Организация спортивно-оздоровительной деятельности детей с ОВЗ на воспитательских часах.
статья
Сообщение из опыта работы. Организация спортивно-оздоровительной деятельности детей с ОВЗ на воспитательских часах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._ovz.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕМЕРОВО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ № 101»
МБОУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ № 101»
Организация спортивно-оздоровительной деятельности детей с ОВЗ
на воспитательских часах.
(Сообщение из опыта работы)
Разработала:
Забелина И.Е.,
воспитатель высшей
квалификационной
категории
Кемерово, 2016
Организация спортивно-оздоровительной деятельности детей с ОВЗ
на воспитательских часах.
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России, порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.
В связи с экономическими и социальными изменениями в государстве и обществе приоритетным становится личностно ориентированный подход в обучении и воспитании. Создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды. В настоящее время проблеме воспитания и обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.
Основной целью школы является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. Коррекцонно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в среднем звене школы. Одной из важнейших целей работы педагогов в начальной школе по-прежнему является охрана и укрепление здоровья обучающихся. Основными задачами физкультурно-оздоровительной работы являются оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.
Воспитатели нашей школы на протяжении трех последних лет планируют и организуют воспитательские часы в соответствии с такими программами внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, как: «Школа здоровья» и «Азбука здоровья».
В 2012-2013 учебном году с нашими ребятами мы начали работу по программе «Школа здоровья». Данная программа предлагает следующие формы проведения занятий: беседа, разучивание подвижных игр, эстафета, день здоровья. Исходя из этого, возникла необходимость в систематизации и пополнении учебно-методической базы по данному направлению работы. Мною были разработаны конспекты занятий по данной программе с первого по третий класс, созданы подборки подвижных игр, эстафет, дней здоровья, электронная картотека методического оснащения кабинета.
Теперь подробнее остановимся на приемах работы, которые можно использовать как на воспитательских часах по программе «Школа здоровья», так и на других занятиях.
Нетрадиционные начала занятия.
Начало занятия – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у детей рабочей настроенности. Каждый педагог стремится к быстрому включению детей в работу. Нетрадиционные начала занятий настраивают детей на позитивный лад, активизируют познавательные процессы.
Примеры нестандартного начала занятия.
- Наступила весна. Светит солнышко. Солнышко улыбается, дает нам свет и тепло. Передадим частичку нашего тепла друг другу.
Тема сегодняшнего занятия «Подари улыбку другу».
- Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- 1-2-выше голова,
3-4-плечи шире,
5-6-тихо сесть.
Следующим важным компонентом любого занятия здоровьесберегающей направленности является проведение динамических пауз (физминуток). Сюда же можно добавить проведение гимнастики для глаз и пальчиковой гимнастики.
Физминутки являются одним из обязательнейших условий организации занятия. Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка.
Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.
Наблюдения физиологов доказывают, что занятия физкультурой, рациональные физические нагрузки способствуют профилактике детского травматизма.
Целенаправленное обучение школьников специальным физическим упражнениям и двигательным навыкам имеет большое значение для развития костной системы, улучшает кровоснабжение и рост костных клеток.
Физические упражнения являются эффективным средством предупреждения нарушений осанки – сутулости, асимметрии плеч, крыловидных лопаток, сколиозов, вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений.
Занятия физическими упражнениями в сочетании с рациональным режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний, особенно нарушений сердечно-сосудистой системы. Двигательная активность мобилизует жизненно важные качества организма – выносливость, силу, гибкость, быстроту, а также воспитывает волевые качества, необходимые для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений, с которыми связан творческий, продуктивный учебный труд. Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии у детей жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.
Особый эмоциональный отклик у наших детей вызывают электронные физминутки с музыкальным сопровождением.
Наряду с пальчиковой гимнастикой, мы используем на занятиях элементы самомассажа.
Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, где используются традиционные для массажа движения: растирание, надавливание, пощипывание, разминание.
Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, грецких орехов, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме. Например:
Массаж для профилактики простудных заболеваний
Выполнятся движения по тексту.
Чтобы горло не болело
Мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо носик растирать,
Лоб мы тоже разотрем,
Ладошку держим козырьком.
«Вилку» пальчиками сделай,
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем да - да - да, (потирают ладони друг о друга)
Нам простуда не страшна.
Следующим направлением спортивно-оздоровительной деятельности детей с ОВЗ являются подвижные игры
Психологи уверены, что дети, регулярно принимающие участие в подвижных занятиях, получают положительные эмоции. Это позволяет ребенку избавиться от тревог и становиться более общительным. Важно, что в игре любой ребенок получает шанс стать раскрепоститься и без опасений попробовать что-то новое для себя, особенно, если взрослый руководитель уделяет равное внимание каждому участнику игры.
Подвижные игры позволяют детям отлично «разрядиться» и быть более спокойными и благоразумными в остальное время. Поэтому, у детей, которые достаточно бегают, прыгают и лазают, более выражено проявляются способности к традиционному обучению «за партой». Также очень важно, что любые подвижные игры имеют набор правил и проводятся в группе. Каждый ребенок волей или неволей общается со своими компаньонами, приучаясь подчинять законам. Он с детства понимает, как важно быть честным и дисциплинированным, а также как хорошо уметь находить общий язык с товарищами и испытывать чувство «локтя».
Не стоит также забывать, что именно в игре можно неожиданно для ребенка создать ситуацию, которая потребует инициативы. А это, как известно, позволяет ненавязчиво проводить обучение на самые разные темы. Залог успеха при этом кроется в том, что ребенок одновременно изучает теорию и осваивает практику нового для себя вопроса. Поэтому он лучше усваивает учебный материал, при этом, не только осваивая общепринятые приемы, но и придумывая свои. Именно благодаря подвижным коллективным играм среди детей проявляются лидеры, «светлые головы» и инициаторы.
В нашем классе 10 из 14 детей любят играть в подвижные игры и способны самостоятельно организовать данный вид деятельности. Четверых из них приходится вовлекать в совместную деятельность, в силу их психо-физических особенностей.
Говоря о здоровье, наряду с физической составляющей, мы подразумеваем и его психическую сторону. С этой целью я использую на своих воспитательских часах элементы музыкотерапии, цветотерапии, упражнения на релаксацию.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты – от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Например, для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют к прослушиванию «Мазурку» Шопена, «Вальсов» Штрауса, «Мелодий» Рубинштейна. Для общего успокоения – «Симфонию № 6» Бетховена, часть 2, «Колыбельную» Брамса, «Аве Мария» Шуберта. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности, настроения – «Шестую симфонию» Чайковского, часть 3, «Увертюру Эдмонд» Бетховена. Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности рекомендованы к прослушиванию – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
Я использую музыкальное сопровождение при проведении эстафет, подвижных игр (динамичные мелодии), а так же во время самостоятельных творческих работ детей и игр по интересам (спокойные композиции).
Так же на своих воспитательских часах я стараюсь использовать элементы такой арт-технологии, как цветотерапия.
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.
Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.
Еще одним из способов корректировки психоэмоционального состояния детей являются упражнения на релаксацию.
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит напряжению новых групп мышц. Для того чтобы появилась возможность управлять ими, необходимо научить детей расслаблять мышцы. Эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем при недостаточно полном расслаблении мышц. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, изменять их степень напряжения и совсем снимать его, расслабляя определенные группы мышц.
Примеры упражнения по выработке навыков релаксации у детей младшего школьного возраста.
Расслабление мышц плечевого пояса.
Роняем руки
Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По предложению ведущего снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз. Повиснув, руки слегка пассивно качаются. Пока не остановятся. Упражнение повторяется. Руки не следует раскачивать после их падения Можно подсказать детям образ - руки висят, как веревочки.
Трясем кистями
Исходное положение - руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
Стряхиваем воду с пальцев
Исходное положение - руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
Поднимаем и опускаем плечи.
Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их, в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).
Твердые мягкие руки
Руки подняты в стороны. Дети до предела выпрямляют все суставы рук (ослабляют напряжение, давая плечам опуститься) и напрягают все мышцы - от плеча до концов пальцев. Затем, не ослабевая рук, ослабевают напряжение, давая плечам опуститься, а локти, кисти и пальцы слегка пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.
Мельница
Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются оп всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.
Расслабление и напряжение мышц корпуса.
Роняем руки
Дети поднимают руки в стороны и освобождают от напряжения мышцы спины, шеи и плеч. Корпус, голова и руки падают вперед, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение.
Деревянные и тряпичные куклы
Движения помогают осознавать напряженное и ненапряженное состояния мышц тела. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.
Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то влево, то вправо.
При этом руки взлетают и обвиваются вокруг пояса.
При выполнении можно использовать стихи:
День. Дерево.
Пришел денек, Дерево кончается
Сел на пенек. Где-то в облаках.
День сидел. Облака качаются
День глядел. На его руках.
На ель залез, Эти руки сильные,
Совсем исчез. Рвутся в вышину,
Держат небо синее,
Звезды и луну.
Музыкотерапия, цветотерапия и упражнения на релаксацию могут применяться как в отдельности друг от друга, так и в сочетании. Примером такого сочетания являются электронные презентации, где удачно используются и музыкальные и цветовые решения.
Подводя итоги, хочется отметить тот факт, что все перечисленные выше приемы находят положительный эмоциональный отклик у моих воспитанников. Что свидетельствует о безусловной их пользе для здоровья детей.
Свое выступление мне хотелось бы закончить словами выдающегося педагога В. А Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сообщение "Организация спортивно - оздоровительного развития младших школьников"
сообщение на РМО "Организация спортивно - оздоровительного развития младших школьников"...
Сотрудничество с МАУ "Дворец спорта". Дополнительная образовательная программа организации воспитательной работы и социально-направленной деятельности спортивно-оздоровительного направления с МАУ "Дворец спорта" "Здоровей-ка!" (срок реализации- 4 года)
Сотрудничество с МАУ "Дворец спорта"...
Итоговая практико -значимая работа. Тема "Организация внеурочной деятельности по направлению спортивно- оздоровительного развития и воспитания школьников"
В процессе игры происходит формирование эмоциального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности с детьми, что является весьма актуальн...
Презентация "Организация внеурочной деятельности по направлению спортивно-оздоровительного развития и воспитания школьников"
Подвижная игра- источник радостных эмоций. Только здоровый ребенок может успешно учиться....
Адаптированная для спортивно-оздоровительных групп деятельность школьного спортивного клуба «ОЛИМП» по программе мини - футбол.
Физическая подготовка представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей занимающихся с целью укрепления здоровья для успешной спортивной деятельности. Вовлечение учащихся...
Организация внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления по программе плавание в условиях реализации ФГОС НОО
Внеурочная деятельность удовлетворяющая потребности учащихся в содержательном досуге, участие в общественно -полезной деятельности, развитие своих интересов на основе свободного выбора....
Проект. Тема: «Организация внеурочной деятельности по направлению спортивно-оздоровительного развития и воспитанияобучающихся».
Цель работы: показать значимость внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для формирования здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. ...