Программа воспитательной работы в начальной школе "Ступени познания"
методическая разработка (1 класс) по теме
Ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. В нём живёт чувство радостного удовлетворения перед школой, перед тайнами, которые его там ждут. Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувство удивления перед школой? Возможно ли, чтобы школа стала золотой порой в жизни каждого? Думаю, что такие вопросы задавал себе каждый учитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty_v_nachalnoy_shkole.rar | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной работы в начальной школе
Автор: Хохлова Ирина Борисовна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска Алтайского края»
Ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. В нём живёт чувство радостного удовлетворения перед школой, перед тайнами, которые его там ждут. Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувство удивления перед школой? Возможно ли, чтобы школа стала золотой порой в жизни каждого? Думаю, что такие вопросы задавал себе каждый учитель.
В 2010 году мной разработана программа воспитательной работы «Ступени познания», которая помогает мне организовать работу в своём классе в течение двух последних лет. В целом программа рассчитана на четыре года.
Я считаю, что главная цель воспитательной деятельности на начальной ступени:
обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений.
Как классный руководитель ставлю перед собой цель: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения, по моему мнению, становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Воспитательную работу в классе веду по нескольким направлениям.
Я - Человек
Мой мир знаний
Я и Отечество
Приоритетные направления
Я и природа
Я и семья
Моё здоровье
Результатом работы по данным направлениям является гармонично развитая личность. Понятие «ГАРМОНИЯ» включает в себя следующие составные части:
Г- гражданственность
А- артистизм
Р- разумность
М - мировоззрение
О- организованность
Н- нравственность
И- интеллект
Я- личность
Наиболее приемлемые формы работы: беседы, классные часы конкурсы викторины, экскурсии, праздники, практические занятия, составление и защита проектов.
Направления Я – Человек и Моё здоровье
Цель и задачи: защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения; просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия. Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.
Содержание работы:
- Классный час «Мы школьниками стали» (правила поведения)
- Ролевая игра «Учимся дружить»
- Классный час «Я - ученик»
- День Здоровья «Хочешь быть здоровым – будь!»
- Классный час «Правила гигиены»
- Классный час «Спешите делать добро»
- Классный час «От чего зависит настроение»
- Праздник «Путешествие в страну именин»
- Игры на воздухе «Мой веселый звонкий мяч»
- Классный час – беседа «Я чувствую себя счастливым, когда…»
- «Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора)
- Классный час «Все работы хороши»
- Классный час «Благодарность это…»
- Классный час «Готов ли я к учебе в 5-ом классе»
- Классный час «Кому нужна моя помощь?»
- Классный час «Умеем ли мы обижаться?» и т.д.
Огромное внимание в воспитательной работе уделяю здоровьесберегающим технологиям, что способствует положительной динамике в снижении уровня заболеваемости учащихся начальной школы. Организую еженедельные походы в бассейн, один раз в четверть Дни Здоровья. Провожу спортивные мероприятия, конкурсы, направленные на развитие ловкости, выносливости своих учеников, привлекая родителей. Так в 2010-2011 учебном году в гимназии проходил спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья». Семья Копылова Максима заняла I место, а семья Бузаканова Виктора - II место. На уроках провожу физминутки, зарядки для глаз, на переменах – подвижные игры. В классе есть игровая зона, аквариум для релаксации.
Направление Мой мир знаний
Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей; формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.
Содержание работы:
- Классный час «Праздник в нашей жизни»
- Классный час «Правила общения»
- Классный час «Внешний вид человека»
- Практическое занятие «Учебная книга – наш друг»
- Викторина – игра «Мои любимые уроки»
- Правила дорожного движения «Что значит быть ответственным»
- Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов»
- Классный час «Как мы выполняем домашние задания»
- Игра «Хочу всё знать!» (внеклассное мероприятие по русскому языку)
- Исследовательская работа. Конкурс «Юный исследователь в родном городе»
- Интеллектуальные конкурсы-игры «Кенгуру», «ЧиП», «Русский медвежонок», «Слон» и т.д.
Направление Я и семья
Цель раздела: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой; повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.
Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус в семье («Я надежда и помощник») и в обществе («Я гражданин, я ученик»)
Содержание работы:
- Классный час «День рождения»
- Классный час «Моя семья»
- Классный час «Школа – мой второй дом»
- Проблемный семинар «Непослушный ребенок» родительское собрание
- Выставка рисунков «Мои родные»
- «Семейные праздники» (рассказы и рисунки)
- Классный час «Профессии наших родителей»
- Елочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза»
- Конкурсы сказок, рассказанных бабушками
- «Судьба семьи в судьбе страны» (творческий проект)
- Праздник «Я песню милой маме пою»
- Тестирование «Семейные проблемы глазами детей»
- « Традиции моей семьи» (творческий проект)
- « Моя родословная. Создание генеалогического дерева» (творческий проект) и т.д.
Направление Я и природа
Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.
Содержание работы:
- Экскурсия «Вот и осень пришла»
- Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»
- Классный час «Природа и человек»
- Классный час «Наши друзья животные»
- Экологическая конференция «День защиты Земли»
- Классный час «»Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу»
- Интеллектуальная игра «В мире животных»
- Викторина «Путешествие в мир животных»
- Экологическое заочное путешествие по странам мира
- Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки»
- Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения»
- Викторина «Растительный мир земного шара»
- Беседа «Растения – синоптики»
- Викторина «Животный мир земного шара» и т.д.
Направление Я и Отечество
Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Приобщать детей к истокам российской культуры, к духовно-нравственными ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего.
Содержание раздела: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, с национальным прикладным искусством; ознакомление с историей возникновения православных праздников.
Содержание работы:
- Экскурсия к городскому мемориалу Славы.
- Лирико-патриотический час «Россия – родина моя! »
- Путешествие по календарю «Праздник для всей страны»
- Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил»
- Классный час «След войны в моей семье»
- Конкурс рисунков «Люблю тебя, моя Россия»
- Конкурс-викторина «О солдатах и генералах»
- Конкурс рисунков «Мой любимый город»
- Конкурс рисунков «Моя малая Родина», посвящённый 70-летию г.Новоалтайска
- Классный час «День Защитника Отечества», спортивное мероприятие «Весёлые старты»
- Классный час: Экскурсии по местам славы «Обелиски города Новоалтайска»
- «Судьба семьи в судьбе страны» (творческий проект)
В ОУ созданы все условия для успешной работы по направлениям, как внутри учреждения, так и через интеграцию с учреждениями дополнительного образования.
МБУДО
ДШИ №2
Новоалтайский краеведческий
музей имени
В.Я. Марусина
МБОУДОД ДЮСШ
С/к «Чемпион»
МБОУ «Гимназия №166»
МБОУДОД «Станция юных натуралистов г.Новоалтайска»
МБУК ЦГБ
Детская библиотека №7
МБУ
«Бассейн Атлантика»
Серьёзное внимание уделяю работе по правилам дорожного движения. Еженедельно провожу беседы по ПДД. Ежегодно в сентябре составляем безопасные маршруты от дома до школы. Не только теоретически, но и практически отрабатываем правила перехода улиц, как переходить дорогу возле школы. В каждой четверти я провожу практические занятия на улицах нашего города. Постоянно проходят беседы у стенда «Светофор». В течение всего учебного года инспекторы ГИБДД читали лекции по ПДД, проводили беседы, показывали видеофильмы, фотографии, плакаты. Дети могли сами задать все интересующие их вопросы инспекторам и получить ответ, поделиться опытом пешехода.
Провожу мероприятия по основам безопасности от терроризма: классные часы «Как не стать жертвой насилия», «Правила поведения заложников при захвате террористами», «Нет насилию!», эвакуация учащихся по сигналу тревоги.
Тесно сотрудничаю с МБУК ЦГБ Детская библиотека №7 и школьной библиотекой (библиотекарь Шмагина Т.Б.). Было проведено много библиотечных уроков, викторин, конкурсов, праздников. Раз в четверть проводятся рейды «Книжки и тетрадки содержи в порядке». Ежегодно мы с детьми принимаем участие во всероссийском уроке чтения, в Акции «Подари книгу», Неделе детской книги.
Эффективность обучения и воспитания в школе во многом зависит от взаимодействия учителя с родителями обучающихся, их поддержки и помощи. Стараюсь сделать родителей своими единомышленниками, творцами общего со мной дела формирования личности ребенка.
Выявление индивидуальных потребностей и интересов начинаю до знакомства с первоклассниками на первом родительском собрании. Беседую с родителями, выясняю, чем дети любят заниматься, что им лучше удается, какие способности у них есть, чтобы родители хотели развить в своих детях, какие навыки привить. Стремлюсь получить максимальную информацию о характере ребенка, о взаимоотношениях в семье. Дальнейшую свою работу выстраиваю с учетом полученной информации и на основании других психолого-педагогических методов изучения личности младшего школьника. Использую методики «Мой портрет в интерьере», «Градусник», «Десять моих Я», «Фотография».
Последнее время сталкиваюсь с трудностями в работе с родителями, которые являются следствием той ситуации, которая сложилась в нашем городе. Многие уезжают на заработки в другие города, оставляя контроль над детьми на бабушек и дедушек. Стараюсь больше внимания уделять детям из таких семей, оказывать им помощь в выполнении домашнего задания.
Некоторые родители недооценивают значимости процесса познания, для них становится важной только оценка, вследствие чего учебная мотивация детей сводится лишь к получению пятерок. Для того, чтобы преодолеть эти трудности, провожу активную разъяснительную работу среди родителей, привлекаю их к учебно-воспитательному процессу.
При подготовке родительских собраний использую ИКТ. Строю графики успеваемости по всем предметам на каждого ребенка и общие. Составляю аналитические и сравнительные таблицы, для того, чтобы каждый родитель видел успехи и слабые места своего ребенка, над которыми нужно работать. В случае необходимости организую консультации со специалистами (логопед, психолог, учителя предметники).
Тематика родительских собраний:
- «Воспитание в семье»
- «Тепло семейного очага»
- «О роли семьи в трудовом воспитании»
- «Мой ребенок становится взрослым»
- «О детской дружбе»
- «Домашнее задание»
- «За что уважают в семье и обществе»
- «Капризы и неврозы детей»
- «Прощай начальная школа»
10. Индивидуальные родительские собрания «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость», «Умел дитя родить, умей и научить»
Итогом всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы в начальных классах
Программа воспитательной работы "Театрально-коммуникативная деятельность как смыслообразующий фактор воспитательной системы"...
Программа воспитательной работы для начальной школы
Может пригодится учителям начальной школы, работающим по ФГОС....
Программа воспитательной работы с классом "Ступени познания"
Внеклассная работа...
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...
Программа воспитательной работы с классом "Ступени познания"
Срок реализации 4 года....
Программа воспитательной работы в начальных классах"Ступени познания"
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Актуальность программы заключается в том, что в процесс...
Программа воспитательной работы класса "По ступеням познания"
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что с...