Публичная лекция для родителей по теме «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
презентация к уроку на тему

Клестова Мария Александровна

Данную лекцию можно использовать при подготовке к родительскому собранию в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnaya_lektsiya_dlya_roditeley.docx23.91 КБ
Office presentation icon lektsiya.ppt2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Тема публичной лекции:

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Семья – (слайд 2) это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Разумеется, семья может выступать не только в качестве положительного, но и в качестве отрицательного фактора воспитания, выпуская «в свет» не только хорошо воспитанных, но и совершенно невоспитанных детей. А чаще всего – детей с довольно средними, но очень разнообразными наборами достоинств и недостатков, обусловленных достижениями и пробелами семейного воспитания.

Существует закономерная связь между общим тоном семьи, воспитательной средой, психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая дружная семья воспитывает цельные и жизнестойкие характеры. Там, где в семье уютно, - вырастают дети достойные называться настоящими семьянинами, способными создать крепкую и дружную семью, вроде родительской. А там, где семья неуютна, - вырастают люди, склонные к одиночеству, нелюдимые, избегающие семьи и брака.

Всякое общество заинтересованно в том, чтобы семья была его прочной и надежной ячейкой. Потому что без стабильного нижнего уровня социальной структуры и вся эта структура в целом становится неустойчивой, весьма подверженной разрушительным и опасным потрясениям социального, природного и техногенного характера.

Вот почему все политики и все общественные деятели так много внимания уделяют тому, чтобы семья воспитывала не только полноценных граждан государства и членов общества, но и по-настоящему достойных, полноценных людей, умеющих и желающих любить тех, кто их окружает, сотрудничать с теми, кто рядом, и с теми, кто далеко. Ведь основы такой любви и такого сотрудничества закладываются в семье.

Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей        (слайд 3). Она – творец всего доброго, возвышенного, теплого, светлого, основа человеческих отношений. Живя в семье, ребенок, по словам В.А.Сухомлинского, должен быть уверен в том, что его кто-то очень любит, тогда и он будет отвечать тем же. “Ребенок умеет любить того, кто его любит… Его можно воспитывать только любовью”. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями, у него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

Любовь родителей предполагает участие детей в жизни семьи. (слайд 4) Ребенок очень рано должен понять, что он такой же член семьи, как и все остальные и он должен заботиться о других так же, как заботятся о нем.

Определяют несколько внутрисемейные факторов (слайд 5), имеющих огромное воспитательное значение:

 Первое условие воспитания растущего человека – душевное единение внутри семьи, прочные связи между всеми ее членами. Там, где семья разобщена, – дети чувствуют себя чужими и чуждыми родителям. В результате семейное влияние сведено к минимуму и зачастую дает результаты, противоположные тем, к которым стремились и родители, и дети.

Второе условие – интенсивное общение без невидимых разделительных стен и нравственных перегородок. Так как именно в семье ребенок может и должен приобрести богатый жизненный опыт, очень важно, чтобы были созданы условия для передачи такого опыта. Причем передача опыта (в самом широком смысле этого слова) будет намного эффективнее, если ребенок будет чувствовать себя не паразитом, приходящим на все готовенькое и поглощающим созданное другими, а полноценным участником приобретения и обмена знаний и умений.

Третье условие – искренность. Очень важно, чтобы внутри семьи слово не расходилось с делом, а теоретические нравственные принципы с их реальным осуществлением. Иначе воспитание превратится в стимулирование надувательства и лицемерия. 

Четвертое условие – договороспособность, она же - компромисность. Жизнь конфликтна. Да и любое воспитание протекает в сплошных конфликтах. Там, где стремятся находить максимально разумные выходы из возникающих проблем, – наилучшая школа семейного воспитания.

Это всегда пригодится. Ведь и за рамками семьи человеку нужно не просто жить по раз и навсегда установленному шаблону, но и находить выходы из нестандартных ситуаций, ладить с людьми придерживающихся противоположных мнений, разрешать проблемы, кажущиеся смесью несовместимых противоречий. И где, как не в семье (и в первую очередь на родительском примере), дети учатся распутывать проблемы и достигать приемлемых для всех компромиссов. Что невозможно, если у членов семьи выработалась привычка ставить во главу угла личные, а не общие интересы, собственные пристрастия – а не объективную истину и всеобщую справедливость.

Все нас знают золотую истину – «Время – деньги» – банальность, которая является очень понятным, простым, корневым тезисом для понимания роли времени в экономике. Если в экономике «время – деньги», то в педагогике «время – воспитанность». Чем больше в семье уделяется времени детям, тем более воспитанными людьми они вырастают.

Слайд 6  Многочисленные исследования и эксперименты показали, что там, где родители много времени проводят с детьми, - дети:

- имеют наиболее точную, объективную самооценку (правильно представляют свои сильные и слабые качества);

- проявляют особую чуткость , доброжелательны к окружающим и, как правило, адекватны окружающей среде;

- обладают чувством собственного достоинства и уважают чужое достоинство;

- преуспевают в жизни.

В семьях же, которые занимаются детьми очень мало, вырастают дети неуживчивые, необъективные к себе окружающим. Коротко говоря, неадекватные действительности.

Конечно, очень многое зависит не только от количества, но и от качества воспитательного воздействия. Однако именно в семейном воспитании количество неизменно переходит в качество. Воспитательские навыки приходят с опытом, приобретаются в тренировках. А потому, чем больше родители занимаются воспитанием детей, тем лучше у них это получается.

Иногда говорят, что на чужих ошибках никто не учится. Но это не так – хорошие семьи потому и хороши, что умеют сравнить себя с другими семьями, перенять чужой положительный опыт и избавиться от собственных недостатков на чужом негативном примере.

Если семья в целом постоянно сама себя улучшает, то и дети в ней становятся все лучше и лучше – то есть воспитываются по-настоящему.

Хотя, конечно, не всякое сравнение на пользу. Можно ведь присматриваться к окружающим предвзято: замечая сучок в чужом глазу, чтобы высмеять этот глаз, чтобы насладиться собственным мнимым превосходством, не замечая бревна в собственном глазу. Если сравнение с другими повод для заносчивости, то и семейное воспитание превращается в раздувание неумеренной гордыни в кругу семьи. 

Бывает и наоборот, что, впрочем, ничуть не лучше. Родители начинают сравнивать своих детей с чужими детьми, чтобы дать своим чадам положительный пример, но при этом умудряются унизить и оскорбить собственного воспитанника. А униженный и оскорбленный никогда не станет подражать тому, на чьем примере его так неумело воспитывали.

 Подводя итог нашей лекции, хотелось бы отметить, что правильно воспитывают не того ребенка, перед которым ставят абсолютно недостижимые цели, побуждая его стать гением или (слайд) «лучше всех во всех отношениях», а того, которого любят таким, какой он есть, всячески помогая ему стать тем, кем он может стать на самом деле. Если, конечно, сумеет проявить свои лучшие качества и на даст чрезмерной воли собственным слабостям.

 (Слайд ) Закончить свое выступление хотелось бы словами  британского педагога и философа Джона Локка «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».

Спасибо за внимание!(слайд )

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема лекции: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» Лекцию подготовила: Черемисина Мария Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4 г.Нарьян-Мара»

Слайд 3

Источник благополучия ребенка в семье – любовь родителей. “ Ребенок умеет любить того, кто его любит… Его можно воспитывать только любовью”. В.А.Сухомлинский

Слайд 5

ПАПА МАМА душевное единение внутри семьи общение искренность договороспо-собность

Слайд 6

Там, где родители много времени проводят с детьми, ‑ дети: - имеют наиболее точную, объективную самооценку; - проявляют особую чуткость к окружающим и, как правило, адекватны окружающей среде; - обладают чувством собственного достоинства и уважают чужое достоинство; - преуспевают в жизни.

Слайд 7

Любите ребенка таким, какой он есть!

Слайд 8

«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа» Джон Локк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример тому"!

ПрезентацияЭтот материал можно использовать на родительском собрании в любом классе. Сейчас много говорится и пишется о роли школы в воспитании ребёнка. но мы забываем, что главную ответственность за ...

Родительское собрание на тему:" Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому."

Материал используется на родительском собрании по теме:" Роль семьи в формировании личности ребенка"...

Материал для беседы с родителями " Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"

Данный материал беседы будет полезен начинающим воспитателям, учителям начальных классов, молодым родителям, да и , наверное, родителям со стажем....

Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому,Родители пример тому!

Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому,Родители пример тому!...

Разработка интерактива для родителей на тему: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Разработка интерактива для родителей на тему: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»...

Беседа с родителями: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"

Беседа "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому" проводится на родительском собрании в 1 классе. Цель: определить влияния семьи на формирование личности человека....

Беседа с родителями "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"

Данный материал может быть полезен учителю при подготовке к родительскому собранию....