Программа внеурочной деятельности "Читалочка"
рабочая программа (1 класс) на тему

Антипова Ирина Ильинична

Программа внеурочной деятельности "Читалочка"рассчитана на 4 года.Содержит календарно-тематическое планирование для 1 года обучения на 34 часа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx45.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Первомайское

муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан

« Рассмотрено»

Руководитель ШМО

___Рафикова Л.Н.__

____________

Протокол №

от «___» _________2016

.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

Кореневская Р. А.

___________________

«___» ________2016

«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ с. Первомайское

Рамазанов Р. Ф.

_____________-Приказ №

«___» ________2016

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Читалочка»

на основе программы внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А.

на 2016 - 2020 учебный год

Антиповой Ирины Ильиничны

2016 г

Предполагаемые результаты освоения курса  внеурочной деятельности «Читалочка»

В результате освоения  формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Личностные результаты:
 Овладение начальными навыками адаптации в  динамично развивающемся мире.
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
Метапредметные результаты

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты

− прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

− отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

− ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

− составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

− пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиям;

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.
Предметные результаты

− осознавать значимость чтения для личного развития;

− формировать потребность в систематическом чтении;

− использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

− уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

− пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

и т. д.

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами

 − находить книгу в открытом библиотечном фонде;

− выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

− сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

− формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

− книге и героях;

− характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

− заданную тему;

− сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

− слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

− пользоваться аппаратом книги;

           

Планируемые результаты 1 класс

Личностные результаты:

-осознание  значимости чтения для личного развития;

 -потребность в систематическом чтении;

- разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

Метапредметные  результаты:        .

-использовать речь для регуляции своих действий и оценивать свои достижения;

-        строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.

-осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

-        делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения(не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения

-        понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организаций, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то, или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки;

-        выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства;

-        инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

 Предметные результаты

  • Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка,  прибаутка.
  • Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
  • Отвечать на вопросы по содержанию текста.
  • Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
  • Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
  • Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
  • Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение  простейших случаев многозначности слов.
  • Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
  • Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
  • Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.

2 класс

Личностные результаты:

- художественно-эстетический  вкус, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-  самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Метапредметные результаты

-  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-  использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

-   научиться смысловому  чтению текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

- осознанное    чтение текста художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;

- делить  текст на смысловые части, составлять его простой план;

-навыки  составления небольших монологических высказываний с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- создавать  небольшой устный текст на заданную тему;

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

- самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;

- пользоваться словарями и справочной литературой;

-осознавать  себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

-составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;

-использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для самостоятельного чтения книг;

 3 класс

Личностные результаты:

1) чувство  гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

Метапредметные результаты:

- способам  решения проблем творческого и поискового характера;

–  полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;

– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;

– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между

выразительными средствами разных видов искусств

-– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство

Интернета;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т. ч. творческих;

участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;

– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого;

-активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использовать  различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

-  навыкам смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах

Предметные результаты:

- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке

-сочинять свои произведения  малых жанров устного народного творчества  в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

-писать  небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.

-сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

     -определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

      -осознавать значимость чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

- навыкам необходимого уровня читательской компетенции, общего речевого развития;

- использовать простейшие виды анализа текстов, пересказывать произведение;

- работать с разными видами текстов, находить характерные особенности произведений.

-подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,  высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Башкирские  национальные праздники» участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

-писать отзыв на прочитанную книгу.

                                                                 

                                              4 класс

                                   Личностные результаты:

1)  чувство гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4)уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

Метапредметные результаты:

- использовать знаково-символических средств представления информации о книгах;

-способам  активного использования  речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использовать  различные способы  поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

-смысловому чтению текстов в соответствии с целями и задачами,

- осознанному  построению  речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

-  логическим  действиям  сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

Предметные результаты:

-  читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

-называть темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

- пересказывать  не менее 6 – 7 народных  русских и башкирских сказок , знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

- понимать  содержание текста и подтекста более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано

Раздел

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Виды деятельности учащихся

1.Круг чтения

     Художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

-занятие-

диспут,

-занятие-спектакль,

-занятие-праздник,

-занятие-интервью,

-уроки-спектакли,

-конференция

-устный журнал,

-конкурсы, проекты

литературная игра

-тестирование

- задавать вопросы по прочитанному произведению, - -

-находить на них ответы в тексте;

 -находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;

2.Работа с детской книгой

Ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги,

Определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга.

Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке

Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя.

Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев.

Умение соотносить фамилии авторов с их книгами.

Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время,

Самостоятельное разучивание игр из книг-сборников,

Участие в подготовке выступления на утреннике,

Умение содержать в порядке классный уголок чтения.

-занятие-

диспут,

-занятие-спектакль,

-занятие-праздник,

-занятие-интервью,

-уроки-спектакли,

-конференция

-устный журнал,

-конкурсы, проекты

-литературная игра

-тестирование

- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); -при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы;

-получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;

 -делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах,

 -участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке

-сочинять свои произведения  малых жанров  в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

-писать  небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом

-сказывать русские и башкирские  народные сказки, находить в них непреходящие

нравственные ценности , осознавать  национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

     

                                                                 Тематическое планирование

Раздел

1кл

2кл

3кл

4кл

Круг чтения

25(ч)

25(ч)

25(ч)

25(ч)

Работа с детской книгой

8(ч)

9(ч)

9(ч)

9(ч)

Итого

33(ч)

34(ч)

34(ч)

34(ч)

Календарно-тематический план внеурочной деятельности 1 «а» на 2016-2017 учебный год

п/п

Планируемая

дата

проведения

Фактическая дата проведения

Тема внеурочного занятия с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Примечание

1

08.09

Литературные сказки

В.Берестов   « Мастер птица»

2

15.09

Из серии « Мои первые книжки». С.Маршак «Усатый полосатый»,     «У солнышка в гостях». Словацкая сказка.

3

22.09

«Ни окошек, ни дверей». Загадки. Русские  и башкирские народные и литературные загадки в стихах и прозе.

4

29.09

Русские и башкирские  народные потешки и прибаутки.

5

06.10

«Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е. Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке»

6

13.10

«О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход».

Р. Сеф. «Необычный пешеход»

А. Барто «Мы с Тамарой»

7

20.10

Русские и башкирские народные игры. Игра «Вася – гусёночек»

8

27.10

10.11

Ш.Перро «Красная шапочка»

9

Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

10

17.11

«Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио»

Н. Сладков «Лесные шорохи»

М. Пришвин «Ёж».

11-12

24.11

01.12

 Сказки о животных

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»  Башкирские народные  сказки «Сарбай», «Благодарный заяц»

С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»

13

08.12

Стихи и загадки «Подскажи словечко»  Стихи и загадки Е. Серова

14

15.12

Друзья детства.

К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце»

15

22.12

Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит»

16

29.12

Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка»

17

18

19

12.01

19.-01

26.01

О наших сверстниках.

Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец».  А. Соколовский «Бабушкина вешалка»,

Е. Благинина «Бабушка-забота»

20

02.02

Стихи о родном крае.

И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». А.Игебаев «Курай» М.Карим «Башкирия»

21

09.02

О   героях.

А.Митяев «Богатыри»

22-23

16.02

02.03

О доброте.

 В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья».

24

09.03

«Поговорим о наших мамах»

Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.

25

16.03

«В стране Вообразилии»

Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».

26

23.03

Знакомые незнакомцы.

Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».

27-28

06.04

13.04

Книги о животных.

Е. Чарушин «На нашем дворе»,

Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты».

29

20.04

О любимых игрушках.

Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки»

30

27.04

О чем я мечтаю.

В. Катаев « Цветик – семицветик»

31

04.04

Про школу. С.  Баруздин « Как Алёше учиться надоело»

32-33

11.04

Экскурсия в школьную библиотеку.

Итоговое занятие.

Игра – викторина «Угадай сказку»

18.04

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...