Презентация "Блокадный Ленинград''
презентация к уроку на тему
Презентация "Блокадный Ленинград" предназначена для проведения классных часов, посвящённых блокаде Ленинграда, событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada-sayt.pptx | 2.89 МБ |
devyat_stranichek.docx | 13.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту страшную войну. Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту страшную войну.
22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики. 22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики.
На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. Женский стрелковый батальон. На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. Женский стрелковый батальон.
Проводы на фронт. Проводы на фронт.
Танки идут на фронт . Танки идут на фронт.
Посмотри на карту! Если земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды. Посмотри на карту! Если земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.
Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце. Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце.
Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы.
Рабочие патрули охраняют город. Рабочие патрули охраняют город.
Эвакуация госпиталя . Эвакуация госпиталя.
На берегу Невы . На берегу Невы.
Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград . Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград.
Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. К станкам встали их жёны и дети. Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. К станкам встали их жёны и дети.
Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. К станкам встали их жёны и дети.
На заводе. На заводе.
Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде.
В город везли продовольствие , а обратно стариков и голодных детей . В город везли продо – вольствие, а обратно стариков и голодных детей.
На Ленинград обрушилось свыше 100 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тысяч снарядов. Враги хотели обречь на мучительную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, взять город голыми руками. На Ленинград обрушилось свыше 100 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тысяч снарядов. Враги хотели обречь на мучительную смерть как можно больше людей, остав- шихся в живых, взять город голыми руками.
После бомбёжки . После бомбёжки.
Самой страшной оказалась зима 1942 года. Только военно- автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера помогла выжить людям. Самой страшной оказалась зима 1942 года. Только военно- автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера помогла выжить людям.
Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. На таких машинах перевозили хлеб по льду озера. Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. На таких машинах перевозили хлеб по льду озера.
Дорога на Ладогу. Дорога на Ладогу.
Эвакуация детей и стариков. Эвакуация детей и стариков.
30 км нужно проехать от Кобоны, чтобы оказаться на западном берегу. Недалеко от трассы замаскированы зенитные установки, проволочные и минные загражде- ния, чтобы защищать дорогу от фашистских солдат. Не все машины доезжали до берега, многие провали- вались под лёд вместе с продуктами. 30 км нужно проехать от Кобоны, чтобы оказаться на западном берегу. Недалеко от трассы замаскированы зенитные установки, проволочные и минные загражде- ния, чтобы защищать дорогу от фашистских солдат. Не все машины доезжали до берега, многие провали- вались под лёд вместе с продуктами.
Расчищали дорогу с помощью лошадей, по которой шли машины с хлебом. Расчищали дорогу с помощью лошадей, по которой шли машины с хлебом.
Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл. Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл.
Блокада…. Далеко как это слово От наших мирных светлых дней. Произношу его и вижу снова – Голодных умирающих детей. Блокада…. Далеко как это слово От наших мирных светлых дней. Произношу его и вижу снова – Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы, И как трамваи мёрзли на путях, И матерей, которые не в силах Своих детей на кладбище несли . Как опустели целые кварталы, И как трамваи мёрзли на путях, И матерей, которые не в силах Своих детей на кладбище нести.
На улице блокадного Ленинграда. На улице блокадного Ленинграда.
Без воды, без тепла, без света День похож на чёрную ночь. Может, в мире силы нету, Чтобы всё это превозмочь. Без воды, без тепла, без света День похож на чёрную ночь. Может, в мире силы нету, Чтобы всё это превозмочь.
Умирали – и говорили, - Наши дети увидят свет! Но ворота они не открыли, На колени не встали, нет! Умирали – и говорили, - Наши дети увидят свет! Но ворота они не открыли, На колени не встали, нет!
И листовки летели с неба На пороги замёрзших квартир: «Будет хлеб! Вы хотите хлеба?..» «Будет мир! Вам не снится мир!» И листовки летели с неба На пороги замёрзших квартир: «Будет хлеб! Вы хотите хлеба?..» «Будет мир! Вам не снится мир!».
Дети, плача хлеба просили, Нет страшнее пытки такой. Ленинграда ворот не открыли И не вышли к стене городской. Дети, плача хлеба просили, Нет страшнее пытки такой. Ленинграда ворот не открыли И не вышли к стене городской.
В осаждённом Ленинграде Эта девочка жила. В ученической тетради Свой дневник она вела. В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, Слышит мир её слова: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года..» В осаждённом Ленинграде Эта девочка жила. В ученической тетради Свой дневник она вела. В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, Слышит мир её слова: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 ян- варя в 3 часа дня 1942 года..».
А в ночи пронзает небо Острый свет прожекторов. Дома нет ни крошки хлеба, Не найдёшь полена дров. От коптилки не согреться Карандаш дрожит в руке, Но выводит кровью сердце В сокровенном дневнике: «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года». А в ночи пронзает небо Острый свет прожекторов. Дома нет ни крошки хлеба, Не найдёшь полена дров. От коптилки не согреться Карандаш дрожит в руке, Но выводит кровью сердце В сокровенном дневнике: «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».
Отшумела, отгремела Орудийная гроза, Только память то и дело Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянутся берёзки, Пробивается трава, А на скорбном Пискарёвском Остановят вдруг слова: «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года». Отшумела, отгремела Орудийная гроза, Только память то и дело Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянутся берёзки, Пробивается трава, А на скорбном Пискарёвском Остановят вдруг слова: «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».
У планеты нашей сердце Бьётся гулко, как набат. Не забыть земле Освенцим, Бухенвальд и Ленинград. Светлый день встречайте, люди, Люди, вслушайтесь в дневник: Он звучит сильней орудий, Тот безмолвный детский крик: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!» У планеты нашей сердце Бьётся гулко, как набат. Не забыть земле Освенцим, Бухенвальд и Ленинград. Светлый день встречайте, люди, Люди, вслушайтесь в дневник: Он звучит сильней орудий, Тот безмолвный детский крик: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!».
Могила Тани Савичевой . Могила Тани Савичевой.
Вглядись в эти фотографии и ты поймёшь, как жили ленинградцы первой блокадной зимой. 125 граммов хлеба на целый день. Вглядись в эти фотографии и ты поймёшь, как жили ленинградцы первой блока- дной зимой. 125 граммов хлеба на целый день.
Такие объявления висели во всех булочных Ленинграда. Такие объявления висели во всех булочных Ленинграда.
Люди умирали прямо на улицах. Люди умирали прямо на улицах.
Так хоронили ленинградцев, погибших от голода, убитых при бомбёжке. Некому было делать гробы, и не было машин, чтобы отвозить их на кладбище. Трупы складывали в определённых местах и увозили на кладбище. Так хоронили ленинград - цев, погибших от голода, убитых при бомбёжке. Некому было делать гробы, и не было машин, чтобы отвозить их на кладбище. Трупы складывали в опреде- лённых местах и увозили на кладбище.
Зимой 1941-1942 г. в городе развелось много крыс. Они нападали на полуголодных и обессилевших стариков и детей. Никаких кошек или собак в городе к этому времени уже не осталось - кто не погиб и не ушел, того съели. Крысы не только уничтожали и без того скудные запасы продоволь-ствия , они были и потенциальными разносчиками чумы. памятник блокадным кошкам. Зимой 1941-1942 г. в городе развелось много крыс. Они нападали на полуголодных и обессилевших стариков и детей. Никаких кошек или собак в городе к этому времени уже не осталось - кто не погиб и не ушел, того съели. Крысы не только уничтожали и без того скудные запасы продоволь-ствия, они были и потенциальными разносчиками чумы. Памятник блокадным кошкам. «3 декабря 1941 года. Сегодня съели жареную кошку. Очень вкусно", - записал в своем дневнике 10-летний мальчик. Тем не менее некоторые горожане, несмотря на жестокий голод, пожалели своих любимцев.
"Весной 1942 года полуживая от голода старушка вынесла своего кота на улицу погулять. К ней подходили люди, благодарили, что она его сохранила". "В марте 1942 года вдруг увидела на городской улице тощую кошку. Вокруг нее стояли несколько старушек и крестились, а исхудавший, похожий на скелет милиционер следил, чтобы никто не изловил зверька". "В апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. Увидев ее, я поняла, что мы выжили". "Весной 1942 года полуживая от голода старушка вынесла своего кота на улицу погулять. К ней подходили люди, благодарили, что она его сохранила". "В марте 1942 года вдруг увидела на городской улице тощую кошку. Вокруг нее стояли несколько старушек и крестились, а исхудавший, похожий на скелет милиционер следил, чтобы никто не изловил зверька". "В апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. Увидев ее, я поняла, что мы выжили".
В школе . В школе .
Но школы продолжали работать. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуй-ки». Все сидели в шу-бах, шапках и рукави-цах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпи-тале . Но школы продолжали работать. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуй-ки». Все сидели в шу-бах, шапках и рукави-цах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпи-тале.
На парте осталась открытой тетрадь, Не выпало им дописать, дочитать. Когда навалились на город Фугасные бомбы и голод. И мы никогда не забудем с тобой, Как наши ровесники приняли бой. Им было всего лишь 12, Но были они – ленинградцы. На парте осталась открытой тетрадь, Не выпало им дописать, дочитать. Когда навалились на город Фугасные бомбы и голод. И мы никогда не забудем с тобой, Как наши ровесники проняли бой. Им было всего лишь 12, Но были они – ленинградцы.
В блокадном городе. В блокадном городе.
Водопровод не работал. Люди ходили за водой на Неву. Водопровод не работал. Люди ходили за водой на Неву.
Близко весна. Близко весна.
Войскам Ленинградского и Волховского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться. Войскам Ленинградского и Волховского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться.
Наступление. Наступление.
Ночной бой. Ночной бой.
Войска соединились . Войска соединились.
После 7- дневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленин- града . 18 января 1943 год После 7- дневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленин- града. 18 января 1943 год.
900 дней жил Ленинград в осаде. 900 дней и ночей шли на Ладоге смертельные бои. 900 дней жил Ленинград в осаде. 900 дней и ночей шли на Ладоге смертельные бои.
Блокада снята!!!
За залпом залп, гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут. Ни успокаивать пока, Не утешать людей не надо. Их радость слишком велика – Гремит салют над Ленинградом. За залпом залп, гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут. Ни успокаивать пока, Не утешать людей не надо. Их радость слишком велика – Гремит салют над Ленинградом.
Эти мальчики-ленинградцы. Они встретились на Двор- цовой площади. Два из них были на фронте и защища- ли там свой город . За мужество и храбрость их наградили медалями. У мальчика в кепке тоже ме- дали. Он голодал и мёрз в блокадном Ленинграде, тушил вместе с бойцами зажигательные бомбы, ра- ботал на заводе – делал снаряды. За это его награ- дили медалью «За оборону Ленинграда» и медалью за « Доблестный труд в Вели- кой Отечественной войне 1941-1945гг..». Эти мальчики-ленинградцы. Они встретились на Двор- цовой площади. Два из них были на фронте и защища- ли там свой город . За мужество и храбрость их наградили медалями. У мальчика в кепке тоже ме- дали. Он голодал и мёрз в блокадном Ленинграде, тушил вместе с бойцами зажигательные бомбы, ра- ботал на заводе – делал снаряды. За это его награ- дили медалью «За оборону Ленинграда» и медалью за « Доблестный труд в Вели- кой Отечественной войне 1941-1945гг..».
Свой город отстояв ценою бед, Не сдали Ленинграда ленинградцы – Да, в нём ключи чужих столиц хранятся,- Ключей к нему в чужих столицах нет! Свой город отстояв ценою бед, Не сдали Ленинграда ленинградцы – Да, в нём ключи чужих столиц хранятся,- Ключей к нему в чужих столицах нет!
За годы войны и блокады заводы и фабрики нашего города отремонтировали 2000 танков, 1500 самолётов, изготовили 12000 миномётов, 225000 автоматов, 10 млн. снарядов и мин, множество боевых судов и автомашин. За годы войны и блокады заводы и фабрики нашего города отремонтировали 2000 танков, 1500 самолётов, изготовили 12000 миномётов, 225000 автоматов, 10 млн. снарядов и мин, множество боевых судов и автомашин.
Под этой плитой похоронены ленинградцы погибшие в 1942 году.
900 дней блокады – 900 берёз . 900 дней блокады – 900 берёз.
Санкт Петербург. Памятник Защитникам Ленинграда. Площадь Победы на Московском проспекте. Санкт Петербург. Памятник Защитникам Ленинграда. Площадь Победы на Московском проспекте.
Санкт-Петербург. Пискарёвское кладбище. Здесь похоронены воины, защищавшие город и жители, погибшие в блокаду. Санкт-Петербург. Пискарёвское кладбище. Здесь похоронены воины, защищавшие город и жители, погибшие в блокаду.
Предварительный просмотр:
Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых. Только черные точки.
«Умерли все». Что поделать? Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Жутко и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
Маму и бабушку голод унес.
Нет больше силы. И нет больше слез.
Умерли дяди, сестренка и брат
Смертью голодной. Пустел Ленинград.
Пусто в квартире. В живых – только Таня.
В маленьком сердце – столько страданья.
«Умерли все». Никого больше нет.
Девочке Тане – одиннадцать
Я расскажу вам, что было потом.
Эвакуация, хлеб и детдом,
Где после голода, всех испытаний
Выжили все. Умерла только Таня.
Девочки нет. Но остался дневник –
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба,
Дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повторится!»
3. Чтение страничек дневника под звуки метронома и демонстрации страничек:
1-й ученик: Первая страничка дневника:
«Женя умерла 28 дек. В 12. 30 час. Утра 1941г.»
Женя была старшей сестрой. Работала на заводе «Электросила». Она упала на улице и больше не поднялась. В последние дни силы совсем оставили ее. Приходилось по две смены выстаивать у станка и сдавать кровь раненым бойцам. Она не дошла до дома.
2-й ученик: на фоне второй странички:
«Бабушка умерла 25 янв. 3ч. Дня 1942г.»
Она была еще не старенькой бабушкой. Но было голодно, и последний кусочек хлеба – дневную норму – она отдавала внучатам.
3-й ученик на фоне третьей странички:
«Лека умер 17 марта в 5 час. Утра 1942г.»
Лека – Леонид. Брат. Работал на заводе имени Свердлова стропальщиком. Как мог, помогал семье, но все силы отдавал фронту.
4 страничка:
«Дядя Вася умер 13 апр. 2 часа 1942г.»
5 страничка:
«Дядя Леша 10 мая в 4 ч. Дня 1942г.»
4-й ученик: на фоне 6 странички:
«Мама 13 мая в 7.30 час. Утра 1942г.»
Мария Игнатьевна Савичева была одной из лучших вышивальщиц в ателье мод. Год назад она планировала поехать с Таней отдыхать в деревню, но помешала война.
Следующие странички:
«Савичевы умерли»- седьмая.
«Осталась одна Таня»- восьмая.
«Умерли все» - девятая.
Дневник маленькой школьницы Тани Савичевой Был найден. Но долгое время судьба девочки была неизвестной. Умерла ли она в блокадном Ленинграде? Удалось ли ей спастись? Кто заботился о ней?
Только в 1964 году начался поиск.
Таню переправили с другими детьми по Дороге жизни на Большую землю. Врачи делали все возможное, чтобы спасти ее, но медицина оказалась бессильной.
Таня умерла первого июля 1944года в Шатковском районе Горьковской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)
Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...
Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»
Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...
Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...
Они учились в Ленинграде. Школы блокадного Ленинграда.
Урок памяти, посвящённый блокадным дням Ленинграда. Учащиеся узнают о том, как учились дети в блокадном городе....
Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"
quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...
Сценарий внеклассного мероприятия " Музыкально - литературная гостиная, посвященная полному освобождению города Ленинграда от блокады "НЕПОКОРЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД"
... Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря герои...
Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда "Ты выстоял, великий Ленинград"
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями....