Программа по внеурочной деятельности “Я – гражданин России”
рабочая программа (3 класс) на тему
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию разработана в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Общая характеристика деятельности
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Формы организации внеурочной деятельности – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
- Беседы
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия:
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
Программа “Я – гражданин России” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи: -формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи: -формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи: -воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи: - формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи: - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи: - воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Программа рассчитана на 68 ч в год, с проведением занятий 2 раза в неделю. Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Ценностные установки:
-любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
-долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
-родная земля, заповедная природа, планета Земля;
-красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Личностные и метапредметные результаты
Ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный;
терпимый (толерантный); самостоятельный; ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам;
аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный; здоровый;
общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный;
трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Содержание курса
Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -28, практических -40ч.
1.“Я и я”(13ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2.“Я и семья”(10ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.
3.“Я и культура”(9ч) – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.“Я и школа”(11ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(13ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.
Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.
О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.
Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(12ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Краеведение.
Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.
Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.
Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок. Конкурс экологических сказок, стихов.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Время проведения |
1 | Моя семья – моя радость. | Сентябрь |
2 | Правила поведения в школе. Урок – игра. | Сентябрь |
3 | Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. | Сентябрь |
4 | История моего города. Экскурсия в музей. | Сентябрь |
5 | Законы жизни в классе. Урок – игра. | Сентябрь |
6 | Фотографии из семейного альбома. Презентация. | Сентябрь |
7 | Маленькая страна. Экологическая акция. | Сентябрь |
8 | Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. | Сентябрь |
9 | Они защищают Родину. Конкурс стихотворений. | Октябрь |
10 | Проект. Правила поведения в школе. | Октябрь |
11 | Проект. Законы класса. | Октябрь |
12 | Проект. Моя семья. | Октябрь |
13 | Проект. Экология Земли. | Октябрь |
14 | Практическое занятие. Мы против вредных привычек. | Октябрь |
15 | Проект. Моя Родина. | Октябрь |
16 | Самый красивый школьный двор. Акция. | Октябрь |
17 | С чего начинается Родина? КВН | Ноябрь |
18 | Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг). | Ноябрь |
19 | Обязанности ученика в школе. Беседа. | Ноябрь |
20 | Осень в родном городе. Фотоконкурс. | Ноябрь |
21 | Подумай о других. Беседа с элементами игры. | Ноябрь |
22 | Я – ученик. Беседа с творческим заданием. | Ноябрь |
23 | Родной край в древности. Экскурсия в музей. | Ноябрь |
24 | Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры. | Декабрь |
25 | Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. | Декабрь |
26 | Моя любимая мамочка. Презентация. | Декабрь |
27 | Школьная символика (герб, флаг) | Декабрь |
28 | Мой любимый город. Беседа. | Декабрь |
29 | Наш город. Конкурс визиток. | Декабрь |
30 | О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков. | Декабрь |
31 | Самый уютный класс. Конкурс. | Декабрь |
32 | Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие. | Декабрь |
33 | Экология нашего города. Беседа. | Январь |
34 | День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. | Январь |
35 | Мы и наши права. Урок – игра. | Январь |
36 | Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. | Январь |
37 | Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование. | Январь |
38 | По каким правилам мы живем в школе? Игра. | Январь |
39 | Урок милосердия и доброты. | Февраль |
40 | Знакомства с символами Российского государства. | Февраль |
41 | Мой класс – моя семья. Беседа. | Февраль |
42 | Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. | Февраль |
43 | Ты и твои друзья. Игра. | Февраль |
44 | В гостях у предков. Сказочный марафон. | Февраль |
45 | Откуда я родом. Архивные раскопки. | Март |
46 | Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала. | Март |
47 | Загляните в мамины глаза. Праздник | Март |
48 | Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма. | Март |
49 | Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. | Март |
50 | Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. | Апрель |
51 | Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час. | Апрель |
52 | Мы все такие разные. Конкурс рисунков. | Апрель |
53 | Почему меня так назвали. Презентация. | Апрель |
54 | Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. | Апрель |
55 | Пожилые люди – мудрые люди. Выставка. | Апрель |
56 | Город, в котором я живу. Посещение музея. | Апрель |
57 | Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. | Апрель |
59 | Флаги России. Беседа с творческим заданием. | Май |
60 | Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж. | Май |
61 | Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. | Май |
62 | Символы нашего края. | Май |
63 | Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». | Май |
64 | От вершины к корням. Из истории появления законов. | Май |
65 | Я горжусь своей страной. Презентация. | Май |
Резерв-3ч |
Описание материально – технического обеспечения
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовская, З.В. В стране экологических загадок – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
7. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] – М.:Вако, 2007
8. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
9. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
10. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки М.: Просвещение, 1990.
11. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
12. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Адаптированная программа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России!"
Данная программа ориентирована на воспитание достойных граждан России, способствует формированию гражданского самосознания учащихся. Программа адаптирована для детей млад...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-гражданин России"
Программу составила Бабаева Р.У....
Программа по внеурочной деятельности. Я- гражданин России.
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению.1-4 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я гражданин России" 2 класс
Рабочая программа...