Система работы педагога воспитателя с семьей в контексте профилактики наркозависимости. (Выступление на региональной конференции 27.11.2014г.)
статья на тему
Система работы педагога воспитателя с семьей в контексте профилактики наркозависимости.
(Выступление на региональной конференции 27.11.2014г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_27_noyabrya.rar | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Система работы педагога воспитателя с семьей в контексте профилактики наркозависимости.
(Выступление на региональной конференции 27.11.2014г.)
Е.С. Осташева,
заместитель директора
по воспитательной работе
МБОУСОШ №8
(слайд №1)
Еще несколько лет назад большинство родителей уверенно говорили: «Мой ребенок такой замечательный, в школе учится хорошо, он не может быть алкоголиком, наркоманом». Или: «Наркоманами становятся дети из плохих семей». К сожалению, сейчас наркомания приобрела характер эпидемии, и в эту пропасть попадают самые разные дети. Об этом нам постоянно напоминают средства массовой информации.
Доказано, что наиболее эффективным путем борьбы с негативными явлениями является профилактика. Именно она позволяет не допустить приобщения подростков к наркотикам. В этом направлении мы и пытаемся работать на протяжении многих лет. И самым эффективным методом, по-нашему мнению, является работа педагога воспитателя с семьей.
Готовясь к сегодняшнему выступлению, я вновь обратилась к книге А.И.Григорьевой «Педагог как профессиональный воспитатель». В ней четко обозначено, что педагог – субъект взаимодействия с семьей, представителями социума, социальными общностями, выходящими на ребенка, по активизации их воспитательного потенциала.
Его субъектность основывается на готовности и способности:
(слайд №2)
1. Постоянно обновлять свои знания о жизни воспитанников в семье, среди сверстников, о состоянии окружающей их социальной среды (ее "нишах" и "стихиях").
2. Поддерживать положительную направленность семьи на воспитание ребенка; компенсировать возможные негативные проявления семейного воспитания.
3. Организовывать совместную деятельность педагогов, родителей и детей в условиях воспитательной системы школы.
4. Сотрудничать в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, педагогами дополнительного образования, медицинскими работниками, работниками учреждений культуры, спорта и пр.
5. Защищать интересы детей, содействовать реабилитации ребенка, оказавшегося в условиях конфликтного социума.
Анализ эффективности существующих программ первичной профилактики, а также публикации по проблемам наркомании однозначно убеждают в том, что результативная профилактическая работа невозможна вне работы с семьей. И сегодня я попытаюсь рассказать, как эта работа организована у нас в школе.
(слайд №3)
Трудно сказать, кто из педагогов занимается в большей степени этим направлением. За многие годы у нас в школе сложилась хорошая работоспособная команда педагогов воспитателей, включающая в себя учителей, классных руководителей, психолога и педагогов-организаторов. К моей большой радости в этом учебном году у нас еще появился и социальный педагог.
Для организации целенаправленной работы по первичной профилактике наркомании среди подростков, мы стараемся прежде всего понять, какие особенности семьи повышают риск наркотизации, выявить проблемные семьи и организовать с ними работу. К счастью, таких семей у нас очень мало.
Работа с семьями направлена на решения нескольких взаимосвязанных задач:
-информирование родителей о роли и месте семьи в развитии наркомании у подростка;
-информирование родителей о возможных семейных причинах наркотизации и о признаках употребления подростком наркотиков;
-оптимизация системы внутрисемейного воспитания;
-нормализация родительско - детских отношений и снижение их конфликтности;
-повышение адекватности реагирования подростком на семейную ситуацию;
-повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение;
-создание позитивного эмоционального фона семейных отношений.
Работа с семьей является важной составляющей системы профилактики молодежной наркомании. Она может осуществляться в нескольких формах:
-индивидуальная работа с членами проблемных семей;
-работа с семьей в целом;
-специальные родительские группы;
-работа с массовой родительской аудиторией.
Основной формой просвещения родителей и сообщение им достоверной информации о наркотиках, способах приобщения к ним детей, признаках наркотизации и т.п. является профилактическая работа с массовой родительской аудиторией.
(слайд№4)
Ежегодно на общешкольных родительских собраниях в период проведения акции «Знать, чтобы жить» проходят встречи с сотрудниками Федеральной Службы по контролю за оборотом наркотиков России по Тульской области, врачом - наркологом областного наркологического диспансера №1 Осиповой Т.А., врачом кожновенерологического диспансера Домоновой Н.И., инспектором ОДН Центрального района г.Тулы Химиной В.В. В этом году к этой работе мы подключили еще одну организацию - Тульское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест». Родители с вниманием слушают выступающих, задают вопросы и получают на них исчерпывающие ответы.
Одной из форм проведения родительских собраний, хорошо зарекомендовавшей себя, является кинотерапия, заключающаяся в просмотре специально подобранного художественного или документального фильма с его последующими обсуждениям. Сеансы кинотерапии вызывают высокую заинтересованность и позволяют успешно решать задачу привлечения х семей к участию в профилактических программах.
Совершенно очевидно, что добиться сколь-нибудь значительных результатов возможно, если в деятельности школы реализуются различные формы работы с семьей, позволяющие гибко сочетать психологические методы работы и привлекать специалистов разных сфер социальной практики. В работе с семьей немаловажная роль отводится школьной психологической службе.
(слайд №5)
Работа педагога-психолога по профилактике любых форм зависимостей, которая включает в себя и наркозависимость, имеет косвенную форму работы, т.к. мы имеем дело с первичной профилактикой зависимостей, т.е. стоит задача предупредить и не допустить негативных проявлений
В систему профилактической работы с семьей входит:
- Диагностика родителей с целью выявления детей группы риска, (методика Хасан-Федоренко) родителей(6-8 лет) дошкольников и учащихся 1х классов.
- Групповые консультации и просветительские беседы на темы: «Особенности подросткового возраста», «Акцентуации подростков».
- Индивидуальные консультации. Чаще всего к психологу обращаются родители с проблемами взаимоотношений с детьми, рассматриваются поведенческие проблемы, эмоциональное состояние.
(слайды №6 -13)
Второй год в нашей школе работает Родительский Клуб «Доверие», это необычная и новая форма работы с родителями. Неформальная встреча с элементами тренинговой работы, на встречах создается атмосфера доброжелательности, поддержки и дружелюбия.
С целью просвещения и повышения родительской компетенции родителей, психолог и зам. директора по ВР затрагивают актуальные и наболевшие темы: «Родительские установки», «Воспитание полезных привычек», «Поощрение и наказание в воспитании», «Конфликты родителей и подростков», «Самостоятельность и ответственность», «Школьные трудности», «Как уберечь детей от негативных явлений».
Родители являются активными участниками мероприятия, участвуют в предложенных играх и упражнениях, дискутируют по заданным темам. Родители обсуждают трудности в воспитании, делятся опытом. Педагоги помогают находить способы решения проблем, консультируют, используют современные технические средства (проектор, доска). Родители всегда получают памятки и методички.
Судя по анкетам обратной связи, родители нуждаются в таких встречах, просят проводить подобные мероприятия с большей интенсивностью, благодарят и оставляют самые добрые пожелания.
«Спасибо за вашу работу! Встречаться бы чаще»
«Хотелось бы еще проводить такие мероприятия»
«Проведите, пожалуйста, такие встречи с нами еще»
«Спасибо большое, я наконец-то поняла, как исправить ребенка»
«Я поняла, как правильно общаться с ребенком»
«Спасибо! Мне очень понравилось, полезно, актуально»
(слайд№14)
Традиционно (1 раз в триместр) проводятся переговорные площадки «Родительская суббота». На них организуются индивидуальные консультации с учителями-предметниками, директором школы, его заместителями, психологом, руководителями различных кружков и секций, представителями органов охраны правопорядка, юристами, работает родительский лекторий.
Главным условием профилактики негативных явлений, в том числе и наркомании, является творческий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью. Педагогический коллектив постоянно ведет работу по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье. В основу работы положены принципы:
- сотрудничество родителей с педколлективом школы;
- ответственность родителей и педколлектива школы за результаты воспитания детей;
- взаимного доверия.
Планируя работу с родителями, мы учитываем не только их заинтересованность, но и социально – психологическую совместимость. Поэтому родители – самые активные помощники при организации внеурочных дел с детьми, в трудовых десантах; они активно работают в Совете школы, Совете по профилактике правонарушений, родительском комитете класса и школы.
(слайд № 15)
Чем больше проводят времени родители с детьми, тем меньше дети будут подвержены негативным явлениям. Соответственно мы стараемся строить воспитательный процесс таким образом, чтобы родители смогли окунуться в творческую атмосферу школы и почувствовать чем живет и дышит его ребенок, а также его друзья. Наша школа открыта для родителей, и они у удовольствием посещают и не только посещают, но и принимают активное участие в таких совместных проектах, как: (слайд №16)
- День семьи;
- конкурс «Мама, папа, я – дружная семья»;
- спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- конкурс «Моя родословная» ;
- выставка семейного творчества;
- чествование семей, достигших успехов в воспитании детей;
- школьные «Олимпийские игры»;
- Юбилей школы
- фестиваль школьно-семейных проектов «Мир в семье и семья в мире»;
- фестиваль художественного творчества «Мы счастливы, мы талантливы!»;
- День открытых дверей «Школа – наш общий дом»;
- совместные классные праздники;
- проведение экскурсий;
Крайне низкая информированность родителей в вопросах, связанных с наркотиками и наркоманией. Неосведомленность родителей в вопросах наркомании является одним из источников их тревожности. Поэтому, на стенде «Для вас, родители» помимо различной информации мы размещаем
Закон РФ «Об образовании», права и обязанности родителей, номера телефонов доверия и горячей линии, советы, брошюры, методические рекомендации.
(слайд №17)
Использование перечисленных форм и методов работы педагога воспитателя с семьей позволяет решать комплекс взаимосвязанных задач, непосредственно вытекающих из того целевого направления, которое мы ставим перед своим образовательным учреждением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание системы работы педагога и его основных достижений по использованию исследовательской и проектной технологий
Проектная и проектно – исследовательская деятельность обладают значительными ресурсами в достижении личностных и метапредметных образовательных результатов....
Описание системы работы педагога и его основных достижений по использованию исследовательской и проектной технологий
Проектная и проектно – исследовательская деятельность обладают значительными ресурсами в достижении личностных и метапредметных образовательных результатов....
Система работы педагога по формированию графо-моторного навыка у первоклассников
Моя работа посвящена изучению особенностей формирования графо-моторного навыка у первоклассников и разработке основных направлений коррекционной помощи по формированию графо-моторного навыка....
Презентация для работы Школьного методического объединения по теме: "Система работы педагога над темой самообразования"
Презентация начинается с высказывания Дисверга: "Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развиты...
Система работы педагога по организации досуговой деятельности в группе продлённого дня в условиях интегрирования на примере воспитательных занятий
возможность показать наполненность группы интересными темами, идеями; включить каждого ребёнка в содержательную деятельность....
Актуальные педагогические технологии и практика работы педагога-воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС.
В данной работе рассмотрены наиболее актуальные педагогические технологии в работе воспитателя ГПД в современной школе....