Рыба - вода, ягода - трава, а хлеб - всему голова
методическая разработка на тему
«Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова» - разработка праздника, включающая подготовительную работу, конкурсы загадок и пословиц о хлебе, интересную информацию о том, как пришёл к нам хлеб. Праздник формирует уважительное отношение к хлебу, к людям, занимающимся сельскохозяйственным трудом, эстетический вкус и творческую фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryba_-_voda_yagoda_-_trava_a_hleb_-_vsemu_golova._stsenariy_prazdnika.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник «Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова»
М.А. ВАРДАНЯН, учитель начальных классов, МБОУ ООШ № 12, хутор Казенно-Кужорский, Республика Адыгея
Цели: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, занимающимся сельскохозяйственным трудом, эстетический вкус и творческую фантазию.
Подготовительная работа: готовясь к празднику, ученики собирают, записывают и изготавливают книжки-малышки с пословицами, поговорками о хлебе, оформляют стенгазету «Слава тем, кто хлеб растил!» с фотографиями родителей, работающих в сельском хозяйстве, делают плакат «Поэты о хлебе». Можно провести конкурс рисунков, посвященных хлебу и тем, кто его выращивает, подготовить выставку репродукций картин русских художников.
В день праздника родители накрывают праздничный стол с булочками, пирожками, пирожными, пряниками и печеньем. В центре стола стоит каравай.
Ход праздника.
На сцену выходят ведущий и несколько учеников.
Ведущий. Постоянное изобилие хлеба − заветная мечта миллионов людей, живущих на Земле. Недаром народный поэт Дагестана Р. Гамзатов сказал: «Хлеб − это жизнь. Он вечен, как мать, как Родина». Однако, не все, к сожалению, знают, каким нелегким трудом он достается, какова его истинная цена. Прежде, чем попасть на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью, под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей разных профессий. Сколько сил требуется, чтобы собрать зерно, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб!
Первый ученик. Существует много разных профессий. Все они очень важны. Наш первый конкурс называется «Кем сделан хлеб?» Отгадайте загадки.
Как же трудно спозаранку
Целый день крутить баранку.
Работа его важна и сложна.
Но как она людям повсюду нужна! (Водитель.)
Кто на ранней зорьке встал
И все поле распахал? (Тракторист.)
В белоснежном колпаке,
Перепачканный в муке,
Булки сдобные печет
И ребятам раздает.
Продавец или аптекарь?
Нет, конечно, это ... (пекарь).
Второй ученик.
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
Третий ученик.
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Им спасибо говори -
Их за все благодари.
Ведущий. Хлеб − народное богатство. Его стоимость определяется не рублями, которые мы платим в магазине, а ценой большого человеческого труда. На Руси всегда было особое, почтительное отношение к хлебу. Считалось преступлением бросить даже его маленький кусочек. Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Если остались несъеденные куски, сделайте из них сухарики, испеките запеканку. Зимой крошками можно подкармливать птиц. Помните: если каждый из нас выбросит в день половину ломтика хлеба, то за год наберется несколько килограммов хлеба. Если буханка или батон зачерствели, и их выбросили, значит, зря трудились хлебороб, мукомол, напрасно стоял у жаркой печи пекарь.
Четвертый ученик.
Мальчишке было десять лет.
Он шел по переулку
И нес домой в пакете хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути, груженую песком,
Он встретил пятитонку
И недоеденным куском
Швырнул он ей вдогонку...
Пятый ученик.
Но если б думал мальчик тот
О зернышке - о чуде,
И сколько мыслей и забот
В него вложили люди,
О том, что знает вся страна:
Путь от озимой травки,
Путь от проросшего зерна
До хлеба на прилавке.
Шестой ученик.
О том, что хлеб пришел не вдруг
От копен желтокудрых,
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых...
А вот сбирал бы паренек
Колосья меж стогами,
Так не лежал бы тот кусок,
Растоптанный ногами.
Седьмой ученик. Каждый из нас должен помнить: это большое счастье, если на столе всегда есть хлеб. Что бы ни стояло на столе − хлеб находится всегда на почетном месте.
Восьмой ученик. Недаром говорят: хлеб всему голова. Он источник белка, углеводов, минеральных веществ, витаминов и клетчатки, которая улучшает пищеварение. В хлебе много полезных для человеческого организма веществ: фосфора, калия, магния, серы. Хлеб питателен, вкусен, легко усваивается и помогает усваивать другие продукты. Его нельзя заменить ничем.
Ведущий. Объявляем конкурс «Собери пословицу из двух половинок».
Ученики читают части пословиц, записанные на плакатах, и составляют из них целые пословицы.
1. Без соли невкусно,... ... у того и хлеб родится.
2. Будешь трудиться − будет у тебя и ... ... народу голодать.
3. Если хлеба нет куска, ... ... а без хлеба несытно.
4. Кто пахать не ленится, ... ... так и в тереме тоска.
5. Хлеб ногами топтать - ... ... хлеб, и молоко водиться.
Ведущий. Задавали ли вы себе когда-нибудь вопрос: «Как пришел к нам хлеб?»
Девятый ученик. Ни один продукт не имеет такой длинной истории, как хлеб. Около десяти тысяч лет назад люди начали есть зерна еще не «прирученной» пшеницы, ржи, ячменя, овса, риса. Потом они научились варить из них каши и похлебки. Однажды человек заметил, что из зерен, оброненных на землю, через некоторое время выросли новые колоски. Посадив в землю зерна, он собрал первый урожай. Это стало одним из важных открытий в истории человечества. Постепенно многие племена обучились земледелию.
Первый ученик. Древние люди растирали зерно в муку каменными зернотерками. Из муки они пекли пресные лепешки на раскаленных камнях. Постепенно они стали жить оседло, строя рядом с полями дома.
Второй ученик. Способ изготовления кислого теста (наиболее привычного для нас) открыли еще в Древнем Египте несколько тысяч лет назад. От египтян хлебопечению научились другие страны.
Третий ученик. Пшеница − первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Ее сеют во всех странах мира. Самые распространенные сорта пшеницы − твердые и мягкие. Твердые − самые ценные, но они боятся морозов. Такую пшеницу выращивают в странах с теплым климатом. Мягкая пшеница более выносливая и быстрее созревает. Ее сеют в странах с более холодным климатом. Самые лучшие макароны и пышные булочки получаются из твердых сортов пшеницы.
Четвертый ученик. «Ржаной хлебушко − калачу дедушка» − гласит народная мудрость. В нашей стране рожь растет лучше пшеницы, поэтому ею засевают многие поля. Из ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб. Такой хлеб питательнее, полезнее пшеничного. Иностранцы, которые приезжают к нам из многих стран, с удивлением пробуют наш черный хлеб: такого они никогда не видели. В Англии черный хлеб очень дорогой. Он считается хлебом для богатых.
Ведущий. Между тем не так-то просто испечь хлеб. Тесто замешивается из муки, воды, сахара, соли, дрожжей или других заквасок. В зависимости от рецепта оно готовится в течение 1-3 и более часов. Его месят, подмешивают, следят, чтобы не вылезло из посуды. В России издавна говорили: «Творить тесто», т.е. растворять его, чтобы оно не было крутым. С хлебом, как с ребенком, надо нянчиться, беречь от сквозняков, иначе оно осядет. Только при постоянной заботе оно будет пышным, а хлеб − вкусным.
Девочка, одетая в русский костюм, выносит на расшитом полотенце каравай хлеба.
Пятый ученик.
Вот он хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он − теплый, золотистый –
Словно солнцем налитой.
Шестой ученик.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
Седьмой ученик.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
Восьмой ученик.
Ведь не сразу стали зерна хлебом,
Тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Девятый ученик.
К хлебу все имеет отношенье −
Русский хлеб причастен ко всему:
К дружбе наций, к спутников движенью,
К миру, правде, к счастью твоему.
Ведущий. Слава хлебу и рукам, что его растили.
Все вместе. Слава! Слава! Слава!
Гостей приглашают к столу отведать угощение.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007. Мультимедиа-энциклопедия.
2. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». М., 2004.
3. Праздники в начальной школе – 2 / Сост. Н.Г. Кувашова. Волгоград, 2001.
4. Человек и его окружение: сборник загадок: 1-4 классы / Сост. Е.М. Тихомирова. М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хлеб всему голова
Дается повторение сведений о слове, о родственных словах, закрепляется умение выделять окончания слов....
Классный час Тема: Хлеб - всему голова.
Тема: Хлеб - всему голова....
Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.
Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...
Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".
Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....
Классный час Хлеб-всему голова
Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....