Программа по внеурочной деятельности
материал на тему

Дашиева Альбина Жамсарановна
Программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр" в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_vneur_15.docx37.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюнская средняя общеобразовательная школа  имени С. Хамнаева»

УТВЕРЖДАЮ:                                                                               СОГЛАСОВАНО:

Директор школы                                                                    зам. директора по  УВР        __________________                                                                   ______________

  «__» сентября 2016  г                                                                  «___»сентября 2016 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности по

общекультурному  направлению

«Кукольный театр «Петрушка»    для 1-4 классов

Составитель :

ДАШИЕВА АЛЬБИНА ЖАМСАРАНОВНА

Квалификация   ПЕРВАЯ  КАТЕГОРИЯ 

Педагогический стаж : 28 ЛЕТ

2016-2017 г

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.    

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В начальной школе обучается 91 детей, из них 22 ученика проживают в соседнем селе Ярикта и для них организован подвоз. У них нет возможности посещать внеурочные занятия во второй половине дня,  для них внеурочные занятия проводятся 5-6 уроками. Поэтому для успешной организации внеурочной деятельности в начальной школе нами   созданы разновозрастные группы: «Радуга», «Искорка», «Солнышко», «Звёздочка», как один из эффективных способов взаимодействия детей разного возраста. В процессе общения школьники не только учатся, но и познают друг друга, у них появляется возможность сравнивать себя с другими. Важным фактором познания личности другого – партнера по общению – является позиция старшего или младшего (по возрасту) участника общения. Дети разных возрастов с удовольствием работают вместе. Для развития ребенка важно, чтобы он выступал в разных ролевых позициях, выполняя в одном случае роль младшего, в другом – старшего, что способствует обогащению его коммуникативного и социального опыта.

Структура внеурочной деятельности строится по заданным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное - «Ритмика», духовно-нравственное, социальное – «Родничок», общеинтеллектуальное - «Школа шахмат», общекультурное- кукольный театр «Петрушка». Данные направления позволяют определить основную цель внеурочной деятельности: воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально активной, интеллектуально развитой, культурной личности учащихся. Основная задача заключается в сохранении положительного опыта воспитания детей в школе при реализации требований ФГОС.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Кукольный театр» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", и реализуется в рамках общекультурного направления развития личности.

Введение театрального искусства через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения - все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном кружке в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальных классах. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Цель      программы:      формирование   общекультурных   навыков   детей средствами кукольного театрального искусства.

Задачи программы  развить у обучающихся

  • творческие способности;
  • зрительное восприятие;
  • пространственное, художественное и ассоциативное мышление;
  • фантазию, речь, коммуникативную культуру;

 сформировать:

  • интерес к театру как средству познания жизни, духовного обогащения;
  • художественные     предпочтения,     этические,     эстетические     оценки искусства, природы, окружающего мира;
  •  нравственные   качества,   позитивное   и   оптимистическое  отношение   к жизни;
  • помочь обучающимся реализовать творческий потенциал; познакомить детей с основами кукольной театрализации (театральная игра и актерское мастерство, приемы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра).

Особенности организации учебного процесса

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества — это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает               сочетание               коллективных,  
групповых, индивидуальных, практических занятий, лекций, тренингов, игр, бесед.

Условия реализации программы.

Планируемое количество обучающихся в кружке около 20 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся. 

Учебно -тематический план

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводное               занятие.               Что такое кукольный театр. Показ видео.

3

1

2

2

Выбор пьесы для спектакля

6

1

5

3

Секреты сценического мастерства

6

1

5

4

Обучение приёмам кукловождения.

7

1

6

5

Отработка спектакля в целом

6

1

5

6

Постановка спектакля

6

1

5

Итого

34

Содержание тем курса

Вводное занятие. История возникновения кукольного театра.

Театр. Его истоки.

Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

Выбор пьесы для спектакля

Выразительное чтение пьесы учителем.

Беседа о прочитанном .

Распределение ролей

Секреты сценического мастерства

Отработка чтения каждой роли . Репетиция за столом

Обучение приёмам кукловождения.

Проводить куклу над ширмой на вытянутой руке .

Чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли.

Отработка спектакля в целом

Генеральная репетиция.

Постановка спектакля

Показ пьесы.

Календарно-тематический план

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Вводное               занятие.               Что такое кукольный театр. Показ видео.

2,5

02.09

03.09

04.09

2

Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

2,5

07.09

08.09

09.09

10.09

3

Виды кукол и способы управления ими. Куклы- марионетки, тростевые куклы. Пальчиковый театр, театр теней.

2,5

14.09

15.09

16.09

17.09

4

Выбор пьесы для спектакля. Сказка «Зайкина избушка» Выразительное чтение пьесы учителем. Беседа о прочитанном .Распределение ролей.

2,5

21.09

22.09

23.09

24.09.

5

Роль декораций в постановке. Реквизит. Приготовление бутафорий.

2,5

28.09

29.09

30.09

01.10

6

Отработка     мизансцен     и     эпизодов спектакля. Выразительное чтение произведения     Распределение ролей. Чтение по ролям за столом.

2,5

05.10

06.10

07.10

08.10

7

Секреты сценического мастерства.

2,5

12, 13, 14, 15.10

8

Чтение по ролям, Заучивание текста наизусть.

2,5

19,20, 21. 22.10

9

Обучение приёмам кукловождения.

2,5

26,27, 28,29.10

10

Репетиция пьесы

2,5

9, 10, 11, 12.11

11

Отработка спектакля в целом. Генеральная репетиция.

2,5

16, 17. 18, 19.11

12

 Постановка спектакля. Показ пьесы детям детското сада

2,5

23,24,25, 26.11

13

Выбор пьесы для спектакля. Сказка   «Сказка о вредных привычках» Выразительное чтение пьесы учителем. Беседа о прочитанном. Распределение ролей.

2,5

30.11

1, 2, 3.12

14

 Секреты сценического мастерства. Чтение по ролям. Работа с куклой на ширме

2.5

7, 8, 9, 10.12

15

Отработка мизансцен и эпизодов спектакля. Заучивание текста наизусть

2,5

14, 15, 16, 17.12

16

Отработка спектакля в целом. Показ пьесы.

2,5

21, 22, 23, 24.12

17

Постановка спектакля.

2,5

11,12,13, 14.01

18

Выбор пьесы для спектакля «Превращения трёх Снежинок» Выразительное чтение пьесы учителем. Беседа о прочитанном. Распределение ролей.

2,5

18.19, 20, 21.01

19

 Секреты сценического мастерства. 

Отработка чтения каждой роли.

2,5

25, 26, 27, 28.01

20

Отработка мизансцен и эпизодов спектакля. Заучивание текста наизусть

2.5

1, 2, 3, 4.02

21

 Отработка спектакля в целом Генеральная репетиция.

2,5

8,9, 10, 11.02

22

Постановка спектакля. Показ пьесы. 

2,5

15.16,17, 18.02

23

Выбор пьесы для спектакля. Сказка «Морозко» Выразительное чтение пьесы учителем. Беседа о прочитанном. Распределение ролей.

2,5

22, 23, 24, 25.02

24

  Секреты сценического мастерства. Чтение по ролям. Работа с куклой на ширме

2,5

29.02

1, 2. 3.03

25

Отработка мизансцен и эпизодов спектакля. Заучивание текста наизусть

2,5

7, 9. 10.03

26

Отработка спектакля в целом Генеральная репетиция.

2,5

14, 15, 16, 17.03

27

Постановка спектакля. Поездка в соседнее село.

2,5

21. 22.03

28

История создания национальных театров кукол.

2,5

28,29,30,31.03

29

Выбор пьесы для спектакля. Сказка  «Мотылёк»Выразительное чтение пьесы учителем. Беседа о прочитанном. Распределение ролей.

2,5

4, 5, 6, 7.04

30

  Секреты сценического мастерства. Чтение по ролям. Работа с куклой на ширме

2,5

11,12,13,14.04

31

Отработка мизансцен и эпизодов спектакля. Заучивание текста наизусть

2,5

18,19,20,21.04

32

Отработка спектакля в целом Генеральная репетиция.

2,5

25,26,27,28.04

33

Постановка спектакля. Поездка в соседнее село.

2,5

5, 6, 11, 12.05

34

Сочинение пьес для кукольных спектаклей.

2,5

16,17,18, 19.05

35

Анализ поставленных спектаклей. Итоги работы за год

2,5

23,24,25,26.05

Планируемые    результаты    освоения    программы    курса    внеурочной деятельности «Кукольный театр» 

Личностные УУД

  • соблюдать правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе;
  • умение развивать творческую и трудовую активность ребят, их стремление к самостоятельной деятельности;
  •  адекватное понимания причин успешности деятельности;
  • Умение  анализировать,     сопоставлять,     обобщать,     делать     выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
  •  правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
  • быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
  • самостоятельно подводить итог занятия;
  • анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности с помощью учителя;
  • планировать свои действия с помощью учителя;
  • обнаруживать и формулировать общекультурную проблему с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  • существлять поиск необходимой информации;
  • перерабатывать полученную информацию;
  •  наблюдать и делать выводы с помощью учителя;
  • строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога);
  • слушать и понимать речь других людей;
  • договариваться и приходить к общему мнению.

Ценностные ориентиры содержания курса:

– патриотизм – любовь к своей малой Родине.

– гордость за жителей нашего района.

– труд и творчество – уважение к труду.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Ожидаемые результаты:

В конце первого года обучения ученик будет знать: 

-о видах кукол;

-способах вождения кукол ;

-об особенностях сценической речи, подбора и оформления декораций к

спектаклю, подбора музыкального сопровождения к спектаклю;

- понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер»;

- правила поведения в театре.

Ученик будет уметь:

- делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя;

- правильно одевать на руку куклу;

- управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

-работать в группе и коллективе;

-выступать перед публикой, зрителями;

-выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать

накопленные знания.

 Результатом театральной деятельности детей будут представления кукольного театра для школьников, родителей, детей детского сада.

Оценка планируемых результатов:

  • наблюдение; 
  • анкетирование родителей; 
  • опрос; 
  • активность участия в театральных постановках; 
  • участие в конкурсах.

Материально-техническое обеспечение

Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:

- куклы-петрушки;

- театральная ширма;

-  декорации к спектаклям;

- сценарии сказок.

Список литературы

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. Ленинград, 1990;
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1998;
  3. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. М., 2001;
  4. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.
    М., 1999;
  5. Журнал: « Начальная школа» №7, 1999г.;
  6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М., 2000;
  7. Симоновский A3. Развитие творческого мышления детей.Ярославль, 1997;
  8. Н.Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1997;
  9. ЧеремошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. Ярославль, 1997; 13.
  10. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...