Аналитический отчёт классного руководителя
материал на тему

Ищенко Ольга Константиновна

Аналитический отчёт был подготовлен в качестве материала одного из заданий конкурса "Классный руководитель Новосибирска". Разработан на основе ежегодных отчётов классного руководителя за несколько лет. Будет полезен классным руководителям с 1 по 11 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №122»

Аналитический

отчёт

классного руководителя

2 «Г» класса

МБОУ СОШ №122

Ищенко Ольги

Константиновны

Новосибирск 2016

Содержание

  1. Введение
  2. Целеполагание
  3. Принципы
  4. Методы
  5. Формы организации воспитательной деятельности
  6. Содержание воспитательной деятельности
  7. Анализ воспитательной работы за три года

Создание условий для формирования классного коллектива

Содействие обогащению духовного мира учащихся, формированию мировоззрения, развитию их интеллектуального потенциала

Создание условий для проявления и развития творческого потенциала учащихся

Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях

Мониторинг результатов воспитательной работы в классе

Выводы

Перспективы развития и применения аналитического отчёта

  1. Использованные ресурсы
  2. Приложения

Аналитический отчёт

классного руководителя 2 «Г» класса МБОУ СОШ № 122

Ищенко Ольги Константиновны

«Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания».

Н. И. Новиков

Введение

В школе № 122 Калининского района города Новосибирска я работаю тринадцатый год. Общий педагогический стаж 21 год. Поскольку я учитель начальных классов, то одновременно и классный руководитель. Воспитательная работа – неотъемлемая часть моей педагогической деятельности.

В 2015 году я выпустила очередной четвёртый класс и набрала новых первоклассников. С сентября 2016 года являюсь классным руководителем сразу двух классов - 2«Г» и 3«В». Моё кредо классного руководителя: «Принимай ребёнка таким, какой он есть, но создавай такие условия, чтобы он становился лучше». Искренне считаю, что дети приходят к нам, чтобы мы помогли им стать ещё лучше, а они помогли стать лучше нам. Эту мысль поддерживает цитата В.Г. Белинского: «Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим».

С 2011 года школа перешла на новые государственные образовательные стандарты (ФГОС НОО). Это помогло расширить воспитательные возможности образовательного процесса. Как педагог начальной школы я имею возможность использовать не только воспитательный потенциал уроков, но и огромные возможности внеурочной деятельности.

Целеполагание

Стратегической целью воспитательной работы школы является обеспечение условий для максимального развития личности ученика и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры: здоровье (физическое, психическое, социальное), семья, Отечество, культура, образование, труд.

Выбор цели воспитания учащихся моих классов обусловлен социальным заказом государства, нормативно-правовой базой Российской Федерации в области образования, стратегической целью образовательного учреждения, особенностями преобладающих интересов и доминирующих потребностей учащихся  класса, социальных запросов их родителей, уровнем нравственной воспитанности учащихся, сформированностью классного коллектива, психологическим климатом в классе, уровнем межличностных отношений. 

Воспитательная работа в классном коллективе моего класса нацелена на формирование личности учащегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности, культуры поведения и речи, основ личной гигиены и здорового образа жизни.

В целом, работа строится по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) через организацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС в контексте «Программы развития воспитательной компоненты в МБОУ СОШ № 122» и охватывает основные направления организации воспитания и социализации учащихся.

Цель – обеспечение условий для развития нравственной, интеллектуальной, коммуникативной личности, способной к успешной самореализации в жизни с опорой на нравственные ориентиры.

Задачи:  

  1. Создание условий для формирования классного коллектива.
  2. Содействие обогащению духовного мира учащихся, формированию мировоззрения, развитию их интеллектуального потенциала.
  3. Создание условий для проявления и развития творческого потенциала учащихся.
  4. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.

На страницах Федерального государственного стандарта можно познакомиться с «портретом» выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,  высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В первый класс приходят дети с разным набором качеств характера, ценностных ориентаций, стилем поведения. Педагог начальной школы должен суметь, не «сломав» ни одного ребёнка, не ранив его, не унизив, «причесать», «подравнять» и помочь, если не стать, то приблизиться к такому образцу, должен помочь влиться в детский коллектив, осознать свою ценность и значимость в нём.

Принципы

Моя воспитательная система строится на основных дидактических принципах воспитания (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Я. Корчак, В.С. Селиванов, В.Г. Крысько, П.И. Пидкасистый и др.):  

  • целенаправленность,
  • природосообразность,
  • культуросообразность,
  • гуманизация и гуманистическая направленность,
  • незавершимость,
  • дифференциация,
  • персонификация,
  • сочетание уважения и требовательности,
  • опора на положительное в личности и в группе,
  • связь с жизнью,
  • ориентация на ценности и ценностные отношения,
  • воспитание в процессе деятельности.  

Ведущими считаю последние пять.

Методы

Уверена в том, что в воспитании ребёнка большое значение имеет личность учителя (воспитателя), его ценностные установки и личный пример. Как сказал К.Д. Ушинский: «Только личность может влиять на воспитание, развитие другой личности». Поэтому  стараюсь быть примером для своих воспитанников, демонстрировать такие нравственные качества, как честность, справедливость, искренность, верность своему слову, сдержанность в эмоциях, уважение, доброжелательность, соблюдение требований, норм и правил, умение признавать свои ошибки и др. Эту мысль подтверждают слова В.И. Даля: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». 

Пример, вообще, является одним из самых эффективных методов духовно-нравственного воспитания. Психологической основой примера является склонность людей к подражанию, изучению и заимствованию опыта других.

Для воспитания на положительном примере необходимы следующие условия:

  • чем глубже ученик осознаёт социальную и личностную ценность примера, чем он ближе и доступнее, чем больше сходства между ним и примером, тем сильнее влияние положительного примера;
  • воспитатель должен быть примером во всём, от самого элементарного – внешнего вида, манер и до моральных ценностей.

Кроме примера использую воспитательные методы:

  • убеждение (пример, беседы, диалоги, разъяснение, игры, творчество и т.д.),
  • внушение,
  • упражнение,
  • формирование поведения и трудовой деятельности (соблюдение режима, требований учителя, школы, выполнение поручений и т.д.),
  • поощрение и стимулирование (соревнования, турниры, конкурсы, игры),  
  • контроль и самооценка (анкетирование, тестирование, анализ и т.д.).

Формы организации воспитательной деятельности

Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше других передает понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело — это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные его отличительные особенности — необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.

Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и поэтому называются коллективными воспитательными делами или коллективными творческими делами (далее КТД). Коллективные творческие дела, отмечает один из основателей методики воспитания, основанной на системе таких творческих дел, проф. И. П. Иванов, это не мероприятия, а забота; это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками.

Я провожу как групповые, так и индивидуальные КТД, экспромтные и длительно готовящиеся, КТД, где организаторами выступают педагоги, родители, взрослые; где деятельность организуется на основе сотрудничества детей и взрослых; и где инициатива и ее реализация принадлежит детям.

Результатом таких воспитательных дел может являться информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт.

Раскрыться каждому и одновременно почувствовать себя частью коллектива, сплотить ребят и увидеть, оценить способности друг друга можно только в совместной деятельности. Поэтому моя излюбленная форма организации воспитательной деятельности – театрализация, т.е. создание спектаклей и подготовка «номеров» для праздника или концерта. Участие в создании «действа» позволяет учащимся преодолеть робость, стеснение, развивает ораторские качества, раскрывает в детях качества лидера, организатора, заставляет проявить творческие таланты (создание декораций, костюмов, реквизита).   

Современные дети – дети поколения Z. Они живут в информационном обществе, для них мультимедийные технологии – норма жизни. Их отличает «клиповое» мышление. Поэтому я активно внедряю в воспитательный процесс ИКТ-технологии, которые могут являться как средством воспитания, так формой организации воспитательной деятельности. В 1 классе мы смотрим мультфильмы, ролики, презентации, скринкасты с последующим обсуждением. Со 2 класса начинаем сами создавать мультфильмы, презентации, используем скрайбинг, скринкастинг. Одновременно учимся безопасному поведению в сети Интернет. Поскольку примерно с 3 класса дети начинают активно осваивать социальные сети, то учимся культурно общаться в виртуальной реальности и распознавать различные опасности: кибербуллинг, троллинг, груминг и др. (без ввода терминологии). При этом я обязательно провожу родительские собрания, посвященные интернет-безопасности детей.

Своим опытом в данном направлении делилась в выступлениях на областных научно-методических семинарах  по темам «Документ-камера как инструмент для реализации требований ФГОС. Мультипликация в начальной школе.» и «Использование скринкастов в обучении младших школьников школьников». Эти же темы осветила в своих выступлениях на научно-практической конференции в НПК № 2 и на семинаре для студентов 5 курса НПК№ 2, провела мастер-класс для слушателей курсов НИПКиПРО в 2015 и  2016 годах (Приложение 1).

Уже продолжительное время классные руководители нашего ОУ работают в условиях «Политехнической школы». Поэтому особую роль я отвожу воспитательным делам профориентационной направленности. Это – тематические классные часы, викторины, ярмарки, праздники и фестивали профессий, экскурсии на производство, профессиональные пробы, решение проектных и исследовательских задач и др. Участие в таких делах позволяет ребёнку узнать о работе людей разных профессий, «примерить» на себя разные роли (профессии), что является пропедевтикой профессионального самоопределения.

Опытом работы по теме «Привлечение внимания обучающихся политехнической школы к рабочим профессиям и формирование первичных профессиональных ориентиров (качеств) у младших школьников» я делилась на Всероссийской научно-практической  конференции, по итогам которой был выпущен сборник статей, в их числе была напечатана и моя статья по теме выступления. Эта же статья была опубликована в специальном выпуске сборника «Поиск» в 2015 году (Приложение 1).

 

Содержание воспитательной деятельности

Воспитательные дела затрагивают 11 сфер воспитания, решающих различные задачи:

  • гражданско-патриотического воспитания,
  • нравственного и духовного воспитания,
  • воспитания положительного отношения к труду и творчеству,
  • интеллектуального воспитания,
  • здоровьесберегающего воспитания,
  • социокультурного и медиакультурного воспитания,
  • культуротворческого и эстетического воспитания,
  • правового воспитания и культуры безопасности,
  • воспитания семейных ценностей,
  • формирования коммуникативной культуры,
  • экологического воспитания.  

В рамках всех этих сфер учащиеся моих классов участвуют в различных воспитательных делах разного уровня, таких как Декады, Месячники, Дни, акции, митинги, Уроки Мужества, Уроки Безопасности, Интернет-уроки, концерты, фестивали, экскурсии, профессиональные пробы, ярмарки, праздники, проекты, классные часы и внеурочные занятия, постановках спектаклей, создании мультфильмов и т.д.

Одной из ведущих сфер для меня является гражданско-патриотическое воспитание. Согласна с президентом РФ В.В. Путиным в том, что "Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. (…) Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России». 

Ещё одно очень важное направление моей воспитательной работы – это социализация личности школьника, поскольку приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период  до 2025 года). Человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя. В начальной школе учащиеся проходят первые этапы становления, начиная с осознания своей роли как школьника.

Желая проверить свои знания в области развития и воспитания личности школьника, я приняла участие во Всероссийском конкурсе «Вопросита» и в блиц-олимпиаде «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС» стала победителем (Приложение 1).

Анализ воспитательной работы за три года

(2012/2013, 2013/2014, 2014/2015 уч. годы)

Создание условий для формирования классного коллектива

Очень важную роль в воспитании отдельной личности играет коллектив. Поэтому основная роль была отведена созданию системы самоуправления в классном коллективе. Для решения поставленной задачи в начале каждого учебного года (и в январе повторно) проводился классный час, на котором выбирался актив класса. На этом же мероприятии обсуждали, каким должен быть дружный коллектив, почему, зачем, как этого добиться, какую роль играет в этом каждый ученик класса. Очень чётко с ребятами были разобраны характеристики каждой «должности»: командир класса, командир группы, организатор игр, физорг, советник по труду, советник по учёбе, член редколлегии. Ребята ответственно отнеслись к выбору командира класса, а также к выбору собственных поручений (соотносились желания и реальные возможности и способности). Таким образом, в классе удалось установить комфортную рабочую атмосферу, основанную на ответственности и взаимопомощи, а также нацелить детей на дружелюбные отношения.

Нужно отметить, что в силу возрастных особенностей учащихся самоуправление в начальной школе не может быть полным, но может являться базой для совершенствования её в среднем звене, помогает ученикам стать более самостоятельными и ответственными, способствует формированию осознанной дисциплины. Учитель в данной системе выполняет функцию организатора, направляющего и контролирующего действия учеников.

Я приучаю ребят ответственно относиться к своим поступкам, уметь отвечать за них. Почти все ребята за три года хорошо научились справляться со своими поручениями. Редколлегия выпускала очень яркие газеты ко дню Учителя, дню Матери, к Уроку счастья, к Новому году, к 23 февраля и 8 марта, ко Дню Победы, ко дню Здоровья и к празднику «Здравствуй, лето!». Кроме того юные художники создавали декорации к мюзиклам «В царстве змеи Скарабеи», «Красная Шапочка» (Приложение 2) и «Мешок Деда Мороза», которые ребята ставили сами. Утреннюю зарядку и физминутки ежедневно на уроках проводили физорги разных групп по очереди, они же были активными помощниками в проведении спортивных игр и эстафет. Советники по труду поддерживали порядок в кабинете и учили соблюдать порядок на своих рабочих местах других ребят. Очень ответственно отнеслись к своей роли советники по учёбе: контролировали запись домашних заданий у тех, кто медленно пишет, ленится или хитрит; выполняли роль консультантов на уроках, объясняли трудные задания, с которыми они справились, а другие – нет. Труднее всех пришлось организаторам игр, не все ребята сумели справиться с поручением: не удавалось увлечь одноклассников игрой, удержать дисциплину во время игры. Оказалось, что при выборе «роли» дети не учли собственных особенностей (темперамент, характер, степень организаторских способностей).

Можно сказать, что совместными усилиями классу удалось достигнуть устойчивого выполнения поручений, но частично учащиеся «отлынивали от работы» (большинство из них поняли, что недооценили себя, свои возможности и особенности характера), но и это тоже опыт, без которого нельзя самосовершенствоваться. Вместе с тем, сменность поручений в течение года дает ребятам возможность попробовать свои силы в разных социальных ролях.

Формированию классного коллектива в большой степени способствуют совместные творческие дела. Поэтому мои воспитанники постоянно участвовали в совместных проектах, создании спектаклей, подготовке праздников, вместе трудились и вместе отдыхали, вместе посещали концерты и ходили в театр.

В целом творческая жизнь в 4 классе кипела, было место для проявления интеллектуальных и организаторских способностей учащихся. Дети в коллективе заметно повзрослели, поменялись их взгляды, интересы. Больше ребят стали заниматься спортом, повышать свою компьютерную грамотность. Повысился уровень сознательной дисциплины, самостоятельности, ответственности. Чистота и порядок в классе соблюдались силами самих учащихся.

Содействие обогащению духовного мира учащихся, формированию мировоззрения, развитию их интеллектуального потенциала

Формированию правильной системы ценностей способствовали беседы, классные часы, а также участие в общешкольных акциях и делах. Немалую роль в этом играли незапланированные обстоятельства. Сначала в больницу попала девочка, перенесла две операции, переливание крови, потом сломал ногу мальчик, с сотрясением мозга лежал в больнице другой мальчик-спортсмен. Ребята, поддерживая начатую в 1 классе традицию помогать тем, кто лежит в больнице, собирали огромные «больничные посылки», в которых были не только сладости, купленные родителями, но и письма с пожеланиями скорейшего выздоровления, рисунки, поделки, открытки.

Обогащению духовного мира учащихся, формированию мировоззрения, развитию их интеллектуального потенциала способствовали уроки ОРКиСЭ в 4 классе, которые включали не только занятия по учебнику, но и ряд исследовательских заданий, творческих работ, ориентированных на воспитание высоконравственной личности. Кроме того, в классе реализовывались программы внеурочной деятельности «Мой мир», «Радуга», «Мы – маленькие граждане России», «Умники и умницы», «Здоровей-ка!».

В классе существует традиция поздравления именинников и подготовки и проведения различных праздников.

Одним из самых ярких дел можно считать «Урок счастья». В класс приезжали «хранители счастья» из одноимённого музея, которые привезли с собой, показали, дали потрогать символы счастья разных народов. Прошла глубокая по содержанию и эмоциональному наполнению беседа, в ходе которой дети учились быть счастливыми и дарить счастье другим.

Ежемесячно в течение всех лет класс в полном составе посещал театр «Глобус» и дважды выезжал на просмотр спектаклей в ДК Горького. Пересмотрели все спектакли. Апогеем стал спектакль «Поллианна», на котором даже мальчишки плакали, не стесняясь. Перед представлениями ребята обязательно знакомились с выставками рисунков и поделок и принимали активное участие во всех конкурсах, а после – обсуждали, писали отзывы, сочинения.

Обогащению духовного мира способствовали и экскурсии. Во втором классе мы побывали в центре японской культуры «Хоккайдо». На уроке японской каллиграфии ребята без подсказок выбирали для начертания иероглифы «мир», «счастье», «вдохновение», «любовь», «добро». А в 3 классе очень впечатлила поездка в парк чудес «Галилео», которая одновременно ещё и обогатила интеллектуальный потенциал ребят. Очень увлеченно учащиеся изучали процесс создания шоколада и участвовали в создании собственной шоколадки на шоколадной фабрике «Елисеевская». Активно проявляли и закрепляли знания ПДД во время посещения Автогородка.

В 3-4 классе я акцентировала внимание на интеллектуальной составляющей. Много времени отводилось интеллектуальным занятиям, благодаря которым появилось 4 индивидуальных исследовательских работы, 2 групповых, общеклассные проекты «Первоклассная газета», «Толерантность», «Древнерусский город» и другие мини-проекты. К 4 классу ребята уже стали считать нормой умение работать над небольшими проектами. С проектом «Толерантность» (Приложение 3) мы приняли участие в проведении «Школы толерантности» для параллельных третьих классов: ребятам 3б класса так понравилась идея, что они тоже реализовали собственный проект «День защиты детей». Ребята регулярно принимали участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП», «Золотое Руно», «Пятёрочка». На районной олимпиаде по русскому языку Лучкова Екатерина (4 «В») стала призёром.

Формирование элементарных навыков самообслуживания и воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду шло через систему дежурств по группам, выполнение правил рабочего человека, проведение «генеральных уборок» в классе на своих полочках в шкафах и на рабочих местах, участие в операциях «Чистый двор», выставках детских работ по технологии и ИЗО. Во 2 классе к 8 марта и к концу учебного года дети своими руками провели выгонку гиацинтов из луковиц и вырастили глоксинии (Приложение 4). Они наблюдали за развитием растений, ухаживали за ними, старались соблюдать технологию. Многие смогли самостоятельно вырастить цветы в следующем году, делились секретами их хранения в холодильнике.  

Большое внимание уделялось воспитанию потребности в здоровом образе жизни и формированию гигиенических навыков. В классе сложилась система музыкальных утренних зарядок, физминуток для разгрузки различных групп мышц, в т.ч. глазных. Значение каждого упражнения разъяснялось. Проведены классные часы и беседы  о важности соблюдения режима дня, о правильном питании, о безопасном поведении в школе, о правильной осанке, дыхании, закаливании, профилактике ОРВИ и гриппа, о правилах поведения при пожаре, ЧС, ПДД. В системе велась работа по тетради здоровья «Приключения с БИФФИ». Дети познакомились с вредными и полезными бактериями, научились отличать и выбирать полезные продукты. Ребята поучаствовали в спортивных соревнованиях с другими классами, посвящённых 23 февраля, а также в спортивных эстафетах «Весёлые старты» (осень, весна). 23 человека посещали школьный бассейн. Результатом такой профилактической работы можно считать минимальное количество пропусков по болезни в период эпидемии ОРВИ и гриппа (не более 3).

Воспитанию чувства патриотизма помогала система уроков окружающего мира и литературного чтения/слушания (произведения раздела «Моя Родина»), классные часы, беседы. Особое место заняло мероприятие «К вершинам знаний», которое проходило в виде урока-соревнования на основе материалов из истории Олимпийских игр. На этом уроке дети узнали об олимпийских чемпионах России и Новосибирска, прониклись духом соревнований, преодоления трудностей и воспитания силы воли.

Традиционно принимаем участие в праздновании Дня Победы. Каждый год мы всем классом посещали митинги «У Камня Памяти» на Плехановском жилмассиве и у Павловского сквера на улице Богдана Хмельницкого (Приложение 5). Ребятам очень нравилось есть солдатскую кашу, ходить с георгиевскими ленточками на груди, дарить ветеранам цветы. Очень ответственно дети отнеслись к изготовлению открыток для ветеранов, делали их на совесть, с душой. В 4 классе на школьном Фестивале патриотической песни «Я помню! Я горжусь!» ребята заняли 2 место.

Интересным оказалось мероприятие по сбору макулатуры, отработанных лампочек и батареек в рамках экологического воспитания. По школе учащиеся 2В класса заняли 8 место, но сделали выводы о правильном отношении к бытовым отходам, к экологии, к своей собственной роли в сохранении природы. А в 4 классе Масалова Вероника была отмечена грамотой за личное первенство в сборе макулатуры.

Апрель и май всегда были насыщены концертами разных кружков и студий, которые посещают ребята класса. На всех концертах и выставках присутствовали вместе с родителями, поддерживали одноклассников словами и аплодисментами.

О сформированности некоторых ценностных ориентиров можно судить по поступкам и поведению учащихся. Класс отличается совестливостью, умением признавать ошибки, большинство понимает суть понятия «уважение» и демонстрируют это.

Создание условий для проявления и развития

творческого потенциала учащихся

Ежегодно 100% учащихся активно посещали кружки ЦДТ «Содружество»: хореографию – 12 человек, пение – 12 человек, кружок «Глиняной и бумажной пластики» - 9 человек, студию «Фитодизайна» - 10 человек,  ИЗОстудию – 15 человек. В спортивных секциях города занимались 11 человек.

К Новому году и к 8 марта силами класса были поставлены три мюзикла (два – во 2 классе и 1 – в 4 классе) со 100% участием детей. С новогодним спектаклем дети выходили на «гастроли» в другие классы. У ребят появились поклонники, они узнали трудности профессии артиста.

В 4 классе появилась новая традиция «Научи другого»: дети учились дома изготавливать какую-то поделку, а потом учили ребят в классе («бантик» оригами, фенечка из тесьмы, украшения из проволоки, браслет из резиночек и др.).

Зародилась и укрепилась с 1 класса традиция приносить в класс стихи, сказки, рассказы собственного сочинения, рисунки, поделки, спортивные награды, фотографии путешествий, чтобы о себе мог заявить каждый, а другие учились радоваться чужим достижениям и стремились чего-то достичь сами. Одновременно это помогало решить задачи как по выявлению и развитию способностей учащихся, так и по сплочению классного коллектива.

Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях

Важнейшим компонентом воспитания является умение решать конфликтные ситуации без агрессии, учиться предвидеть конфликт и не допускать его. Такие навыки, которыми должны овладеть ученики в процессе воспитания, прописаны в ФГОС НОО. Поэтому в классе сложилась практика разбора каждой ситуации с разъяснением ошибок, допущенных участниками. Обязательно проговариваем, проигрываем все возможные варианты разрешения и/или недопущения конфликта. Особое внимание отводится умению договариваться, поэтому после разбора участники уединяются для «мирных переговоров» с дальнейшим отчётом о результатах.

Также формированию коммуникативных навыков способствует чтение лучших образцов детской литературы, просмотр мультфильмов, фильмов, отрывков новостей по схожей тематике.

Поощрялось также проявление личной инициативы в любой положительной деятельности (консультирование одноклассников, помощь учителю в организации мероприятий, документальное оформление получения и сдачи учебников, организация сбора «Посылки больному однокласснику» и т.п.). Это способствовало проявлению лидерских и организаторских качеств, преодолению робости, излишней стеснительности.

В классе сложилась особая система работы с родителями, включающая в себя встречи, беседы, лекции, тренинги, консультации, тематические родительские собрания, общие воспитательные дела с детьми, что положительно сказалось на воспитательном процессе.

Воспитательный процесс не останавливался и на летних каникулах. Ежегодно не менее 15 человек класса посещали пришкольный лагерь и активно участвовали в районных мероприятиях, регулярно занимали призовые места.

Думаю, что сложившаяся воспитательная система класса позволяет решать поставленные задачи и даёт положительные результаты.

Мониторинг результатов воспитательной работы в классе

«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит выпустить угрозу для общества».

Теодор Рузвельт

На мой взгляд, очень часто в работе классного руководителя «западает» система оценки качества воспитательной работы. И это вполне объяснимо. Очень мало адаптированных методик, подходящих для проведения в начальных классах, а уж тем более трудно найти описание всей системы оценки качества воспитания.

Мне удалось найти методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов» (авторы А.А. Логинова и А.Я. Данилюк), материалы которого помогают проводить контроль и оценку результатов воспитательной деятельности в классе. Такой мониторинг даёт возможность оценивать личностные результаты освоения учащимися ООП начального общего образования.

Чтобы дать оценку качеству воспитательной деятельности в моём классе, я под каждую поставленную задачу подбираю критерии (что я оцениваю) и методики к ним (как и с помощью чего оцениваю). Затем провожу исследование с помощью выбранных методик в два этапа: контрольный (в начале года) и интерпретационный (в конце года). Анализирую результаты, делаю выводы и корректирую задачи.

Оценить отношение каждого ребёнка к коллективу своего класса, степень включённости его в общественную жизнь, позволяет методика «Мой класс» Т.А. Поповой.

Степень вовлечённости учащихся в жизнь класса

Методика «Почему я так поступаю?» А.А. Логиновой позволяет определить доминирующую мотивацию поведения учащихся.

Доминирующая мотивация поведения учащихся

Определить степень сформированности нравственной самооценки позволяет методика «Что я знаю о себе?»

Сформированность нравственной самооценки

Исследование общего интереса школьников к учению и их мотивов учебной деятельности проводится с помощью методики А.А. Логиновой «Нравится ли мне учиться?»

Степень учебной мотивации

Методика «Человек и природа» Т.А. Поповой направлена на исследование представлений ребёнка о правилах поведения на природе, использования природных ресурсов и знании мер для сохранения окружающей среды.

Экологические знания

 Сформированность представлений о ценности жизни живых организмов выявляет методика Т.А. Поповой «Мои питомцы».

Сформированность представлений о ценности жизни живых существ

Сформированность представлений ребёнка о себе как о культурном человеке позволяет выявить методика «Я культурный человек» Т.А. Поповой.

Сформированность представлений о себе как о культурном человеке

Кроме того, оценку качества воспитательной деятельности даёт наблюдение за поведением учащихся, мониторинг успеваемости по четвертям и за год (см. Дневник.ру).

Выводы

Созданная мною воспитательная система класса работает и позволяет успешно решать поставленные задачи.

Результатами своей воспитательной работы считаю: сохранение и увеличение контингента учащихся класса (с 30 до 33 за три года), уверенную дисциплину на уроках и на переменах, сохраняемую дружескую атмосферу в общении детей, отсутствие драк, детей-изгоев, поддержание исключительно детскими силами порядка в классном кабинете, активнейшее участие ребят класса во всех предлагаемых коллективно-творческих делах, небезучастное отношение к товарищам и их проблемам, сохранение стабильно высоких результатов успеваемости в 5 классе.

Перспективы развития и применения аналитического отчёта

  • повышение собственной профессиональной компетентности;
  • приращение арсенала форм, методов, приёмов работы, позволяющих эффективно реализовывать задачи воспитательной работы;
  • совершенствование диагностического инструментария для мониторинга;
  • реализация  социально-педагогических проектов в разных направлениях воспитательной деятельности.

Использованные ресурсы

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва. «Просвещение» 2013.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва. «Просвещение» 2016.
  3. А.А. Логинова, А.Я. Данилюк Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. Москва «Просвещение» 2013.
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
  5. Студопедия. Информация для студентов. http://studopedia.ru 
  6. Стенограмма выступление президента РФ В.В. Путина на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи.http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470 
  7. Жемчужины мысли. Цитаты о воспитании детей. http://жемчужины-мысли.рф/цитаты/по%20разделам/Воспитание%20и%20воспитатели.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая деятельность классного руководителя

Аналитическая деятельность классного руководителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны в 2011-2012 учебном году....

Аналитическая справка классного руководителя на конкурс

Разработана система воспитательной  работы с 4 классом....

Отчёт классного руководителя

Материал будет полезен для молодых специалистов...

Отчёт классного руководителя по воспитательной работе с учащимися 2_А класса МАОУ Гимназия №2г. Балаково Саратовской области за 2014-2015 учебный год. Классный руководитель Иванова Екатерина Семёновна

Классные, общешкольные творческие коллективные мероприятия, проведенные за этот период.Посещение выставок, музеев, кино, театров, библиотек, экскурсии. Работа с родителями: беседы, посещения на д...

Фото-отчёт классного руководителя

Внеклассная деятельность за 2014-2015 учебный год 3 В класс....

отчёт классного руководителя 2 класс

Отчет классного руководителя _2___ классапо воспитательной работе за 2015-2016 учебный годЦель воспитательной работы с классом: содействие развитию образованной, нравственной личности, способной...

Отчёт классного руководителя по воспитательной работе с учащимися за I и II полугодие 2015/2016 учебного года. (Классный руководитель ИвановаЕ.С.МАОУ Гимназия №2 г.Балаково)

Общешкольная цель на 2015-16 учебный год:·        воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, стремящегося к сохранени...