Программа ДНР "Радуга дружбы"
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования
Аркадакского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 города Аркадака Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО классных руководителей 1-4 классов _________/Рогачёва И.Г./ Протокол № 1 от « » августа 2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области _______________/ Гроль Е.В./ «____» августа 2015г. | «Утверждаю» Директор МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области _____________/Кравцова З.В./ Приказ № от « » августа 2015г. |
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 «А» - 4 «А» КЛАССОВ
МБОУ-СОШ №2 ГОРОДА АРКАДАКА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ЗУЙКОВОЙ ЮЛИИ ГЕННАДЬЕВНЫ
на 2015- 2019 учебные годы
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « » августа 2015 г.
Год составления программы- 2015.
- Пояснительная записка
Нормативно-правовой и методологической основой Программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся 1 «А» - 4 «А» класса МБОУ - СОШ № 2 города Аркадака Саратовской области являются:
-Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая декларация прав человека;
-Конвенция о правах ребенка;
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
-Письмо Минобрнауки РФ № ИР-35209 от 13.05.2013 года «Программа развития
воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373);
-Устав МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ-СОШ №2
города Аркадака;
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ-СОШ№2 города Аркадака (составная часть ООП НОО школы)
Программа Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся класса составлена с учетом культурно - исторических, этнических, социально- экономических, демографических и иных особенностей Саратовского региона, запросов родителей (законных представителей) обучающихся и других субъектов образовательного процесса.
Актуальность программы
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Структура программы
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
1 «А» - 4 «А» классов содержит следующие разделы:
- Пояснительная записка
- Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования
- Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания младших
школьников
- Основные направления духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся класса
- Основное содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по основным направлениям духовно-нравственного воспитания и развития
- Совместная деятельность классного коллектива, семьи и общественности по духовно- нравственному развитию и воспитанию обучающихся
- Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
обучающихся.
- Планируемые результаты реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 1-4 «А» классов
- Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни « Здоровье и Я »
- Модель выпускника
- Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Сроки реализации программы: 4 года (2015-2019 гг.)
Условия реализации программы:
Программа будет реализована при совместной деятельности классного руководителя, учителей физической культуры, музыки, технологии, ИЗО, социального педагога, психолога, педагогов дополнительного образования, родителей, учреждений дополнительного образования и общественных организаций.
Материальная база: библиотека, спортивный зал, технические средства обучения: мультимедийные установки, компьютер, а так же ресурсы учреждений дополнительного образования, социальных партнеров школы.
II. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
на уровне начального общего образования
Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Основными направлениями развития личности являются:
- личностная культура;
- социальная культура;
- семейная культура.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся класса будут решаться в контексте реализации задач МБОУ-СОШ №2 города Аркадака.
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками,
родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и
сопереживания им;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку,
культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливо
го отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к
ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Ключевые воспитательные задачи 1-4 «А» классов:
Задачи программы на данном этапе развития и воспитания:
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
В области формирования социальной культуры:
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и
сопереживания им;
В области формирования семейной культуры:
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования систематизированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России:
В области формирования личностной культуры | В области формирования социальной культуры | В области формирования семейной культуры |
- укрепление нравственности; - формирование основ нравственного самосознания личности (совести); - формирование основ морали; - формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию; - формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; - формирование нравственного смысла учения; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; - осознание обучающимся ценности человеческой жизни; - формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности. | - формирование основ российской гражданской идентичности; - формирование основ патриотизма и гражданской солидарности; - формирование начальных умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; - укрепление доверия к другим людям; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; - формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России. | - формирование отношения к семье как основе российского общества; - формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; - знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
|
III. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания
младших школьников:
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в классе осуществляется на основании базовых национальных ценностей в логике реализации по следующим направлениям образовательной системы «Школа России»:
Направление | Ценности |
| любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; |
| нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; |
| уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость. |
| уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое; |
| родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание; |
| красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие. |
IV. Основные направления духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся класса
Программа реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:
Принцип ориентации на идеал – на достижение национального воспитательного идеала. В содержании духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственное измерение, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру – ведущий метод нравственного воспитания, это возможная модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации) – устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.
Принцип диалогического общения – со сверстниками, родителями (законными представителями), учителями и другими значимыми взрослыми. Содержанием педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Принцип полисубъективности воспитания. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеурочной, внешкольной, в том числе общественно полезной деятельности младших школьников.
Содержание программы реализуется в классе:
- в урочной деятельности (уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, музыки, технологии, физкультуры, изобразительного искусства);
-во внеурочной деятельности (по направлениям развития личности);
-во внеклассной деятельности (работа классного руководителя, педагога-психолога,
социального педагога);
- в системе дополнительного образования (работа кружков и секций школы, учреждений дополнительного образования, социума);
- во взаимодействии с семьей и социумом (через различные формы работы
педагогического коллектива с родительской общественностью и социумом).
Содержание внеурочной деятельности по направлениям развития личности (общекультурное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное) дополняет, расширяет, конкретизирует представления обучающихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по основным направлениям духовно-нравственного воспитания и развития
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
Основное содержание | Виды деятельности | Форма организации |
Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Саратовской области и Аркадакского района. | Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Саратовской области и Аркадакского района. | Изучение плакатов, картинок, беседы, чтение книг. |
Элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города; | Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детскими школьными организациями. | Посильное участие в социальных проектах и мероприятиях. |
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; | Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни. | беседы, народные игры, участие в организации и проведении национально-культурных праздников. |
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; | Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, фольклором, особенностями быта народов России. | беседы, сюжетно-ролевые игры, просмотр кинофильмов, посещение музея, участие в творческих конкурсах, фестивалях. |
Элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; | Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина. | беседы, экскурсии, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, |
Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Саратовской области, Аркадакского района; | Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников. | беседы, проведение классных часов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам |
Любовь к школе, своему городу, народу, России; | Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. | |
Уважение к защитникам Родины; | Посильное участие в подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами ВОв и труда, военнослужащими; просмотр учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов; проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества; | |
Умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. |
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
Основное содержание | Формы организации | Ответственные |
Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. | Классный час «Как вести себя в общественном месте», познавательная беседа «Ваши права и обязанности», игра-путешествие «В стране вежливости». | Классный руководитель. |
Участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся забота о животных, природе. | Акция «Покормите птиц зимой», Акция «Тропинка к школе», Акция «Дети солдатам России», | Зам. директора по ВР, кл. руководитель. |
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье. Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. | Совместные праздники с родителями. Участие в фотовыставке «Мой край любимый». | Классный руководитель |
Получение первоначальных представлений о ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. | Участие в фотовыставке «Мы такие разные» (о народах населяющих область), участие в конкурсе рисунков, посвящённых истории и современности Саратовской области, посещение музея. | Классный руководитель |
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
Основное содержание | Виды деятельности | Формы организации занятий |
Первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; элементарные представления об основных профессиях; элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; | Узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участие в школьном этапе конкурса «От ремесла к искусству». | Беседы, экскурсии по городу, встречи с представителями разных профессий. |
Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно - трудовых проектов; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно - трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. | Приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду; получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно - трудовой деятельности; приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы. | сюжетно - ролевые экономические игры по мотивам различных профессий; конкурсы по трудовой тематике на лучшую поделку, изготовление подарков. |
Отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей | Приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома; участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни. | Деятельность школьников на пришкольном участке в учебное и каникулярное время. |
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
Основное содержание | Виды деятельности | Формы организации занятий |
Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. | Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья; участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки; составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания; получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива), получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека, отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой. | беседы, просмотр учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, участие в спортивных секциях школы, подготовке и проведении подвижных игр, спортивных соревнований; здоровьесберегающие формы досуговой деятельности: беседы, просмотр учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия школы и местного социума; беседы с школьным психологом, медицинским работником, родителями. |
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
Основное содержание | Виды деятельности | Формы организации занятий | |
Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе. | Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой | изучение учебных дисциплин (отдельных тем), курсов внеурочной деятельности экологической направленности: бесед, просмотр учебных фильмов «Мой край», «Растения нашей местности». | |
Ценностное отношение к природе и всем формам жизни. | Получение первоначального опыта эмоционально - чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе | экскурсии, прогулки | |
Элементарный опыт природоохранительной деятельности. | Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (на пришкольном участке, экологические акции, десанты – уборка территории школы, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка пришкольной территорий от мусора и т. д.), | ||
Бережное отношение к растениям и животным. | Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей). | Расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства. |
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
Основное содержание | Виды деятельности | Формы организации занятий |
Представления о душевной и физической красоте человека; формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду. | Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России; ознакомление с эстетическими идеалами, традициями; художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами. | изучение учебных дисциплин (отдельных тем) и курсов внеурочной деятельности, виртуальные знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках; классные часы. |
Отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. | Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве школы и дома, сельском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе; обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, творческих вечеров получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека; участие в художественном оформлении помещений. | Экскурсии, классные часы, беседы о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх (различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного). |
V. Основное содержание программы духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся
Данная программа реализуется в классе:
- в урочной деятельности
(уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, музыки, технологии, физкультуры, изобразительного искусства);
В содержание системы учебников «Школа России» воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.
-во внеурочной деятельности
(по направлениям развития личности);
Внеурочная деятельность направлена на социализацию обучающихся, развитие творческих способностей школьников и воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Задачи внеурочной деятельности:
- реализация индивидуальных потребностей учащихся школы путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей
- обучение школьников способам овладения различными видами внеурочной деятельности;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения
- формирование и развитие детских коллективов, совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность представлена по направлениям развития личности, согласно ФГОС: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, в различных формах ее организации, отличных от урочной системы обучения – кружки, секции, подготовку к олимпиадам и конференциям, проектная деятельность и др., а также проведение тематических классных, школьных, внешкольных мероприятий.
При организации внеурочной деятельности обучающихся класса используются ресурсы школы, учреждений культуры (библиотеки, Дом культуры, краеведческий музей), и дополнительного образования (ДЮСШ, ДСДЮ, ДШИ).
-во внеклассной деятельности
(работа классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога);
- во взаимодействии с семьей и социумом
(через различные формы работы классного руководителя и учителей-предметников с родительской общественностью и социумом).
VI. Совместная деятельность классного коллектива, семьи и общественности
по духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уровне начального
общего образования осуществляются не только МБОУ-СОШ №2 города Аркадака, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие классного коллектива и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива.
При этом МБОУ-СОШ №2 города Аркадака руководствуется следующими принципами:
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
- поддержка становления и развития педагогической культуры родителей (законных представителей);
- содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
В школе сложилась система проведения традиционных совместных мероприятий обучающихся и их родителей: участие в праздновании Дня города, Праздник Первоклассника, Выпускной «Прощай, начальная школа», участие обучающихся и семейных творческих коллективов в выставках поделок, приуроченных к праздничным мероприятиям школы, города и юбилейным датам, День матери (классные праздничные мероприятия), совместные спортивные мероприятия, праздник ко Дню 8 Марта и т.п. Данные мероприятия позволяют, наряду с другими формами работы, формировать у обучающихся ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания.
При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и
воспитания класса происходит взаимодействие с организациями города Аркадака, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.
Используются следующие формы взаимодействия:
-участие представителей общественных организаций и объединений в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся класса;
-реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ внеурочной деятельности, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования школы;
-проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении: акций, проектов «Моя родословная», «Моя семья », традиционных школьных праздников « Новогодний калейдоскоп», «Масленица», концертов, подготовленных обучающимися для родителей к праздникам 23 февраля, 8 марта, 9 мая, занятий по духовно-нравственному развитию и воспитанию в рамках реализации программ внеурочной деятельности.
Социальные партнёры по духовно-нравственному воспитанию обучающихся класса:
РДК, СОМК Аркадакский филиал, МКОУ ДОД – ДДТ, ГБУ РЦ «Молодежь +», КЦСОН
«СЕМЬЯ», МБОУ ДОд ДСДЮ, МБОУ-ДОД «ДЮСШ», МОУ ДОД «ДШИ».
VII. Повышение педагогической культуры родителей
(законных представителей) обучающихся
Решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника имеет взаимодействие школы, семьи и внешкольных учреждений местного социума.
Социальное партнерство– это сотрудничество детей и родителей класса с различными организациями, учреждениями дополнительного образования, общественными объединениями, предприятиями и т.д.
Цель: создание единой воспитательно-образовательной среды, способствующей развитию функционально-грамотной личности.
Задачи:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с общественными организациями, спортивной школой, библиотекой, семьями учащихся и др.
- Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
- Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
- Углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
- Организация информационной поддержки обучающихся.
Взаимодействие класса с социальными партнерами:
СОМК Аркадакский филиал, РДК, МБОУ-ДОД «ДЮСШ», МОУ ДОД «ДШИ»,
МРУК «Аркадакская МЦБ», МБОУ ДОд ДСДЮ, МКОУДОД- ДДТ,КЦСОН«СЕМЬЯ».
Формы сотрудничества:
- совместная организация и проведение внеклассных мероприятий,
-встречи с интересными людьми,
- совместная исследовательская деятельность,
- консультации, круглые столы и т.д.,
- экскурсии и различные тематические десанты,
- приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия.
Итоги социального партнёрства:
Для класса:
- Расширение спектра возможностей воспитательной работы по укреплению и поддержки семьи;
- Привлечение специалистов;
- Использование материально технической базы социальных партнеров;
- Совместный организованный отдых: подготовка и проведение праздников, спортивных соревнований;
- Формирование позитивной репутации школы в социуме;
Для детей:
- Положительный опыт поиска новых возможностей в окружающем мире;
- Освоение детьми культурного наследия края;
- Осознание личной причастности к судьбе школы, города, края;
- Развитие творческих способностей;
- Позитивная самооценка ребенка;
- Повышение общекультурного уровня;
- Обогащение живого опыта;
- Приобщение к культурным и социальным нормам, активное освоение мира;
Для родителей:
- Положительный опыт поиска новых возможностей в окружающем мире;
- Укрепление традиций семьи, семейного воспитания;
- Формирование умений в области содействия развитию и воспитанию своих детей;
- Творческая самореализация;
Наши партнеры:
- Предоставляют различные помещения для проведения мероприятий.
- Организуют и проводят мероприятия.
- Подводят итоги сотрудничества, дают информацию в прессу.
- Поощряют детей, родителей и педагогов.
Основные формы взаимодействия класса и семьи по направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
- посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
- изучение семейных традиций;
- организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
- организация совместных экскурсий в музей;
- совместные проекты.
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности
- оформление информационных стендов;
- тематические общешкольные родительские собрания;
- участие родителей в работе управляющего совета школы;
- участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
- индивидуальные консультации (психологическая, педагогическая помощь);
- изучение мотивов и потребностей родителей.
3. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
- организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;
- совместные проекты с родителями;
- организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий,
прославившихся своим трудом, его результатами;
-участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников.
- участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.
Направления работы с родителями обучающихся
- Вовлечение родителей в управление деятельностью класса и школы
2. Просветительская работа с родителями (законными представителями) с целью повышения педагогических знаний родителей
3. Профилактика негативного семейного воспитания
4. Участие родителей в воспитательном процессе класса
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Образовательное учреждение работает в направлении содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).
Система работы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах:
-совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
-сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
-педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям(законным представителям);
-поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
-содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
-опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывают им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Содержание программы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) отражает содержание основных направлений духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования.
Работа с родителями (законными представителями), как правило, предшествует работе собучающимися и подготавливает к ней.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: общешкольное и классные родительские собрания, родительский лекторий, осуществляемый в рамках родительского всеобуча, встречи за· круглым столом, выпуск информационных буклетов, родительское просвещение осуществляемое в том числе специалистами КДН и ЗП администрации МО Аркадакского МР, центральной районной больницы, сотрудниками полиции и др.
Формы педагогического просвещения родителей: родительские собрания, школьный сайт, встречи, круглые столы, родительский всеобуч, Совет профилактики, дни открытых дверей и т.д.
Содержание работы по повышению компетенций родителей
в вопросах воспитания и обучения обучающихся
Пропаганда ЗОЖ, и основ безопасности | Педагогическое просвещение | Правовое просвещение |
Кл. собрания: «Основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей», Лекторий для родителей: «Адаптационный период в жизни первоклассника», «Как сформировать и как поддерживать у детей мотивацию к учебе», «Формирование интеллектуальной деятельности младших школьников». Родительские собрания: «Трудности адаптации первоклассников», «Причины и последствия детской агрессии», «Гармония общения в семье – залог психического здоровья ребенка», «Мобильные телефоны, планшеты и компьютеры в жизни детей», «Пути развития способностей ребенка на уроке и во внеурочной деятельности», «Организация совместного отдыха в семье». Обсуждение вопросов по ЗОЖ: «Садимся за уроки», «Сохранение и укрепление здоровья школьников», «Факторы, влияющие на здоровье детей. Роль семьи в формировании здорового образа жизни», «За здоровье всей семьей», «Личная гигиена младшего школьника», «Вред курения и алкоголя на здоровье ребенка». Привлечение родителей к участию в спортивных общешкольных праздниках: «Весёлые старты», «Мама, папа, я - дружная семья». | Проведение родительских собраний: «Типология родительского отношения. Различные типы воспитания детей», «Методы семейного воспитания. Искусство любить детей», «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Наши ошибки в воспитании детей», «Единые требования семьи и школы», «Патриотическое воспитание в семье». | Родительские собрания в классном коллективе: «Права и обязанности родителей по воспитанию детей», «Детская ложь и ее истоки», «Взаимоотношения взрослых и детей», «Эстетическое воспитание в семье. Приобщение к прекрасному». Родительский лекторий: «Права и обязанности родителей», «Ответственность родителей за воспитание детей», «Воспитание трудолюбия. Домашние обязанности младшего школьника», «Воспитание ответственности в семье», «Наркотики – это оружие массового уничтожения», « Профилактика социального сиротства», «Воспитание гражданина в семье», «Как избежать конфликтов в семье», «Тревожность ребенка. Как избежать?», «Организация правильного досуга детей». |
Знания, получаемые родителями (законными представителями), востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывают им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
VIII. Планируемые результаты реализации программы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 1-4 «А» классов
Каждое из приоритетных направлений духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся обеспечивает присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся будет обеспечиваться достижение обучающимися:
• воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата(развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Достигаются при реализации планов воспитательной деятельности классного руководителя, изучается уровень воспитания для диагностики сформированности ценностной ориентации и интегративных качеств личности. Интегративные качества личности определяются следующими показателями: коммуникативные, личностные, познавательные. За основу показателя берутся экспертные оценки по трем уровням: высокий, средний, низкий.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,
образовательного учреждения. Достигается при реализации плана воспитательной деятельности на уровне параллели, общешкольных мероприятий, подготовленных классными руководителями. Диагностируется уровень включенности классных коллективов, обучающихся в общешкольные мероприятия по двум уровням: активная позиция, пассивная позиция.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. На третьем уровне в школе создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности:
-акции «Тропинка к школе», «Птицеград», «Венок Славы», «Дети Солдатам России»,«Сделаем школу красивой», «Давайте делать добрые дела»- поздравления ветеранов Великой Отечественной войны, пожилых людей, проживающих в микрорайоне, акция « Пожелания ветерану», «Никто не забыт , ничто не забыто», поздравление ветеранов педагогического труда.
– Благотворительные ярмарки;
– Шефские концерты;
– Встречи с ветеранами войны и труда;
– Возложение цветов к памятным местам.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно. Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию,
− государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему
− поколению;
− элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
− первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
− опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
− опыт социальной и межкультурной коммуникации;
− начальные представления о правах и обязанностях чело века, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Планируемые результаты:
− начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
− нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
− уважительное отношение к традиционным религиям;
− неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
− способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
− уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
− знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
− ценностное и творческое отношение к учебному труду;
− элементарные представления о различных профессиях;
− первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
− осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
− первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
− потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
− мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к семье,
здоровью и здоровому образу жизни
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
− элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
− первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
− первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
− знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание)
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к природе;
− первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
− элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
− первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
− личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Планируемые результаты:
− первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
− первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
− элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
− первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
− первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
− первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
− мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и
ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
– проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге
(высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять,
приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание,
творческая работа);
– соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений;
проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
– активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности,
инициативы, лидерских качеств;
– создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение
формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
– использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной
деятельности;
– краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и
осознанное понимание необходимости следовать им;
– объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и
фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
– способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
– сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного
поведения, побуждение вовремя его изменить;
- способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
IX. Программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни « Здоровье и Я »
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в
соответствии с определением ФГОС НОО — это комплексная программа формирования и их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребѐнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа «Здоровье и Я » направлена на формирование у обучающихся класса понятия «здоровье» как сложного социально – медико-психологического феномена, определяющего развитие личности в целом. Базовые национальные ценности российского общества, являющиеся основой программы:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома;
- рациональная организация труда и отдыха школьников;
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Содержание программы основывается на следующих понятиях:
- здоровье – социокультурная характеристика человека;
- здоровый человек – человек, для которого характерно сочетание стабильного позитивного
мироощущения и способности успешно реализовывать свой потенциал развития и
самовыражения;
- здоровый образ жизни – индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по
достижению состояния благополучия, которая реализуется на основе ценностных
социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных
особенностей жизнеспособности.
Цель программы: сохранение и укрепление физического, психического, духовного и социального здоровья обучающихся через формирование экологической культуры, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка, а также достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
- сформировать представление об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- создать условия для формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни (осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, выполнение правил личной гигиены);
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- сформировать негативное отношение к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, переутомление, инфекционные заболевания, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества);
- сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Структура системной работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
Здоровьесберегающая инфраструктура включает:
• соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся,
направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом
чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия
перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Эффективная организация экологического воспитания и физкультурно - оздоровительной
работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся включает:
-организацию профилактики дорожно-транспортного травматизма и пожарной безопасности (тематические классные часы, часы общения, конкурсы в том числе с приглашением сотрудников полиции, пожарной части Аркадакского района)
Реализация дополнительных образовательных программ:
- участие в школьных акциях «Чистый двор», День Птиц;
- ознакомление с Красной книгой России и Саратовской области;
- участие в акции «Покормите Птиц»;
- проведение Дня здоровья, конкурсов, праздников, соревнований и т.п.;
Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
• лекции, семинары, консультации, информирование по различным вопросам роста и
развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на
здоровье детей;
• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей)
по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных
привычек и т. п.
Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни реализуется средствами учебной и внеурочной деятельности с помощью предметных курсов УМК «Школа России», программ внеурочной деятельности, неаудиторной занятости. Система учебников «Школа России» направлена на формирование экологической культуры младших школьников, установку на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с экологической этикой, безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
В курсе с первого по четвёртый класс предусмотрена деятельность по распознаванию (определению) природных объектов с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Большую роль играют задания учебника, связанные с чтением и анализом материалов книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», которые посвящены нравственным аспектам общения человека с природой.
Таким образом, учебный предмет «Окружающий мир» становится системообразующим в решении задач воспитания экологической культуры младших школьников, привитию основ здорового образа жизни.
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.
Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
Вопрос безопасности и здоровья на уроках в курсе «Технология» прежде всего, связан с правилами безопасной работы с инструментами. Знакомство с этими инструментами проводится в форме исследования конструктивных особенностей, выявления возможных опасностей. Младшие школьники учатся бережному отношению к природе как источнику сырьевых ресурсов.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики. Содержание материала рубрики «Наши проекты» способствует интеграции учебной и внеурочной деятельности.
Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.
Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Направление деятельности | Задачи | Содержание |
Санитарно- просветительская работа по формированию здорового образа жизни | 1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни. 2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности. 3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни | Проведение уроков здоровья Проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности |
Физкультурно- оздоровительная, спортивно- массовая работа | 1.Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта. 2.Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. 3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму. | Увеличение объeма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в классе: организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта; спартакиады, дни здоровья. Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров-преподавателей ДЮСШ, ДСДЮ, родителей. |
Примерное программное содержание по классам
Класс | Содержательные линии |
1 класс | Овладение основными культурно – гигиеническими навыками, я умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания, какая польза от прогулок, зачем нам нужно быть здоровым, спорт в моей жизни. Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни. |
2 класс | Мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения. |
3 класс | Осознанно о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения. |
4 класс | Спорт в моей жизни, нет вредным привычкам, роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово! |
Циклограмма работы класса по реализации программы «Здоровье и Я»
Ежедневно | Контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение релаксационных пауз, физминуток, профилактических упражнений и самомассажа на уроках. |
Один раз в четверть | Классные семейные праздники, экскурсии, родительские собрания |
Еженедельно | Работа в кружках, спортивных секциях, проведение уроков на свежем воздухе. |
Ежемесячно | Консультационные встречи с родителями |
Один раз в год | Медицинский осмотр, заполнение паспорта здоровья, профилактика гриппа и других вирусных инфекций. |
Предполагаемый результат реализации программы:
|
X. Модель выпускника начальной школы
Модель выпускника | |
1 класса | − умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога; − умеет строить отношения со взрослыми, сверстниками, доброжелателен в отношениях с людьми; − дисциплинирован, знает правила поведения в общественных местах; − имеет представление о здоровом образе жизни, элементарные культурно-гигиенические навыки, обладает хорошей работоспособностью, развиты двигательные и моторные навыки; − знает элементарные правила безопасного поведения при взаимодействии с другими людьми, правила поведения на улице, в быту, школе; − владеет доступными видами общественно-полезного труда − владеет наглядно-образной памятью. |
2 класса | − умеет управлять своим вниманием, самостоятельно его организовать; − владеет разнообразными формами и средствами общепланирования в совместной продуктивной деятельности; − проявляет чувство ответственности за живое существо, начатое дело, результат совместной деятельности, сдержан, тактичен; − выполняет основные положения здорового образа жизни, правила личной и общественной гигиены, особенности охраны здоровья в разные времена года; − выполняет правила безопасного поведения на улице, в быту, при контактах с людьми; − трудолюбив, умеет правильно организовать свой труд, поддерживать, контролировать правильность своих действий; − владеет словесно-логической памятью; |
3 класса | − обладает устойчивостью внимания, умеет распределять и переключать свое внимание; − проявляет интерес к людям, общителен, доброжелателен, склонен не к конфликтам, а к сотрудничеству; − умеет контролировать свое поведение, различать разные позиции в общении, оценивать свое положение в системе социальных отношений; − выполняет основные положения здорового образа жизни, относится к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности, имеет прочные культурно-гигиенические навыки, умеет оказывать первую медицинскую помощь; − знает и выполняет условия безопасного поведения на улице, в быту, условия безопасности при пользовании общественным транспортом, знает правила дорожного движения; − обладает потребностью трудиться и осознает необходимость трудовой деятельности, умеет самостоятельно ориентироваться в любой работе, трудовой деятельности; − умеет управлять своей памятью и регулировать ее проявление. |
4 класса | − владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им; − имеет первоначально отработанную произвольную память; − коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям; честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей; − ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи; − способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих; − способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением; − владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе; − он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам; − обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой. |
XI. Критерии эффективности функционирования Программы
духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников является нравственное развитие ребенка и становление личностных характеристик выпускника начальной школы.
Объективная оценка определяется социологическими и психолого-педагогическими исследованиями (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).
Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.
Используемые диагностики:
- диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);
- диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика
А.С. Прутченкова);
- изучение представлений обучающихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской)
- диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);
- диагностика и исследование нравственной сферы школьника
«Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);
- диагностика эмоционального компонента нравственного развития
(методика Р.Р. Калининой);
- письменный опрос- диагностика «Какие качества вы цените в людях?»;
- диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика
М.А. Тыртышной);
- диагностика осознанности гражданской позиции обучающихся.
Инструменты для оценивания результатов
ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
( проводит психолог)
Класс | Цель | Наименование диагностики | Периодичность |
1-4кл. | Оценить межличностные взаимоотношения в классе. | «Социометрия» под редакцией Дж. Морено | 1раз в год |
4 кл | Выявить уровень социальной адаптированности при переходе обучения в среднее звено, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся. | Методика «Социализация личности учащегося» под редакцией М.И. Рожкова. | 1 раз в год |
1-4 кл. | Оценить степень удовлетворенности учащихся образовательным процессом. | Методика «Выявление удовлетворенности обучающихся образованием» | 1 раз в год |
1-4 | Выявить нравственную воспитанность школьника: -Любознательность; -Трудолюбие; -Отношение к природе; -Отношение к школе; -Красивое в жизни школьника; -Отношение к себе. | Диагностика уровня воспитанности по методике Н.П. Капустина | 1 раз в год (1 классы) 2 раза в год (2-4 классы) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по авторской программе "Энциклопедия дружбы" 2 класс
Тема занятия "Город дружбы". Занятие расписано по всем требованиям ФГОС с указанием УУД, формируемых на каждом этапе занятия....
Воспитательная программа "Радуга дружбы"
Вашему вниманию представляется воспитательная программа для начальной школы " Радуга дружбы"...
Воспитательная программа "В дружбе сила"
Воспитательная программа...
Воспитательная программа «Радуга дружбы»
Основная идея: Любовь, Добро, Дружба, Познание, Саморазвитие и Самореализация – путь к социализации юных граждан, формированию общей культуры обучающихся через научно-познавательное, социальное, лично...
Воспитательная программа: "Букет дружбы"
СодержаниеМои размышления…………………………………………………………………3Паспорт программы «Букет дружбы»………………………………………….4-5Социальный паспорт класса………………………………………………………6Психолого – педагогическая характеристика классног...
Игровая тренинговая программа "Праздник Дружбы"
Праздник "Дружбы" - это воспитательная игровая программа по сплочению классного коллектива. Дети проходят "Школу дружбы" и отправляются в путешествие ...