Программа воспитательной работы "Радуга познания"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Чистякова  Ирина Серафимовна

Программа воспитательной работы для начальной школы, включающая все требуемые направления духовно-нравственного развития учащихся по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma.docx86.53 КБ

Предварительный просмотр:

Название программы:

«Радуга познания»

http://cs614728.vk.me/v614728509/b7fa/_kj7HVPjseY.jpg

Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность. (В.М. Бехтерев)


Пояснительная записка

Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством.

(У.Э. Чаннинг)

        Планирование воспитательной работы является  значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного  адаптироваться к  процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. 

          Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к  новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

         Составить план, значит продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.

  Программа воспитательной работы в начальной школе поможет учителю   и воспитателю организовать работу в своём классе. С точки зрения психолого-педагогического подхода, каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поскольку ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения становится познание самого себя. Данная программа направлена на активную работу со всеми учащимися класса с целью выявить и раскрыть свои способности и индивидуальность.

Задачи воспитания

Достижение выдвинутой цели возможно при решении следующих задач:

  • формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
  • вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
  • формирование классного коллектива;
  • создание системы мониторинга развития воспитательной системы.

Механизмы реализации программы

Воспитательная работа в рамках программы включает:

  • проектную и исследовательскую деятельность;
  • организацию экскурсий и походов;
  • праздники, викторины, конкурсы;
  • кружки и секции;
  • беседы;
  • творческие конкурсы;
  • общешкольные мероприятия;
  • спортивные игры и соревнования.

Методическое обеспечение программы

     Для достижения целей и задач программы используются технологии, которые создают благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.

     Формы занятий: беседы, конкурсы, викторины,  игры, экскурсии, спортивные соревнования, праздники, походы.

Основные методы организации воспитательного процесса: частично-поисковые, объяснительно – иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем или родителями и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, родителей, учащихся, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций. Одним из видов деятельности учащихся также является исследовательский. Одной из  эффективных форм работы является проектная деятельность учащихся. Задача учителя на этом этапе в том, чтобы учащиеся постепенно осваивали этот вид деятельности.

Большое внимание уделяется практическим работам, например: нарисовать иллюстрацию, приготовить сообщение, составить альбом по определенной теме и т.д.

        Работа по реализации программы проходит в совместной деятельности с родителями воспитанников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание благоприятного микроклимата не только в классном коллективе, но и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.

       Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, сами мероприятия как продукт совместной деятельности.

 

Мониторинг воспитательного процесса

А.С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание воспитательного процесса.

Основные задачи мониторинга воспитательного процесса:

- отслеживание трудностей, непонимания, препятствий, возникающих в ходе реализации программы;

- создание реального механизма управления воспитательным процессом;

- получение информации об уровнях сформированности исследуемых качеств личности;

- индивидуализация педагогом своей деятельности;

- обнаружение и фиксация непредсказуемых отклонений в воспитательном процессе;

Способы реализации мониторинга:

- текущее наблюдение (включенное наблюдение)

- анализ продуктов деятельности (анализ проективных работ (рисунков, сочинений, поделок), проведенных мероприятий, отчетов)

- анкетирование, тестирование, опрос воспитанников.


        


Направления духовно-нравственного воспитания и развития учащихся

«Я - гражданин»

(гражданско-патриотическое направление)

Цель: формирование правовой культуры учащихся.

Задачи:        

  • Знакомство с историей нашей страны;
  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Формы реализации:

  • тематические классные часы;
  • конкурсы и викторины по правовой тематике;
  • встречи с ветеранами ВОВ;

«Я и моя семья»

(социальное направление)

Цель: максимальное сближение и совместная деятельность  педагогического, ученического и родительского сообществ.

Задачи:

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • формирование у детей ценностного отношения к своим родным и близким;
  • формирование у учащихся умения дорожить дружбой через организацию совместного досуга;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Формы реализации:

  • родительские собрания;
  • проведение праздников (например, Дня матери);
  • семейные спортивные состязания.

«Я и мир знаний»

(общеителлектуальное направление)

Цель: развитие познавательной активности учащихся.

Задачи:

  • выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
  • формирование умений применять полученные знании в жизни;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Формы реализации:

  • проведение интеллектуальных конкурсов в классе;
  • проведение интеллектуальных марафонов;
  • интегрированные уроки.

«Мое здоровье»

(спортивно-оздоровительное направление)

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

  • формирование установки на ведение здорового образа жизни;
  • знакомство учащихся с традициями и опытом предыдущих поколений по сохранению здоровья;
  • воспитание уважительного отношения к людям, ведущим здоровый образ жизни.

Формы реализации:

  • проведение зарядок и динамических пауз;
  • прогулки;
  • беседы о здоровом образе жизни и правильном питании;
  • привлечение учащихся к занятиям в физкультурно-оздоровительных кружках.

«Я и мой край родной»

(духовно-нравственное направление)

Цель: воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом.

Задачи:

  • знакомство с историей Нижегородской области;
  • формирование чувства гордости за родной край;
  • повышение социальной активности учащихся.

Формы реализации:

  • организация экскурсий к историческим памятникам;
  • знакомство с ремеслами нашей области, посещение музеев;
  • беседы о знаменитых нижегородцах;
  • беседы о роли Нижнего Новгорода в истории страны.

 «Я и творчество»

(общекультурное направление)

Цель: развитие творческой активности.

Задачи:

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному;
  • формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
  • создание условий для воспитания нравственных и эмоциональных качеств личности.

Формы реализации:

  • творческие конкурсы;
  • уроки творчества;
  • творческие мастерские;
  • выставки ученических работ.

 «Я и природа»

(экологическое направление)

Цель: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды.

Задачи:

  • формирование знаний о природе, ресурсах, бережном потреблении;
  • формирование этического, нравственного и практического отношения к окружающей среде;
  • формирование умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами;

Формы реализации:

  • проведение классных часов на тему природопользования и защиты окружающей среды;
  • посещение парков и ознакомление с городской флорой и фауной;
  • изготовление поделок из подручных материалов;
  • сбор макулатуры.


Работа с родителями

Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. В этом случае главное - придерживаться следующих принципов:

 полное взаимопонимание и согласованность действий;

 постоянный контакт с родителями;

 опора на положительные черты в каждом ребенке.

Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.

Цель работы с родителями - создание атмосферы взаимного доверия, стимулирование полноценного общения родителей с их детьми, повышение уровня знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания;
  • беседы;
  • анкетирование, опросы;
  • организация внеклассных мероприятий;
  • конкурсы творческих мастерских;
  •  участие родителей в общешкольных мероприятиях;
  •  индивидуальная работа (беседа, вхождение в семью);
  • заседания родительского  комитета.

Родительский комитет:

Заседания родительского совета  2016-2017 учебный год

Месяц проведения

Основные вопросы

сентябрь

Организационное собрание

октябрь

Обсуждение вопросов о подготовке к празднику День гимназии

ноябрь

Обсуждение вопросов о подготовке к празднику День матери

декабрь

Обсуждение вопроса об участии родителей в подготовке к Новому году

февраль

Обсуждение вопросов о подготовке ко Дню защитника Отечества

март

Обсуждение и помощь в организации и проведении классного мероприятия, посвященного Международному женскому дню

апрель

Организация участия в месячнике по благоустройству территории

май

Подготовка ко Дню Победы

Обсуждение вопросов о подготовке к Международному дню славянской письменности и культуры

Помощь в проведении генеральной уборки класса

Тематика родительских собраний 2016-2017 учебный год

класс

I триместр

II триместр

III триместр

3 б

 «Встречая ребенка из школы. Учение – шаг за шагом».

Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

«Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника».

Уточнить и расширить понятие «ситуация успеха». Объяснить значение ситуации успеха для самореализации младшего школьника. Актуализировать и обогатить практический опыт родителей по созданию ситуации успеха.

«Итоги третьего учебного года».

Подведение итогов учебного года, беседа с родителями о детском травматизме и о предотвращении несчастных случаев.

Работа с педагогами, работающими в классе

  • Изучение интересов учащихся и учет их педагогами;
  • Изучение учебной мотивации учащихся;
  • Выявление степени развития УУД учеников;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Участие педагогов во внеурочной деятельности.

Формы реализации:

  • Проведение малых пед.советов;
  • Индивидуальная работа с каждым учителем;
  • Привлечение учителей к родительским собраниям класса.

Индивидуальная работа с учащимися класса

  • Индивидуальна работа по коррекции поведения;
  • Оказание помощи в выполнении своих обязанностей;
  • Творческие мастерские;
  • Индивидуальные задания по оформлению класса к праздникам;
  • Ведение тетрадей индивидуального развития;
  • Ведение и заполнение портфолио.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

(2016-2017 учебный год)

I ТРИМЕСТР

Сентябрь

Направление работы

Мероприятия

Экологическое

Посещение парка «Дубки», наблюдение за природой.

Духовно-нравственное

«Первичный инструктаж по правилам поведения и охране труда на занятиях творческого объединения внеурочной деятельности «Знатоки родного края»

Социальное

Классный час  «Правила внутреннего распорядка учащихся»

Гражданско-патриотическое

Путешествие «Моя школа»

Общеинтеллектуальное

Конкурс рисунков «Эмблема нашего класса»

Спортивно-оздоровительное

Неделя безопасности дорожного движения.

Общекультурное

«Моя будущая профессия» - единый классный час

Октябрь

Направление работы

Мероприятия

Экологическое

Уход за комнатными растениями.

Духовно-нравственное

«Александр Невский – полководец, воин и дипломат»

Социальное

Классный час «Добрые дела»

Гражданско-патриотическое

Праздник «День Пушкинского лицея»

Общеинтеллектуальное

Викторина «По дорогам сказок»

Спортивно-оздоровительное

Неделя «За здоровый образ жизни»

Общекультурное

Посещение музея деревянного зодчества (Щелковский хутор) (в каникулы с 05.10 по 08.10)

Ноябрь

Направление работы

Мероприятия

Экологическое

Занятие «Кто в краю живёт? Что в краю растёт?»

Духовно-нравственное

«Державный основатель Петр 1»

Социальное

Мамин праздник «Моя мама – лучшая на свете».

Гражданско-патриотическое

Классный час «Моя малая Родина», посвященный Дню народного единства

Общеинтеллектуальное

«Минин и Пожарский – как я вижу героев-нижегородцев!» - конкурс рисунков

Спортивно-оздоровительное

Классный час «Хотим дышать чистым воздухом!».

Конкурс рисунков «Скажем курению НЕТ!»

Общекультурное

Посещение сказки «Королевство кривых зеркал» на Б.Покровской (в каникулы с 21.11 по 26.11)

II ТРИМЕСТР

Декабрь

Направление работы

Мероприятия

Экологическое

Занятие  «Ключ старого леса».

Духовно-нравственное

«Кирилл и Мефодий – создатели первой славянской азбуки»

Социальное

Беседа о новогодних и рождественских традициях

Гражданско-патриотическое

10 декабря – День прав человека.

Общеинтеллектуальное

Интеллектуальная игра «Новогодние традиции»

Спортивно-оздоровительное

Игра – конкурс «Что? Где? Когда?» (ПДД)

Общекультурное

Посещение фабрики мороженого (17.12.2016)

Январь

Направление работы

Мероприятия

Экологическое

«Покормите птиц зимой!»

Духовно-нравственное

«И.Д.Сытин – крупнейший книгоиздатель в дореволюционной России»

Социальное

Классный час «Весёлая компания, удвой своё внимание!»

Гражданско-патриотическое

Классный час «Знаешь ли ты закон?».

Общеинтеллектуальное

Загадки – это интересно.

Спортивно-оздоровительное

Классный час «Путешествие по Зубограду»

Общекультурное

Посещение ТЮЗа (в каникулы с 30.12 по 08.01)

Февраль

Направление работы

Мероприятия

Экологическое

Конкурс поделок «Береги природу»

Духовно-нравственное

«Фигуристка Ирина Роднина»

Социальное

«Цветик - семицветик» - день именинника.

Гражданско-патриотическое

23февраля-День защитников Отечества.

Классный час «Наши защитники»

Общеинтеллектуальное

Викторина «Мы все знаем»

Спортивно-оздоровительное

«Мы - будущие Олимпийцы» - беседа о пользе занятий спортом

Общекультурное

Посещение музея военной техники на Нижне-Волжской набережной (в каникулы с 20.02 по 25.02)

III ТРИМЕСТР

Март

Направление работы

Мероприятия

Экологическое

Классный час «Почему нельзя пить воду сразу из – под крана?»

Духовно-нравственное

«Великая балерина Галина Уланова»

Социальное

«Широкая Масленица!» - праздник  

Гражданско-патриотическое

8 марта - Международный женский день.

Общеинтеллектуальное

Участие в школьном этапе НОУ

Спортивно-оздоровительное

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо»

Общекультурное

Выход с классом «Экскурсионный трамвайчик» (18.03.17)

Апрель

Направление работы

Мероприятия

Экологическое

Выставка рисунков «Полёт на Марс…»

Духовно-нравственное

«Юрий Гагарин – первый космонавт планеты»

Социальное

Проведение классного часа «Спичка-искра-ПОЖАР»

Гражданско-патриотическое

12 апреля – День космонавтики. Космическое путешествие.

Общеинтеллектуальное

Конкурс «Угадай сказочного героя»

Спортивно-оздоровительное

Классный час «В гостях у Мойдодыра»

Общекультурное

Посещение экзотического зоосада (университет Лобачевского) (в каникулы с 12.04 по 15.04)

Май

Направление работы

Мероприятия

Экологическое

Познавательная игра «Рыбы, птицы, звери»

Духовно-нравственное

«Владислав Третьяк – великий вратарь ХХ века»

Социальное

Комплексная викторина по итогам 3 класса. Выбор лучшего ученика.

Гражданско-патриотическое

9 мая – День Победы.  

Классный  час «Они сражались за Родину»

Общеинтеллектуальное

Викторина «Математика – наука строгая!»

Спортивно-оздоровительное

Посещение хоккейного матча

Общекультурное

Посещение Клуба детского отдыха «Мадагаскар» (20.05.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы в начальной школе "Ступени познания"

    Ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. В нём живёт чувство радостного удовлетворения перед школой, перед тайнами, которые его там ждут. Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувст...

Программа воспитательной работы «Ступени познания»

Планирование воспитательной работы является  значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, спосо...

Программа воспитательной работы в начальных классах"Ступени познания"

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.     Актуальность программы заключается в том, что в процесс...

Программа воспитательной работы "Ступени познания"

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что с...

Программа воспитательной работы с обучающимися 4А класса "Ступени познания"

Программавоспитательной работыс обучающимися 4А класса...