Исследовательская работа "Зимняя жизнь синицы большой в условиях нашего края"
проект (2, 3, 4 класс) на тему

Киндякова Елена Викторовна

Актуальность. Птицам в наших северных условиях (синицам) трудно выжить длинной и холодной зимой в нашей местности.Цель: выявление факторов, благоприятно влияющих на выживание птиц зимой  в экстремальных условиях севера.При помощи проведенного исследования выявлены следующиефакторы, благоприятно влияющие на выживание птиц зимой  в нашем северном крае:

Необходимо вести пропаганду о пользе синиц среди взрослых и детей (пользе для природы и человека,  помощи птицам в зимнее время).Делать не временные, а постоянные и прочные кормушки. Продумывать удобное место для размещения (где будет удобно класть корм, чистить кормушку, а так же тихо, спокойно,   безопасно для птиц, чтобы они могли смело подлетать,  на которые класть корм будете в течение нескольких лет).В зимнее время регулярно класть корм в кормушку, желательно в первой половине дня, начиная с начала ноября.Птицам особенно важен корм в морозные дни.Класть не отходы от стола, а тот корм, который кушают птицы.

Работа являлась успешным участником XIII регионального конкурса исследовательских работ школьников «Экология жизненного пространства» (заочный и очный этап).    

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya_ispr.docx42.02 КБ
Файл plan_issledovaniya_ispr.docx22.52 КБ
Файл vvedenie.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Зимняя жизнь синицы в условиях поселка Сингапай

Арышева Милена Тельмановна

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, сельское поселение Сингапай,

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа», 2 класс «А»

Научная статья

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………. 2

I. Птица – синица ……………………………………………………………………………………. 3

1.1. Птицы, обитающие в ХМАО…………………………………………………………………...3

1.2. Польза синиц ……………………………………………………………………………………. 3

1.3. Виды синиц ……………………………………………………………………………………… 4

1.4. Места обитания и питание ……………………………………………………………………. 5

II. Наблюдения и эксперименты ………………………………………………………………….. 6

2.1. Анкетирование ………………………………………………………………………………….. 6

2.2.  Наблюдения и эксперименты ………………………………………………………………....7

Заключение …………………………………………………………………………………………. 10

Приложение ………………………………………………………………………………………….12

Введение

Актуальность. 2017 год объявлен годом экологии в России. Главная задача общества – сохранение природы, каждого звена этой большой и дружной цепи: деревья и травы, звери и птицы - в любое время года.

Зимующим птицам (синицам) трудно выжить зимой в нашем крае.

Проблема заключается в поиске ответа на вопрос: как мы можем помочь птицам нашего северного края (синицам) выжить в зимнее время. Я решила провести эксперимент и найти ответ  на вопрос.

Объект исследования: жизнь синицы зимой.

Предмет: выявление факторов, благоприятно влияющих на выживание синицы большой зимой в нашем крае.

Гипотеза: Если в зимний период провести эксперимент по выяснению вкусовых приоритетов синиц, наблюдения за синицами в зимнее время, разъяснительную работу среди учащихся нашей школы, то можно выявить факторы, благоприятно влияющие на выживание синицы большой зимой в нашем крае.

Цель: выявление факторов, благоприятно влияющих на выживание синиц зимой  в  нашем крае.  

Для реализации цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу по теме исследования.
  2. Провести эксперимент, наблюдения за жизнью синиц в зимний период в  поселке Сингапай.
  3. Выявить факторы, благоприятно влияющие на выживание синицы большой зимой в нашем крае.

Методы: эксперимент, наблюдение, анализ, синтез, обобщение.

  • Теоретическая и практическая значимость работы: в работе изучены особенности жизни синиц зимой; проанализировано, что, самые частые гости кормушек  - синицы большие, их вкусовые приоритеты; выявлены факторы, благоприятно влияющие на выживание;  составлены рекомендации для детей и взрослых, желающих помочь синицам  зимой  в нашем крае.

Новизна работы: на основе проведенного эксперимента выявлены факторы и  составлены рекомендации для детей и взрослых, желающих помочь синицам  выжить зимой в нашем крае.  

  1. Птица – синица

1.1. Птицы, обитающие в ХМАО

Фауна округа составляет более 250 различных видов птиц. Для многих из них тайга является постоянным местом обитания, где они выводят и воспитывают потомство. Глухари, куропатки, тетерева, кулики, рябчики, воробьи, гуси и синицы хорошо приспособились к условиям северного климата. [5]

1.2. Польза синиц

Cиницы  –  ловкие, подвижные   птицы.  Они  не   улетают  на  зимовку  в  теплые  края, поэтому  увидеть   их  можно  в   любое    время  года. Синицы – самые полезные из птиц, обитающих в России и в ХМАО. Истребление вредных насекомых, основная польза, которую приносят синицы человеку. Летом синицы мало заметны: держатся в лесах и парках. Становятся заметны осенью, когда собираются кочуют в поисках корма. [5.472-473]

Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам. Большая синица за сутки поедает столько корма, сколько весит сама.[8. 252]

Среди насекомых, которыми питается синица, очень много вредных, они губят зеленые насаждения, приносят вред природе и человеку.  Птицы являются и санитарами: они уничтожают мух, которые являются разносчиками дизентерии и других тяжелых желудочно-кишечных заболеваний. [6]

Во всех культурных странах эти птицы находятся под охраной. В Украине, России и республике Беларусь всегда считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашнего скота. Первые законы об охране птиц были приняты еще в Средние века. Они касались именно синиц. По указу Людвига Баварского за поимку синицы следовало суровое наказание. Для них развешивали искусственные закрытые гнездовья, не вырубали дуплистые деревья, чтобы в них могли жить птицы. [6]

Кажется, что этим весёлым непоседам всё нипочём: они всегда найдут себе вкусную еду. По данным орнитологов, каждые девять из десяти синичек погибают от голода. 
Происходит это потому, что птицы – существа теплокровные, средняя температура их тела составляет чуть больше 40°. Чтобы поддерживать такую температуру в холодное зимнее время года, птицам необходимо большее количество пищи.[3]

1.3. Виды синиц

В семействе синицевых (Paridae) 60-65 видов, из которых в России обитает 11. Синицы – мелкие подвижные птицы, населяющие леса, сады, парки. Область распространения группы весьма обширна, почти вся Европа,  Африка, Северная Америка. [1. 89] [Приложение I]

Когда приходит весна, в лесах, парках, садах и огородах слышится чириканье синиц. СИНЬ, СИНЬ такие слышим звуки. Это синицы. Потому их и так и назвали СИНИЦЫ. Эти звуки весной издают самцы.

Большая синица или больша́к (лат. Parus major),—распространённаяптицаизсемействасиницевых,отрядаворобьинообразных. Ярко – желтые грудка и живот этой поделены пополам широкой черной  полосой. Эта синица крупнее  других видов синиц, за что и  названа большой. Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная или голубовато-серая, брюшко чаще жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Большая синица широко распространена в смешанных и лиственных лесах, парках и садах. Отличается чрезвычайной подвижностью и ловкостью. [3. 173]. В дикой природе синица встречается в разнообразных лесах, обычно на открытых участках, опушках, по берегам водоёмов. Эта синица - птица оседлая, кочует лишь местами, не мигрирует, кроме очень суровых зим. Большая синица остаётся самым крупным и наиболее многочисленным из всех встречающихсявидовродасиницы, вРоссии в частности в ХМАО. [1]  

Лазоревка голубая или зеленая (Paruscoeruleus). Размером немного меньше большой синицы. Типом окраски напоминает большую синицу, главное отличие — белая с ярким сине-голубым пятном в центре шапочка, отделенная от белых щек черной полосой через глаз. [2]

Московка или черная синица (Periparusater L.). Мелкая подвижная птица. Окрасом, прежде всего чёрной шапочкой перьев на голове и белыми щёчками, напоминает большую синицу, однако отличается от неё меньшими размерами, более плотным телосложением и бледным оперением остальной части тела. Перья головы иногда несколько вытянуты в виде хохолка. На затылке имеется небольшое белое пятно — характерный отличительный знак этого вида. Крылья и хвост буровато-серые. [2]

Гаичка (лат.Poecile) Под названием «гаички» объединяются два разных вида. Общие признаки этих мелких синичек: черная шапочка и буровато-серая или серо-бурая спина. Крылья и хвост серо-бурые. По своим гнездовым склонностям эти птички различаются, бурая гаичка предпочитает разреженные широколиственные леса, а серая — сырые смешанные или хвойные и живет даже в глухой тайге. И серая и бурая гаички очень подвижны и даже вертлявые: ни минуты не посидят спокойно. [2]

Хохлатая или гренадёрка или хохлушка (устар.) — (Paruscristatus). Эта буровато-серая маленькая синичка имеет пестрый, серовато-черный остроконечный хохолок, большей частью вздернутый торчком. Спина, крылышки и хвост у нее бурые. Лоб беловатыйи хохолок кажется почти черным. Хохлатая синица — постоянный член смешанных синичьих стаек, которые во множестве кочуют по нашим лесам осенью и зимой. [2]

Ремез обыкновенный (Remizpendulinus) Мелкая птица, легко узнаваемая благодаря характерной окраске. Наиболее характерные признаки - каштаново-коричневая спина и черная маска. Ремезы устраиват свои гнезда над водой, обычно на свисающей ветке ивы. Для птички весом 8-10 г размер гнезда огромен - до 10 см в диаметре и до 17 см высотой. Гнездо напоминает вязаную варежку, вход в которую находится на конце "большого пальца". [2]

Синица подвешивающаяся (Anthoscopusminutus) также принадлежит к группе ремезов. Окраска подвешивающейся синицы довольно невзрачная, блеклого желтовато-серого цвета. Замечательное гнездо подвешивающихся синиц помещается на концах ветвей.[2]

Длиннохвостая синица (Aegithaloscaudatus) Длиннохвостая синица, или ополовник, в народе. Аполлоновкараспространена в зарослях, садах, в лиственных и смешанных лесах. Голова и брюшная сторона тела у этой птицы белые, спина черная с розоватыми полосами по бокам, в окраске крыла преобладают черные тона. Вокруг глаз голое кольцо красноватого цвета. [2]

 1.4. Места обитания и питание

Встречается эта птица на огромном пространстве Европы, Азии (начиная с Южной Сибири) и в Северо – Западной Африке.  Гнезда устраивает в дуплах, старых скворечниках, в щелях дощатых построек, почтовых ящиках, брошенных консервных банках и даже в старых башмаках. [1.89].

За неделю пара синиц натаскивает до 200 тонких веточек, корешков, сухих стебельков трав, мхов, растительного пуха, перьев, паутины насекомых, клочков шерсти. Откладывает 9-14 белых яиц и высиживает их две недели. Птенцов прячет под себя, бережет, обогревает, а самец таскает им корм. На шестой день самка улетает и с собой уносит помет. В среднем за день к гнезду прилетает около 200 раз. Кормит птенцов мелкими насекомыми, пауками, личинками бабочек. Через две недели птенцы вылетают из гнезда. Сначала родители их подкармливают вместе, а потом один самец. Самка уже высиживает вторую кладку яиц. В августе они всей семейной стайкой летают по опушкам леса, по пойме и зарослям. Зимой в лесу трудно находить корм и они прилетают ближе к жилью человека. Ее звонкую песню около окна можно услышать в самый разгар зимы. [4.78]

В поисках пищи синица заглядывает в каждую трещинку, долбит подгнившую жердь. Большинство птиц не едят мохнатых гусениц, а синица знает, как с ними расправиться. Она расклевывает гусеницу и съедает ее внутренности. Не отказывается синица и от дождевого червя; наступив на него лапой, она разрывает червя клювом на части и глотает по кускам. Если не удалось достаточно добыть мясной пищи, то она расклевывает спелую грушу, ягоды – землянику, смородину, причем ее больше привлекает не мякоть, а семена. От зари до зари синица не знает ни минуты покоя; перелетая с ветки на ветку, она ищет,  чем бы поживиться. [9. 177]. В Великобритании синицы научились открывать молочные бутылки, оставляемые домов, так что могут пить молоко. [2. 111]

Синицы станут частыми посетителями твоего сада, если их регулярно прикармливать. Вкусы у птиц разные. Косточки, сало, сыр, овес, арахис, смородина, семена подсолнечника, крупы, хлебные крошки, (белый хлеб), кусочки свиной кожи – все это привлекает в твой сад много разных птиц. Хлеб лучше птицам давать пшеничный. Ржаной хлеб опасен. [6.46]

Ржаной черный хлеб особо опасен для птиц. Его ингредиенты такие, как дрожжи, соль и уксус негативно влияют на организм маленькой птички. Даже небольшое количество такого продукта приведет к остановке работы желудка, завороту кишок или поносу. Повышенный уровень кислоты в ржаном хлебе доведет птицу до отравления, дисбактериоза. Содержание крахмала и соли остановит работу почек и поспособствует гибели птицы. От ржаного хлеба птицы не получают никакого заряда энергии, перестают летать из-за возникших резких ухудшений, ослабнут и замерзнут[4]

Вывод к главе I: Синицы – полезные птицы, они приносят пользу человеку и природе, являются санитарами, уничтожая вредных насекомых. Синица большая наиболее многочисленная в России и в ХМАО. Она не требовательна к месту обитания. Находит себе жилище часто в местах, плохо приспособленных для жилья; хороший воспитатель, быстро научивает своих малышей самим находить себе корм.

Синицы являются подвижными и ловкими птицами. Зимой синицы переходят на растительный корм. Чтобы пережить зимнюю стужу, им необходимо большое количество пищи. Часто гибнут от холода и голода в зимнее время. За помощью летят ближе к жилью человека. Поэтому синиц обязательно необходимо подкармливать.

II. Наблюдения и эксперименты

2.1. Анкетирование. «Кто такие птички – синички»

Среди учащихся 1-2-х классов было проведено анкетирование [Приложение II- IV] Всего в анкетировании участие приняли 40 учащихся. А затем выступления, беседы и игры о пользе, о  синиц, а так же о трудностях, которые птицы испытывают в зимний период в наших суровых северных условиях. Затем снова проведена анкета, которая позволила увидеть следующие изменения.

Ребята стали наблюдательнее, замечают птиц за окном и во время прогулки (с 52 до 100% учащихся). Благодаря рассказам, выступлениям, рисованию, изготовлению поделок, первоклассники узнали, как выглядит синица большая (с 30 до 100%). Пришли к выводу, что синицы зимой нуждаются в нашей помощи (с 22 до 100 %). Сделали кормушки 85 % учащихся. Практически все учащиеся регулярно стали класть корм для птиц. Мы провели исследование и рассказали ребятам о вкусовых приоритетах синиц. Они теперь кладут  на кормушку тот корм, который любят синицы, они охотнее прилетают на нашу кормушку и это помогает сохранить жизнь и здоровье птиц.

2.2.  Наблюдения и эксперименты

Кто частый гость кормушки?

В нашем классе за окном (второй этаж школы) висит кормушка, куда мы регулярно кладем корм. Каждый год, как только выпадает снег, становится по-зимнему холодно, к нам прилетают птицы. В прошлые 2015, 2016 гг. птицы  к кормушке прилетали 10 – 15 ноября, а в этом году первых гостей мы увидели раньше, 1-2 ноября. Кормушка несколько лет находится на одном  месте, и видимо, птицы смело прилетают за помощью. Мы заметили, что самые частые гости на кормушке, это синицы, реже воробьи. Так, например из 5 птиц, сидящих на кормушке, все синицы, или 1-2 воробья и 2-3 синицы. Часто наблюдаем такую ситуацию: поклевали 2 воробья и улетели, за ними прилетают синицы (3-4) и начинают свой завтрак. Тихо, не делая резких движений, наблюдаем за их обедом. Если только кто-то громко произнес, взмахнул рукой - синицы скрылись. Так же сложно сделать снимок.

Провели наблюдение, сделали выводы, что самые частые гости нашей кормушки – синицы, птицы очень осторожные. Рассматривая по окраске сидевших на кормушке птиц, сделали вывод, что это синица большая. Заметили, что прилетают синицы чаще во время урока, когда в классе тишина. [Приложение V]

        Написали рассказы, придумали стихи о пользе птиц и необходимости помогать им в зимнее время в нашей местности. Провели мероприятия и познакомили учащихся 1 и 2 классов с нашими выводами и открытиями. [Приложение VI]

Написали статью о наших наблюдениях за птицами, ее опубликовали в газете «Югорское обозрение» под названием "Забота об окружающей среде" [№5 от 02.02.17 на стр. 13] [Приложение VII]

Что кушают синицы зимой?

В научной литературе прочитали, что зимой синицы переходят на растительный корм, поедая рябину и другие ягодки, а также лакомятся семенами. Мы провели наблюдение, чтобы  выяснить, что кушают наши синицы, которые проводят зиму в наших суровых условиях северного края.

Сначала это были просто хлебные крошки, кусочки, оставшиеся после завтрака в столовой.

Но, чтобы выявить, что любят синицы, на кормушку за окном нашего класса мы помещали различный корм и наблюдали, за какой промежуток времени наши синицы съедят. [Приложение VIII]

Синицы кушают различные крупы (гречка, рожь, пшено, рис), семечки подсолнечника, кабачка, арбуза, тыквы, а так же различные несоленые орешки. Но, больше всего, любят сало, хлебные крошки, зерна пшеницы и ягоды рябины (было съедено быстрее и часто стайками слетались на кормушку). Крошки белого хлеба и зерна пшеницы были съедены сразу. А вот сало, ягоды и ягоды находились на кормушке чуть дольше. Но, такой вывод сделан потому, что птицы бойко налетали, смело клевали сало, хотя оно заморожено,  кусочек был достаточно большой величины, потому и хватило на несколько дней. Съели семена подсолнечника не сразу, т.к. насыпано было достаточно большое количество. [Приложение IX]

Нужен или нет зимний подкорм синицам?

Синицы на нашу кормушку прилетели с наступлением первых морозов, когда снега было совсем немного, предполагаем, что это старые знакомые, синицы, которые прилетали на кормушку  и в прошлые годы. Посещают кормушку единичное количество раз (2 – 5),если температура воздуха становится холодная (от 10°). Чаще прилетают (9 -  18), если погода морозная (15° и ниже). Птицам холодно и голодно в такие дни, им необходим подкорм. Но, если температура очень морозная (ниже 35°) количество прилетов снова становится меньше, и они очень быстро улетают назад. Птицам холодно и они берегут тепло своего тела,  укрываются от мороза. Во время проведения эксперимента отмечались осадки и наличие ветра, но, зависимости не увидели. В наших климатических условиях присутствует ветер и снегопад, когда температура не опускается низко. Корм находится в кормушке постоянно. Птицы в такую погоду прилетают к нашей кормушке охотно.

В период с ноября по февраль сильных метелей не наблюдалось, когда затруднен полет или, возможно, они поселились где-то не далеко от здания школы и перелет не вызывает особых затруднений. Но, отследить траекторию их перелета сложно, из-за особой конструкции окон нашего класса. Расположены так, что кормушка укрыта от ветра, в зоне видимости и легкой доступности, и птицы смело прилетают в любую погоду. В данной таблице дни представлены выборочно, потому что при аналогичной погоде, количество прилетов варьируется в тех же цифрах.

Вести сравнение с другими птичьими столовыми  сложно, т.к. данная кормушка существует уже несколько лет и регулярно кладется в нее корм. Мы повесили новую кормушку с надеждой, что будем сравнивать две птичьих столовые. Сравнить не получилось, потому что птицы прилетали на новую  кормушку за зиму всего несколько раз.

Взрослые и дети мало знают о пользе синиц, и потому не видят смысла зимой подкармливать. Синицы регулярно прилетают на нашу кормушку. Как только выпадает достаточно большое количество снега и температура воздуха опускает ниже10°, у синиц появляются первые голодные дни, на нашу кормушку они прилетают уверенно. Здесь их ждет подкормка, которая им необходима. [Приложение X]

Вывод к главе II:

Самые частые гости нашей кормушки – синицы. В результате наблюдений выяснили, что это вид – синица большая. Зимой  синицы часто гибнут не столько от холода, сколько от голода. Особенно в наших суровых северных условиях, где снежная, холодная и длительная зима.

       Как только выпадает достаточно большое количество снега,  и температура воздуха опускает ниже 10°,  у синиц наступают голодные дни. Птицам холодно и голодно в такие дни, им необходим подкорм. На нашу кормушку они прилетают уверенно. Здесь их всегда ждет корм. Хотя это птицы очень осторожные.

      Синицы кушают различные крупы. Среди них гречка, рожь, пшено, рис, а так же семечки подсолнечника, кабачка, арбуза, тыквы и различные несоленые орешки. Но, больше всего, любят сало, хлебные крошки, зерна пшеницы и ягоды рябины. Птицам холодно и в особенно морозные дни они берегут тепло своего тела,  укрываются от мороза. Мало летают и очень быстро возвращаются в теплое укромное место, берегут тепло. Корм должен находиться в кормушке постоянно, чтобы в любую погоду оказать помощь. 

      Взрослые и дети мало знают о пользе синиц, и потому, не видят смысла зимой подкармливать синиц.

Мы провели исследование сами и рассказали ребятам первоклассникам о вкусовых приоритетах синиц. Они теперь кладут  на кормушку тот корм, который любят синицы, которые охотнее прилетают на кормушку и это помогает сохранить жизнь и здоровье птиц. Практически все учащиеся регулярно стали класть корм для птиц.

Заключение:

Синицы – самые полезные из птиц, обитающих в России и в ХМАО. Синица большая за сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Они отыскивают и уничтожают вредителей, их личинки и яйца - круглый год. Синица большая - санитар: она уничтожает мух, которые являются разносчиками дизентерии и других тяжелых желудочно - кишечных заболеваний.

Синицы приносят пользу человеку и природе, надежно охраняют наши леса, сады от вредных насекомых. Чтобы пережить зимнюю стужу, им необходимо большое количество пищи.

Синица не требовательна к месту обитания. Находит себе жилище часто в местах, плохо приспособленных для жилья. Она хороший воспитатель, быстро научивает своих малышей самостоятельно находить себе корм.

Большая синица остаётся самым крупным и наиболее многочисленным из всех встречающихся видов рода синицы, в России и в частности в ХМАО. В результате работы с научной литературой, наблюдений, пришли к выводу, что в нашей местности обитает  синица большая.

В морозную погоду все сложнее находить насекомых и они летят за помощью к нам. Зимой синицы переходят на растительный корм, поедая рябину и другие ягодки, а также лакомятся семенами. Синицы регулярно прилетают на нашу кормушку, которая на одном месте висит уже несколько лет. Как только выпадает снег, и температура воздуха опускается ниже 10°,  у синиц появляются первые голодные дни. Они прилетают на нашу кормушку уверенно, потому что корм кладем регулярно.

Синицы  предпочитают несоленое сало, хлебные крошки, зерна пшеницы, семена подсолнечника, тыквы и ягоды рябины.

Данная работа позволила получить следующие результаты:

1 . Синицы приносят большую пользу окружающей природе и человеку.

2.  В нашей местности живет синица большая.

3. Синицы часто гибнут зимой не столько от холода, сколько от голода.

4.  Синицы – самые частые гости кормушек в нашей местности.

5.  Синиц необходимо подкармливать в зимнее время.

6. Необходимо вести пропаганду о синицах (пользе и помощи им в зимнее время).

7.  Корм подобрать не сложно, не нужно специально покупать в магазине.

         Найдутся в каждом доме крошки белого хлеба, ягоды рябины, кусочки мяса или сала, после приготовления обеда у мамы на кухне, а так же семена подсолнечника; арбуза, дыни, тыквы, кабачка (которые можно собрать осенью и посушить).

Выявлены следующие факторы, благоприятно влияющие на выживание птиц зимой  в нашем крае:

1. Необходимо вести пропаганду о пользе синиц среди взрослых и детей (пользе для природы и человека,  помощи птицам в зимнее время). [Приложение XI]

2. Делать не временные, а постоянные и прочные кормушки. Продумывать удобное место для размещения (где будет удобно класть корм, чистить кормушку, а так же тихо, спокойно,   безопасно для птиц, чтобы они могли смело подлетать,  на которые класть корм будете в течение нескольких лет). [Приложение XII]

3. В зимнее время регулярно класть корм в кормушку, желательно в первой половине дня, начиная с начала ноября.

4. Класть не отходы от стола, а тот корм, который кушают птицы.

5. Птицам особенно важен корм в морозные дни.

Если соблюдать данные факторы, синицы наградят нас звонкой песенкой уже в февральские первые солнечные дни.

Перспективу своей работы вижу в продолжении вести наблюдения за синицей в весеннее - летний период. Для этого мы с папой уже приготовили синичник. Одна синичка уже прилетела и осматривала наше жилище. Очень буду рада, если там поселятся, организуют гнездо и выведут потомство. [Приложение XIII]



Предварительный просмотр:

Зимняя жизнь синицы в условиях поселка Сингапай 

Арышева Милена Тельмановна

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, сельское поселение Сингапай,

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа», 2 класс «А»

План исследования

Актуальность. Зимующим птицам (синицам) трудно выжить зимой в нашем крае.

Проблема заключается в поиске ответа на вопрос: как мы можем помочь птицам нашего северного края (синицам) выжить в зимнее время.

Объект исследования: жизнь синицы зимой.

Предмет: выявление факторов, благоприятно влияющих на выживание синицы большой зимой в нашем крае.

Гипотеза: Если в зимний период провести эксперимент по выяснению вкусовых приоритетов синиц, наблюдения за синицами в зимнее время, разъяснительную работу среди учащихся нашей школы, то можно выявить факторы, благоприятно влияющие на выживание синицы большой зимой в нашем крае.

Цель: выявление факторов, благоприятно влияющих на выживание синиц зимой  в  нашем крае.  

Для реализации цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу по теме исследования.
  2. Провести эксперимент, наблюдения за жизнью синиц в зимний период в  поселке Сингапай.
  3. Выявить факторы, которые помогут выжить синицам зимой  в нашем крае.  

Методы исследования:

  • эксперимент – научно – поставленный опыт.
  • наблюдение -  целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются,
  • анализ – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей,
  • синтез - метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение сведение в единое целое данных,
  • обобщение - общий вывод, основные результаты.

Описание хода исследования

  1. Изучить научную литературу по теме исследования.
  2. Изучить виды, особенности жизни синиц, обитающих в России и в округе.
  3. Провести анкетирование «Кто вы такие, птички – синички».
  4. Изучить особенности питания синиц зимой.
  5. Провести наблюдение в зимний период необходимости подкорма от погодных условий в поселке Сингапай.
  6. Выявить вкусовые приоритеты синицы в зимний период.
  7. Выявить факторы, которые помогут птицам пережить длинную, холодную зиму.

Литература:

  1. Большая серия знаний. Биология. / Коллектив авторов. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги»,  2006. «Русское энциклопедическое товарищество», 2006. – 208с.
  2. Живой мир. Энциклопедия. Колвин Л., Спиэр Э., М.: «РОСМЭН» 2000. 127 с.,
  3. От земли до неба : Атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений  / А.А.Плешаков. – 11-е изд. – М. : Просвещение, 2010. - 222с.
  4. Что такое. Кто такой: в 3 т., Т.3 – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Педагогика- Пресс, Издательский дом «Современная педагогика», 2001. – 336 с.
  5. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2. М:. «Аванта +» 1995. 506с.
  6. Энциклопедия живой природы. - М.: АСТ-ПРЕСС» 2000. – 328 с.
  7. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Животные / Сост. Ляхов П.Р.; Под общ. ред. Хинн О.Г.; - М.; АСТ, 1995. – 544с.
  8. Я познаю мир. Энциклопедия для детей. Удивительные животные. Под общ.ред. Чл.-корр. РАЕН, академ. Бартенева О.С./ ООО «Изд. АСТ» 220 с.  



Предварительный просмотр:

Введение

Актуальность. 2017 год объявлен годом экологии в России. Главная задача общества – сохранение природы, каждого звена этой большой и дружной цепи: деревья и травы, звери и птицы - в любое время года.

Зимующим птицам (синицам) в наших северных условиях трудно выжить длительной и холодной зимой.

Проблема заключается в поиске ответа на вопрос: как мы можем помочь птицам (синицам) нашего северного края выжить длительной и холодной зимой. Я решила провести эксперимент и найти ответ  на вопрос.

Объект исследования: жизнь синицы зимой.

Предмет: выявление факторов, благоприятно влияющих на выживание синицы большой в зимнее время.

Гипотеза: Если в зимний период провести эксперимент по выяснению вкусовых приоритетов синиц, наблюдения за синицами в зимнее время, провести разъяснительную работу среди учащихся нашей школы, то можно выявить факторы, которые благоприятно повлияют на выживание синицы большой в зимнее время.

  • Цель выявление факторов, благоприятно влияющих на выживание птиц зимой  в нашем крае.

Для реализации цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу по теме исследования.
  2. Провести эксперимент, наблюдения за жизнью синиц в зимний период в  поселке Сингапай.
  3. Выявить факторы, которые помогут выжить синицам зимой  в нашем крае.  

Методы: эксперимент, наблюдение, анализ, синтез, обобщение.

  • Теоретическая и практическая значимость работы: в работе изучены особенности жизни птиц зимой; проанализировано, что, самые частые гости кормушек  - синицы большие; их вкусовые приоритеты; выявлены факторы, которые благоприятно повлияют на выживание;  составлены рекомендации для детей и взрослых, желающих помочь синицам  зимой  в нашем крае.

Новизна работы: на основе проведенного эксперимента выявлены факторы и  составлены рекомендации для детей и взрослых, желающих помочь синицам  выжить в зимнее время в нашем крае.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Зимующие птицы нашего края"

Данный проект был составлен учащимися 3 класса и использовался на уроке "Окружающий мир"...

Информационно-исследовательский проект "Зимующие птицы нашего края"

Информационно-исследовательский проект для учащихся начальной школы....

Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс

Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

Доклад «Здоровье ребенка, определяется условием его жизни и прежде всего условием жизни в школе-интернате»

Наряду с медицинскими (соматический и психический) компонентами здоровья необходимо учитывать и такие аспекты, как психологический, социальный, экологический и др. Таким образом, можно предположить, ч...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Поверхность нашего края» с использованием презентации. Проектно-исследовательская деятельность.

Конспект урока окружающего мира  в 4 классе  по теме «Поверхность нашего края»  с использованием презентации.  Проектно-исследовательская деятельность.(по учебнику Плеш...

"Жизнь и быт коренных народов нашего края"

Краеведение. Занятие о правилах поведения в природе коренных народов, о взаимоотношениях человека с растительным и животным миром....