Программа внеурочной деятельности "Цветовод"
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности экологической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность экологической направленности | 46.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Крестовоздвиженская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Методическое объединение учителей начальных классов Протокол от ______ 2016г.№ ___ Руководитель МО ______Шушкевич О.К. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________Яковлева Н.В. «_____» __________ 2016 г. | «Утверждено» Директор МОУ СОШ _______О.К. Ишматова Приказ от 26.08.2016 г. №83 |
|
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
экологической направленности
«Цветовод»
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Тимошенко Анна Александровна,
учитель начальных классов
с. Крестовоздвиженка, 2016 г.
Пояснительная записка
Нормативно – правовыми документами создания данной программы являются:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
- Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность обучающихся. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
- Учебного плана МОУ Крестовоздвиженской СОШ на 2016-2017 учебный год
Данная программа предназначена для дополнительного образования обучающихся 9-10 лет общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.
Срок реализации программы 1 года. Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю по 34 часа в год.
Программа кружка «Цветовод» разработана в связи с растущим интересом детей и их родителей к многообразию и выращиванию комнатных растений. Человеку всегда было свойственно желание иметь рядом с собой растения, украшающие жилые помещения и улучшающие настроение. С ростом промышленного и жилищного строительства в Сибири потребность в интерьерных (комнатных) растений увеличивается. Для Сибири, где восемь месяцев в году человек лишен общения с растениями, это тем более необходимо, ведь комнатные растения доставляют человеку не только эстетическое наслаждение. Но и играют большую роль в оздоровлении окружающей среды.
Кружок «Цветовод» - внеурочная работа практической направленности по комнатному цветоводству с элементами творчества (изготовление цветов и композиций цветов из различных материалов и в различных техниках), является добровольной. В кружке занимаются дети, проявляющие интерес к разведению комнатных цветов. Комнатные растения в школе используются для оформления интерьера, что играет немаловажную роль в эстетическом воспитании учащихся.
Кружковая работа с комнатными растениями у младших школьников вызывает живой интерес, помогает расширить их биологические знания. Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, по их размножению и пересадке. Существенный интерес для детей и их родителей представляет информация о влиянии комнатных растений на воздух в помещении, на состояние человека.
Комнатные растения являются частицей живой природы, которую человек стремится переместить в свое жилище. Если школьник начинает увлекаться выращиванием комнатных растений, то у него обязательно проявляется стремление узнать о них как можно больше. Дети задают вопросы: «Откуда происходят эти растения? Какие условия их жизни на родине? Какие условия необходимо создавать для лучшего произрастания их в помещении? Как размножаются эти растения? Почему растение болеет? Как бороться с вредителями растений? Чем полезно это растение?» Задача руководителя кружка - поддержать любознательность ученика, научить искать ответы на вопросы в справочной литературе и интернете. Это будет способствовать формированию у учеников потребности в приобретении новых знаний и умения получать их путем самообразования.
Цель: формирование мотивов, ориентирующих действия и поступки человека на гуманистические отношения с природой и с самим собой.
Задачи:
- Расширить кругозор учащихся в области комнатного цветоводства.
- Прививать практические навыки по уходу за растениями.
- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного.
- Развивать познавательный интерес детей.
- Повышать экологическую грамотность учащихся.
Принципы работы при реализации программы:
- научность;
- опора на интерес;
- от простого к сложному;
- связь с жизнью;
- связь теории с практикой;
- чередование разнообразных видов деятельности;
- системность;
- доступность;
- обратная связь;
- инициативность и творчество.
Методы работы при реализации программы:
- словесный;
- исследовательский;
- поисковый;
- наглядный;
- практический;
- метод коллективного творчества.
Формы работы:
- Работа с определителями и справочной литературой.
- Паспортизация растений.
- Профилактический осмотр комнатных растений.
- Уход за комнатными растениями.
- Размещение растений в помещении.
- Проектирование фитоуголка.
- Создание фитоуголка.
- Проектирование и создание коллекций в кабинетах.
- Озеленение коридоров и столовой школы.
- Экскурсии.
- Изучения современных исследований по характеру воздействия комнатных растений на окружающую среду и на человека.
- Практические занятия по пересадке растений.
- Практические занятия по размножению комнатных растений.
- Выращивание молодых растений.
- Лекции, беседы.
Формы подведения итогов реализации программы:
- озеленение школы;
- создание коллекций комнатных растений;
- оформление стенда «Советы тетушки Герани»
- создание фотоальбома «Растения нашей школы».
Содержание разделов
«Комнатные растения в интерьере. Содержание и выращивание комнатных растений»
«Комнатные растения в интерьере»
Изучение информации о растениях, очищающих воздух от вредных химических веществ и микроорганизмов. Знакомство с информацией о влиянии кроны и цветовой гаммы растений на эмоциональное состояние человека.
Содержание и выращивание комнатных растений
Размещение растений в помещении, составление цветочных композиций в интерьере. Уход за растениями. Изучение требований по содержанию растений, правил их пересадки, сопровождается практикой. Теоретические сведения о размножении комнатных растений с практическими занятиями. Теория и практика по формированию кроны растения. Практические занятия по профилактическому осмотру растений. Оформление тематического стенда «Советы тётушки герани». Он должен содержать фото цветов с их названиями, советы по цветоводству.
Связь природных особенностей растений и условий их содержания. Растения светолюбивые и теневыносливые. Растения увлажнённых мест, сухих, умеренной влажности. Температурный режим и отношение к сквознякам. Характерные недомогания комнатных растений некоторых семейств: папоротников, суккулентов, пальм, бромелиевых, марантовых, бегониевых, геснериевых, цитрусовых, гераниевых.
Тематический план
Комнатные растения в интерьере. Содержание и выращивание комнатных растений» (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Значение зелёных насаждений в жизни человека | 1 | 0,5 | беседа | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | 0,5 | наблюдение | |||
2 | Влияние комнатных растений на состояние человека. | 1 | 0,5 | беседа | |
Профилактический осмотр растений школы | 0,5 | Пр. работа | |||
3 | Влияние комнатных растений на экологическую обстановку помещения (очищение воздуха). | 1 | 0,5 | беседа | |
Профилактический осмотр растений школы | 0,5 | Пр. работа | |||
4 | Сказки, загадки, легенды, стихи о растениях. | 1 | 0,5 | ||
Наблюдение за ростом и развитием растений | 0,5 | наблюдение | |||
5 | Происхождение комнатных растений. | 1 | 0,5 | беседа | |
Профилактический осмотр растений школы | 0,5 | Пр. работа | |||
6 | Растения, используемые для озеленения помещений. | 1 | 0,5 | беседа | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | 0,5 | наблюдение | |||
7 | Экскурсия в сельскую библиотеку «Растения, используемые для озеленения помещений». | 1 | 0,5 | экскурсия | |
Профилактический осмотр растений школы | 0,5 | Пр. работа | |||
8 | Многолетники, используемые для озеленения помещений. | 1 | 0,5 | беседа | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | 0,5 | наблюдение | |||
9 | Зелёные друзья наших комнат. | 1 | 0,5 | беседа | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | 0,5 | наблюдение | |||
10 | Правила размещения растений в комнате. | 1 | 0,5 | беседа | |
Профилактический осмотр растений школы | 0,5 | Пр. работа | |||
11 | Растения для зоны отдыха и коридора. | 1 | 0,5 | беседа | |
Посадка хлорофитумов для коридоров | 0,5 | Пр. работа | |||
12 | Условия для комнатного растения. Акклиматизация. | 1 | 0,5 | беседа | |
Профилактический осмотр растений школы | 0,5 | Пр. работа | |||
13 | Требование к содержанию комнатных растений. | 1 | 0,5 | беседа | |
Профилактический осмотр растений школы | 0,5 | Пр. работа | |||
14 | Режим освещения (естественное, искусственное) | 1 | 0,5 | беседа | |
Распределение растений школы по режиму освещения | 0,5 | Пр. работа | |||
15 | Комнатные растения для северного окна (теневыносливые) | 1 | 0,5 | беседа | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | 0,5 | наблюдение | |||
16 | Комнатные растения для южного окна (светолюбивые) | 1 | 0,5 | беседа | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | 0,5 | наблюдение | |||
17 | Температурный режим. | 1 | 0,5 | беседа | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | 0,5 | наблюдение | |||
18 | Теплолюбивые комнатные растения. | 1 | 0,5 | беседа | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | 0,5 | наблюдение | |||
19 | Холодоустойчивые комнатные растения. | 1 | 0,5 | беседа | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | 0,5 | наблюдение | |||
20 | Режим полива комнатных растений. | 1 | 0,5 | беседа | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | 0,5 | наблюдение | |||
21 | Особенности влаголюбивых и засухоустойчивых растений. | 1 | 0,5 | беседа | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | 0,5 | наблюдение | |||
22 | Влажность воздуха | 1 | 0,5 | ||
Наблюдение за ростом и развитием растений | 0,5 | наблюдение | |||
23-24 | Тропические растения. Пустынные растения. | 2 | 1 | беседа | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | 1 | наблюдение | |||
25 | Вегетативное размножение (стеблевыми черенками и верхушечными черенками). | 1 | 0,5 | беседа | |
Посадка цветов для столовой | 0,5 | Пр. работа | |||
26 | Вегетативное размножение (усами, отводками, делением корня и корневища). | 1 | 0,5 | беседа | |
Посадка растений для зоны отдыха | 0,5 | Пр. работа | |||
27 | Вегетативное размножение (листовыми пластинками) | 1 | 0,5 | беседа | |
Посадка фиалок для фитоуголка. | 0,5 | Пр. работа | |||
28 | Проблемы при выращивании комнатных растений (сквозняки, прямые солнечные лучи) | 1 | 0,5 | беседа | |
Уход за рассадой | 0,5 | Пр. работа | |||
29-30 | Создание коллекций цветов в кабинетах. | 2 | 1 | беседа | |
Создание паспортов коллекций | 1 | беседа | |||
31 | Оформление тематического стенда «Советы тётушки герани» | 1 | 0,5 | стенд | |
Уход за растениями | 0,5 | Пр. работа | |||
32 | Оформление композиции фитоуголка. | 1 | 0,5 | композиция | |
Уход за растениями. | 0,5 | Пр. работа | |||
33-34 | Бонсай. | 2 | 1 | беседа | |
Уход за растениями. | 1 | Пр. работа |
Требования к обучающимся по окончании курса
Учащиеся должны знать:
- значение растений в природе и жизни человека;
- многообразие комнатных растений, названия наиболее распространенных комнатных растений, которые выращиваются в школе;
- основные правила ухода за комнатными растениями;
- условия содержания растений в помещении;
- способы размножения растений.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой;
- осуществлять действие по уходу за комнатными растениями, по их пересадке, размножению, размножению в помещении;
- осуществлять действия по озеленению;
- распознавать комнатные растения;
- оформлять результаты работы;
- подготавливать сообщения и выступать с ними.
Методическое обеспечение.
1. Справочники-определители комнатных растений
2. В. Грюнвальд. Комнатные растения: особенности роста в домашних условиях и в природе. – СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2009.
3. Ван дер Неер. Все о ста самых популярных комнатных растениях. – СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2010.
4. Ресурсы сети Интернет
5. Презентации по темам занятий.
Список используемой литературы
1.Новый энциклопедический справочник «Комнатные растения в вашем доме».Москва Олма-пресе 2010 г.
2.Справочник «Комнатные растения» АСТ. Асперель. Москва 2009 г.
3.М. Миллер «Лучшие комнатные растения» Ростов-на-Дону. «Феникс» Москва «Цитадель» 2012 г.
4.Атлас растений «Комнатные цветы: уход и лечение» А.Лимаренко, Т.Палеева. Москва, Санкт-Петербург изд. «Сова» 2009 г.
Календарно – тематическое планирование 4 класс
«Комнатные растения в интерьере. Содержание и выращивание комнатных растений (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Дата | Форма занятия | Кол–во часов | Форма контроля | |
план | факт | |||||
1 | Значение зелёных насаждений в жизни человека | 06.09 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | наблюдение | |||||
2 | Влияние комнатных растений на состояние человека. | 13.09 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Профилактический осмотр растений школы | Пр. работа | |||||
3 | Влияние комнатных растений на экологическую обстановку помещения (очищение воздуха). | 20.09 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Профилактический осмотр растений школы | Пр. работа | |||||
4 | Сказки, загадки, легенды, стихи о растениях. | 27.09 | 1 | Озеленение школы | ||
Наблюдение за ростом и развитием растений | наблюдение | |||||
5 | Происхождение комнатных растений. | 04.10 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Профилактический осмотр растений школы | Пр. работа | |||||
6 | Растения, используемые для озеленения помещений. | 11.10 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | наблюдение | |||||
7 | Экскурсия в сельскую библиотеку «Растения, используемые для озеленения помещений». | 18.10 | экскурсия | 1 | Озеленение школы | |
Профилактический осмотр растений школы | Пр. работа | |||||
8 | Многолетники, используемые для озеленения помещений. | 25.10 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | наблюдение | |||||
9 | Зелёные друзья наших комнат. | 01.11 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | наблюдение | |||||
10 | Правила размещения растений в комнате. | 15.11 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Профилактический осмотр растений школы | Пр. работа | |||||
11 | Растения для зоны отдыха и коридора. | 22.11 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Посадка хлорофитумов для коридоров | Пр. работа | |||||
12 | Условия для комнатного растения. Акклиматизация. | 29.11 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Профилактический осмотр растений школы | Пр. работа | |||||
13 | Требование к содержанию комнатных растений. | 06.12 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Профилактический осмотр растений школы | Пр. работа | |||||
14 | Режим освещения (естественное, искусственное) | 13.12 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Распределение растений школы по режиму освещения | Пр. работа | |||||
15 | Комнатные растения для северного окна (теневыносливые) | 20.12 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | наблюдение | |||||
16 | Комнатные растения для южного окна (светолюбивые) | 27.12 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | наблюдение | |||||
17 | Температурный режим. | 17.01 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | наблюдение | |||||
18 | Теплолюбивые комнатные растения. | 24.01 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | наблюдение | |||||
19 | Холодоустойчивые комнатные растения. | 31.01 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | наблюдение | |||||
20 | Режим полива комнатных растений. | 07.02 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | наблюдение | |||||
21 | Особенности влаголюбивых и засухоустойчивых растений. | 14.02 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | наблюдение | |||||
22 | Влажность воздуха | 21.02 | 1 | Озеленение школы | ||
Наблюдение за ростом и развитием растений | наблюдение | |||||
23-24 | Тропические растения. Пустынные растения. | 28.02 07.03 | беседа | 2 | Озеленение школы | |
Наблюдение за ростом и развитием растений | наблюдение | |||||
25 | Вегетативное размножение (стеблевыми черенками и верхушечными черенками). | 14.03 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Посадка цветов для столовой | Пр. работа | |||||
26 | Вегетативное размножение (усами, отводками, делением корня и корневища). | 21.03 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Посадка растений для зоны отдыха | Пр. работа | |||||
27 | Вегетативное размножение (листовыми пластинками) | 04.04 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Посадка фиалок для фитоуголка. | Пр. работа | |||||
28 | Проблемы при выращивании комнатных растений (сквозняки, прямые солнечные лучи) | 11.04 | беседа | 1 | Озеленение школы | |
Уход за рассадой | Пр. работа | |||||
29-30 | Создание коллекций цветов в кабинетах. | 18.04 25.04 | беседа | 2 | Озеленение школы | |
Создание паспортов коллекций | беседа | |||||
31 | Оформление тематического стенда «Советы тётушки герани» | 02.05 | стенд | 1 | Озеленение школы | |
Уход за растениями | Пр. работа | |||||
32 | Оформление композиции фитоуголка. | 10.05 | композиция | 1 | Озеленение школы | |
Уход за растениями. | Пр. работа | |||||
33-34 | Бонсай. | 16.05 23.05 | беседа | 2 | Озеленение школы | |
Уход за растениями. | Пр. работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...