Урок памяти мученика Серафима Чичагова
план-конспект урока
Цель методической разработки: приобщить учащихся к христианским ценностям, способствовать духовно - нравственному развитию детей на примере жизни священномученика митрополита Серафима (Чичагова)
Задачи занятия:
Образовательные
- познакомить детей с жизнеописанием митрополита Серафима Чичагова
- расширить представления учеников об исторической эпохе, в которой жил святой
- учить школьников читать Священное Писание, ориентироваться в Нем
Развивающие
- развивать самостоятельное мышление, умение высказывать свои мысли и чувства, способствовать осознанному выбору системы нравственных ценностей
- расширить кругозор
Воспитывающие
- пробудить интерес к истории Отечества
- ознакомить учеников с вкладом святителя Серафима в развитие иконописи, медицины, военного дела, музыки, церковного служения
- способствовать воспитанию патриотических чувств у подростков
- побудить учеников задуматься о причине страданий людей
Новизна разработки
- сочетание компьютерной презентации с чтением детьми стихов классиков
- участие учеников в подготовке занятия
Оснащение (оборудование) урока
- презентация репродукций икон, написанных митрополитом Серафимом (Чичаговым) и других слайдов, отражающих его служение Отечеству.
- Библия. Изд. Московской Патриархии, 1956 (у каждого ученика)
- рабочая тетради у каждого ученика для записи стихов из Библии, рисунков. Фломастеры, карандаши
Тип урока: открытие новых знаний
При проведении классного часа используются интерактивная беседа и работа учеников в группах
«Будь только со Христом,единой п Правдой, Истиной и Любовью, а с
Ним все прекрасно, все понятно,
все чисто и утешительно.
Учись внутренней молитве.....»
Серафим (Чичагов)
Педагог и священник Отец Иоанн Кронштадтский приветствовал детей словами: «Здравствуйте, дорогие, бесценные дети Отца Небесного»! Он любил детей, говорил, что там, где дети, всегда тепло и хорошо. И это так. Я рада встрече с вами. Надеюсь, обе наши традиционные команды «Ноев ковчег» и «Райский уголок» пребывают в добром здравии и основательно подготовились к предстоящему занятию. Сегодня мы продолжим цикл бесед на тему "Уроки служения Отечеству".
Но прежде обратите внимание на репродукцию картины русского художника Виктора Михайловича Васнецова "Витязь на распутье".(слайд 1). На картине ощущается атмосфера тревоги, оасности, смерти. Воин опечален, он согнулся под тяжестью пророчества. Вспомните эту сказку: "Как прямо ехати - живу не бывати Как направо ехати - коня потеряти, налево ехати - богатым быти, но душу милосердную потеряти".
Проблема выбора жизненного пути стоит и перед каждым человеком, живущим не в сказке. а в нашем реальном мире. Только вот путей для выбора не три, а два. Человек имеет свободу выбора: идти по жизни с Богом или без Него.
Обратимся к Библии. Господь говорит: "Я есть путь, истина и жизнь ...."(Ин. 14:6); "Придите ко Мне все" (Мф.11:28)(слайд 2).
Царь Давид, автор Псалтири, называет человека, отвергающего Бога, "безумцем", и это понятно, ведь Бог есть любовь, прощение, милосердие, мудрость, жизнь вечная. Как же не принять Его?
Сегодня речь пойдет о русском святом, мученике Серафиме Чичагове. Он - тот, о котором Иисус Христос сказал: «Вы - свет мира». Он - тот, который преподал нам пример служения Отечеству. Господь .через Священное Писание обращается к человеку: «Сын мой! Отдай сердце твое Мне...» .Пр.23:26. Серафим Чичагов услышал этот призыв и ответил на него: свою жизнь он прожил в единении с Богом. (слайд 3)
Ученица: читает вслух слова отца Серафима на слайде 4: "Будь только со Христом, единой Правдой, Истиной и Любовью, а с Ним все прекрасно, все понятно, все чисто и утешительно".
Учитель : Святость человека начинается с соединения со Христом, с принятия Его в свою жизнь, в свое сердце. Слова русского святого звучат сегодня как предостережение от выбора неверного жизненного пути.
Говоря о его жизни, нам придется коснуться и незаживающих ран прошлого России, ран, которые болят до сих пор. Это были годы репрессий, преследования христиан.
Команда «Ноев ковчег», удалось ли вам найти стихотворение, посвященное Отчизне?
- Ученик: стихотворение современной поэтессы Ларисы Рубальской
В дни удачи и в трудные годы
Мысль одна согревает меня -
Что мы все из Отечества родом,
По Отечеству, значит, родня.
Сердцем чувствовал, где бы я ни был,
И куда б меня жизнь ни вела -
Над Отечеством хмурое небо
Мне дороже чужого тепла.
Живи, Отечество, живи,
Клянусь тебе в моей любви,
И как бы ни было в судьбе,
Клянусь я верным быть тебе.
- Учитель:. проникновенное, искреннее стихотворение. А чем готов ответить «Райский уголок»?
- Ученица: стихотворение «Нива» русского поэта Аполлона Николаевича Майкова.
О Боже! Ты даешь для Родины моей
Тепло и урожай - дары святые неба,
Но, хлебом золотя простор её полей,
Ей также, Господи, духовного дай хлеба!
- Учитель: « А что подразумевается под «духовным хлебом»?
- Ученица: «Слово Бога»
- Учитель: «Молодец. Давайте найдем в Библии Евангелие от Матфея глава 4, стих 4. Ваня, прочти стих.
- Ваня: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих, жив человек» Мф.4:4.
Но обратимся сейчас к детским и юношеским годам Леонида Михайловича ( так звали святителя Серафима до принятия сана священнослужителя, т. е. в миру). Родился он в нашем городе, в Санкт — Петербурге в 1856 году.
Начиналась его жизнь светло и радостно. Он родился в аристократической семье потомственных военных. Его прадед был победителем в трех сражениях со шведским флотом, дед — адмиралом, отец - генералом. Высокое чувство любви к Родине отличало семью Чичаговых.
Будущий митрополит получает блестящее образование. (Митрополит — почетный религиозный титул В Санкт — Петербурге, например, митрополитом является Варсонофий. Он проводит торжественные Божественные литургии) Мать маленького Леонида - писательница и музыкантша - передает сыну свои таланты — владение словом, умение играть на музыкальных инструментах и сочинять музыку (впоследствии он написал более 50 музыкальных произведений). Но самое главное — она воспитывает маленького Леонида в духе благоговения перед Богом и любви к Православию. Закончив гимназию, он поступает в Пажеский корпус Его Императорского Величества.-. одно из самых выдающихся образовательных учреждений того времени. Обучающиеся здесь получали общее и военное образование и соответствующее воспитание. А знаете, какое самое сильное впечатление осталось у Леонида Михайловича по окончании Пажеского корпуса? Через много лет он скажет:: «Мы были воспитаны в вере и Православии, . . . хорошо понимали, что Православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной родины".
По окончании Пажеского корпуса его ждала блестящая военная карьера. И она состоялась. Он принимает участие в кровопролитной русско — турецкой войне. За это время Леонид Михайлович проявил себя отважным воином, выдающимся офицером, патриотом своего Отечества; получил около десятка орденов. Позже ему присваивается звание полковника (слайд 2). В результате этой войны православные славянские народы были освобождены от турецкого владычества.
- Я хочу обратить ваше внимание на то, как тщательно и продуманно готовил
Господь Л. М. Чичагова к будущему служению Пастыря Церкви, какое разностороннее образование Он дал ему! Какую силу духа, отвагу и собранность воспитал в нем, проведя его через суровую школу войны! В связи с этим хочу спросить вас: «А как готовил Бог Моисея к предназначенной для него миссии? И в чем заключалась эта миссия?
- Ученики:: Моисей вывел евреев из рабства египетского. Бог дал людям десять заповедей через него на горе Синай (слайд 3). Моисей получил образование при дворце фараона. У него, конечно, были личные учителя, и, наверное, он учился в самом лучшем учебном заведении Египта..
- Учитель: Да. Моисей изучал предметы, которые сейчас изучают в наших высших учебных заведениях: химию, физику, астрономию, разные языки, музыку и другие.
- Учитель: Ксюша, прочти нам стих 22 из книги «Деяния» глава 7
- Ученица: «И научен был Моисей всей премудрости Египетской и был силен в словах и делах».
- Учитель. Бог допустил Моисея к служению только после того, как он .стал «силен «в словах и делах».
Наступает такой момент и в жизни Леонида Михайловича, когда он, почувствовав в себе особое призвание, подает в отставку и принимает священнический сан. Как он пришел к такому решению? К этому его привели размышления о духовном смысле жизни и смерти и постоянная молитва — прошение:» Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты — Бог мой» Пс.142:8,10.. Результатом таких размышлений и молитвы была встреча Леонида Михайловича с Иоаном Кронштадтским (слайд 4). Благословение на оставление военной службы и принятие сана священника он получает от великого Пастыря Русской Православной Церкви - Иоанна Кронштадтского, который становится духовным наставником будущего святителя на все последующие годы. .Иоанн Кронштадтский говорил: о себе: «Я - священник. Значит, не себе, а другим принадлежу». Всю жизнь принадлежал не себе, а ближнему и Серафим Чичагов. Значение слова «Серафим» - «пламенный». Сердце его пламенело любовью к Богу и ближнему, то-есть он исполнил главную заповедь Спасителя..
Такое же имя носил святой Серафим Саровский, которого Чичагов глубоко чтил, написал ему Акафист, написал икону Серафима Саровского и кратко описал его житие (слайды 5, 6). ..
Свою «силу в словах и делах», воспитанную в нем Богом, все таланты, которыми щедро благословил его Господь, Чичагов кладет на алтарь служения Богу и Отчизне.
Сила и милосердие, офицерская закалка, патриотизм, энергичность, целеустремленность, образованность, владение словом, сострадание были направлены им на создание церковных приходов , реставрацию православных храмов, создание больниц, школ, библиотек. .
- Ученик. Какие таланты еще дал Бог Чичагову ?
- Учитель: по данным биографов митрополита, он был музыкантом, духовным поэтом, богословом, врачом А еще он стал иконописцем. Сила воздействия его икон на людей огромна.
Вот перед нами репродукция иконы «Спаситель в белом хитоне».(слайд 7). Вы можете увидеть ее в Александро - Невской Лавре.
Представители обеих команд, мы ждем ваших стихов о молитве.
- Ученик: отрывок из стихотворения «Утренняя молитва» русского поэта Николая Федоровича Щербины,
В молитве теплой я излился,
Но благ себе не смел просить.
Я только плакал и молился,
Я только мог благодарить
- Учитель: ты сам нашел это стихотворение?
- Ученик: мы с мамой вместе искали
- Учитель: это высокая молитва. Передай маме от всех нас «спасибо» за помощь
- Ученик. стихотворение русского поэта Ивана Александровича Бунина.
За все Тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали
- Ученица: отрывок из стихотворения Дмитрия Мережковского «Бог».
О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм.
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, - в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души
- Ученица: а я сделала рисунок. «Святой молится за землю русскую». (слайд 8)
- Учитель. Мне нравится твой рисунок. Молодец. Святой, природа, Церквушка, березы... Типично российский пейзаж.
.Перед иконами святителя Серафима Чичагова, на которых запечатлены Чистота, Любовь, Сострадание , Милосердие у православного человека возникает молитвенное состояние.
- Ученица : « А как развить в себе таланты »?
- Успех человеку дает знание Бога. Он благословляет талантами. Моисей говорит о Веселииле, ( призванным Богом на строительство скинии), что Господь « исполнил его духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством.... И способность учить других вложил в сердце его ….» Исход 35:31, 34.
- Ученик: «А как Леонид Михайлович стал врачом»? Он ведь изучал военные науки, а не медицину?
- На войне будущий священнослужитель видел кровь, муки раненых, страдания. Движимый состраданием, желанием оказать людям помощь, он начинает изучать медицину. В своем труде «Медицинские беседы» он предлагает систему лечения, оздоровления организма человека (слайд 9). Он говорит не только о физических мерах профилактики болезней нашего тела но и о духовных аспектах нашего здоровья.. Как сотворен человек?
- Ученики хором: «По образу и подобию Бога»
- Учитель Человек троичен, как и Бог, и состоит из тела, души и духа. И, если человек хочет быть здоров, он должен рассматривать этот вопрос и с духовной точки зрения. Обсудите в командах и назовите духовные состояния, вредные для здоровья (разновидности греха).
- Команда «Ноев ковчег»: гнев, злоба, зазнайство, зависть, жадность
- Команда «Райский уголок»: обидчивость, раздражительность, мстительность.
Учитель. Да, . Если человек пребывает в этих греховных состояниях, он не может быть здоров.. Святитель Серафим Чичагов учит, что огромное количество заболеваний является прямым следствием тревоги, страхов, конфликтов, аморального образа жизни, легкомысленных развлечений и неведения о своих недостойных мыслях и поступках.
- Ученик: почему митрополита Чичагова называют мучеником?
- Учитель: какое событие произошло в России в 1917 году.? Да, революция. К власти пришли большевики. А как вы думаете, какие люди становятся политиками?
- Ученики: энергичные, умные, образованные. Иногда добрые, иногда — злые тираны.
- Учитель: политиками нередко становятся люди, уверенные в том, что они могут перестроить мир согласно своему представлению, воображению Но ни одна из существовавших политических систем не была успешной, потому что правители обращали внимание только на внешний мир. Человек представляет себя великим в своей фантазии. Он воображает себя богом, который, заняв место истинного Бога, исправит Его ошибки и улучшит сделанное Им. Как результат, - появление в истории таких политиков, как Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин. Результаты такой фантазии хорошо известны. Миллионы загубленных жизней в газовых камерах, лагерях смерти, тюрьмах, войнах. А люди так и не достигли мира, счастья, мирового согласия.
Создатель у таких «глав народа» «отнимает ум» и «ощупью ходят они во тьме без света; и шатаются, как пьяные». Иов 12:24,25.
Митрополит Серафим Чичагов , - прекрасное воплощение жизни — был расстрелян большевиками на Бутовском полигоне под Москвой 7 декабря 1937 года в возрасте 82 лет. Расстрелян за верность Христу, верность Православной Церкви. Он был уже настолько болен (после многократного пребывания в тюрьмах), что на расстрел его из дома вынесли на носилках, идти он не мог.
Издевательства гонителей Христовой Церкви он переносил с величием истинного христианина. Святитель Серафим Чичагов был до краев наполнен присутствием Иисуса Христа и глубоко внутри был готов принять все, что ему было уготовано. Когда мы даем Господу действовать через нас, результатом будет формирование характера, стойко сопротивляющегося хаосу жизни. Хаос возникает там, где не исполняется главная христианская заповедь: «Возлюби Бога и ближнего». Мудрый Соломон учит: «Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен».
Апостол Павел говорит: «И уже не я живу, но живет во мне Христос». Гал.2:20. Иными словами, если Свет Божий живет внутри верующего, то Он будет виден и снаружи.
Вот почему на нашей планете обитали тысячи святых, очаровавших человечество своею добродетелью. Это не были какие-то особенные люди, это были просто те, кто хранил Бога в себе, кто наилучшим образом отражал Создателя, предоставляя нам образец для наших поступков.
- Учитель: задание командам. Назовите два основных этапа служения Отечеству в жизни великомученика митрополита Серафима Чичагова.
- Команда «Ноев ковчег»: Первый этап служения Отчизне - в качестве воина.
- Команда «Райский уголок». Второй этап служения Отечеству — в качестве священнослужителя.
- Учитель: истинное служение Отечеству проистекает из связи с Божественным глубоко внутри нас. Митрополит Серафим Чичагов имел эту связь и будучи воином, и будучи священником.
Благодарю вас за добросовестную подготовку к классному часу, за активное участие в нем. Пожалуйста, задумайтесь, чем сможете послужить России. вы. Какие у вас планы на будущее? Как вы сможете послужить добру, истине и милосердию ?
Процветание нашего Отечестве зависит от того, какими будете вы. На основании ваших размышлений — ответов при следующей встрече создадим «Древо служения Отечеству». Успехов!
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pamyati_serafima_chichagova.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель методической разработки: приобщить учащихся к христианским ценностям, способствовать духовно - нравственному развитию детей на примере жизни священномученика митрополита Серафима (Чичагова)
Задачи занятия:
Образовательные
- познакомить детей с жизнеописанием митрополита Серафима Чичагова
- расширить представления учеников об исторической эпохе, в которой жил святой
- учить школьников читать Священное Писание, ориентироваться в Нем
Развивающие
- развивать самостоятельное мышление, умение высказывать свои мысли и чувства, способствовать осознанному выбору системы нравственных ценностей
- расширить кругозор
Воспитывающие
- пробудить интерес к истории Отечества
- ознакомить учеников с вкладом святителя Серафима в развитие иконописи, медицины, военного дела, музыки, церковного служения
- способствовать воспитанию патриотических чувств у подростков
- побудить учеников задуматься о причине страданий людей
Новизна разработки
- сочетание компьютерной презентации с чтением детьми стихов классиков
- участие учеников в подготовке занятия
Оснащение (оборудование) урока
- презентация репродукций икон, написанных митрополитом Серафимом (Чичаговым) и других слайдов, отражающих его служение Отечеству.
- Библия. Изд. Московской Патриархии, 1956 (у каждого ученика)
- рабочая тетради у каждого ученика для записи стихов из Библии, рисунков. Фломастеры, карандаши
Тип урока: открытие новых знаний
При проведении классного часа используются интерактивная беседа и работа учеников в группах
«Будь только со Христом,единой п Правдой, Истиной и Любовью, а с
Ним все прекрасно, все понятно,
все чисто и утешительно.
Учись внутренней молитве.....»
Серафим (Чичагов)
Педагог и священник Отец Иоанн Кронштадтский приветствовал детей словами: «Здравствуйте, дорогие, бесценные дети Отца Небесного»! Он любил детей, говорил, что там, где дети, всегда тепло и хорошо. И это так. Я рада встрече с вами. Надеюсь, обе наши традиционные команды «Ноев ковчег» и «Райский уголок» пребывают в добром здравии и основательно подготовились к предстоящему занятию. .Вы уже знаете, что тема беседы: «Уроки служения Отечеству».
Речь пойдет о русском святом, мученике Серафиме Чичагове. Он - тот, о котором Иисус Христос сказал: «Вы - свет мира». Он - тот, который преподал нам пример служения Отечеству. Господь .через Священное Писание обращается к человеку: «Сын мой! Отдай сердце твое Мне...» .Пр.23:26. Серафим Чичагов услышал этот призыв и ответил на него: свою жизнь он прожил в единении с Богом. (слайд 1). Говоря о его жизни, нам придется коснуться и незаживающих ран прошлого России, ран, которые болят до сих пор. Это были годы репрессий, преследования христиан.
Команда «Ноев ковчег», удалось ли вам найти стихотворение, посвященное Отчизне?
- Ученик: стихотворение современной поэтессы Ларисы Рубальской
В дни удачи и в трудные годы
Мысль одна согревает меня -
Что мы все из Отечества родом,
По Отечеству, значит, родня.
Сердцем чувствовал, где бы я ни был,
И куда б меня жизнь ни вела -
Над Отечеством хмурое небо
Мне дороже чужого тепла.
Живи, Отечество, живи,
Клянусь тебе в моей любви,
И как бы ни было в судьбе,
Клянусь я верным быть тебе.
- Учитель:. проникновенное, искреннее стихотворение. А чем готов ответить «Райский уголок»?
- Ученица: стихотворение «Нива» русского поэта Аполлона Николаевича Майкова.
О Боже! Ты даешь для Родины моей
Тепло и урожай - дары святые неба,
Но, хлебом золотя простор её полей,
Ей также, Господи, духовного дай хлеба!
- Учитель: « А что подразумевается под «духовным хлебом»?
- Ученица: «Слово Бога»
- Учитель: «Молодец. Давайте найдем в Библии Евангелие от Матфея глава 4, стих 4. Ваня, прочти стих.
- Ваня: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих, жив человек» Мф.4:4.
Но обратимся сейчас к детским и юношеским годам Леонида Михайловича ( так звали святителя Серафима до принятия сана священнослужителя, т. е. в миру). Родился он в нашем городе, в Санкт — Петербурге в 1856 году.
Начиналась его жизнь светло и радостно. Он родился в аристократической семье потомственных военных. Его прадед был победителем в трех сражениях со шведским флотом, дед — адмиралом, отец - генералом. Высокое чувство любви к Родине отличало семью Чичаговых.
Будущий митрополит получает блестящее образование. (Митрополит — почетный религиозный титул В Санкт — Петербурге, например, митрополитом является Варсонофий. Он проводит торжественные Божественные литургии) Мать маленького Леонида - писательница и музыкантша - передает сыну свои таланты — владение словом, умение играть на музыкальных инструментах и сочинять музыку (впоследствии он написал более 50 музыкальных произведений). Но самое главное — она воспитывает маленького Леонида в духе благоговения перед Богом и любви к Православию. Закончив гимназию, он поступает в Пажеский корпус Его Императорского Величества.-. одно из самых выдающихся образовательных учреждений того времени. Обучающиеся здесь получали общее и военное образование и соответствующее воспитание. А знаете, какое самое сильное впечатление осталось у Леонида Михайловича по окончании Пажеского корпуса? Через много лет он скажет:: «Мы были воспитаны в вере и Православии, . . . хорошо понимали, что Православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной родины".
По окончании Пажеского корпуса его ждала блестящая военная карьера. И она состоялась. Он принимает участие в кровопролитной русско — турецкой войне. За это время Леонид Михайлович проявил себя отважным воином, выдающимся офицером, патриотом своего Отечества; получил около десятка орденов. Позже ему присваивается звание полковника (слайд 2). В результате этой войны православные славянские народы были освобождены от турецкого владычества.
- Я хочу обратить ваше внимание на то, как тщательно и продуманно готовил
Господь Л. М. Чичагова к будущему служению Пастыря Церкви, какое разностороннее образование Он дал ему! Какую силу духа, отвагу и собранность воспитал в нем, проведя его через суровую школу войны! В связи с этим хочу спросить вас: «А как готовил Бог Моисея к предназначенной для него миссии? И в чем заключалась эта миссия?
- Ученики:: Моисей вывел евреев из рабства египетского. Бог дал людям десять заповедей через него на горе Синай (слайд 3). Моисей получил образование при дворце фараона. У него, конечно, были личные учителя, и, наверное, он учился в самом лучшем учебном заведении Египта..
- Учитель: Да. Моисей изучал предметы, которые сейчас изучают в наших высших учебных заведениях: химию, физику, астрономию, разные языки, музыку и другие.
- Учитель: Ксюша, прочти нам стих 22 из книги «Деяния» глава 7
- Ученица: «И научен был Моисей всей премудрости Египетской и был силен в словах и делах».
- Учитель. Бог допустил Моисея к служению только после того, как он .стал «силен «в словах и делах».
Наступает такой момент и в жизни Леонида Михайловича, когда он, почувствовав в себе особое призвание, подает в отставку и принимает священнический сан. Как он пришел к такому решению? К этому его привели размышления о духовном смысле жизни и смерти и постоянная молитва — прошение:» Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты — Бог мой» Пс.142:8,10.. Результатом таких размышлений и молитвы была встреча Леонида Михайловича с Иоаном Кронштадтским (слайд 4). Благословение на оставление военной службы и принятие сана священника он получает от великого Пастыря Русской Православной Церкви - Иоанна Кронштадтского, который становится духовным наставником будущего святителя на все последующие годы. .Иоанн Кронштадтский говорил: о себе: «Я - священник. Значит, не себе, а другим принадлежу». Всю жизнь принадлежал не себе, а ближнему и Серафим Чичагов. Значение слова «Серафим» - «пламенный». Сердце его пламенело любовью к Богу и ближнему, то-есть он исполнил главную заповедь Спасителя..
Такое же имя носил святой Серафим Саровский, которого Чичагов глубоко чтил, написал ему Акафист, написал икону Серафима Саровского и кратко описал его житие (слайды 5, 6). ..
Свою «силу в словах и делах», воспитанную в нем Богом, все таланты, которыми щедро благословил его Господь, Чичагов кладет на алтарь служения Богу и Отчизне.
Сила и милосердие, офицерская закалка, патриотизм, энергичность, целеустремленность, образованность, владение словом, сострадание были направлены им на создание церковных приходов , реставрацию православных храмов, создание больниц, школ, библиотек. .
- Ученик. Какие таланты еще дал Бог Чичагову ?
- Учитель: по данным биографов митрополита, он был музыкантом, духовным поэтом, богословом, врачом А еще он стал иконописцем. Сила воздействия его икон на людей огромна.
Вот перед нами репродукция иконы «Спаситель в белом хитоне».(слайд 7). Вы можете увидеть ее в Александро - Невской Лавре.
Представители обеих команд, мы ждем ваших стихов о молитве.
- Ученик: отрывок из стихотворения «Утренняя молитва» русского поэта Николая Федоровича Щербины,
В молитве теплой я излился,
Но благ себе не смел просить.
Я только плакал и молился,
Я только мог благодарить
- Учитель: ты сам нашел это стихотворение?
- Ученик: мы с мамой вместе искали
- Учитель: это высокая молитва. Передай маме от всех нас «спасибо» за помощь
- Ученик. стихотворение русского поэта Ивана Александровича Бунина.
За все Тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали
- Ученица: отрывок из стихотворения Дмитрия Мережковского «Бог».
О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм.
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, - в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души
- Ученица: а я сделала рисунок. «Святой молится за землю русскую». (слайд 8)
- Учитель. Мне нравится твой рисунок. Молодец. Святой, природа, Церквушка, березы... Типично российский пейзаж.
.Перед иконами святителя Серафима Чичагова, на которых запечатлены Чистота, Любовь, Сострадание , Милосердие у православного человека возникает молитвенное состояние.
- Ученица : « А как развить в себе таланты »?
- Успех человеку дает знание Бога. Он благословляет талантами. Моисей говорит о Веселииле, ( призванным Богом на строительство скинии), что Господь « исполнил его духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством.... И способность учить других вложил в сердце его ….» Исход 35:31, 34.
- Ученик: «А как Леонид Михайлович стал врачом»? Он ведь изучал военные науки, а не медицину?
- На войне будущий священнослужитель видел кровь, муки раненых, страдания. Движимый состраданием, желанием оказать людям помощь, он начинает изучать медицину. В своем труде «Медицинские беседы» он предлагает систему лечения, оздоровления организма человека (слайд 9). Он говорит не только о физических мерах профилактики болезней нашего тела но и о духовных аспектах нашего здоровья.. Как сотворен человек?
- Ученики хором: «По образу и подобию Бога»
- Учитель Человек троичен, как и Бог, и состоит из тела, души и духа. И, если человек хочет быть здоров, он должен рассматривать этот вопрос и с духовной точки зрения. Обсудите в командах и назовите духовные состояния, вредные для здоровья (разновидности греха).
- Команда «Ноев ковчег»: гнев, злоба, зазнайство, зависть, жадность
- Команда «Райский уголок»: обидчивость, раздражительность, мстительность.
Учитель. Да, . Если человек пребывает в этих греховных состояниях, он не может быть здоров.. Святитель Серафим Чичагов учит, что огромное количество заболеваний является прямым следствием тревоги, страхов, конфликтов, аморального образа жизни, легкомысленных развлечений и неведения о своих недостойных мыслях и поступках.
- Ученик: почему митрополита Чичагова называют мучеником?
- Учитель: какое событие произошло в России в 1917 году.? Да, революция. К власти пришли большевики. А как вы думаете, какие люди становятся политиками?
- Ученики: энергичные, умные, образованные. Иногда добрые, иногда — злые тираны.
- Учитель: политиками нередко становятся люди, уверенные в том, что они могут перестроить мир согласно своему представлению, воображению Но ни одна из существовавших политических систем не была успешной, потому что правители обращали внимание только на внешний мир. Человек представляет себя великим в своей фантазии. Он воображает себя богом, который, заняв место истинного Бога, исправит Его ошибки и улучшит сделанное Им. Как результат, - появление в истории таких политиков, как Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин. Результаты такой фантазии хорошо известны. Миллионы загубленных жизней в газовых камерах, лагерях смерти, тюрьмах, войнах. А люди так и не достигли мира, счастья, мирового согласия.
Создатель у таких «глав народа» «отнимает ум» и «ощупью ходят они во тьме без света; и шатаются, как пьяные». Иов 12:24,25.
Митрополит Серафим Чичагов , - прекрасное воплощение жизни — был расстрелян большевиками на Бутовском полигоне под Москвой 7 декабря 1937 года в возрасте 82 лет. Расстрелян за верность Христу, верность Православной Церкви. Он был уже настолько болен (после многократного пребывания в тюрьмах), что на расстрел его из дома вынесли на носилках, идти он не мог.
Издевательства гонителей Христовой Церкви он переносил с величием истинного христианина. Святитель Серафим Чичагов был до краев наполнен присутствием Иисуса Христа и глубоко внутри был готов принять все, что ему было уготовано. Когда мы даем Господу действовать через нас, результатом будет формирование характера, стойко сопротивляющегося хаосу жизни. Хаос возникает там, где не исполняется главная христианская заповедь: «Возлюби Бога и ближнего». Мудрый Соломон учит: «Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен».
Апостол Павел говорит: «И уже не я живу, но живет во мне Христос». Гал.2:20. Иными словами, если Свет Божий живет внутри верующего, то Он будет виден и снаружи.
Вот почему на нашей планете обитали тысячи святых, очаровавших человечество своею добродетелью. Это не были какие-то особенные люди, это были просто те, кто хранил Бога в себе, кто наилучшим образом отражал Создателя, предоставляя нам образец для наших поступков.
- Учитель: задание командам. Назовите два основных этапа служения Отечеству в жизни великомученика митрополита Серафима Чичагова.
- Команда «Ноев ковчег»: Первый этап служения Отчизне - в качестве воина.
- Команда «Райский уголок». Второй этап служения Отечеству — в качестве священнослужителя.
- Учитель: истинное служение Отечеству проистекает из связи с Божественным глубоко внутри нас. Митрополит Серафим Чичагов имел эту связь и будучи воином, и будучи священником.
Благодарю вас за добросовестную подготовку к классному часу, за активное участие в нем. Пожалуйста, задумайтесь, чем сможете послужить России. вы. Какие у вас планы на будущее? Как вы сможете послужить добру, истине и милосердию ?
Процветание нашего Отечестве зависит от того, какими будете вы. На основании ваших размышлений — ответов при следующей встрече создадим «Древо служения Отечеству». Успехов!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Урок памяти"
Данный классный час проходил в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания и был посвящен Герою Советского Союза А.И. Демакову. Саша Демаков родился и вырос в с. Верх-Ирмень Ордынского райо...
Урок памяти «РУССКИЙ СОЛДАТ» сценарий внеклассного мероприятия к 23 февраля
Мероприятие нацелено на формирование сознания необходимости защищать Отечество; - воспитание патриотизма, гордости за наших солдат, уважения и благодарного отношения к погибшим героям...
Урок памяти "9 мая"
Урок памяти "9 мая"...
Урок -памяти
Урок,посященный памяти А.С.Пушкина...
Урок ПАМЯТИ
Классный час во 2 классе...
Всероссийский урок "Урок Памяти и Славы"
Урок на котором ребята работают в группе. Сами достают материал, находят ответы, опираясь на свой жизненный опыт. Итог: создание коллажа и получение кубка....
Сценарий урока-памяти " Свеча памяти"
Сценарий урока-памяти " Свеча памяти"...