Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Внеурочная деятельность: воспитательный план и кружки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности для учащихся
3 класса МАОУ СОШ п.Новониколаевский.
Содержание:
1. Нормативно-правовая и документальная основа.
2. Пояснительная записка.
3. Цель внеурочной деятельности:
4. Задачи внеурочной деятельности
5. Принципы программы.
6. Направления реализации программы.
7. Программа организации внеурочной деятельности(кружки).
8.Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
9. Планируемые результаты.
10.Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для начальных классов.
11. Ожидаемые результаты реализации программы.
12. Используемая литература.
1.Нормативно-правовая и документальная основа:
-ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
-Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
-Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
-Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
-Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
-Должностная инструкция учителя.
-Должностная инструкция классного руководителя.
-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
2.Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: художественно-эстетический, физкультурно-спортивный, военно-патриотический, эколого-биологический, естественно-научный, туристско-краеведческий – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, игр, соревнований, концертов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых исследований и т.д. Посещая эти занятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
3.Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
4.Задачи внеурочной деятельности:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.
- Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
- Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
- Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
5.Принципы программы:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
-Учёт возрастных особенностей.
-Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
-Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
6.Направления реализации программы
1.Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени
2.Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
3.Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
4.Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
5.Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
7.Программа организации внеурочной деятельности (кружки)
на 2014-15уч.г.
направление | название | Форма реализации | 1 класс | 2 класс | 3 класс | всего |
Естественно- научное | «Занимательная математика | кружок | 1 | 1 | ||
Эколого - биологическое | «Познаю свой край» | кружок | 1 | 1 | 2 |
8.Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
- Физкультурно-спортивное:
- Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
- Проведение бесед по охране здоровья.
- Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.
- Участие в спортивных соревнованиях.
- Встреча с медицинскими работниками
2. Художественно-эстетическое:
- Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы.
3.Естественно-научное
- Предметные недели;
- Конкурсы, экскурсии, олимпиады, ролевые игры и др.
4. Военно-патриотическое:
- Встречи с ветеранами труда, «Уроки мужества»;
- Выставки рисунков.
- Тематические классные часы;
- Оказание помощи ветеранам труда.
- Конкурсы рисунков.
5. Туристко-краеведческое, эколого-биологическое:
- Проведение субботников;
- Поделки для ветеранов, родителям.
- Разведение комнатных цветов.
- Акция «Очистим землю от мусора».
В реализации программы участвуют:
- педагоги школы, реализующие программу;
- обучающиеся 1-3 классов
- родители
- педагог-психолог.
- Планируемые результаты
1.Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
2.Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве.
3.Укрепление здоровья воспитанников.
4.Развитие творческой активности каждого ребёнка.
5.Укрепление связи между семьёй и школой.
10.Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для начальных классов.
Месяц | Классные часы. Мониторинги | Общешкольные дела | Мероприятия (развивающий цикл) | Работа с родителями | ||
Сентябрь Месячник «Внимание – дети!» (О безопасности детей учебных заведений) | ||||||
1неделя | Классный час « Родина моя-Россия» | День знаний. Торжественная линейка. | Подвижные игры на свежем воздухе. | Ознакомление с приказом «О введении делового стиля одежды в школе» | ||
2неделя | Выборы актива класса | Месячник по пожарной безопасности | Рисунки на асфальте | Посещение на дому опекаемой Кожановой Полины | ||
3неделя | Дорожные приключения Буратино(правила поведения на улице по дороге в школу и обратно) | Акция «Ученик» | Экскурсия в березовую рощу. | Индивидуальные консультации | ||
4неделя | Просмотр кинофильма «Осторожно, огонь!» | Акция «Посади дерево» | Встреча с библиотекаремБеседа «Сбереги книгу» | Индивидуальные консультации | ||
октябрь | ||||||
1неделя | Классный час « | День пожилого человека | Акция «Поздравительная открытка» | Посещение семей | ||
2неделя | Дружба- чудесное слово | Праздничный концерт ко «Дню учителя» | Игра «Зоопарк» | Посещение семей | ||
3неделя | День осенних именинников | Выборы!!! Распределение обязанностей по группам | Посещение семей | |||
4неделя | Золотая осень | Праздник осени 1- 4 кл | Итоги I четверти | Собрание «Итоги 1 четверти .Как делать домашнее задание» | ||
ноябрь | ||||||
1неделя | День народного единства. Беседы. Викторины. | Конкурс рисунков «Берегите лес!» | Заседание родительского комитета | |||
2неделя | Классный час | Конкурс поделок из природного материала | Индивидуальные консультации | |||
3неделя | Классный час | Конкурс рисунков « Милая мама» | Игра « Поле чудес» | Индивидуальные консультации | ||
4неделя | В гостях у Мойдодыра. | Акция «Поздравительная открытка» | Всемирный День ребёнка (изучение Конвенции о правах ребёнка) | Родительский всеобуч«Портфолио как средство оценки достижений учащихся.» | ||
декабрь | ||||||
1неделя | Что такое хорошо, что такое плохо | Неделя правовых знаний «Конституция - основной закон нашей жизни». | Участие в конкурсе «Новогодняя открытка»» | Заседание родительского комитета | ||
2неделя | Классный час «Компьютер друг и враг» | Выставка рисунков День Конституции РФ | Посещение семей | |||
3неделя | Беседа « Правила поведения на льду» | Акция «Покормите птиц зимой» | Подвижные игра на свежем воздухе | Родительское собрание «Как помочь ребенку хорошо учиться» | ||
4неделя | Мастерская Деда Мороза | Новогодняя карусель | Как в старину Новый год встречали | Новогодний праздник с привлечением родителей | ||
январь | ||||||
1неделя | Лыжная прогулка | Лыжная прогулка | ||||
2неделя | Зимние забавы | Рождественские обряды. | Беседа « Край в котором мы живем» | Родительский всеобуч «Компьютер и дети» | ||
3неделя | Праздник профессий «Мир профессий большой – труд почетен любой!» | Посещение школьного музея | Конкурс рисунков «Зимний пейзаж» | Индивидуальные консультации | ||
4неделя | Вредные привычки | Спортивный праздник «Если хочешь быть здоровым – не ленись!» | Ролевая игра «Мои права и обязанности» | Индивидуальные консультации | ||
февраль | ||||||
1неделя | Поговорим о наших именах | Встреча с представителями правоохранительных органов: «Поступок и правонарушение» | Викторина « А знаете ли Вы…» | Индивидуальные консультации | ||
2неделя | Следи за своим поведением сам | Выставка рисунков «Защитники России» | Беседа « Что такое карантин» | Посещение семей | ||
3неделя | Минутки творчества | Литературно- музыкальная композиция, посвященная Дню Защитника Отечества | Рыцарский турнир с участием родителей | |||
4неделя | Праздник зимних именинников | Акция «Покормите птиц зимой» | Викторина « Знаете ли вы цветы» | День открытых дверей: Открытые уроки для родителей. | ||
март | ||||||
1неделя | Выставка рисунков «С первым праздником весны» | Концертная программа «Поздравляем с женским днем» | Конкурс «А, ну-ка девочки»с участием родителей | |||
2неделя | Операция «Книжкина больница» | Викторина «Мой край родной» | Родительское собрание-практикум «Как помочь ребенку стать внимательным» | |||
3неделя | Дискуссия «Безопасная дорога» с использованием видеороликов по ПДД | Встреча с медработниками: «Пропаганда здорового образа жизни» | Утренник « Прощай, Азбука!» | День открытых дверей: открытые занятия по внеурочной деятельности | ||
4неделя | Мир мальчиков и мир девочек | Беседа по предупреждению несчастных случаев на улице и дома | Экскурсия « Признаки весны» | Оформление уголка безопасности | ||
апрель | ||||||
1неделя | День Смеха Конкурс карикатур | Игра « Своя игра» | Посещение семей | |||
2неделя | День космонавтики | Конкурс рисунков и плакатов: «Космос глазами детей». | Знакомство с Красной книгой Саратовской области | Заседание родительского комитета | ||
3неделя | Беседа « О вреде бранных слов» | Международный день памятников и исторических мест | День земли. | Подготовка к празднику « Прощание с 1 классом» | ||
4неделя | Встреча с интересными людьми «Люди нашего поселка» | Акция «Очистим планету от мусора» | Праздник « весенние именинники» | Подготовка к празднику « Прощание с 1 классом» | ||
май | ||||||
1неделя | Угадай мелодию | Выставка рисунков. Праздник посвященный «Дню Победы» | Викторина « Правила поведения в лесу» | Индивидуальные консультации | ||
2неделя | Поговорим о вреде курения | Литературно- музыкальная композиция ко Дню Великой Победы Факельное шествие | Огонь – друг или враг человека | Заседание родительского комитета | ||
3неделя | Беседа «Что было интересно в 1 классе» | Последний звонок | Праздник « До свидания,1 класс!» | Родительское собрание «Итоги года и летняя занятость» | ||
4неделя | Экскурсия «Мой край родной» | Акция «Посади дерево» | Инструктаж по ТБ на время летних каникул | Уборка класса |
11.Ожидаемые результаты.
- Развитие познавательного интереса детей к изучаемым предметам.
- Выработка навыков учебного труда.
- Повышение роли книги в жизни детей.
- Участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах.
- Повышение культуры поведения.
- Активное участие детей в жизни класса, школы.
- Раскрытие творческих способностей и талантов детей.
- Приучение детей к труду.
- Добросовестное отношение к выполнение поручений.
- Самооценка своего труда.
- Оценивание труда товарищей.
- Овладение учащимися навыками самообслуживания.
- Душевное и физическое оздоровление детей.
- Познание своего родного края.
- Участие в общественно – полезной деятельности.
- Улучшение качественных показателей здоровья детей.
- Система работы по формированию ЗОЖ.
- Соблюдение режима дня.
- Воспитание чувства любви к Родине.
- Проявление интереса к истории родного края.
- Сформированное чувство патриотизма.
- Повышение уровня воспитанности.
- Участие во внеклассной деятельности школы.
- Умение чередовать труд и отдых.
- Проявление инициативы при проведении мероприятий.
- Сформировать жизненную позицию ребёнка,
- Использовать знания в экстремальных ситуациях.
- Соблюдение ПДД.
- Формирование чувства чести рода, семьи.
- Осознание детьми ответственности перед своей семьей.
- Укрепление связей семьи и школы.
- Повышение уровня воспитанности.
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:
-готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),
-готовности к дальнейшему образованию,
-сформированности естественно-научного и социально- философского мировоззрения,
-сформированности общей культуры,
- сформированности потребностей и умений творческой деятельности,
- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,
-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.
12.Литература.
1. Аникеев А.С. Положение о классном руководителе/ А.С. Аникеев.//Классный руководитель.
2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей/ Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева –М.: «Гуманитарный издательский центр».-2001.-158с.
3. Воспитать человека/ Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней.- М. «Винтана-Граф».-2005.-381с.
4. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей/ В.В. Воронов.-М.:Школьная Пресса.-2000.-96с.
5. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова.-М.: Образовательный центр «Педагогический поиск».-2000.-159с.
6. Классному руководителю: учебно – методическое пособие /Под ред. М.И.Рожкова-М.: Владос.-2001.-274с
7. Колесник В.А. Положение о классном руководителе и МО классных руководителей / В.А. Колесник// Классный руководитель .-2004.-№4.-С. 40-45
8. Кузнецов Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждении дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов/ Н.А. Кузнецов, Д.Е. Яковлев.-М.: «Айрис и Пресса».-2004.-94с.
9. Ломов А. Должностные инструкции / А. Ломов // Официальные документы в образовании .-2004.-№6.-С.57-62; №14.-С.65-74; №15.-С.22-25
10. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе: Часть-2/ Т.Н. Макарова.-М.: «Педагогический поиск».-2002.-160с.
11. Манухин В.П. Нормативное обеспечение воспитательной работы в школе: Сборник документов и методических рекомендаций/ В.П. Манухин.-М.:Аркти.-2005. –181с.
12. Мельникова Р.П. Критерии и показатели оценки деятельности классного руководителя / Р.П. Мельникова // Классный руководитель .-2005.-№5.-С. 64-65
13. Методика воспитательной работы /Под ред. В.А. Сластенина.- Издание-2.-М.:Академа.-2004.-120с.
14. Нечаев М.П. Практика управления воспитанием в школе: практическое пособие/ М.П. Нечаев.- М.:Аркти.-2005. –150с.
15. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова.-М.:Творческий центр.-2000.-127с.
16. Рожков М.И., Байбородов Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ М.И. Рожков, Л.В. Байбородов .-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.-2000.- 256с.
17. Сергеев В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. / В.П. Сергеев-М.:Педобщстроссии.-2001. –226с.
18. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я/ В.П. Сергеева.-М.: Педагогическое общество России.-2001.-256с.
19. Сергеева В.П. Рабочая тетрадь классного руководителя/В.П. Сергеева.-М.: Педагогическое общество России.-2001.-96с.
20. Сибирцева Г.Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе/ Г.Н. Сибирцева.-Ростов-на-Дону: Феникс.-2005г.-С.27-30
21. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе/ В.П. Созонов.- М.: Образовательный центр «Педагогический поиск».-2000.-160с.
22. .Черевко Е.Н. Положение о МО классных руководителей/ Е.Н. Черевко // Классный руководитель .-2005.-№6.-С. 37-39
23. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология/ Н.Е. Щуркова.-М.: Педагогическое общество России.-2000.-256с.
24. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. «Воспитание? Воспитание… Воспитание! Педагогическое общество России . – М. 2000
25. Е.Н. Барышников. Учебно-методическое пособие « Становление воспитательной системы образовательного учреждения» С-Пб . 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...