Программа внеурочной деятельности «Мир красоты» духовно-нравственное направление
рабочая программа на тему
Разделы программы рассматривают явления природы, жизни во взаимосвязи с другими явлениями и с точки зрения личной знчимости для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_krasoty.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Мир красоты»
духовно-нравственное направление
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программы «Мир красоты» образовательного курса для младших школьников - Артемовск, 2009.-с.112 (центр Гуманной педагогики, - Артемовск, 2009 автор: Виктория Бак); имеет духовно-нравственное направление, предполагает кружковой уровень усвоения и практических навыков, позволяющих жить в согласии с самим собой и окружающим миром; отвечает целостному восприятию младших школьников и интегрирует в себе различные отрасли человеческого знания на доступном уровне; вопросы рассматриваются в связи с моральными качествами личности и эмоционально переживаются на занятии.
Программу «Мир красоты» изучила и переработала автор- разработчик программы «Мир красоты» Кувалева С.М.
Всемирной организацией здравоохранения признано, что здоровье не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Поэтому данная программа интегрирует в себе знания литературы, искусствоведения, краеведения; позволяет не только расширить кругозор младших школьников, но и сделать знания жизненно важными для них. Разделы программы рассматривают явления природы, жизни, искусства во взаимосвязи с другими явлениями и с точки зрения личной значимости для детей. Рассказы, художественное и музыкальное оформление, виды деятельности на занятиях подобраны таким образом, чтобы занятие запомнилось и стало жизнью ребёнка.
Программа «Мир красоты» предназначена для обучения и воспитания младших школьников с 1-4 классов. Объем часов в год составляет 33 часа. Итого весь курс обучения составляет 132 часа.
В процессе занятий осуществляется групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 1 час в неделю.
Цель:
- развитие духовно-нравственных основ личности детей.
Программа имеет гуманистическую направленность и призвана решать следующие задачи:
- развивать творческий потенциал детей, способность ценить и воспринимать красоту во всех ее проявлениях;
- воспитывать в ребенке качества благородного человека, способность к самооценке поступков;
- способствовать укреплению здоровья, содействовать гармоническому психологическому, социальному, физическому развитию.
Ожидаемый результат:
- расширение кругозора младших школьников; участие детей в коллективных проектах, театрализованных представлениях, в конкурсах разных уровней;
- развитие поликультурных, социальных, информационных, коммуникативных компетенций; позитивного взаимодействия с окружающим миром;
- формирование у детей активной жизненной позиции.
Для родителей готовятся пакеты-сюрпризы с работами детей, в которых отражается нравственный, духовный рост ребенка. Родители знакомятся с целью и задачами программы, помогают учителю в их достижении, поэтому для родителей проводятся занятия-праздники, беседы и встречи.
Формы занятий:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
Методы:
- беседы;
- практическая часть (проекты, исследование, рисование, сочинения);
- ситуативные, ролевые игры;
- экскурсии.
Методика работы с детьми строиться по гуманно-личностному подходу в воспитательном процессе, поэтому организуется с учётом следующих рекомендаций:
- в детях развиваются такие человеческие качества как чуткость, доброжелательность, правдивость, сопереживание, отзывчивость, чистота;
- активизация внимания на занятии строится путем нестандартных приветствий, жестовых обращений, постановки проблемных вопросов;
- создание атмосферы успешности и поддержки мнений детей.
Литература для учеников:
- Андерсен Г.Х. Сказки и истории.-М.,1992
- Антуан Де Сент-Экзюпери маленький Принц.-М.,1999.
- Драбкина А. Волшебные яблоки.-М.,1975.
- Заходер Б. Стихи и сказки.- М.,1991.
- Катаев В.Цветик-семицветик.-М.,1987.
- Корней Чуковский. Сказки.- М.,1981.
- Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. -М.,1998
- Пушкин А.С. Сказки. Уралд-Пресс,1993.
Литература для учителя:
- Амонашвили Ш.А. Школа Жизни.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.
- Амонашвили Ш.А.Улыбка моя, где ты?-Донецк,2005
- Андерсен Г.Х. Сказки и истории.-М.,1992
- Антуан Де Сент-Экзюпери маленький Принц.-М.,1999.
- Гоголь Н. Вечера на хуторе близ Диканьки.-М.,1985.
- Заходер Б. Стихи и сказки.- М.,1991.
- Катаев В.Цветик-семицветик.-М.,1987.
- Корней Чуковский. Сказки.-М.,1981.
- Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. -М.,1998
- Пушкин А.С. Сказки. Уралд-Пресс,1993.
- СухомлинскийВ.А. Я сердце отдаю детям. –М.,1990
- Виктория Бак Мир Красоты. Программа образовательного эколого-этического курса для младших школьников - Артемовск,2009.-с.112
- Гриженя В.Е. «Подвижные игры для детей младшего школьного возраста» - М.: Физическая культура, 2007- 140с.
- ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
- ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
- ФГОС начального общего образования: текст с изм.и доп. На 2011г./м-во образования и науки РФ.-М.: Просвещение,2011.-33с.
- Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.
- «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва,2000.
Учебный план.
1 класс
Мир природы и твоей души
№ п/п | Раздел | Количество часов | ||
теория | практика | экскурсии | ||
1. | Мир природы планеты Земля. | 4 | - | 3 |
2. | Жители Космоса. | 3 | 1 | - |
3. | Мир твоей души. | 8 | 5 | 1 |
4 | Природа глазами души. | 3 | - | 1 |
5 | Радуга чудес | - | 3 | - |
Всего 33часа | 18 | 9 | 5 |
2 класс
Все связано со всем.
№ п/п | Раздел | Количество часов | ||
теория | практика | экскурсии | ||
1. | Природа глазами души. | 5 | 1 | - |
2. | Как стать лучше. | 10 | 8 | 1 |
3. | Радуга чудес. | 1 | 2 | 1 |
4 | Ты и природа | 2 | 1 | 1 |
Всего 33часа | 18 | 12 | 3 |
3 класс
Творчество прекрасного.
№ п/п | Раздел | Количество часов | ||
теория | практика | экскурсии | ||
1. | Учимся у природы | 10 | 4 | - |
2. | Мастерская творчества. | 5 | 3 | 1 |
3. | Я учусь творить. | 3 | 2 | 1 |
4 | Радуга чудес. | 3 | 1 | - |
Всего 33часа | 21 | 10 | 2 |
4 класс
Кто мы?
№ п/п | Раздел | Количество часов | ||
теория | практика | экскурсии | ||
1. | Человек в прошлом, настоящем, будущем. | 3 | 3 | 1 |
2. | Я- Человек. | 12 | 4 | - |
3. | Я и общество. | 6 | 4 | - |
Всего 33часа | 21 | 11 | 1 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ | Дата проведения занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | |
Мир природы планеты Земля. (7 часов) | |||||
1 | Красота. | 1 теория | Знает символическое значение сказки «Курочка Ряба» на доступном уровне; приводит примеры Красоты в окружающем мире, в человеческих отношениях.
| ||
2 | Красиво то, что я люблю. | 1 теория | Знает содержание сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький Принц».выражает свои чувства через слово. | ||
3 | Мир животных. | 1 Экскурсия в зоопарк. | Знает и называет представителей животного мира. Понимает необходимость бережного отношения к ним. | ||
4 | Мой маленький друг. | 1 теория | Составляет устный рассказ о своем домашнем животном. Понимает свою меру ответственности за него. | ||
5-6 | В гости к старому дереву. | 2 Экскурсия в парк | Наблюдает природные явления. Различает звуки природы, понимает ценность мира природы, может увидеть в ней красоту. | ||
7 | Живая земля. | 1 теория | Объясняет причины страданий Земли, связанные с человеком и его деятельностью. | ||
Жители Космоса. (4часа) | |||||
8 | Солнце-источник жизни. | 1 теория | Характеризует Солнце как звезду, дающую энергию для жизни на Земле. Приводит примеры влияния на жизнь Земли. Объясняет поведение животных, прослушав сказку «Краденое солнце» К.И. Чуковский. | ||
9-10 | Чему нас учит Солнце. | 1 теория 1 практика Коллективная работа. | Проводит аналогии между человеческими качествами: бескорыстием, радостью и характеристиками Солнца. Приводит примеры «солнечных» качеств человека. Использует в объяснении примеры из стихотворения В,В, Маяковского «Необыкновенное приключение» | ||
11 | Космос-дом планет и звезд. | 1 теория | Знает о бесконечности вселенной, уровнях ее организации. Строит свои размышление на основе отрывка из произведения «Маленький Принц»(прощание летчика с маленьким принцем) Знает об ответственности не только за свои поступки, но и за свои мысли. Представляет свою Звезду посредством красок. | ||
Мир твоей души.(14 часов) | |||||
12 | Я- неповторимый человек. | 1 теория | Знает место человека в мире природы как части этого мира. Знает содержание рассказа В.А. Сухомлинского «Потому что я- человек», анализирует поступки человека, человеческие качества. | ||
13 | Самое важное | 1 теория | Знает суть понятия «смысл жизни» анализирует отрывок из пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица» | ||
14 | Посещение зала древнейшей истории краеведческого музея | 1 экскурсия | Знает о существовании поселений древнейших людей на территории республики Хакасия. | ||
15 | Меняемся ли мы? | 1 практика | Знает материальные и духовные накопления человечества, умеет их сравнивать. | ||
16 | Наша душа | 1 теория | Высказывает мнения о своих духовных качествах. | ||
17-18 | Сердце –солнце нашего организма | 1 теория 1 практика Коллективная работа. | Проводит простейшие наблюдения за работой сердца. На примере «Легенды о сердце» М. Горького объясняет, что такое бескорыстная любовь. Проводит параллели между словами сердце-солнце. | ||
19-20 | Чувства, живущие в сердце | 1 теория 1 практика | Знает и называет сердечные качества человека, о силе любящего сердца, приводит примеры из легенды «Горящее сердце Данко» М. Горького | ||
21 | Сон -другая сторона жизни. | 1 теория | Знает о сне как о особом состоянии человека,. Использует сказочный образ Оле Лукойе для преодоления ночных страхов. | ||
22 | Моя мечта | 1 практика | Определяет и выражает свою мечту через рисунок. | ||
23 | Множество решений | 1 теория | Умеет видеть много решений проблемы и выбрать правильное. | ||
24-25 | Решение и здоровье | 1 Теория 1 практика | Знает, что решения принятые им могут повлиять на его здоровье. | ||
Природа глазами души (4 часа) | |||||
26 | Жители планеты Земля. Растения. Насекомые | 1 теория | Знает о главных отличиях растений от других живых организмов. | ||
27 | Эльфы- души цветов. | 1 теория | Знает содержание сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Фантазирует о жизни эльфов-хранителей растений посредством рисунка. | ||
28 | Кто приносит весну. | 1 теория | Знает о весенних изменениях в природе, может выразить весну через рисунок. | ||
30 | В парке ландшафтного дизайнера | 1 экскурсия | Наблюдает за весенними изменениями в парке. | ||
Радуга чудес (3 часа) | |||||
31-32 | Письмо деду Морозу. Подарки. | 2 практика | Рисует и пишет письмо Деду Морозу. | ||
33 | Подарок для мамы. | 1 практика | Изготавливает подарок своими руками для мамы, знает содержание чукотской легенды о «Сыновьях, не подавших матери воды»,высказывают своё мнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...
Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Бурейские родники (духовно-нравственное направление), срок реализации 4 года
Программа научно-познавательного развития младших школьников «Бурейские родники» создана на основе требований:Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Фед...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Милый сердцу уголок" (духовно-нравственное, патриотическое направление )
Данная программа разработана с учетом региональных особенностей, а также с учетом влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды, для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» (духовно-нравственное направление) 1 – 4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности«Азбука нравственности»(духовно-нравственное направление)1 – 4 классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) 2-класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...