Воспитательный час и его формы
методическая разработка на тему
Материал представляет из себя методические рекомендации по разнообразным формам организации воспитательного часа и подходу к оценке его эффективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_chas_i_ego_formy.docx | 39.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный час и его формы
Воспитательный час - одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.
Подготовка воспитательного часа
Педагог в ходе подготовки и проведения воспитательного часа следует алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс:
- Определение целей и задач.
- Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
- Создание психологического настроя.
- Предварительная подготовка.
- Проведение самого мероприятия.
- Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
- обсуждение вместе с учащимися/воспитанниками успешности (неуспешности) результата какой-либо деятельнсти, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
- собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.
Содержание воспитательных часов может согласовываться с программой воспитательной работы школы (класса), но может и быть привязано к самостоятельной программе, при любом варианте важно придерживаться основных направлений:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- нравственное воспитание;
- правовое воспитание;
- физическое и умственное развитие личности.
Основные принципы деятельности при организации и проведении таких часов:
- Принцип взаимосвязи сознания и деятельности предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение ребенка.
- Принцип личностно-ориентированного подхода предполагает приоритетное внимание к развитию личностных качеств ребенка.
- Принцип вариативности предполагает гибкое следование программе воспитательной работы и корректировку содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, дел, акций.
- Принцип продуктивности - получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности ребенка.
Основные компоненты воспитательного часа:
- целевой - целевые установки должны быть связаны прежде всего с развитием индивидуальности ребенка, с проектированием и установлением его уникального образа жизни;
- содержательный - содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения ребенка;
- организационно-деятельный - обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Предполагается активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности;
- оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Технологические аспекты организации классного часа:
- определение педагогом совместно с учащимися желаемой тематики воспитательных часов в перспективе;
- уточнение темы и цели воспитательного часа, выбор формы проведения;
- определение времени и места его проведения;
- определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения в/часа;
- подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального оформления и т.п. по его теме;
- определение участников подготовки и проведения в. часа (по необходимости);
- распределение заданий между участниками;
- проведение в/ часа;
- анализ и оценка результативности в/часа и деятельности по его подготовке и проведению.
Дискуссионные формы проведения воспитательного часа
Диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой занятия-диспута. Главная ценность этого занятия состоит в том, что в его ходе формируется диалектическое мышление школьников. Но диспут позволяет решать и многие другие педагогические задачи.
Во-первых, ученики/воспитанники вовлекаются в непринужденный, живой разговор, и это помогает избежать формализма в знаниях.
Во-вторых, они учатся высказывать свое мнение и обосновывать его.
В-третьих, приучаются к диалогу, т. е. вникают в доводы оппонента, обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы.
В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к занятию-диспуту нужно готовиться.
В-пятых, занятия-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.
Диспут нуждается в грамотной методике проведения и хорошей подготовке:
- выбранная проблема должна быть обычной и повторяющейся;
- проблема не должна касаться одного человека или небольшой группы;
- выбранная проблема должна допускать различные способы решения;
- проблема должна соответствовать потребностям и интересам учащихся.
Дискуссия - это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность.
Основные цели проведения дискуссии:
- выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьников;
- воспитание у учащихся/воспитанников культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т. д.
Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.
Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. Методика ее проведения включает три этапа.
Первый этап - предварительная подготовка.
Задачи первого этапа:
- Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирования) учащихся/воспитанников. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который был бы для них интересен , затрагивал и волновал.
- Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.
- Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.
- Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т. д.).
При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора видели друг друга.
Второй этап - проведение дискуссии.
Умелая дискуссия - почти искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции ведущего. Несколько советов ведущему дискуссию:
- Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.
- В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, в которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.
- Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.
- Стимулировать активность участников. В этом поможет продуманная система вопросов, которые представляют интерес для учащихся и могут вызвать их на откровенный разговор. Следует помнить, что вопрос - это визитная карточка дискуссии. Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии. Например, неожиданный вопрос. Или парадокс - своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на первый взгляд здравому смыслу; в нем неизменно присутствует вызов. Реплика - краткое возражение, замечание с места; она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.
- Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их для того, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее.
- Направлять дискуссию в русло намеченной цели.
- Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.
- Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям.
- Не спешить навязывать готовое решение.
- Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.
Педагог не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с помощью своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.
На третьем этапе подводятся итоги дискуссии.
Конференция - собрание, совещание представителей для обсуждения и решения каких-либо вопросов.
Этапы подготовки конференции:
- Определение темы.
- Оповещение о сроках проведения.
- Программа (план) конференции.
- Список литературы, вопросов, выносимых на обсуждение.
- Подготовка к конференции (работа с литературой).
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций для каждого участника конференции.
- Проведение конференции.
- Подведение итогов. Обсуждение.
Круглый стол - форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке; совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников.
Гостиная - одна из форм культурно-досугового общения. Гостиные бывают театральные, музыкальные, литературные. В формате гостиной могут проводиться встречи с интересными людьми, вечера-воспоминания об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателях, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.
Салон как мероприятие - это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной "домашней" обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны - это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов XVIII-XIX вв., вечер, на котором "хозяйка" принимает гостей.
Лекторий - это продуманный и распланированный на какой-то промежуток времени цикл лекций по установленной тематике. Организация и методика проведения лекториев согласовывается с задачами и планами воспитательной работы. Организация работы лектория включает в себя выбор тем, подбор лекторов, разработку лекций, оповещение слушателей, подготовку технических и наглядных средств и места, где проводится мероприятие. Выбор тем лекций и докладов определяется важнейшими событиями жизни страны, актуальными задачами воспитания учащихся.
Тематика лекций составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения ориентировочно определяется на 3-6 мес. вперед. С темой лекции организаторы лектория знакомят каждого выступающего за 1-2 мес. до выступления, чтобы они имели достаточное время для подготовки. К каждой лекции подбираются соответствующие наглядные пособия, с которыми предварительно знакомится сам лектор.
Мероприятия состязательного характера
Конкурсные программы - это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс - это и есть момент сравнения. Конкурсные программы позволяют:
- сформировать адекватную самооценку;
- развить волевые качества;
- воспитать эстетический вкус;
- самоопределиться в мире увлечений и профессий.
Этапы подготовки конкурса:
- Яркое название, которое может многократно повысить интерес к предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать в нем.
- Формулировка конкурсных заданий.
- Разработка условий и критериев конкурса, зафиксированных в положении о конкурсе.
Виды конкурсных программ зависят от их содержания:
- конкурсы мастерства. В их структуре - театрализованная защита и представления того, что получается лучше всего, например, конкурсы поэтов-любителей;
- экологические конкурсы. Они направлены на расширение познаний о природе, природопользовании, на привлечение внимания к проблемам сохранения и развития растительного и животного мира;
- развлекательные конкурсы: "А ну-ка, парни!", "А ну-ка, девушки!", "Поле чудес", "Сто к одному";
- шоу-конкурсы: "Конкурс красоты", "Мисс класса", "Мисс школы", "Ученик года";
- конкурсы-викторины (тематические или театрализованные, интеллектуальные): "Что? Где? Когда?", "Умники и умницы";
- конкурсы, в которых сочетаются и познавательность, и развлекательность, и творчество: "Джентльмен-шоу", "Хозяюшка".
Викторина - вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.
Этапы подготовки и проведения викторины:
- Выбирается тема.
- Подбираются литература, игровые материалы.
- Учащиеся/воспитанники делятся на команды (не более 10 чел.), выбираются капитаны.
- Викторина проводится в несколько этапов, в которых задействованы все члены команд.
- Каждому участнику задается один вопрос от команды-соперницы. В случае неверного ответа право ответа переходит к игроку противоположной команды.
- После проведения заключительного этапа викторины определяется общая сумма баллов каждой команды с объявлением команды-победителя.
Клуб веселых и находчивых (КВН) - юмористическая игра, в которой команды различных коллективов соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д.
Этапы подготовки КВН:
- Формирование творческой группы (сценарист-режиссер, художник-декоратор, музыкальный руководитель, осветитель).
- Выбор основной темы и подтем для отдельных конкурсов ("визитная карточка", разминка, конкурс капитанов, музыкальный конкурс, домашнее задание).
- Подбор ведущего с учетом специфики мероприятия.
- Организация репетиционного процесса и предварительного просмотра выступлений команд, оказание методической и музыкально-оформительской помощи командам.
- Реклама (СМИ, афиши, пригласительные билеты).
- Проведение мероприятия.
Смотр - публичный показ достижений и результатов какой-либо общественно полезной деятельности коллективов, групп и отдельных людей с последующей оценкой достигнутого уровня и награждением победителей. Это еще и творческая учеба - как для участников, так и для руководителей творческих коллективов. Смотр - это активизация клубной жизни и самодеятельных коллективов, придание нового импульса отдельным мастерам и исполнителям. Проведение смотров почти всегда связано с множеством концертных выступлений, передвижных и стационарных выставок, широким освещением достижений коллективов, групп и отдельных исполнителей в печати, на радио и телевидении. В период смотров проводится запись в кружки, студии, группы, на курсы, в секции и тому подобные объединения, а значит, оживляется культурно-просветительная работа в целом. Виды смотров:
- смотры духовых оркестров;
- смотры народных театров;
- смотры цирковых коллективов;
- смотры вокально-инструментальных ансамблей;
- смотры изобразительного искусства, любительских фильмов, художественной фотографии;
- в сфере научно-технического творчества устраиваются смотры научно-технического мастерства, смотры самодеятельной техники, смотры судовых и авиационных моделей.
Презентация - представление общественности чего-то нового с определенными целями.
Презентации бывают следующих видов:
- Презентация проекта. Цель - информирование людей о каком-либо проекте, определение отношения к нему, поиск лиц, заинтересованных в поддержке разработки и реализации проекта. Этот вид презентации наиболее требователен к форме подачи, содержанию и подготовке, т. к. предполагает убеждение аудитории в необходимости осуществления разработки или воплощения проекта.
- Презентация объема и содержания выполненных работ (отчет). Цель - представить определенной узкой группе людей результаты работ. Такая презентация менее требовательна к выполнению правил подготовки и вполне может быль спонтанной, если необходимые данные у вас под рукой и содержатся в полном порядке.
- Презентация плана будущих работ. Такая презентация аналогична предыдущему виду, только объектом выступают будущие работы организации или личности. Целями ее могут являться: информирование определенного круга лиц о намеченных работах, описание намеченных работ - с тем, чтобы подвергнуть объект презентации критическому анализу и изменению.
Деловая презентация разворачивается через серию коммуникационных действий, которые направлены (или должны быть направлены) на вызов реакции или получение результата, удовлетворяющих цели презентатора. Требования к презентатору возрастают в прямой зависимости от числа людей, к которым он обращается. Презентация один на один требует меньшей подготовки, чем презентация для пяти и более человек. В то же время с ростом аудитории увеличивается потенциал воздействия деловой презентации.
Турнир - это состязание. В турнире участвует четное число игроков. В первом туре пары разбиваются на две группы по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и т. д. При нечетном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает в первом туре очко без игры. В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечетное количество игроков, то один игрок переводится в следующую, ближайшую, очковую группу.
Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара проводила в турнире более одной игры.Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.
Творческие формы воспитательных часов
Праздник - это мероприятие, посвященное какому-либо торжественному событию. Формы проведения праздника весьма разнообразны - от детского утренника до массового шествия.
Этапы подготовки праздника:
- Формирование творческой группы (сценарист, режиссер, музыкальный руководитель).
- Создание сценария.
- Определение темы мероприятия (о чем?).
- Определение сверхзадачи мероприятия (ради чего?).
- Определение масштаба мероприятия.
- Выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.).
- Подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации).
- Постановка мероприятия (распределение обязанностей среди членов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, костюмов, декораций, репетиционный период).
- Проведение мероприятия.
Фестиваль - массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. Цели и задачи фестиваля:
- создание среды для творческого, профессионального общения детей;
- выявление ярких творческих индивидуальностей среди детей;
- приобщение юных зрителей к искусству музыкального театра, воспитание в них чувства прекрасного, пробуждение творческих возможностей.
Жанры фестиваля:
- музыкальные (фестиваль политической песни, бардовской песни, детской хоровой музыки);
- театральные (фестиваль самодеятельного творчества, фольклорный фестиваль).
Этапы подготовки фестиваля:
- Создание инициативной группы или оргкомитета по проведению.
- Определение целей и задач, темы и идеи.
- Разработка положения о фестивале.
- Написание сценария.
- Подбор будущих участников и работа с ними.
- Подбор ведущих.
- Формирование жюри.
- Покупка призов для награждения участников.
- Оформление места проведения.
- Репетиционно-постановочный процесс.
- Подготовка художественных номеров, выступление творческих коллективов.
- Подбор и запись музыкального сопровождения.
Завершается подготовительная работа одной-двумя генеральными репетициями. После проведения фестиваля проводится анализ и обсуждение с целью избежать в дальнейшем повторения ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты.
Положение о проведении фестиваля включает в себя:
- Название (тему) фестиваля.
- Цель и порядок его проведения.
- Сроки и условия проведения.
- Количественный и качественный состав участников, репертуар или задание.
- Критерии оценки результатов.
- Состав жюри.
- Определение видов наград победителям.
Для оценки качества представленных номеров, программ, работ создается компетентное жюри. Его заключения кладутся в основу решения оргкомитета о распределении призовых мест и награждении победителей.
Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. Определение темы, содержания выставки - отправной, решающий момент во всем процессе ее создания. Темы для выставок школьники могут черпать в повседневной школьной жизни, в спортивной жизни школы, в общественно-политических событиях. Могут быть использованы различные формы вопросов и ответов, кроссворды, викторины и т. д.
В эстетическом воспитании первейшее значение имеют художественные выставки, но и тематические также служат этой цели, поскольку работа по оформлению любой выставки развивает эстетическое чувство и художественный вкус детей. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют
Устный журнал - интересная форма проведения внеклассных занятий. Короткие, емкие, доступные научные сообщения чередуются диалогом основных ведущих журнала и литературно-музыкальными номерами. В устном журнале широко используется наглядность. Соответствующим образом оформляется сцена. Используются картинки, обозначающие страницы журнала, короткие фрагменты научных и художественных фильмов. Для отдельных номеров готовятся соответствующие костюмы. Устный журнал сопровождается слайд-презентацией, что делает мероприятие еще более наглядным, расширяет круг тем. Журнал рассчитан на один "урок", длится 40-50 мин. Выбранная форма мероприятия позволяет удерживать интерес зрителей, при этом сохраняется высокий научный уровень материала.
Концерт - публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных и т. п. номеров по определенной, заранее составленной программе. Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов - дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные. Дивертисментные концерты составляются из музыкальных номеров различных жанров. Они, как правило, не имеют сюжетного построения.
Тематические концерты посвящаются праздникам, юбилейным датам. Театрализованный концерт - разновидность тематического концерта, в котором номера различных музыкальных жанров соединяются в единое целое. Театрализованные тематические концерты посвящаются значимым датам. Они являются частью торжественного заседания, завершением смотров художественной самодеятельности, праздников музыки, музыкальных фестивалей.
В отличие от тематического театрализованный концерт, помимо темы, имеет четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал.
Спектакль (театрализация)
Спектакль - произведение сценического искусства. Подготовка проходит в три основных этапа. Первый этап - это выбор проблемы. При этом важно, чтобы участники проекта были не только ознакомлены с обстановкой в школе или классе, где дается представление, но и точно знали, для какого контингента учащихся разрабатывается сценарий. Второй этап - разработка сценария. Третий этап - это репетиция мизансцен и спектакля в целом.
Игровые формы воспитательных часов
Ролевая игра - игра развлекательного назначения, вид драматического представления, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия.
Ролевая игра, кроме требований, обязательных для любой игры, предполагает выполнение еще двух требований:
- В ролевой игре обязательно наличие ее организатора (общепринятый термин "мастер").
- В ролевой игре основным механизмом "запуска" игры является "роль" -комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре.
Ролевые игры служат для:
- предоставления возможности полноценного общения в досуговом коллективе сверстников;
- преодоления барьера информационной и психологической замкнутости и отчужденности;
- формирования социально-психологической компетентности в сфере межличностного общения;
- реализации активных и синтетических форм совместной досуговой и творческой деятельности;
- более глубокого и творческого осознания и освоения малознакомых жизненных сфер;
- развития навыков взаимной психологической помощи в различных сложных ситуациях.
Один из самых важных и эффективных моментов ролевой игры - постановка играющего перед осознанием морально-этического выбора, от которого зависят не только его дальнейшие собственные действия, но и, возможно, развитие всего последующего сюжета игры. Ролевые игры развивают навыки ролевого, делового и дружеского общения.
Игры по степени осознания их цели участниками можно поделить на три категории:
- игры, в которых не происходит осознания игроками целей игры;
- игры, в которых при разборе действия игроки и организаторы определяют цели игры (рефлексивный подход);
- игры, цели которых декларируются заранее (в явной или неявной форме).
Этапы подготовки ролевой игры:
- определение проблемы, выбор ситуации;
- распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;
- проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз) с целью найти эффективное решение;
- обсуждение ситуации участниками.
Очень важно, чтобы учитель не навязывал свое мнение при спорных вопросах. Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: "инсценированный суд", "пресс-конференция", инсценировка литературного произведения.
Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.
Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать. Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. п.). При проведении интеллектуальных игр с подростками хорошо использовать вопросы, затрагивающие нравственную сферу. Грамотно расставив нравственные акценты, можно задействовать прием формирования Я-концепции в игре.
Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные, составные (представляющие собой сочетание элементарных) и творческие. Простейшей интеллектуальной игрой является тестовая игра, которая представляет собой набор утверждений и заданное количество вариантов ответов к ним - от 2 ("Веришь - не веришь", "Блеф клуб") до 4-5 ("Эрудит-лото", "Кто хочет стать миллионером?"). Популярны подобные игры благодаря телевидению. Такие игры интересны не столько сами по себе: они применяются в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между "основными" интеллектуальными играми. Их достоинство - высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а также возможность варьировать сложность заданий.
"Обстоятельства, признаки, свойства" - разновидность игр, в которых об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше команда разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков она получает. Этот вид игр является серьезным средством развития мышления, если в них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет собой парадокс и/или требует принятия парадоксального решения (один из туров "Умники и умницы", "За семью печатями").
"Заполнение пропусков" - во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить.
"Вопрос - ответ" - интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос ("Брейн-ринг", "Что? Где? Когда?").
Вопросы и задания на внимание - правильный ответ скрыт в формулировке вопроса.
В любой форме интеллектуальной игры принципиально важны хорошие вопросы. Умение точно формулировать ответ и отвечать на заданный вопрос - базовое не только в образовании, но и в самообразовании.
Воспитательный час как форма психологической поддержки (с привлечением специалистов)
Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой или иной деятельности.
Ведущий тренинга должен знать правила групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным, равно как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Тренер должен понимать это и передавать участникам.
- Правило "здесь и теперь".
Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участники приучаются сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек "здесь и сейчас", показывает, как он ведет себя "по жизни". И на это стоит обращать внимание участников тренинга.
- Правило искренности и открытости.
Необходимо добиваться, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы полной открытости добиться невозможно. При этом каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным.
- Правило "Я".
В группе запрещается использовать рассуждения типа:"У всех такое мнение...", "Мы считаем.. ."и т. п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее "мы". Все высказывания должны строиться с использованием "я". Тем самым мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
- Правило активности.
В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.
- Правило конфиденциальности.
Все, что говорится в группе об участниках, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.
Методы, используемые на тренингах:
- Групповая дискуссия - это совместное обсуждение спорных вопросов, позиций и стратегий поведения участников. Этот метод дает участникам возможность увидеть проблему с разных сторон, пережить различные ситуации общения внутри группы, самостоятельно ответить на поставленные ими вопросы, прийти к какому-либо решению. Тренер может управлять дискуссией с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения. Дискуссия может и не управляться, тогда темы выбирают сами участники.
- Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На стадии знакомства с группой они нужны для преодоления скованности и напряженности, снятия "психологической защиты". Игры применяют для диагностики трудностей в общении и психологических проблем участников тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные умения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал.
- Моделирование ситуаций. Часто во время тренинга необходимо понять, как участник ведет себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется. Тогда предлагается разыграть наиболее привычную ситуацию.
- Медитативные техники используются для снятия излишнего напряжения у участников группы, развития у них дополнительных ресурсов. Такие техники тренер может проводить с участниками группы, одновременно обучая их различным приемам самостоятельной медитации. Работа с коррекцией своего эмоционального и физического состояния - важная часть тренинга. Она повышает устойчивость обучающихся к стрессовым ситуациям, делает их поведение более гибким, уменьшает страх перед неопределенными или незнакомыми ситуациями.
Методика оценки качества проведения воспитательного часа
Качество проведения часа оценивается по критериям внешней и внутренней эффективности1.
Внешнюю эффективность оценивает заместитель директора по воспитательной работе:
Цели и задачи воспитательного часа: ясность, четкость формулировок целевых ориентиров; их соответствие возрастным особенностям учащихся, логике развития воспитательного процесса.
Оформление: продуманность, современность, оригинальность оформления, их необходимость для реализации замысла в/часа, обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе.
Содержание: интеллектуальная и духовно-нравственная ценность избранного содержания; соответствие содержания теме, целям и задачам в/ часа.
Организация: использование современных технологий (компьютерных, здоровьесберегающих, личностно ориентированных); применение диалоговых приемов общения.
Поведение и деятельность учащихся: участие детей в целеполагании, дисциплинированность и активность учащихся в ходе в/часа; устойчивость внимания школьников на всех его этапах.
Педагогическое обеспечение: эрудированность педагога в обсуждаемой проблеме, соблюдение им педагогического такта и культуры речи, компетентность педагога в использовании избранных форм и способов организации совместной деятельности.
Полученные результаты: удовлетворенность педагога и учащихся/воспитанников ходом подготовки и проведения в/часа, его итогами.
Инструментарием оценки внутренней эффективности воспитательного часа являются отзывы, эссе учеников, которые они пишут по окончании в/часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная работа.Формы работы с родителями.
В данном разделе представлены варианты анкетирования родителей учеников, которые позволят учителю сформировать собственное представление о ребенке, семейных ценностях и устоях, а родителям задуматься ...
Воспитательная работа. Формы работы с родителями.
В данном разделе представлены варианты анкетирования родителей учеников, которые позволят учителю сформировать собственное представление о ребенке, семейных ценностях и устоях, а родителям задуматься ...
Организация и формы воспитательной работы в младших классах.
В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных)...
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель моей работы: всестороннее развитие каждого ученика....
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)
В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель в воспитательной работе в своем классе для того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...
Воспитательная работа: определение, направления, формы и методы, показатели качества
Воспитание – это органичный ценностно-целевой блок и приоритет модернизируемого образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; качест...
Пути повышения качества учебно-воспитательного процесса через инновационные формы обучения
в своей деятельности использую различные инновационные формы, методы и технологии обучения, благодаря которым ребёнок учится через действие: пишет, говорит, руководит, рисует, моделирует и т.д. Таким ...