Программа внеурочной деятельности "Читалочка"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "Читалочка"рассчитана на 4 года.Содержит календарно-тематическое планирование для 1 года обучения на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 45.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Первомайское
муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
« Рассмотрено» Руководитель ШМО ___Рафикова Л.Н.__ ____________ Протокол № от «___» _________2016 . | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР Кореневская Р. А. ___________________ «___» ________2016 | «Утверждаю» Директор МОБУ СОШ с. Первомайское Рамазанов Р. Ф. _____________-Приказ № «___» ________2016 |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Читалочка»
на основе программы внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А.
на 2016 - 2020 учебный год
Антиповой Ирины Ильиничны
2016 г
Предполагаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Читалочка»
В результате освоения формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные результаты:
∙ Овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире.
∙ Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
∙ Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
Метапредметные результаты
− уметь самостоятельно работать с новым произведением;
− уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
− уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты
− прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
− отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
− ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
− составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
− пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиям;
− участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
− оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
− высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
− участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
− соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.
Предметные результаты
− осознавать значимость чтения для личного развития;
− формировать потребность в систематическом чтении;
− использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
− уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
− пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
и т. д.
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами
− находить книгу в открытом библиотечном фонде;
− выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
− сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
− формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
− книге и героях;
− характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
− заданную тему;
− сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
− слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
− пользоваться аппаратом книги;
Планируемые результаты 1 класс
Личностные результаты:
-осознание значимости чтения для личного развития;
-потребность в систематическом чтении;
- разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Метапредметные результаты: .
-использовать речь для регуляции своих действий и оценивать свои достижения;
- строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.
-осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
- делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения(не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения
- понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организаций, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то, или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки;
- выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства;
- инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
Предметные результаты
- Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
- Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
- Отвечать на вопросы по содержанию текста.
- Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
- Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
- Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
- Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов.
- Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
- Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
- Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.
2 класс
Личностные результаты:
- художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Метапредметные результаты
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- научиться смысловому чтению текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- осознанное чтение текста художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
-навыки составления небольших монологических высказываний с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
- самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- пользоваться словарями и справочной литературой;
-осознавать себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
-составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для самостоятельного чтения книг;
3 класс
Личностные результаты:
1) чувство гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
Метапредметные результаты:
- способам решения проблем творческого и поискового характера;
– полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;
– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;
– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между
выразительными средствами разных видов искусств
-– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство
Интернета;
– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т. ч. творческих;
участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого;
-активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- навыкам смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах
Предметные результаты:
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке
-сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
-писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
-сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
-определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
-осознавать значимость чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- навыкам необходимого уровня читательской компетенции, общего речевого развития;
- использовать простейшие виды анализа текстов, пересказывать произведение;
- работать с разными видами текстов, находить характерные особенности произведений.
-подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Башкирские национальные праздники» участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
-писать отзыв на прочитанную книгу.
4 класс
Личностные результаты:
1) чувство гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4)уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
Метапредметные результаты:
- использовать знаково-символических средств представления информации о книгах;
-способам активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
-смысловому чтению текстов в соответствии с целями и задачами,
- осознанному построению речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Предметные результаты:
- читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
-называть темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
- пересказывать не менее 6 – 7 народных русских и башкирских сказок , знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
- понимать содержание текста и подтекста более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано
Раздел | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации внеурочной деятельности | Виды деятельности учащихся |
1.Круг чтения | Художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края. | -занятие- диспут, -занятие-спектакль, -занятие-праздник, -занятие-интервью, -уроки-спектакли, -конференция -устный журнал, -конкурсы, проекты литературная игра -тестирование | - задавать вопросы по прочитанному произведению, - - -находить на них ответы в тексте; -находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; -делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; |
2.Работа с детской книгой | Ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, Определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, Самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, Участие в подготовке выступления на утреннике, Умение содержать в порядке классный уголок чтения. | -занятие- диспут, -занятие-спектакль, -занятие-праздник, -занятие-интервью, -уроки-спектакли, -конференция -устный журнал, -конкурсы, проекты -литературная игра -тестирование | - находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); -при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; -получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; -делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, -участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; -пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке -сочинять свои произведения малых жанров в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; -писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом -сказывать русские и башкирские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности , осознавать национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
|
Тематическое планирование
Раздел | 1кл | 2кл | 3кл | 4кл |
Круг чтения | 25(ч) | 25(ч) | 25(ч) | 25(ч) |
Работа с детской книгой | 8(ч) | 9(ч) | 9(ч) | 9(ч) |
Итого | 33(ч) | 34(ч) | 34(ч) | 34(ч) |
Календарно-тематический план внеурочной деятельности 1 «а» на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема внеурочного занятия с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан | Примечание |
1 | 08.09 | Литературные сказки В.Берестов « Мастер птица» | ||
2 | 15.09 | Из серии « Мои первые книжки». С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка. | ||
3 | 22.09 | «Ни окошек, ни дверей». Загадки. Русские и башкирские народные и литературные загадки в стихах и прозе. | ||
4 | 29.09 | Русские и башкирские народные потешки и прибаутки. | ||
5 | 06.10 | «Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е. Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке» | ||
6 | 13.10 | «О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход». Р. Сеф. «Необычный пешеход» А. Барто «Мы с Тамарой» | ||
7 | 20.10 | Русские и башкирские народные игры. Игра «Вася – гусёночек» | ||
8 | 27.10 10.11 | Ш.Перро «Красная шапочка» | ||
9 | Ш. Перро «Мальчик с пальчик» | |||
10 | 17.11 | «Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи» М. Пришвин «Ёж». | ||
11-12 | 24.11 01.12 | Сказки о животных Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» Башкирские народные сказки «Сарбай», «Благодарный заяц» С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» | ||
13 | 08.12 | Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова | ||
14 | 15.12 | Друзья детства. К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» | ||
15 | 22.12 | Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит» | ||
16 | 29.12 | Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка» | ||
17 18 19 | 12.01 19.-01 26.01 | О наших сверстниках. Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота» | ||
20 | 02.02 | Стихи о родном крае. И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». А.Игебаев «Курай» М.Карим «Башкирия» | ||
21 | 09.02 | О героях. А.Митяев «Богатыри» | ||
22-23 | 16.02 02.03 | О доброте. В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья». | ||
24 | 09.03 | «Поговорим о наших мамах» Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др. | ||
25 | 16.03 | «В стране Вообразилии» Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». | ||
26 | 23.03 | Знакомые незнакомцы. Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок». | ||
27-28 | 06.04 13.04 | Книги о животных. Е. Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты». | ||
29 | 20.04 | О любимых игрушках. Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» | ||
30 | 27.04 | О чем я мечтаю. В. Катаев « Цветик – семицветик» | ||
31 | 04.04 | Про школу. С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело» | ||
32-33 | 11.04 | Экскурсия в школьную библиотеку. Итоговое занятие. Игра – викторина «Угадай сказку» | ||
18.04 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...