Доклад «Здоровье ребенка, определяется условием его жизни и прежде всего условием жизни в школе-интернате»
методическая разработка на тему
Наряду с медицинскими (соматический и психический) компонентами здоровья необходимо учитывать и такие аспекты, как психологический, социальный, экологический и др. Таким образом, можно предположить, что только то учреждение имеет право на существование, которое является для ребенка источником здоровья.
Совершено очевидно, что знания, умения и навыки неэффективны для нездорового человека, который чувствует себя ущербным физически, психически и социально, а значит, ЗДОРОВЬЕ - ЕСТЬ КРИТЕРИЙ ОБРАЗОВАНИЯ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО Колушкинская специальная школа – интернат VIII вида
Доклад
«Здоровье ребенка, определяется условием его жизни и прежде всего условием жизни в школе-интернате»
Составила: Селиванова Н. А
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения.
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Практически во всех регионах России в среднем более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Многочисленные исследования показывают, что около 25-30% детей приходящих в 1-й класс, имеют те, или иные отклонения в состоянии здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в школах-интернатах, основная категория детей приходит из неблагополучных семей, с набором хронических заболеваний, многие до школы не посещали дошкольные учебные заведения, не получали должного медицинского обследования и лечения.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,5 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9 до 16,8%. Одна из частых патологий школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро.
Общеобразовательные учреждения являются единственной системой общественного воспитания, охватывающей в течение продолжительного онтогенетического периода всё детское население.
Особенно в условиях школы-интерната, большую часть времени воспитанники проводят в стенах школы. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.
Понятие “здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы школы-интерната по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать обучающихся, чтобы они могли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. Задача школы-интерната – не “дотянуть” ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ни чего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и не грамотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников – это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Наши исследования показали, что даже у маленьких детей есть свой опыт в данной сфере жизни, своя позиция, свои оценки. Не учитывать этого нельзя.
Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственность за него и искать такие подходы, которые бы помогли нам понять, как они видят мир.
Практический опыт показывает, что дети способны самостоятельно не только формировать цели, но и воплощать их. Совместная с ними деятельность поможет понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и здоровья других людей. А инструментом может стать сотворчество, совместное постижение знаний, опыта – в неформальном, партнёрском взаимодействии детей, родителей и педагогов.
Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является сознание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Если подростком не будут внутренне приняты позиции: “Это мне надо”, “В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха”, то все старания педагога будут напрасны. Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника. При которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями.
Любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению здоровья детей. Бесценен. Это необычайно благородная и благодатная роль.
Главное, что приобрела школа-интернат за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, – стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Сохранение здоровья воспитанников школы-интерната во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, развитию и сохранению здоровья воспитанников, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процесса, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.
Комплекс мероприятий, направленных на решение проблем адаптации и сохранения здоровья.
оценка санитарно-эпидемиологического благополучия окружающей ребёнка среды и условий жизнедеятельности–широкого комплекса эколого–гигиенических, социально-экономических, внутрижилищных, внутрисемейных и школьных факторов;
научное обеспечение нормативного распределения детей по группам здоровья и группам физического воспитания;
разработка и реализация комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на:
уменьшение уровня заболеваемости;
снижения уровня функциональной напряжённости детей и педагогов; восстановление обратимого резерва здоровья;
реализацию режимов жизнедеятельности с учётом индивидуальных особенностей организма и личности, "критических" периодов индивидуального развития, оценку степени наследственно обусловленных компонентов адаптивности к учебным и внеклассным нагрузкам;
работу с семьёй по повышению уровня компетентности в вопросах культуры здоровья и здорового образа жизни.
Суть внедрения здоровьесберегающих технологий заключается в комплексной медико-физиологической и социально-психологической оценки условий труда, воспитания и обучения, позволяющей создать систему предпосылок для формирования здорового образа жизни, осуществлять мониторинг показателей индивидуального развития, прогнозировать вероятные изменения состояния здоровья детей и проводить соответствующие коррекционные и реабилитационные мероприятия с целью обеспечения успешности учебной и внеклассной школьной деятельности.
школьные факторы риска негативно влияющие на здоровье обучающихся:
- интенсификация учебного процесса;
- стрессовые последствия авторитарной педагогики;
- раннее начало дошкольного систематического обучения;
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
- несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей, включая вопросы полноценного питания;
- недостатки в существующей системе физического воспитания;
- отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы.
Наряду с медицинскими (соматический и психический) компонентами здоровья необходимо учитывать и такие аспекты, как психологический, социальный, экологический и др. Таким образом, можно предположить, что только то учреждение имеет право на существование, которое является для ребенка источником здоровья.
Совершено очевидно, что знания, умения и навыки неэффективны для нездорового человека, который чувствует себя ущербным физически, психически и социально, а значит, ЗДОРОВЬЕ - ЕСТЬ КРИТЕРИЙ ОБРАЗОВАНИЯ.
Вся работа специалистов в учреждении коррекционных школ-интернатов диктуется, прежде всего, особенностями контингента детей.
Главная цель физического воспитания в учреждении:
воспитание полноценных граждан, здоровых физически, психически, с достаточными адаптационными возможностями, что необходимо им в дальнейшей взрослой жизни, потому что вопрос охраны здоровья детей-сирот и укрепления его тесно связан с повышением функциональных и адаптациональных возможностей каждого ребенка.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
Сформировать у ребенка потребность в здоровом образе жизни, для чего:
Выявить уровень физического развития и состояния здоровья ребенка, попавшего в учреждение;
Пробудить в нем интерес к какому-либо виду спорта;
Пробудить интерес к трудовой деятельности, в дальнейшем определиться с выбором профессии;
Сформировать группы для занятий физкультурой и спортом с учетом здоровья воспитанников и их склонностей к занятию тем или иным видом спорта;
Дать возможность ребенку проявить свои сильные стороны, используя при этом ситуацию успеха;
Показать ребенку, что при целенаправленном воздействии средств физического воспитания можно достичь всестороннего и гармоничного развития личности;
Способствовать стрессоустойчивости и стабилизации состояния психического здоровья воспитанника;
В социальном плане это отсутствие родителей или пьющие родители, отсутствие благополучного социального окружения;
В физическом плане – это наличие отягощенного анамнеза: генетического (дети родителей - хронических алкоголиков) и приобретенного в пренатальный и постнатальный период;
В психическом смысле - это отсутствие адекватной развитию семейной психологической среды; психические травмы, полученные в неблагополучной семье, состояние хронической депривации в связи с отсутствием семьи.
В результате в учреждении коррекционных школ-интернатов в соматическом плане большая часть детей имеет отягощенную наследственность или заболевание. В результате анализа данных углубленного медицинского осмотра выявлена следующая картина: в школе-интернате
на I месте – дети, страдающие заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистых заболеваний;
на II месте – опорно-двигательного аппарата;
на III месте – дети с различными видами близорукости.
Нельзя не сказать и о достаточно высоком проценте заболеваний, связанных с отклонениями в психическом здоровье детей. Практически все обучающиеся находятся на учете у детского психоневролога.
Характерной особенностью школы-интерната, является то, что в учреждении, ребенок проводит в обстановке, которая практически не претерпевает кардинальных изменений. Поэтому школа-интернат в определенной мере формирует и здоровье, и развитие воспитанника. В данном аспекте очень значимыми являются следующие особенности:
Круглосуточное нахождение детей в учреждении и, следовательно, постоянное нахождение ребенка в коллективе.
Совместное проживание детей разного возраста (возрастной диапазон от 7 до 18 лет).
Обыденность предметной среды: все 24 часа в сутки ребенок проводит в одной и той же среде в школе - интернате.
Отсутствие гибкой подстройки под психику каждого ребенка, имеющей место в семье.
Все эти особенности затрудняют нормальное, адекватное личности и социуму, развитие ребенка. Коллективное воспитание не способствует развитию внутренней активности ребенка. Воспитание ребенка вне семьи ведет к наращиванию проблем:
инфантильности,
отсутствию мотиваций к самостоятельной жизни,
отсутствию представлений о собственной индивидуальности.
Безусловно, благодатные плоды приносит воспитание, проживание ребенка в школе-интернате, но этого не достаточно. Необходима социализация ребенка, как составляющая здоровья, актуализация его личности через физкультуру и спорт.
формирование и потребность к активном, здоровом образе жизни (ЗОЖ);
формирование гигиенических навыков;
умение ориентироваться в социуме.
Именно средства воспитания для детей в интернатах общедоступны.
У каждого учителя, воспитателя и педагога есть памятки «Использование Здоровьесберегающих технологий» и памятки «Гимнастика для глаз», которые используется на всех занятиях. Во второй половине дня наши воспитатели использую различные развивающие занятия, обучают детей здоровому образу жизни. В течение года были проведены различные классные часы, внеклассные мероприятия, которые включали в себя беседы, викторины, спортивные состязания все это направленно на укрепление здоровья.
Таким образом, успешная работы по сохранению и укреплению здоровья, по формированию здорового образа жизни даёт положительный результат – учащиеся реже болеют, меньше пропускают занятия, хорошо работают на уроках. Поэтому в дальнейшем необходимо продолжать работу с обучающимися по формированию ЗОЖ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровое питание – необходимое условие в жизни ребенка
Данная презентация рассказывает о пользе питания в целом и в школьной столовой в частности....
Здоровое питание – необходимое условие в жизни ребенка
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера всвои силы» В.А.Сухомлин...
ИКТ в условиях логопедического пункта школы-интерната
Из опыта работы учителя-логопеда логопункта школы-интерната...
Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате
Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате...
Формирование навыков самостоятельности у воспитанников 1-4 классов с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната г. Киржача Обобщение педагогического опыта
Составитель: Красных Тактьяна Ивановна, воспитательгосударственного казенного общеобразовательного учрежденияВладимирской области «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат ...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида (из опыта работы)
Идея разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение УКП возникла вследствие осознания необходимости объединить работу тех, кто призван создавать коррекционно - развивающее ...