Памятка об организации воспитательского часа
методическая разработка на тему
Цели и задачи воспитательского часа
- Создавать условия для общего развития и индивидуальной коррекции познавательных, мыслительных, речевых и психических процессов воспитанников.
- Повышать уровень образовательного и интеллектуального развития детей, способствовать развитию их памяти и внимания.
- Проводить коррекцию зрительно-моторных нарушений, общей и мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_o_vospitatelskom_chase.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка об организации воспитательского часа
Требования к воспитательному занятию
- Каждое занятие должно иметь чёткую дидактическую и коррекционную направленность. Необходимо включать в занятие специально разработанные упражнения по коррекции высших психических функций.
- Соблюдать требования по охране здоровья воспитанников (обеспечить комфортные условия для проведения занятий, включать в него специальные упражнения для снятия физического и психоэмоционального напряжения).
- Обеспечение положительного мотивационного настроя воспитанников.
- Смена видов деятельности с опорой на различные анализаторы.
- Задания задавать от простого к сложному, для обеспечения развития механизмов продуктивного восприятия.
- Наглядность должна служить дидактическим и коррекционным целям, а не только быть эмоциональным фоном.
- Каждое занятие должно быть частью системы воспитательного процесса.
Цели и задачи воспитательского часа
- Создавать условия для общего развития и индивидуальной коррекции познавательных, мыслительных, речевых и психических процессов воспитанников.
- Повышать уровень образовательного и интеллектуального развития детей, способствовать развитию их памяти и внимания.
- Проводить коррекцию зрительно-моторных нарушений, общей и мелкой моторики.
Организация деятельности
Воспитательский час проводится с воспитанниками ежедневно.
Продолжительность воспитательского часа 35 (до 40 мин) минут. На воспитательских часах возможно использовать работу в группах и в подгруппах а так же в индивидуальной форме.
При организации воспитательских часов учитываются следующие показатели:
физическое состояние и развитие ребенка;
состояние слуха, зрения;
особенности развития двигательной системы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие навязчивых движений);
особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, переключаемость, усидчивость, темп работы, жалобы на головную боль).
Особенности и уровень развития познавательной сферы:
особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);
особенности внимания (объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания);
особенности памяти (точность, постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания; индивидуальные особенности памяти, преобладающий тип памяти: зрительная, слуховая, двигательная, смешанная;
преобладание логической или механической памяти);
особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделять существенные элементы, части, сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);
особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности просодической стороны речи (интонация, выразительность, ясность, сила и высота голоса);
познавательные интересы, любознательность.
Отношение к образовательной деятельности, особенности мотивации:
особенности отношений «педагог-ученик»: реакция ребёнка на замечания, оценку его деятельности; отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;
способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
умение планировать свою деятельность.
Особенности эмоционально-личностной сферы:
эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;
способность к волевому усилию;
преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, жизнерадостность);
отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;
отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);
особенности поведения в школе и дома;
нарушения поведения, вредные привычки.
Особенности освоения воспитательских часов:
совершенствование знаний об окружающем мире и о себе, ориентации в быту, общая осведомленность;
сформированность навыков самообслуживания.
Основные направления коррекционной работы на воспитательских часах:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности :
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени;
развитие слухового внимания и памяти.
Развитие основных мыслительных операций:
навыков соотносительного анализа;
навыков группировки и классификации;
умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
умения планировать деятельность;
развитие комбинаторных способностей. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так далее).
Развитие речи, овладение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Умение вести себя в обществе.
Учет воспитательских часов осуществляется согласно тематическому планированию. Воспитателем составляется календарно-тематическое планирование, план-конспект занятия.
Примерная схема плана-конспекта воспитательского часа
Тема воспитательского часа
Цель:
Оборудование:
1. Организационный момент занятия
Деятельность воспитанников. Деятельность воспитателя
2. Основная часть занятия
Деятельность воспитанников. Деятельность воспитателя.
3. Заключительная часть занятия.
В конспекте должна прослеживаться индивидуальная работа с обучающимися (дифференцированный подход).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательские часы
Воспитательские часы - цикл...
Конспект воспитательского часа "Птицы леса. Кедровка"
Содержание данного материала повествует о жизни лесной птицы кедровки, особенностях её поведения, образа жизни, её значение в экологической системе....
Презентация к воспитательскому часу по ПДД: "Автомобиль. Дорога. Пешеход"
Презентация по ПДД, в которой отражены некоторые правила дорожного движения и дорожные знаки....
Сценарий воспитательского часа "Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!"
Мероприятие расчитанно для воспитанников среднего звена, оно проводится в игровой форме. Цель занятия - привитие элементарных норм поведения в обществе. ...
Сценарий воспитательского часа "Народные промыслы"
quot;Народные промыслы" - сценарий открытого воспитательского часа, проведенного в рамках месячника "Красота спасет мир"...
Воспитательский час "Мамины руки" ; презентация к воспитательскому часу "Мамины руки"
В конспекте содержится материал о роли матери в жизни ребёнка. Практическая часть занятия строится на игре-инсценировке теневого театра по мотивам рассказа Б.Емельянова "Мамины руки"....
Организация спортивно-оздоровительной деятельности детей с ОВЗ на воспитательских часах.
Сообщение из опыта работы. Организация спортивно-оздоровительной деятельности детей с ОВЗ на воспитательских часах....