Программа воспитательной работы в начальной школе "Ступени познания"
методическая разработка (1 класс) по теме

Хохлова Ирина Борисовна

 

   Ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. В нём живёт чувство радостного удовлетворения перед школой, перед тайнами, которые его там ждут. Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувство удивления перед школой? Возможно ли, чтобы школа стала золотой порой в жизни каждого? Думаю, что такие вопросы задавал себе каждый учитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelnoy_raboty_v_nachalnoy_shkole.rar27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы в начальной школе

Автор: Хохлова Ирина Борисовна, учитель                                                                                                                                    начальных классов                                                                                                                            МБОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска                                                                                                                                 Алтайского края»

   Ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. В нём живёт чувство радостного удовлетворения перед школой, перед тайнами, которые его там ждут. Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувство удивления перед школой? Возможно ли, чтобы школа стала золотой порой в жизни каждого? Думаю, что такие вопросы задавал себе каждый учитель.

     В 2010 году  мной разработана программа воспитательной работы «Ступени познания», которая помогает  мне организовать работу в своём классе в течение двух последних  лет. В целом программа рассчитана на четыре года.

    Я считаю, что  главная цель воспитательной деятельности на начальной ступени:

обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с  учётом возрастных изменений.

     Как классный руководитель ставлю перед собой цель: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

     Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения, по моему мнению, становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

     На   втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».

    Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

     Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

Воспитательную работу в классе веду по нескольким направлениям.

Я - Человек

Мой мир знаний

Я  и Отечество

Приоритетные направления

Я  и  природа

Я и семья

Моё здоровье

Результатом работы по данным направлениям является гармонично развитая личность. Понятие «ГАРМОНИЯ» включает в себя следующие составные части:

Г- гражданственность

А- артистизм

Р- разумность

М - мировоззрение

О- организованность

Н- нравственность

И- интеллект

Я- личность

     Наиболее приемлемые формы работы: беседы, классные часы конкурсы викторины, экскурсии, праздники, практические занятия, составление и защита проектов.

Направления  Я – Человек и  Моё здоровье

 Цель и задачи: защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание  в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения; просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия. Осмысление себя как личности, осознание личной причастности  к миру во всех его проявлениях.

Содержание работы:

  1.  Классный час «Мы школьниками стали» (правила поведения)
  2. Ролевая игра «Учимся дружить»
  3. Классный час «Я - ученик»
  4. День Здоровья «Хочешь быть здоровым –   будь!»
  5. Классный час «Правила гигиены»
  6. Классный час «Спешите делать добро»
  7. Классный час «От чего зависит настроение»
  8. Праздник «Путешествие в страну именин»
  9. Игры на воздухе «Мой веселый звонкий мяч»
  10. Классный час – беседа «Я чувствую себя счастливым, когда…»
  11. «Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора)
  12. Классный час «Все работы хороши»
  13. Классный час  «Благодарность это…»
  14. Классный час  «Готов ли я к учебе в 5-ом классе»
  15.  Классный час «Кому нужна моя помощь?»
  16. Классный час «Умеем ли мы обижаться?»  и т.д.

     Огромное внимание в воспитательной работе уделяю здоровьесберегающим технологиям,  что способствует положительной динамике в снижении уровня заболеваемости учащихся начальной школы.   Организую еженедельные походы  в бассейн,  один раз в четверть Дни Здоровья. Провожу спортивные мероприятия, конкурсы, направленные на развитие ловкости, выносливости своих учеников,   привлекая родителей.  Так в 2010-2011 учебном году в гимназии проходил спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья». Семья Копылова Максима заняла I место,  а  семья Бузаканова Виктора - II место. На уроках провожу физминутки, зарядки для глаз, на переменах – подвижные игры. В классе есть игровая зона, аквариум для релаксации. 

Направление Мой мир знаний

Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей; формирование умения рационально организовывать  свою жизнь и деятельность.

Содержание работы:

  1. Классный час «Праздник в нашей жизни»
  2. Классный час «Правила общения»
  3. Классный час «Внешний вид человека»
  4. Практическое занятие «Учебная книга – наш друг»
  5. Викторина – игра «Мои любимые уроки»
  6. Правила дорожного движения «Что значит быть ответственным»
  7. Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов»
  8. Классный час «Как мы выполняем домашние задания»
  9. Игра «Хочу всё знать!»  (внеклассное   мероприятие по русскому  языку)
  10. Исследовательская  работа. Конкурс «Юный исследователь в родном  городе»
  11. Интеллектуальные конкурсы-игры  «Кенгуру», «ЧиП»,  «Русский медвежонок», «Слон»  и т.д.

Направление Я и семья

Цель раздела: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой;  повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности,     учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус  в семье («Я надежда и помощник») и в обществе («Я гражданин, я ученик»)

Содержание работы:

  1. Классный час «День рождения»
  2. Классный час «Моя семья»
  3. Классный час «Школа – мой второй дом»
  4. Проблемный семинар «Непослушный ребенок» родительское собрание
  5. Выставка рисунков «Мои родные»
  6. «Семейные праздники» (рассказы и рисунки)
  7. Классный час «Профессии наших родителей»
  8. Елочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза»
  9. Конкурсы сказок, рассказанных бабушками
  10. «Судьба семьи в судьбе страны»  (творческий проект)
  11. Праздник «Я песню милой маме пою»
  12. Тестирование «Семейные проблемы глазами детей»
  13. « Традиции моей семьи» (творческий проект)
  14. « Моя родословная. Создание генеалогического дерева» (творческий проект)  и т.д.

Направление Я  и  природа

 Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

Содержание работы:

  1. Экскурсия «Вот и осень пришла»
  2. Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»
  3. Классный час «Природа и человек»
  4. Классный час «Наши друзья животные»
  5. Экологическая конференция «День защиты Земли»
  6. Классный час «»Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу»
  7. Интеллектуальная игра «В мире животных»
  8. Викторина «Путешествие в мир животных»
  9. Экологическое заочное путешествие по странам мира
  10. Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки»
  11. Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения»
  12. Викторина «Растительный мир земного шара»
  13. Беседа «Растения – синоптики»
  14. Викторина «Животный мир земного шара» и т.д.

Направление   Я  и Отечество

 Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Приобщать детей к истокам российской культуры, к духовно-нравственными ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего.

Содержание раздела: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, с национальным прикладным искусством; ознакомление с историей возникновения православных праздников.

Содержание работы:

  1. Экскурсия к городскому мемориалу Славы.
  2. Лирико-патриотический час «Россия – родина моя! »
  3. Путешествие по календарю «Праздник для всей страны»
  4. Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил»
  5. Классный час «След  войны в моей семье»
  6. Конкурс рисунков  «Люблю тебя, моя Россия»
  7. Конкурс-викторина «О  солдатах и генералах»
  8. Конкурс рисунков «Мой  любимый город»
  9. Конкурс рисунков «Моя  малая Родина», посвящённый  70-летию г.Новоалтайска
  10. Классный час «День  Защитника Отечества»,  спортивное мероприятие  «Весёлые старты»
  11. Классный час: Экскурсии по местам славы «Обелиски города Новоалтайска»
  12. «Судьба семьи в судьбе страны»  (творческий проект)

В ОУ созданы все условия для успешной работы по направлениям, как внутри учреждения, так и через интеграцию с учреждениями дополнительного образования.

МБУДО

ДШИ №2

Новоалтайский краеведческий

музей имени

В.Я. Марусина

МБОУДОД ДЮСШ

С/к «Чемпион»

МБОУ «Гимназия №166»

МБОУДОД «Станция юных натуралистов г.Новоалтайска»

МБУК ЦГБ

Детская библиотека №7

МБУ

«Бассейн Атлантика»

    Серьёзное внимание уделяю работе по правилам дорожного движения. Еженедельно   провожу беседы по ПДД. Ежегодно в сентябре составляем безопасные маршруты от дома до школы. Не только теоретически, но и  практически отрабатываем правила перехода улиц,  как переходить дорогу возле школы. В каждой четверти я провожу практические занятия на улицах нашего города. Постоянно проходят беседы  у стенда «Светофор». В течение всего учебного года инспекторы ГИБДД читали лекции по ПДД, проводили беседы,  показывали видеофильмы, фотографии, плакаты. Дети  могли сами задать все интересующие их  вопросы инспекторам и получить ответ, поделиться опытом пешехода.

Провожу  мероприятия  по основам безопасности от терроризма: классные часы «Как не стать жертвой насилия», «Правила поведения заложников при захвате террористами», «Нет насилию!», эвакуация учащихся по сигналу тревоги.

    Тесно сотрудничаю с МБУК ЦГБ Детская библиотека №7 и школьной  библиотекой (библиотекарь Шмагина Т.Б.). Было проведено много библиотечных уроков, викторин, конкурсов, праздников.  Раз в четверть проводятся  рейды «Книжки и тетрадки содержи в порядке». Ежегодно мы с детьми принимаем участие во всероссийском уроке чтения, в Акции «Подари книгу», Неделе детской книги.

      Эффективность обучения и воспитания в школе во многом зависит от взаимодействия учителя с родителями обучающихся, их поддержки и помощи. Стараюсь сделать родителей своими единомышленниками, творцами общего со мной  дела формирования личности ребенка.

     Выявление индивидуальных потребностей и интересов начинаю до знакомства с первоклассниками на первом родительском собрании. Беседую с родителями, выясняю, чем дети любят заниматься, что им лучше удается, какие способности у них есть, чтобы родители  хотели развить в своих детях, какие навыки привить. Стремлюсь получить максимальную информацию о характере ребенка, о взаимоотношениях в семье.  Дальнейшую свою работу выстраиваю с учетом полученной информации и на основании других психолого-педагогических методов изучения личности младшего школьника. Использую  методики «Мой портрет в интерьере», «Градусник», «Десять моих Я», «Фотография».

     Последнее время сталкиваюсь с трудностями в работе с родителями, которые являются следствием той ситуации, которая сложилась в нашем городе. Многие уезжают на заработки в другие города, оставляя контроль над детьми на бабушек и дедушек. Стараюсь больше внимания уделять детям из таких семей, оказывать им помощь в выполнении домашнего задания.

      Некоторые родители недооценивают значимости процесса познания, для них становится важной только оценка, вследствие чего  учебная мотивация детей сводится лишь к получению пятерок. Для того,  чтобы преодолеть эти трудности, провожу активную разъяснительную работу среди родителей, привлекаю их к учебно-воспитательному процессу.

      При подготовке родительских собраний использую ИКТ.  Строю графики успеваемости по всем предметам на каждого ребенка и общие. Составляю аналитические и сравнительные таблицы, для того, чтобы каждый родитель видел успехи и слабые места своего ребенка, над которыми нужно работать. В случае необходимости организую консультации со специалистами (логопед, психолог, учителя предметники).

Тематика родительских собраний:

  1. «Воспитание в семье»
  2. «Тепло семейного очага»
  3. «О роли семьи в трудовом воспитании»
  4. «Мой ребенок становится взрослым»
  5. «О детской дружбе»
  6. «Домашнее задание»
  7. «За что уважают в семье и обществе»
  8. «Капризы и неврозы детей»
  9. «Прощай начальная школа»

      10. Индивидуальные родительские собрания «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость», «Умел дитя родить, умей и научить»

      Итогом всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.

     Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы в начальных классах

Программа воспитательной работы "Театрально-коммуникативная деятельность как смыслообразующий фактор воспитательной системы"...

Программа воспитательной работы для начальной школы

Может пригодится учителям начальной школы, работающим по ФГОС....

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы в начальных классах"Ступени познания"

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.     Актуальность программы заключается в том, что в процесс...

Программа воспитательной работы класса "По ступеням познания"

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что с...