» «Кролик» | 1 | ||
33. | Базовая форма «Рыба» «Царевна -лебедь» | 1 | ||
Выставка работ учащихся. | ||||
34. |
| Составление альбома лучших работ | 1 | |
Итого | 34 ч. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Составитель: Юркевич Ольга Николаевна
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Нижневартовск, 2016 год
Пояснительная записка
Программа занятий внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Удивительный мир слова» предназначена для обучающихся 2 класса МБОУ «СШ № 21». Программа разработана на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой «Удивительный мир слова» (Сборник программ внеурочной деятельности :1-4 классы/под ред Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вента Граф, 2011г.) Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направленная на достижение следующих целей:
- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения и правильной речи как показателя общей культуры человека;
- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
- овладения учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
Программа внеурочной деятельности ставит следующие задачи:
- обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Актуальность программы «Удивительный мир слов» заключается в том, что в содержании занятий особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи. В процессе изучения данного содержания обучающиеся получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый на занятиях, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленного изучения курса русского языка.
Личностные, метапредметные, предметные и воспитательные результаты
освоения программы внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- развитие чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные:
Второклассник научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки;
- парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки;
- изменяемые и неизменяемые слова;
- формы слова и однокоренные слова;
- однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимическими корнями;
- предложения по цели высказывания;
- предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
- в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
- лексическое значение слова в толковом словаре;
- основную мысль текста;
- решать учебные и практические задачи;
- делить слова на слоги;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- подбирать однокоренные слова;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать по диктовку тексты объёмом 45-60 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
- исправлять деформированный текст (с нарушением порядка следования частей);
применять правила правописания:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корне слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слов (словарные слова, определённые программой);
- разделительный твёрдый и мягкий знаки;
- правописание приставок: об-, от-. До-, по-, под-, про-, за-, на-, над-;
- раздельное написание предлоги с другими словами (кроме личных местоимений).
Второклассник получит возможность научиться:
- устанавливать значения суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделенными морфемами);
- определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
- различать однозначные и многозначные слова;
- наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и синонимов;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
- применять правило правописания суффиксов имён существительных: -онок;, -ёнок;, -ок; -ек; -ик;. –ость;
- применять правило правописания суффиксов имён прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины проявления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- определять по предложенным заголовкам содержание текста;
- составлять план текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного на занятиях внеурочной деятельности материала).
Воспитательные:
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- развитие навыков организации и осуществление сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учении.
Содержание курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»
с указанием организации и видов деятельности.
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Мир полон звуков ( 6 часов) | ||
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукозапись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов. | Практическая и игровая деятельность: разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; игры «Доктор» (произношение скороговорок), «Наборщик», «Произношение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»; проект «Как я говорил, когда был маленьким; мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?» | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; анализировать информации, представленной на рисунке; сравнивать произношение гласных и согласных звуков; наблюдать за функцией и ударением в слове; контролировать правильность постановки ударения в словах; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах); находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. |
Азбука, прошедшая сквозь века ( 5 часов) | ||
Солунские братья. Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, названия букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы. | Практическая и игровая деятельность: чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы; экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности); конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки); рисование: «Весёлая буква Ё» | Сравнивать названия,, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности; наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов. |
Всему название дано ( 5часов) | ||
Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым м орфографическим словарём русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля. | Практическая и игровая деятельность: игры: «Найти слово», «Отгадай по признакам; мини-сочинение «Я – сын, ученик, спортсмен…» проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»; конкурс «Придумываем название для новых конфет». | формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; сравнивать толкование слова в различных словарях; самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. |
Как делаются слова ( 7 часов) | ||
История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов. Корень – главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по их значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по их значению. Решение лингвистических задач и головоломок с использованием «моделей» частей слова. | Практическая и игровая деятельность: игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»; лингвистический эксперимент «Свойства корня»; конструирование слов по словообразовательным моделям; проект «Как конфеты получают свои названия». | Моделировать на основе полученной информации собственное высказывание о происхождении выбранного слова; самостоятельно н необходимую находить информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; наблюдать образование слов в русском языке; анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразующие связи данных слов; анализировать значение и строение слова и на основе анализа делать вывод о том, являются ли они родственными; наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования); взаимодействовать и договариваться в процессе игры; находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. |
Секреты правильной речи ( 11 часов) | ||
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничение сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их разнообразие. Использование омонимов в речи. слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы. | Практическая и игровая деятельность: игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицу»; решение кроссвордов; составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»; . | Наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; наблюдать слова, сходные по звучание, анализировать результаты их использования в юмористических текстах; соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или общаться за помощью к учителю. |
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
«Удивительный мир слов»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | |||
По плану | По факту | |||||
Мир полон звуков ( 6 часов) | ||||||
1 | Звуки вокруг нас | 1 | ||||
2 | Фабрика речи | 1 | ||||
3 | Бессмыслица + бессмыслица = смысл | 1 | ||||
4 | Полоса препятствий | 1 | ||||
5 | Рисуем звуками | 1 | ||||
6 | Трудности словесного ударения | 1 | ||||
Азбука, прошедшая сквозь века (5 часов) | ||||||
7 | Буквы старые и новые | 1 | ||||
8 | Так считали наши предки | 1 | ||||
9 | Страницы древних книг | 1 | ||||
10 | Живая и весёлая буква алфавита | 1 | ||||
11 | Загадки русской графики. | 1 | ||||
Всему название дано ( 5 часов) | ||||||
12 | Рождение языка | 1 | ||||
13 | Сколько слов в языке? | 1 | ||||
14 | Имена, имена, имена…. | 1 | ||||
15 | Увлекательные истории в самых простых вещах. | 1 | ||||
16 | Словари – сокровищница языка. | 1 | ||||
Как делаются слова ( 7 часов) | ||||||
17 | «Дальние родственники» | 1 | ||||
18 | Слова «готовые» и «сделанные» | 1 | ||||
19 | Есть ли «родители» у слов: | 1 | ||||
20 | Внимание, корень! | 1 | ||||
21 | Такие разные суффиксы. | 1 | ||||
22 | Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить» | 1 | ||||
23 | Что нам стоит слово построить? | 1 | ||||
Секреты правильной речи (11 часов) | ||||||
24 | Словарное богатство русского языка | 1 | ||||
25 | Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик» | 1 | ||||
26 | Выбираем точные слова | 1 | ||||
27 | Одно или много? | 1 | ||||
28 | Когда у слов много общего? | 1 | ||||
29 | Когда значения спорят? | 1 | ||||
30 | Слова одинаковые, но разные | 1 | ||||
31 | «Местные жители» и «иностранцы» | 1 | ||||
32 | Как рождаются фразеологизмы? | 1 | ||||
33-34 | Выбор фразеологизма в речи | 2 | ||||
Итого: | 34 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №21»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
2Д класс
на 2016–2017 учебный год
Составитель: Юркевич Ольга Николаевна
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Нижневартовск, 2016год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» предназначена для обучающихся 2 классов МБОУ «СШ№21»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2012 г
Цель курса внеурочной деятельности:
- развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Личностные, метапредметные, предметные и воспитательные результаты
освоение программы внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Личностные УУД:
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
- Ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей.
- Стремление преодолевать возникающие затруднения.
- Готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
с указанием форм организации и видов деятельности
Основное содержание | Кол-во часов | Формы организации | Виды деятельности |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок). | 1 | Мозговая гимнастика (2-3 мин) Разминка (3-5 мин) Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10 мин) Весёлая переменка (3-5 мин) Логически-поисковые задания (10-15 мин) Коррегирующая гимнастика (1-2 мин) Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать или нестандартные задачи (10 мин) | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы, предметы по цвету, форме, размеру. Выделять черты сходства и различия, закономерности, признаки разных предметов. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание, целенаправленное и осмысленное наблюдение, чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками, несложные определения понятиям. Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки, преобразовывать фигуры. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств, признаки геометрических фигур. Определять на глаз размеры предмета, главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Ориентироваться в пространстве. |
Развитие концентрации внимания. | 5 | ||
Тренировка слуховой памяти. | 5 | ||
Тренировка зрительной памяти. | 4 | ||
Развитие аналитических способностей. | 1 | ||
Совершенствование воображения. | 5 | ||
Развитие логического мышления. | 3 | ||
Тренировка внимания. | 5 | ||
Развитие быстроты реакции. | 4 | ||
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | ||
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | |
По плану | По факту | |||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | 1 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | ||
7 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | ||
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
12 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | ||
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | ||
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | ||
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | ||
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | ||
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | ||
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | ||
28 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | ||
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | ||
30 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Совершен ствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | ||
31 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
32 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
33 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
34 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...