Памятка об организации воспитательского часа
методическая разработка на тему

Ситникова Светлана Михайловна

Цели и задачи воспитательского часа

 

- Создавать условия для общего развития и индивидуальной коррекции познавательных, мыслительных, речевых и психических процессов воспитанников.

- Повышать уровень образовательного и интеллектуального развития детей, способствовать развитию их памяти и внимания.

- Проводить коррекцию зрительно-моторных нарушений, общей и мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_o_vospitatelskom_chase.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка об организации воспитательского часа

Требования к воспитательному занятию

  1. Каждое занятие должно иметь чёткую дидактическую и коррекционную направленность. Необходимо включать в занятие специально разработанные упражнения по коррекции высших психических функций.
  2. Соблюдать требования по охране здоровья воспитанников (обеспечить комфортные условия для проведения занятий, включать в него специальные упражнения для снятия физического и психоэмоционального напряжения).
  3. Обеспечение положительного мотивационного настроя воспитанников.
  4. Смена видов деятельности с опорой на различные анализаторы.
  5. Задания задавать от простого к сложному,  для обеспечения развития механизмов продуктивного восприятия.
  6. Наглядность должна служить дидактическим и  коррекционным целям, а не только быть эмоциональным фоном.
  7. Каждое занятие должно быть частью системы воспитательного процесса.

Цели и задачи воспитательского часа

- Создавать условия для общего развития и индивидуальной коррекции познавательных, мыслительных, речевых и психических процессов воспитанников.

- Повышать уровень образовательного и интеллектуального развития детей, способствовать развитию их памяти и внимания.

- Проводить коррекцию зрительно-моторных нарушений, общей и мелкой моторики.

Организация деятельности

   Воспитательский час проводится с воспитанниками ежедневно.

Продолжительность воспитательского часа 35 (до 40 мин) минут.                            На воспитательских часах возможно использовать работу в группах и в подгруппах а так же в индивидуальной форме.

      При организации воспитательских часов учитываются следующие показатели:

физическое состояние и развитие ребенка;

состояние слуха, зрения;

особенности развития двигательной системы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие навязчивых движений);

особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, переключаемость, усидчивость, темп работы, жалобы на головную боль).

 Особенности и уровень развития познавательной сферы:

особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);

особенности внимания (объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания);

особенности памяти (точность, постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания; индивидуальные особенности памяти, преобладающий тип памяти: зрительная, слуховая, двигательная, смешанная;

преобладание логической или механической памяти);

особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделять существенные элементы, части, сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);

особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности просодической стороны речи (интонация, выразительность, ясность, сила и высота голоса);

познавательные интересы, любознательность.

 Отношение к образовательной деятельности, особенности мотивации:

особенности отношений «педагог-ученик»: реакция ребёнка на замечания, оценку его деятельности; отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;

способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;

умение планировать свою деятельность.

 Особенности эмоционально-личностной сферы:

эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;

способность к волевому усилию;

преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, жизнерадостность);

отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;

отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);

особенности поведения в школе и дома;

нарушения поведения, вредные привычки.

 Особенности освоения воспитательских часов:

совершенствование знаний об окружающем мире и о себе, ориентации в быту, общая осведомленность;

сформированность навыков самообслуживания.

 Основные направления коррекционной работы на воспитательских часах:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

развитие навыков каллиграфии;

развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности :

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие зрительной памяти и внимания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие представлений о времени;

развитие слухового внимания и памяти.

 Развитие основных мыслительных операций:

навыков соотносительного анализа;

навыков группировки и классификации;

умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

умения планировать деятельность;

развитие комбинаторных способностей.                                                             Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так далее).

Развитие речи, овладение техникой речи.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Умение вести себя в обществе.

Учет воспитательских часов осуществляется согласно тематическому планированию.                                                                                              Воспитателем составляется  календарно-тематическое планирование, план-конспект занятия.

Примерная схема плана-конспекта воспитательского часа

Тема воспитательского часа

Цель:

Оборудование:

1. Организационный момент занятия

Деятельность воспитанников. Деятельность воспитателя

2. Основная часть занятия

Деятельность воспитанников. Деятельность воспитателя.

3. Заключительная часть занятия.

В конспекте должна прослеживаться индивидуальная работа с обучающимися (дифференцированный   подход).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательские часы

Воспитательские часы  - цикл...

Конспект воспитательского часа "Птицы леса. Кедровка"

Содержание данного материала повествует о жизни лесной птицы кедровки, особенностях её поведения, образа жизни, её значение в экологической системе....

Презентация к воспитательскому часу по ПДД: "Автомобиль. Дорога. Пешеход"

Презентация по ПДД, в которой отражены некоторые правила дорожного движения и дорожные знаки....

Сценарий воспитательского часа "Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!"

Мероприятие расчитанно для воспитанников среднего звена, оно проводится в игровой форме. Цель занятия - привитие элементарных норм поведения в обществе. ...

Сценарий воспитательского часа "Народные промыслы"

quot;Народные промыслы" - сценарий открытого воспитательского часа, проведенного в рамках месячника "Красота спасет мир"...

Воспитательский час "Мамины руки" ; презентация к воспитательскому часу "Мамины руки"

В конспекте содержится материал о роли матери в жизни ребёнка. Практическая часть занятия строится на игре-инсценировке теневого театра по мотивам рассказа Б.Емельянова "Мамины руки"....

Организация спортивно-оздоровительной деятельности детей с ОВЗ на воспитательских часах.

Сообщение из опыта работы. Организация спортивно-оздоровительной деятельности детей с ОВЗ на воспитательских часах....