Программа воспитания младших школьников
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА 2016 -2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Классный руководитель
Боревич С.В.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитательной работы, предназначена для учащихся 1-4 классов Малиновской средней школы на 4 год. Программа открывает широкие возможности для разностороннего совершенствования обучающихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Работа по ней оказывает большое влияние на развитие личности, на процесс обучения и воспитания учащихся, формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, чувства любви к Родине. У школьников, занимающихся по данной программе, формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к общественно-полезной работе, заметно растет их познавательная активность.
Основные подходы к составлению плана воспитательной работы на основе ФГОС
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
- законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
- укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
- повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
- повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
- укреплению национальной безопасности.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
- патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2016 - 2020 УЧ.ГОД
Цель: формирование положительной Я - концепции обучающегося школы I ступени на основе ФГОС.
Задачи:
- Социальные - защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных условий развития личности, реализация ФГОС через внеурочную учебную деятельность и программу воспитательной работы гимназии
- Диагностические – изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.
- Воспитательные - воспитание понимания детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы, создание здорового микроклимата в детском коллективе, обеспечение условий для творческой самореализации каждого учащегося.
- Здоровьесберегающие - охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.
III.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направления | Поставленные задачи | Название целевой подпрограммы | Формы работы | Сформированные компетентности |
1.Нравст-венность, духов- | - Формирование гуманистических отношений к окружаю-щему миру. - Приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей. - Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. - Формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения. | «Зеркало души» | Тематические классные часы по нравственной тематике; организация экскурсионных поездок с целью знакомства с историческим и культурным наследием края; тренинги; организация социально-значимых дел. Внеурочная деятельность: занятия «Социокультурнаая деятельность» |
|
2. Граждан-ско-правовое и патрио-тическое воспита-ние | - Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонацио-нального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной. -Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости; - Овладение технологией социального проектирования и участия в реальной жизни гражданского общества. - Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений; |
«Я гражданин» | Тематические классные часы, беседы, ролевые игры, обсуждение литературных произведений, акции. Виртуальные экскурсии по историческим и памятным местам , тематические беседы, КТД, празднование памятных дат. |
|
3. Формиро-вание ценности здорового и безопасного образа жизни Экологи-ческое воспитание | - Формирование стремления к здоровому образу жизни. - Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. - Формирование негативного отношения к вредным привычкам и устойчивых навыков здорового образа жизни. - Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | «Мое здоровье» | Тематические классные часы, профилактические беседы, спортивные соревнования, встречи со специалистами, проведение инструктивных и тренировочных занятий по отработке навыков безопасного поведения. Внеурочная деятельность: Занятие в спортивных секциях «Теквандо». «Плавание» |
|
4. Личностное и интеллекту альное саморазви тие. Професси-ональное самоопре-деление | - Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самооб-разованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов. - Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | «Мое будущее» | Внеурочная деятельность по предметам Интеллектуальные игры, олимпиады, исследовательские проекты. Тренинги, анкетирование, беседы, использование Интернет-ресурсов Внеурочная деятельность: занятия в кружке «ИКТ», «Робототехника» |
|
5. Эстети-ческое и культурное развитие | - Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. - Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным критериям. - Воспитание чувственной сферы, чуткости, видения прекрасного. | «Сотрудничество» | КВН, классные часы, праздники, Просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, концертов. Внеурочная деятельность: занятия в объединении «Музыкальный час», «Малинка» |
|
6. Семейное воспитание | - Осознание важности семьи в жизни человека и обществе, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. - Просвещение родителей и детей в осознании ценности семьи как основополагающей ячейки общества, формирующей общепринятые ценности и нормы. | «Семья» | Родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями и обучающимися, тематические классные часы, совместные мероприятия с участием детей и родителей.
|
|
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 «Б» КЛАСС
1 четверть – «Я и моя школа»
Дата проведения | Содержание работы | Кто привлекается | Ценностные ориентиры компетентности |
05.09 | Урок радости «В страну Знаний со Смешариками» | Родители | Информационная, коммуникативная компетентность. |
09.09 | Самый, самый. Конкурсы. Давайте познакомимся. | Коммуникативная компетентность. | |
12.09 | Классное собрание: «Мои новые друзья-одноклассники» | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | |
16.09 | Беседа «Права и обязанности школьника» | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | |
23.09 | Информ. кл. час: «Как вести себя в школе». | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | |
26.09 | «Мы стали школьниками» урок-игра | родители | Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
26.09 | Викторина «Ты – пешеход» | Инспектор ГБДД | Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
01.10 | Экскурсия в лес | Родители | Воспитание ценностного отношения к природе. |
07.10 | Заочная экскурсия по родному краю «Мой любимый округ» | Воспитание гражданственности, патриотизма | |
17.10 | Беседа о режиме дня и о занятиях спортом | Школьный врач | Воспитание ценностного отношения к прекрасному |
28.10 | Праздник «Посвящение в первоклассники» | Совместно с 1 классами | Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
2 четверть – «Я и творчество»
Содержание работы | Кто привлекается | Ценностные ориентиры компетентности | |
Кл час: 4 ноября –День народного единства. | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. | ||
Кл. собрание «Мы с тобой за одной партой...» | Воспитание нравственных чувств и этического сознания Компетентности: разрешения проблем, коммуникативная. | ||
Кл. час:Что такое общение? «Ты, я, он, она - вместе? (тренинг) | Компетентности: разрешения проблем, коммуникативная. | ||
Конкурсная программа «Осенние посиделки» | родители | Коммуникативная компетентность. | |
Кл. час «Что значит для меня слово «мама» | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | ||
«Любимой маме посвящаю…»(концерт ко дню Матери) | родители | Воспитание ценностного отношения к прекрасному | |
Час общения. «Моя любимая игрушка» | Информационная, коммуникативная компетентность. | ||
Кл. час «Страна, в которой я живу» | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. | ||
Развивающая игра «Занимательная математика» (ребусы, головоломки) | «Занимательная грамматика» | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | |
Правила дорожные знать каждому положено.(путешествие) | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | ||
Классное собрание: «Я и мой класс» | Компетентности: разрешения проблем, коммуникативная. | ||
Семейный праздник «А мы умеем так» (Новый год) | родители | Информационная, коммуникативная компетентность. | |
Новогодняя сказка . | родители | Воспитание ценностного отношения к прекрасному |
3 четверть – «Я и мой округ»
Содержание работы | Кто привлекается | Ценностные ориентиры компетентности | |
«Весёлый светофор» (игра по ПДД) | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | ||
Проектно-исслед. деят. Профессии моих родителей. Что я о них знаю? | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | ||
Друзья познаются в беде или в радости (чтение и обсуждение произведений писателей таёжного края) | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | ||
Игра-практикум «Жалобы школьного учебника» | Библиотекарь | Компетентности: разрешения проблем, коммуникативная. | |
Уроки этикета. Маленькие леди и джентльмены. (беседа о культуре поведения) | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | ||
«Мой любимый край» (беседа) | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. | ||
О дедушке и бабушке с любовью (конкурс чтецов) | Бабушки, дедушки | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | |
День защитника Отечества. Поздравление мальчиков. | Родители | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. | |
Урок толерантности «Ребята, давайте жить дружно!» | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | ||
8 Марта. Поздравление девочек. | родители | Коммуникативная компетентность. | |
Виртуальная экскурсия в краеведческие музеи. | родители | Воспитание ценностного отношения к прекрасному | |
Праздник «Прощание с Азбукой». | родители | Информационная, коммуникативная компетентность. |
4 четверть – «Я и моя семья»
Содержание работы | Кто привлекается | Ценностные ориентиры компетентности | |
Уроки этикета. «В гостях у Чистюльки» (о личной гигиене) | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | ||
Как развивать память внимание. (упражнения тренажёры) | психолог | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | |
Беседа «Как я занимаюсь физкультурой». | Учитель физкультуры | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | |
Гражданин Отечества – достойный сын. Конкурс рисунков ко Дню Победы | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. | ||
Развивающая игра «Занимательная грамматика» | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | ||
Беседа о братьях наших меньших. | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | ||
Праздник «Последний звонок» | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. | ||
Праздник «Перешли мы во второй». | родители | Коммуникативная компетентность. | |
День Здоровья. | Учитель физ- ры | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
1.Формирование доброжелательных отношений внутри коллектива (классные часы о дружбе, КТД, праздники);
2.Через поручения развивать сотрудничество, взаимопомощь и чувство коллективизма;
3.Поощрение успехов учащихся инициативы, самостоятельности, желание выполнять общественные поручения;
4.Развивать единство и согласованность в действиях коллектива и его членов с учетом индивидуальных особенностей каждого;
5.Использовать диагностические методики для изучения становления детского коллектива.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
1.Изучать положение каждого ученика в коллективе, его проблемы во взаимоотношениях с одноклассникам, учителями, родителями.
2.Воспитывать интерес ребёнка к самому себе, желание совершенствоваться.
3.Порекомендовать детям и помочь определиться в школьные кружки.
4.Организация дополнительных занятий для учащихся, пропустивших учёбу по болезни.
5.Вести наблюдения за отдельными учащимися, нуждающихся в корректировке поведения, помощи в учёбе.
6.Развивать волевые качества у неуверенных в себе детях
7.Выявить активных детей, проводить с ними индивидуальные беседы.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Темы родительских собраний:
1четверть
- Эффективный родитель-успешный ученик.
- Как развивать у ребенка желание читать.
2 четверть
- Нормативно-правовые основы формирования культуры семейной жизни.
- Создание микроклимата в семье для успешного развития ребенка.
3 четверть
- Семейное воспитание.
- Формирование представления ребенка о социальных ролях.
4 четверть
- Игра и труд в жизни младших школьников
- Итоги прошедшего учебного года
Содержание работы:
- Подготовка кабинета к учебному году ( закупка необходимых принадлежностей в класс) –октябрь
- Организация празднования Нового года. (покупка подарков для детей ) – ноябрь
- Заседание родит. комитета. Подведение итогов 2 четверти. (утверждение плана работы на второе полугодие) – декабрь
- Обсуждение плана работы на 3 четверть. - январь
- Организация проведения мероприятий (23 февраля, 8 Марта) – февраль
- Обсуждение плана работы на весенних каникулах. - март
- Обсуждение плана работы на 4 четверть. - апрель
- Подведение итогов работы родительского комитета в учебном году. - май
- Индивидуальные консультации для родителей, информирование родителей об успеваемости и поведении учащихся. (ежемесячно)
- Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий в классе и гимназии.
- Просветительская работа на родительских собраниях и в индивидуальных беседах.
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Диагностика в работе с классным коллективом.
- Сентябрь.
- Проективная методика «Нарисуй себя в школе» (изучение процесса адаптации)- психолог
- Анкета для родителей (изучение адаптации первоклассников)- психолог
- Проективная методика «Рисунок семьи» (выявление внутрисемейных особенностей в представлении ребенка)- психолог
- Изучение мотивации. «Краски» (отношение к школе, школьным предметам)
- Октябрь. «Мои любимые вещи»
- Ноябрь. Социометрия.
- Декабрь. «Градусник» (определение степени тревожности, связанную с учебной деятельностью).
- Январь.
- «Пьедестал»(взаимоотношение уч-ся в коллективе, определить нравственную сторону взаимоотношений)
- Февраль.
- «Дом, в котором я живу». (определить привязанность уч-ся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам).
- Март. «Лесенка» (изучение самооценки уч-ся).
- Апрель. Анкетирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Комплексная программа воспитания младших школьников "Я познаю мир"
Как воспитывать сегодня? Мои мысли и взгляды на воспитание личности младшего школьника....
Программа воспитания младших школьников "Планета Здоровья"
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. ...
Программа воспитания младших школьников.
Программа воспитания составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности нражданина России и полностью соответствует требованиям ФГОС. Идея составления данной программы...
Программа воспитания младших школьников в ГПД "Становление"
Данная программа дает возможность развивать, контролировать и анализировать работу детей и воспитателя группы продленного дня....
Программа воспитания младших школьников
Программа воспитания и социализации младших школьников рассчитана на 4 года, составлена с воответствии с фгос второго поколения....
Комплексная программа воспитания младших школьников
Программа воспитания младшего школьника, план воспитательной работы учителя....