Внеклассное мероприятие. Праздник "Масленица"
методическая разработка (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Масленица»
Дата: 20.02.2017г.
Ф.И.О. классного руководителя: Яковлева Е.А.
Класс: 2 В
Технологическая карта мероприятия:
Цель внеклассного мероприятия: | Воспитательная - расширить представления учащихся о народных традициях и праздниках - воспитывать интерес к народным традициям. Обучающая - познакомить учащихся с народным праздником «Масленица» - обогатить словарь детей через народный фольклор (заклички, пословицы, песни) Развивающая - развивать память, внимание, речь, мышление, общую моторику - способствовать развитию и реализации творческих возможностей учащихся |
Планируемый результат: | Личностные УУД 1.Узнают первоначальные сведения о празднике «Масленица». 2.Научаться выполнять самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности Регулятивные УУД 1.Научаться определять и строить план действия для выполнения определенного задания. 2. Научаться вносить свои коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные УУД 1.Научаться перерабатывать полученную информацию и использовать ее в ходе мероприятия. 2. Научаться находить ответы, используя свой жизненный опыт. |
Основные понятия: | Названия дней масленичной недели, блюда масленичной недели, народные игры и песни. |
Межпредметные связи: | Окружающий мир, литературное чтение, музыка. |
Оборудование: | - Народные костюмы - Декорации: самовар, печь - Компьютер, проектор, презентация |
Раздаточный материал: | - Угощения: блины, блинчики, оладушки - Нарисованные солнышки |
Форма проведения занятия: | Праздник |
Методы воспитания: | Поощрение, одобрение, разъяснение, рассказ. |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Вход в класс под музыку. Вот и праздник наш настал. Ждать весну народ устал. Чтоб друг друга подбодрить, будем печку мы топить. В школу в гости к нам зовем Масленицу Русскую старинную Румяную да блинную Со снежными горками Горячими пирогами С бубликами да блинами С тройками да санями. Проходи честной народ К нам на представление Ждёт вас праздник озорной Всем на удивление. | Настраиваются на занятие. Приветствуют друг друга и учителя. | Личностные УУД Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
Мотивационный этап | Сегодня у нас весёлый русский народный праздник – Масленица, праздник очень древний. Посвящён он Ярило – Солнцу да проводам зимы. Сытную, весёлую Масленицу, сменяет строгий Великий Пост, который длится семь недель до пасхи. Поэтому все стараются наесться вволю, особенно главного кушанья - блинов. Блины пекли из гречневой, ржаной и пшеничной муки. Гречневые блины называли красными, а все остальные — молочными. В старину праздник Масленица отмечался очень широко. Заранее готовили снежные горки и качели, устанавливались балаганы для скоморохов, выставлялись столы с самоварами и горячими блинами, сладостями и медовухой. Недаром в народе про Масленицу говорят, что «Масленица зиму прощает, холодную жизнь кончает». 1. Как называется в народе последний день Масленицы? а) заигрыш; б) золовкины посиделки; в) Прощеное воскресенье. 2. Какому празднику посвящается картина Сурикова «Взятие снежного городка»? а) Масленице; б) Рождеству; в) Новолетию. 3. Праздник кончился, хозяева устали, а гости не расходятся. Как в Древней Руси было принято делать намек, что пора домой? а) раскрывать настежь двери; б) петь отходную песню; в). выдавать на прощание пряник | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Прощеное воскресенье Масленице Выдавать на прощание пряник | Регулятивные УУД Учатся слушать вопросы и отвечать на них. Предметные УУД Воспроизводить знания Познавательные УУД Учатся анализировать информацию Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
Открытие новых знаний | Масленицу празднуют семь дней, и каждый день имеет своё название. В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли его на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресения. Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гуляния: катались на санях, ледяных горках, каруселях. В этот день звали в дом гостей (друзей, родных, соседей). Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение «Пришел зять, где сметаны взять?». Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои. С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями. И не только зятья ходили к теще, но и приглашали ее к себе в дом и пекли блины сами. Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки. Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за те, обиды, накопившиеся за весь год. Так приезжай к нам Масленица, на широкий двор на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. (входит зима) Зима. Кто осмелился, решился Мой покой поколебать? Видно, тот ума лишился, Чтоб такое мне сказать! Не хочу я уходить, власть свою С весной делить! Заморожу! Заморожу! Всех сейчас я накажу! Перестань, Зима, сердится! Собрались мы веселиться, Проводить тебя добром – С пляской, с праздничным столом. Как ни злишься ты, Зима, А прошла твоя пора. К нам сюда спешит Весна! Зима. К нам сюда спешит Весна… Так скажите, где она? Не пробраться ей сюда Через вьюги и снега! Друзья, Весне вы помогите, Зимний холод растопите. И для этого, ребятки, Нужно отгадать загадки.
Песни снежные поет? Ветру — зимняя подруга, Наметет сугробы...
А пришла зеленая, молодая.
А весной в реку убежал.
И попала к нам на ручки. Эта снежная пушинка, Серебристая...
Раньше всех весну встречает. Загадки верно отгадали – Значит, ключик подобрали. Странно, а Масленицы все не видать, Надо нам её позвать! Повторяйте с нами вместе: «Появись Масленица – красавица, Помоги повеселить Зиму и Весну встретить» (входит Масленица под музыку, кланяется по всем сторонам и отходит к доске, к ней выбегают дети, рассказывающие частушки) Здравствуйте, здравствуйте, Веселья вам и радости! Сегодня мы зимушку пушистую провожаем, Весну красную встречаем! (входит весна, а зима отступает к двери и выходит) Масленица: Ребятки, а кто любит сладости? Но сладости добыть нужно. Давайте поиграем. Конкурс “Достань приз” На длинной нитке, протянутой через весь зал, висят угощения и просто призы: конфеты, пирожные, вафли и т. д. (все, что можно привязать). Участнику завязывают глаза, и он на ощупь срезает ниточку с подарком, при этом не помогает себе руками. Весна: Зазвенит весна ручьями, Соловьями запоёт. Пусть вам Масленица наша Пятёрок больше принесёт. А поможет вам в этом солнышко, которое теперь будет у каждого. | 1 ребенок Я - понедельник, называют меня «встреча», потому что Масленицу встречаю. 2 ребёнок Я – вторник, называют меня «заигрыш», потому что игрища начинаю, ряженых вожу по домам. 3 ребёнок Я – среда, называют меня «лакомкой», потому что очень много сладостей едят. 4 ребёнок Я – четверг, называют меня «широким четвергом», потому что я самый весёлый и ненасытный день. 5 ребёнок Я – пятница, называют меня «тёщин вечерок», потому что мой папа ходит к бабушке на блины. 6 ребёнок Я – суббота, называют меня «посиделками», потому что все родные в гости друг к другу ходят, долго сидят, много едят и разговаривают. 7 ребёнок Я – воскресенье, «прощёный день», потому что все друг у друга прощения просят. Вьюга Зима и весна Снег Медведь Снеговик Снежинка Подснежник 8 ребёнок Вот бы нам, уроков вместо, На блины затеять тесто И блинов напечь за раз На всю школу, на весь класс! 9 ребёнок Нам на этой на неделе Все завидуют модели, Ведь блины нам всем, подружки, Можно есть, а им – нельзя 10 ребёнок Мы всем классом влюблены В супервкусные блины, Их на полный рот жуем И частушки вам поем! 11 ребёнок В эту масленую пору Напекла блинов я гору, Напекла, устала, Угощать всех стала! 12 ребёнок Мы Весну гурьбой встречали, «Приходи, Весна! – Кричали. — За столом сядь рядом с нами, Угостим тебя блинами!» | Регулятивные УУД Учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль Коммуникативные УУД Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. Регулятивные УУД Контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки Регулятивные УУД Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
Работа над осмыслением содержания | Девушки. «На чай с блинами приглашаем. Приходите, не стесняйтесь! Хороши блины! Всем хватит! Угощайтесь! Угощайтесь! А блины- то круглые Прямо с пылу с жару. Подходите, подходите, Ближе к самовару» Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Так же, как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами. Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были:
А мы с вами попробуем поиграть в игру “Почта” Начинается игра с переклички водящего с игроками: - Динь, динь, динь! - Кто там? Откуда? - Из города... - А что в городе делают? Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все остальные участники выполняют сказанное, а тот, кто плохо старается, отдает водящему свой фант. Игра заканчивается тогда, когда водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания: дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют поведения различных животных. Затем ребята выбирают нового водящего, и игра повторяется снова. Вы познакомились с обычаями праздника «Масленица», узнали, что это действительно самый весёлый, самый разгульный и поистине народный праздник. Основным блюдом Масленичной недели является блин. Он символизирует солнце – победу добра над злом, тепла над холодом. Круглые, румяные, горячие блины являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни. Как в народе говорится – не красна изба углами, а красна пирогами. Посидеть за самоваром рады все наверняка. Ярким солнечным пожаром у него горят бока. Самовар поет, гудит, только с виду он сердит. К потолку пускает пар наш красавец самовар. Лучше доктора любого лечит скуку и тоску Чашка вкусного, крутого самоварного чайку. Масленицу провожаем. Тепла, света желаем. Здравствуй и прощай. На тот год приезжай! Уходи Зима ко дну Присылай Весну. Вот и пришло печальное событие — Нашему празднику официальное закрытие. Праздник наш кончается. А весна начинается. В свои права, Весна, вступай, Природой править начинай! А мы провожаем Масленицу, Отпускаем Весну вступать в свои права И угощаемся вкусными блинами. И вместе (ведущая, 13 ребёнок, 14 ребёнок) Приятного аппетита! | 13 ребёнок Сверху пар, снизу пар- Кипит русский самовар. Милости просим на чашку чая! Эй! Проходи и млад и стар! 14 ребёнок Честная наша Масленица! Пора нам прощаться! Сладко ты нас кормила, Сладко поила, славно потешила. Весело тебя было встречать, Да трудно со двора провожать. Воротись к нам на денёчик, Хоть на часочек! | Личностные УУД формирование умения выражать своё отношение к товарищам Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные УУД Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД Создание ситуации для продуктивного взаимодействия учащихся друг с другом Личностные УУД Обеспечение высокой творческой активности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.
Цели занятия:1. Познакомить детей с правилами дорожного движения.2. Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.
Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...
"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...
Самоанализ внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие, защита проекта «Моя семья»
Самоанализ внеклассного мероприятия....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс
Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....
Внеклассное мероприятие « Старичок-боровичок» с презентацией к внеклассному занятию «36 занятий для будущих отличников».
конспект внеурочного занятия для 3 класса...