Урок общения. Тема: "Моя родословная"
методическая разработка (2 класс) на тему
Цель: Восприятие ребенком в качестве главных ценностей следующего: родные и близкие люди, их любовь и забота. Вызвать у детей желание больше узнать об истории своего рода, своих родственниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshcheniya.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок общения.
Тема: "Моя родословная"
Цель: Восприятие ребенком в качестве главных ценностей следующего: родные и близкие люди, их любовь и забота. Вызвать у детей желание больше узнать об истории своего рода, своих родственниках.
Ход урока.
Ведущий 1: Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители, пример ему.
С. Брандт.
Раньше о доме, да о семье больше с теплотой, да с улыбкой говорили. Из этого далекого " раньше", до нас дошли легенды, сказки, пословицы да поговорки. Давайте-ка их вспомним. Я начинаю, а вы продолжайте.
Вся семья вместе, так и ...душа на месте.
На что и клад, когда...в семье лад.
В гостях хорошо, а...дома лучше.
Не красна изба углами, а...красна пирогами.
Каково на дому,...таково и самому.
Дом вести... не бородой трясти.
Ведущий 2:
Нехитрая наука, правда? А какая нужная! Да только у кого ее перенимать, если стараются молодые ребята уехать подальше от родителей, бабушек, дедушек. А ведь в книжках не все написано, и уж тем более семейные традиции не по книжкам передаются, а из уст в уста, от стариков к молодым. Вот и получается, что рвется ниточка. А раньше жили семьями большими, все друг другу помогали, малышей учили старость уважать, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте посчитать, сколько в этой семье человек
Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота... А почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка.
А самый младший я.
Какая же у нас семья?
--Ох, как сложно! А раньше люди очень хорошо в этих "терминах" разбирались.
--Шесть: брат, сестра, их родители и родители папы (бабушка и дедушка), потому что невестка- жена сына по отношению к его матери.
Ведущий 1:
Благодаря этому шуточному стихотворению мы с вами коснулись очень интересной темы: родственных отношений. Кто-то из вас может впервые сегодня услышал слово "невестка", теперь не спутает его со словом "невеста". Получается, что каждый из нас только родившись, уже оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребенка может не быть еще имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук, внучка, брат или сестра, племянник или племянница. Иногда сложно разобраться кто кому кто.
(Инсценировка)
Кто кому кто?
Яков Аким.
--Бабушка, бабушка, я чья дочка?
--Ты Федина дочь, моего сыночка.
--Мой папа большой, а совсем не сыночек!
--Сыночек, брат четырёх моих дочек.
Помнишь мы были у старшей Авдотьи?
--Да разве у дочки мы были? У тёти...
--Тётю твою я в люльке качала...
--Бабушка, стой, объясни мне сначала,
Кто мне Наташа и два её братца?
--Ладно попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа, сестра
Маленькой ох и была шустра
А ты им доводишься...Хитрое дело...
--Бабушка, что-то у нас пригорело...
--Ох ты, пока я соображала
Всё молоко из кастрюли сбежало.
Ведущий 2:
Итак, вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого незримыми ниточками- одной кровью. И каждый из нас не только продолжение своих папы и мамы, но и бабушек, дедушек.
Это корни каждого Рода, как корни дерева. Они каждого питают, хотим мы этого или нет и держат на земле. И тот род силён, кто предков ценит, помнит и бережёт. Как то дерево сильно, что кроной своей корни укрывает от солнца, дождя и ветра.
Ведущий 1:
Рассматриваем Древо Жизни:
Корни- дедушки, бабушки, предки- прабабушки, прадедушки.
Крепкий ствол- родители.
Ветки- сын, дочь (это вы)
Листья- внуки (ваши будущие дети)
Будет расти это дерево всё вверх и вверх- с каждым годом крепнуть.
Мы стараемся своими знаниями сделать свой род сильным. Много интересного узнали о своём родовом дереве. Много труда и терпения ушло на его составление.
Откройте свои записи.
--Назовите вершину вашего "дерева"
И каждая девочка или мальчик - это вершина каждого родового дерева.
--Кто были ваши бабушки? дедушки? прабабушки? прадедушки?
--А кто узнал о прапрабабушке или прапрадедушке?
Из всех этих записей можно составить семейную книгу: это и ваши родовые деревья и ваши рассказы о бабушках и дедушках.
Ведущий 2:
(Подходит к выставке, где на ватманах, как на стенах у "старых бабушек" приклеены фотографии )
Вот ваши родители в детстве, такие похожие на вас. Вот ваши бабушки и дедушки, такие молодые и красивые. А вот на твердом картоне фотографии никогда не виданных предков- прабабушек, прапрадедушек. Мы видим спокойные лица, в которых вы тоже узнаёте свои собственные черты.
До этого момента, ребята, вам задавали вопросы и вы на них нам отвечали. А вот сейчас попробуйте ответить на вопросы только самому себе, ничего не говоря вслух.
Вопросы самому себе:
--Кто-то из ваших родных живёт далеко от вас, в другом городе или посёлке. Как часто вы пишите им письма, смс, говорите по телефону?
--Есть ли в вашем доме семейный альбом? Как часто вы смотрите фотографии? Можете ли по именам назвать людей, изображённых на фотографиях?
--Знаете ли откуда родом ваши родители, бабушки, дедушки?
А вот на последний вопрос, думаю, можно ответить. У нас на выставке вещи. Эти вещи- память о прошедших годах, грустные и весёлые воспоминания. Расскажите о них.
(Рассказы детей)
Ведущий 1:
Кропотливая работа по записям историй, легенд семьи. Такую работу можно назвать летописью.
--Как можно объяснить слово "летопись"? ( возможна работа со словарём).
Именно эти записи в упорядоченном виде и составляют "родословную роспись". В больших родословиях древних родов и фамилий, где количество родственников разных поколений в сумме достигало 200-300 человек, их описание составляло до 300 страниц.
Когда-то и ваши записи могут иметь такой же объём, если их будут продолжать ваши дети и внуки.
--У кого из вас самое большое родовое дерево? Какая последняя запись?
Ведущий 2:
Народная мудрость гласит: "Каждый человек имя своё знает".
"Названья зим". Давид Самойлов.
У зим бывают имена.
Одна из них звалась Наталья.
И было в ней мерцанье, тайна,
И холод, и голубизна.
Еленою звалась зима,
И Марфою и Катериной.
И были дни, и падал снег.
Как тёплый пух зимы туманной...
А эту зиму звали Анной,
Она была прекрасней всех.
--А что вы узнали о своём имени?
-- Кто его вам дал?
Есть древние имена, которые в разных языках звучат по-разному. Иван (рус.), Ян (польс.), Йонас (литов.), Ованес (арм.), Джон (англ.), Хуан (исп.), Жан (франц.), Иоганн (нем.), Джиованни (итал.).
Ведущий 1:
А теперь практическое исследование.
1.Некоторые имеют пары- мужское имя и женское. Вспомните такие имена.
(Олег- Ольга, Василий- Василиса, Евгений-Евгения, Виктор- Виктория, Александр- Александра, Валентин- Валентина)
2.В русском языке принято называть человека по отчеству.
--Какое у тебя отчество? Почему?
--Какое отчество у мамы, папы? Почему?
3.Фамилии, обычно, связаны с историей предков и указывают на род занятий- Кузнецов, на внешность- Кривоносов, на место жительство- Архангельский, на национальность- Поляков, и т.д. Некоторые фамилии разгадать легко, а некоторые трудно.
--Расскажите, что вы узнали о своей фамилии.
--Обратитесь к своим родовым деревьям. Какие фамилии встретились в вашем роду?
Традиционно, вновь образовавшаяся семья, берёт фамилию мужа.
--Чью фамилию носите вы? Какая девичья фамилия вашей мамы?
Ведущий 2:
А ещё, ребята, давно, в Средние века всякий рыцарь, желающий вступить в рыцарский союз (или орден) должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево, а внизу этого дерева был изображен герб рыцаря. Мы с вами попробуем составить свой герб, характеризующий ценности вашей семьи. А сегодня наша встреча подошла к концу.
Давайте вспомним:
--Что вам понравилось?
--Что удивило?
--Что узнали нового?
--Что захотелось узнать?
--Чем вы довольны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая разработка Проектная деятельность учащихся Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»
Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл...
конспект урока истории в з классе по теме:"Моя родословная"
Пропедевтический курсначального исторического образования -3 класс, система Л.В.Занкова. На данном уроке дети знакомятся с такими понятиями, как "предок", "родословная", "поколение". Учатся составля...
2 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: Проект «Родословная». Школа России
Окружающий мир Тема: Проект «Родословная».Цель: исследовать родословную своей семьи. Представление итогов совместной работы с родителями по созданию своей родословной.Планируемые результаты...
Технологическая карта урока по теме: «Родословная»
Тема урока: «Родословная»Цели урока: познакомить детей с темой «Родословная», дети представляют свои проеты.Планируемые результаты:· Предметные:ü узнать определение...
План-конспект урока по теме: Обобщение знаний по теме «Мир общения»
План-конспект урока по теме: Обобщение знаний по теме «Мир общения»Класс: 2 Тип урока: закрепление пройденного материала...
Конспект урока во 2 классе по теме "Проект Родословная"(УМК "Школа России")
Окружающий мир, 2 класс, УМК "Школа России", "Проект Родословная"...
Конспект урока по Окружающему Миру Тема: «Проект - Родословная», 2 класс, УМК "Школа России"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩИМУ МИРУТема: «Проект - Родословная»...