Заседание родительского клуба "Искусство хвалить"
методическая разработка

ШИРЕЕВА  НАТАЛЬЯ  АЛЕКСАНДРОВНА

 Заседание родительского клуба "Искусство хвалить"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание "Родительского клуба" — педагогическая гостиная "Искусство хвалить"

Цели:

Обсуждая тему, раскрыть значимость роли родителей в воспитании ребенка.

Помочь родителям осознать возможность их непосредственного участия в жизни своих детей.

Определить родительские приоритеты по отношению к ребенку, которые помогут им реализовать доверительные межличностные отношения с ребенком.

В начале встречи родителям предлагается возможность послушать стихи в исполнении детей (Приложение №1).

Педагог: Эти стихи детские шуточные. Но все они выражают детскую мечту о том, что бы их кто-нибудь за что-нибудь похвалил.

Надо ли хвалить ребенка?

Наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Хвалить надо, но как? Что бы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале есть всегда элемент оценки: “Молодец, ну ты просто гений!”, “Ты у нас самая красивая!”, “Ты такой храбрый, тебе все нипочем”.

Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее. (“А почему ты меня сегодня не похвалила?”). Наконец, он может заподозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то своих соображений.

А как же реагировать на успехи или правильное поведение ребенка? Лучше всего просто выразить ему ваши чувства. Используйте местоимения “Я”, “МНЕ” вместо “ТЫ”:

ДОЧЬ: Мама, я сегодня в детском саду поливала цветы!

МАМА: Я очень рада! (Вместо: “Какая ты у меня молодец!”)

СЫН: Ведь, правда, я плохо выступил?

ПАПА: Мне так не показалось. Наоборот, мне понравилось (то-то и то-то). (Вместо: “Ну что ты, ты выступил, как всегда, блестяще!”).

Наведем отрывок из письма одной родительницы в редакцию “Учительской газеты”.

“Я много читала статей и книжек про воспитание детей. В некоторых встречались советы хвалить детей, но они меня очень смущали. Дело в том, что я сама через это прошла. Меня в детстве много хвалили.

Привыкаешь к этому очень быстро, и меня раздражало и огорчало, что, когда подросла, не всегда отмечали похвальной оценкой, помощь по дому и т.д. В школе, в университете я уже не могла без хвалебных слов – у меня просто руки опускались, ничего не хотелось делать пока не заметят. Ждешь, в конечном счете, не результата, а похвалы. И вот, сейчас я прочитала в “Родительской газете” (Наконец-то! Реальный ответ, как надо говорить ребенку. “Я рада, что ты так сделал”, а не “Ты молодец”).

Теперь я буду использовать такой прием в общении со своими детьми!”

Родители должны твердо запомнить: оценивать можно только поступки ребенка, а не его самого.

Американский детский психолог Х.Дж. Джайнотт в своей книге “Родители и дети” приводит пример правильной похвалы: “Восьмилетний Джим хорошо поработал в саду: собрал листья, выбросил мусор, сложил инструменты. Матери понравилась его работа, и она сказала сыну: “В саду было так грязно. Я даже не думала, что можно все убрать за один день. Вот это работа!” Мальчик почувствовал гордость от похвалы за конкретный поступок и с радостью бросился помогать маме, чтобы заслужить ее еще раз. Напротив, если бы он услышал слова: “Ты чудесный сын! Настоящий мамин помощник!”, то это вызвало бы тревогу. Ребенок знает, что он не такой уж чудесный, и, конечно, убедится в этом, совершив какой-нибудь поступок. Вспомните, наверняка не раз, когда в доме было все в порядке, и вы говорили сыну: “Вот видишь, ты же можешь вести себя хорошо. Ты такой послушный у меня”, он вдруг становился невыносимым. Это нормальная реакция на переоценку. Из любви к вам он так старался быть хорошим, вспоминая многочисленные “нельзя”, что просто не выдержал. Часто это случается после поездок в гости, где ребенок “накрученный” до этого родителями, играл роль примерного сына или дочери.

Не бойтесь, что у детей отсутствие общепринятой похвалы разовьет комплекс неполноценности. Они сами оценят себя и свои способности, если вы похвалите конкретный поступок. Главное, не забывайте этого делать, старайтесь замечать все, что у ребенка хорошо получается.

Как избежать ошибок, найти меру в столь жизненном вопросе как похвала?

Уважаемые родители, ваше участие, примеры из жизни обогатят наш разговор. Пусть мнение детей поможет вам в решении вопроса о похвале. (Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы.)

Вопросы:

Часто ли родители хвалят вас? За что?

Какой вид похвалы вам больше всего нравится: поцелуй, доброе слово, подарок и т.д.?

Если бы вы были на месте родителей, за что и как хвалили бы своих детей?

Уважаемые родители давайте вместе с вами обсудим следующие вопросы.

Вопросы:

За что нужно благодарить и хвалить ребенка?

Не подавлять, а возносить. Внушать ребенку чувство уверенности, заострять внимание на самых малых успехах. Согласны ли вы с этим утверждением?

Чего надо опасаться во время похвалы?

Обсуждение проблемы родителями. Обмен опытом. Чаепитие.

Приложение 1

Э. Успенский.

«Если был бы я девчонкой»

Если был бы я девчонкой -

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал,

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

«Молодчина ты, сынок!»

П. Аким

«Мамин помощник»

Я протру стекло и раму,

Потому что в рамке мама,

Дочиста протру я раму,

Очень уж люблю я маму.

Маме часто помогаю

Что похвалит меня мама - знаю.

С. Капутикян

«Моя бабушка»

Стала бабушка старой хворою.

От ходьбы она устает.

Храбрым летчиком

Стану скоро я,

Посажу её в самолет.

Не тряхну её,

Не качну её,

Отдохнёт она на конец.

Скажет бабушка:

«Ай да внучек мой,

Ай да лётчик мой, молодец!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание Родительского клуба "Домашний логопед". Тема "Мой ребенок самый лучший, но хорошо ли я его знаю"

Данный материал позволит Вам познакомить родителей с особенностями полисенсорного восприятия их детей. В работе представлены необходимые рекомендации по улучшению взаимоотношений с ребенком, которые п...

Заседание родительского клуба "Истоки". Труд-дело чести.

Осуществление целостного подхода к развитию личности ребёнка через сотрудничество с семьёй....

заседание родительского комитета протокол № 3

о правильном поведении учащихся в школе,организация утренников, посещаемость трудных семей...

Тема заседания родительского клуба № 1 «Наши дети»

Цель: ознакомление участников с целями, задачами клуба; формирование установки на активную работу; повышение родительской компетенции.Задачи:·        знакомство учас...

Протоколы родительских собраний и заседаний родительского комитета в 1 классе Д в 2015 - 2016 учебном году

В помощь учителю мы предлагаем несколько тем для родительских собраний и заседаний родительского комитета , с методическими материалами и рекомендациями....

Заседание родительского клуба "Мой родительский багаж"

Для родителей детей младшего школьного возраста,...

Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников ( Заседание родительского клуба №1.

Учитель знакомится с родителями будущих первоклассников, знакомит с графиком работы школы, с Уставом школы и правилами поведения в школе, даёт свои рекомендации и пожелания....