Воспитательная программа
методическая разработка на тему
Воспитательная программа школьного летнего дагеря с дневным пребыванием детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya.docx | 88.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Комитет образования и науки Курской области
Комитет образования города Курска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 53"
города Курска
Программа воспитательной работы
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей (школьный лагерь)
«Цветик-семицветик»
г.Курск , 2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка………………………………………
- Цели и задачи программы …………………...........................
- Методическое сопровождение программы……
- Механизм реализации программы............................
- Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение
- Этапы реализации программы…………...
- Кадровое обеспечение ……………………….
- Основное содержание программы
- ………………………………………..
- Финансовое обеспечение программы……………………….
- Ожидаемые результаты ……………………………………...
- Формы подведения итогов реализации программы………..
- Учебно-методическое обеспечение программы…………….
- Приложения…………………………………………………..
1.Пояснительная записка.
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России. Духовность заключается в любящем отношении к другому человеку, в приоритетности интересов другого человека над собственными интересами, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей.
Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем “извлечения” из книг или чужого опыта.
Моральные качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части, остаются в нем на всю жизнь. На основе этих подходов и разработана данная программа работы лагеря дневного пребывания для детей 6-12 лет. Основная цель - пробудить духовность, пробудить в ребенке внутреннюю творческую активность к осознанию себя, смысла своей жизни, к цели духовного развития своей личности.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей, изучения ими ранее недоступных сфер человеческой деятельности.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой образовательной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компетенции в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Количество смен – 1 смена (июнь) Место проведения –
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 53"города Курска
Продолжительность смены – 21 дней.
Общее число участников за смену - 80 человек.
Основной состав лагеря – это учащиеся в возрасте от 7 до 14 лет, родители которых написали заявления. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей матерей-одиночек, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 20 человек.
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы ДОЛ «Цветик - семицветик» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.
2. Цели и задачи программы
Цель:
развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда
здорового образа жизни.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Основными в организации воспитательной деятельности ЛДП «Цветик-семицветик» являются принципы:
- безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства;
- создания разнообразных образовательных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатывают сами члены группы;
- приоритета индивидуальных интересов, свободы выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимых условий творческого развития и самореализации ребёнка;
- личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил лагеря;
- гуманного характера отношений и оздоровительно-образовательных программ;
- конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
- единоначалия в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.
Сроки реализации программы: лето 2014 года: лагерная смена,
21 день.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в смене «Цветик-семицветик» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
3. Методическое сопровождение программы
-Основными методами организации деятельности являются:
· Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
· Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
· Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
· Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
-Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
· Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
· Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
4. Механизм реализации программы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания Иванова И. П. . одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
5 Условия реализации программы.
1.Нормативно-правовые условия:
- Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Устав МБОУ «СОШ №53»г.Курска»
- Положение о лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Приказы Управления образования.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
6. Материально-технические условия предусматривают:
Кабинеты | Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные |
Кабинеты | Классные кабинеты начальной школы | Материальная база школы. | Начальник лагеря Воспитатели Технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, линейки (в случае плохой погоды) | Материальная база школы | Воспитатели |
Спортивная площадка | Спортивные состязания, обще лагерные игры, игры на воздухе, праздники | Материальная база школы | Воспитатели |
Школьный двор | Отрядные дела, линейки, игры, игры-путешествия | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Актовый зал | Праздничные мероприятия, концерты, постановки спектаклей | Материальная база школы | Воспитатели |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей | Материальная база школы | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед | Фонд социального страхования, местный бюджет | Заведующая пищеблоком |
Медицинский кабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база школы | Медицинский работник ФАП |
Раздевалка | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
7. Этапы реализации программы
1. Подготовительный этап.
За 2 месяца до открытия школьного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе об организации деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания;
- разработка программы деятельности школьного летнего оздоровительного лагеря «Цветик - семицветик»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в школьном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (положение, должностные обязанности, инструкции, план воспитательной работы, график работы кружков и т. д.)
- прохождение медицинской комиссии сотрудниками
- Организационный этап смены.
Этот период составляет всего лишь 2 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
- общий сбор детей, проведение планового медицинского осмотра;
- запуск программы «Цветик - семицветик»;
- формирование органов самоуправления,
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3. Основной этап смены.
Деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
- работа творческих мастерских;
-экскурсии,
- посещение центров досуга
4.Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- анализ результативности программы;
- анализ предложений детей, родителей, педагогов по внесению корректив в деятельность летнего оздоровительного лагеря в будущем
8. Кадровое обеспечение.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
1. Организационно-управленческие ресурсы.
№ п\п | Ф. И. О. | Должность | Вид деятельности |
1 | Заместитель директора по воспитательной работе | Ответственный за организацию летнего отдыха детей МБОУ «СОШ №53» | |
2 | Заместитель директора по УВР | Начальник летнего оздоровительного школьного лагеря с дневным пребыванием детей «Цветик - семицветик» |
- Воспитатели
№ п\п | Ф. И. О. | Должность | Вид деятельности |
1 | . | Учитель Воспитатель ГПД Учитель Учитель | Воспитатель 1 отряда |
2 | 1 . | Учитель – логопед Учитель Учитель Учитель | Воспитатель 2 отряда |
3 | 1 | Учитель Учитель Учитель Учитель | Воспитатель 3 отряда |
4 | 1 | Воспитатель ГПД Учитель учитель | Воспитатель 4 отряда |
3.Руководители творческих мастерских.
№ п\п | Ф. И. О. | Должность | Вид деятельности |
1 | учитель | Кружок «Веселый мяч» | |
2 | вожатая | Кружок «Сделай сам» |
Медицинский работник: 1 человек;
Работник кухни: 2 человек;
Технический персонал: 2 человек.
9. Основное содержание программы.
Законы лагеря.
- Закон «Наше имя-отряд!» Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня.
- Закон «Здоровый образ жизни!» Береги свое здоровье.
- Закон «Чистота и красота». Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. Относись бережно к имуществу лагеря.
- Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.
- Закон «Территория». Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
- Закон «Зелень». Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
- Закон «Правая рука». Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают.
- Закон «Рука молчания». Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то очень нужное, поэтому каждому поднявшему руку – слово!
- Закон «За свой отряд». Всегда и везде старайся стоять за честь отряда. Никогда не компрометируй его в глазах окружающих. Поскольку от каждого зависит, каков будет отряд, то приложи все силы для его улучшения.
- Закон «00». Время дорого у нас: берегите каждый час.
Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00. - Закон «Распорядок дня». Никому в лагере нельзя нарушать распорядка (опаздывать на зарядку, общелагерные сборы, находиться на территории в тихий час)
- Закон «Мотор». Долой скуку!
- Закон «Выносливость». Будь вынослив.
- Закон «Дружба». Один за всех и все за одного! а друзей стой горой!
- Закон «Творчество». Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
Формы работы:
- утренняя зарядка;
- встречи с медицинским работником;
- беседы о вредных привычках;
- спортивные праздники;
- экскурсии;
- подвижные игры;
- коллективно-творческая деятельность;
- участие в городских мероприятиях;
- участие в общелагерных мероприятиях;
- работа творческих мастерских;
- конкурсы;
- интеллектуальные викторины;
- тестирование;
- индивидуальные беседы;
- групповая работа;
- анкетирование.
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:
Спортивно - оздоровительное
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
1. Создание условий для укрепления здоровья воспитанников.
2. Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности.
3. Пропаганда ЗОЖ.
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объема двигательных упражнений, обеспечение правильного питания детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Основополагающими идеями в работе с детьми в школьном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
- спортивные игры;
- эстафеты и соревнования;
- осмотр детей медицинским работником;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток)
- организация здорового питания детей;
Гражданско-патриотическое.
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины; формирование активной жизненной позиции.
Задачи:
- Формирование системы знаний о прошлом совей Родины.
- Воспитание чувства гордости за родной край, страну.
Формы работы:
- экскурсия по городу;
- беседа «Символика Российской Федерации»;
- конкурс стихотворений «Память священна»;
- посещение краеведческого музея;
- конкурс рисунков «Чтобы не было войны!»
Туристско-краеведческое.
Цель: воспитание любви к Родине через знакомство с историей, традициями, культурой своего народа; формирование навыков экологосообразного поведения.
Формы:
- экскурсии;
- беседа «Символика Российской Федерации»;
- дискуссия «Природа моего края»;
- посещение краеведческого, археологического музея;
- экологический КВН.
Духовно-нравственное.
Цель: создание условий для становления и развития нравственной личности, обладающей системой общепринятых норм и правил поведения.
Задачи:
1. Реализация творческого потенциала воспитанника.
2. Развитие способности формулировать нравственные обязательства и осуществлять самоконтроль.
3. Формирование толерантности.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного и нравственного общения, идет закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Формы работы:
- библиотечный час;
- посещение музея, театра;
- просмотр фильма;
- тренинг по толерантности;
- игра «Правила этикета».
Эстетическое.
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей для развития эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
1.Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
2. Организовать деятельность творческих мастерских.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуальном и физическом развития ребенка, формировании его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы работы:
- игра;
- праздник;
- поход;
- трудовой десант;
- занятия в кружках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"
В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....
Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...
презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...
воспитательная программа для младших школьников
программа " Мы растем"...
Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)
Цель воспитательной программы – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...
Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"
laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...
Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс
Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс...