НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему
В статье рассказывается как можно воспитывать ученика младших классов на основе народной культуры русского народа,какие цели изадачи я ставлю перед собой для достижения положительного результата, какие приёмы использовать во время и после уроков, какие брать темы работ и проектов, чтобы ребенку было интересно в учебном процессе принемать участие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тема "Народная культура в духовно - нравственном воспитании младших школьников" | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» п. Воротынск
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Учитель начальных классов: Новикова Елена Николаевна
2016год
Народная культура – собирательное понятие, не имеющее четко определённых границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Формирование и функционирование феномена народной культуры в этническом сообществе или социальных группах и общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу. Самоидентификация с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики – проявления народной культуры. В наше время ее общая особенность – непрофессиональный статус в сфере современной многослойной культуры, неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокого уровня мастерства, умении, знания, в основе чего лежит свободное владение традицией.
Традиционная народная культура прошлого универсальна. Она определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, одежды, питания, освоение окружающего пространства, отношения с природой, миром, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символическое выражение традиции.
Народная культура, - это не только текст, изображение, мелодия, действо, материальный объект, но и тот социокультурный контекст, в котором изначальный текст обретает тот или иной смысл или утрачивает, изменяет его в процессе постоянного культурогенеза, не знающего стадии завершения, но вполне допускающего взлеты и падения.
В условиях перехода на новые ФГОС школьного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста:
· формирование начал патриотизма и гражданственности;
· формирование гуманного отношения к людям и окружающей
природе;
· формирование духовно-нравственного отношения и чувства
сопричастности к культурному наследию своего народа;
· уважение к своей нации;
· понимание своих национальных особенностей;
· формирование чувства собственного достоинства как
представителя своего народа;
· уважение к представителям других национальностей;
· формирование положительных, доброжелательных,
коллективных взаимоотношений;
· воспитание уважительного отношения к труду.
В содержание духовно-нравственного воспитания входят:
События в потоке времени: даты календаря, даты православного и земледельческого календаря, события в жизни семьи, города, края.
Судьбы людей в истории (близких ребенку, участников исторических событий).
Развитие народной культуры и цивилизации: декоративно-прикладное искусство, живопись, архитектура, костюм, предметы быта, техника, вооружение.
Роль событий, людей, культуры, ценностей в жизни народа и страны.
Цель воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка.
Задачи образования:
Познавательные:
1.Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств.
2. Формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, проекты, экскурсии, творческие работы ит.д.
3. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
4. познакомить с простейшими православными понятиями, связанных с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности в жизни культуре россиян.
5. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.
6. Познакомить детей с традиционной кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины).
7. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями (Рождество и Воскресение Иисуса Христа)
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа.
2. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.
3. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
Развивающие:
1. Развивать интеллектуальные способности детей;
2. Совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, структуру и правильность построения фраз; функции (диалоговую, описательную, повествовательную доказательную);
3. Развивать мышление: анализирующее, ассоциативное, диалектическое;
4. Развивать воображение: воспроизводящее, воссоздающее творческое;
5. Развивать эмоционально-волевую сферу: (культуру, духовный отклик)
Дидактические средства:
Традиции, обряды народных праздников и быта россиян;
Былины, сказки, пословицы (фольклор);
Народные игрушки;
Предметы быта;
Предметы декоративно-прикладного искусства;
Коллекции: одежды, монет, открыток, предметов быта;
Книги: энциклопедии, буклеты, детская художественная литература по страницам истории;
Фотографии;
Репродукции, иллюстрации;
Схемы, модели, символы (геральдика);
Видео, аудио продукция
Проекты:
«Генеалогическое дерево. Моя семья»,
«История родного края»,
«Народные промыслы»
. Темы:
«Народное искусство»,
«Филимоновские чудеса»,
«Русские народные сказки»,
«Жостовские узоры»
«Русская вышивка»,
«Русские народные игры», «Пословицы, поговорки и скороговорки русского народа»,
«Русская матрешка»,
«Обереги и их предназначение в развитии ребенка»
Из опыта работы:
По «совету» автора учебника и книги для учителя А. Кураева, стараюсь делать свою речь инклюзивной, а интонацию – интонацией экскурсовода, который смотрит на православие со стороны. Важно, чтобы не путём воцеркновления, а через нетрадиционные формы обучения ученик прикоснулся к истокам православия и русской культуры.
Образовательный и воспитательный процесс выстраиваются как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом становлении и на это нацеливает девиз – «Дорогу осилит идущий».
«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» – вот ключевые ценности в моём подходе к обучению. Поэтому моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает системный подход к обучению.
Решение задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся через организацию проектной деятельности как в урочное, так и во внеурочное время оказалось наиболее эффективным. Этот выбор не случаен, так как он применим к изучению любой дисциплины. С его помощью ученики открывают для себя новые факты и конструируют новые понятия. Проектная деятельность даёт возможность выражать собственные идеи, максимально проявлять творчество, что ещё раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества. Проектная деятельность объединила всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей.
Ребенок — это в какой-то степени зеркало семьи. В нем мало своего. В нем, как в зеркале, отражаются промахи и ошибки родителей. И мы, школьные учителя, не всегда можем что-то изменить, повлиять на семью. А вот подсказать путь к возрождению семьи и ее ценностей, воспитать на примерах благочестия, на русских православных традициях мы можем, с помощью различных форм и методов обучения
Свои уроки провожу в форме путешествий, экскурсий, праздников, встреч с интересными людьми. Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок – открытие. На некоторых из используемых методов хочу остановиться.
Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, благовествование – это использование самых разнообразных притч. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.
На уроках мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми. Большим подспорьем в работе служит картотека моего методического банка, созданная по интернетресурсам, по православным детским книгам и другим источникам.
Метод проекта наиболее востребован. Не случайно он часто является результатом урока. Что естественно, так как этот вид деятельности отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах. Я использую проектную работу двух видов: индивидуальную и коллективную.
Самым трогательным моментом в уроке является диалог учащихся с собой: «Стал ли я лучше?», «Как я могу в жизни применить полученные знания?», «Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ, то есть – рефлексия.
Ярким продолжением занятий являются творческие домашние задания. Применяю различные виды домашних заданий:
- Напиши мини-сочинение
- Сочини конец истории
- Подготовь сообщение
Выполняем творческие работы, как на уроках, так и во внеурочное время (См. выше)
Для того чтобы повысить интерес к изучению ОПК, мною используются современные педагогические технологии и средства обучения: работа с интерактивной доской, с электронными пособиями и тренажёрами, использование интерактивных православных словарей и интернета. Реализовать задуманное помогает хорошо оснащенный современный кабинет.
Поскольку я являюсь учителем начальных классов, у меня есть уникальная возможность интегрировать православие с другими учебными предметами: литературным чтением, трудовым обучением, окружающим миром, русским языком изобразительным искусством.
Интерес к истории и православной культуре растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.
Работа по изучению курса ОПК невозможна без глубокого самообразования.
Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так и на меня, как на личность. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.
Завершить хотелось бы словами профессора Уральского государственного педагогического университета Погорелова Станислава Тимофеевича:
«Нельзя быть христианином по принуждению. Люди свободны в выборе. Но свобода предполагает ответственность! И в России можно быть кем угодно, но нельзя быть враждебным православию. Иначе гражданином России быть нельзя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики». Каждая школа, в...
Сценарий родительского собрания на тему: "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у младших школьников" 2 класс
Родительское собрание...
« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Возможности курса «Основы народной культуры» в гармоничном развитии младшего школьника в процессе их духовно-нравственного воспитания
Комарова В.Г, Мирошкина Т.А., Воронова Е.В., Кононова О.В., Бобошко И.А., Черкиза. Е.Г.БОУ «Средняя общеобразовательная школа №132» Возможности курса «Основы народной культ...