Программа творческого объединения "Эрудит"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа может быть использована во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr-ma_erudit.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Акташская средняя общеобразовательная школа им. Ст. Мохова»
Внеурочная деятельность
Направление общеинтеллектуальное
Программа кружка «Эрудит» для учащихся 1 класса
.
Руководитель: Хадеева Наталья Владимировна
2014г.
с. Акташ
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только обще-учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Продолжительность каждого занятия 30-35 минут.
Название программы: Программа « Эрудит» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель: развитие логического мышления младших школьников, умения анализировать текст, строить простейшие логические выражения, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, способствовать формированию УУД..
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- учить применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Предполагаемые результаты: Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
- научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;
- решать логические упражнения;
- участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;
- Воспитанники должны уметь общаться с людьми;
- вести исследовательские записи,
- систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,
- уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.
Ценностными ориентирами содержания данного являются:
–формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
–формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
–формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса.
Личностными результатами изучения данного кружка являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
- пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность, творческие работы
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Методическое оснащение кружка – тетради с печатной основой «Учимся решать логические задачи» для 1–2.
Примерное содержание занятий кружка
«Эрудит» 1 класс
Тема занятия | Виды деятельности | Форма контроля |
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | ||
2. Как люди научились считать. | Беседа, презентация «Как люди научились считать» | |
3. Интересные приемы устного счёта. | устный счёт | |
4. Учимся отгадывать ребусы. | работа с ребусами. | |
5. Учимся отгадывать ребусы. | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус |
6. Учимся отгадывать ребусы. | работа с ребусами, составление ребусов. | конкурс на лучший математический ребус |
7. Решение ребусов и логических задач. | самостоятельная работа | |
8. Решение ребусов и логических задач. | самостоятельная работа | мини-олимпиада |
9. Загадки – смекалки. | работа с загадками | |
10. Загадки - смекалки. | работа с загадками, требующими математического решения | |
11. Игра «Живые числа». | работа с числами | тест |
12. Обратные задачи. | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» |
13. Обратные задачи. | работа в группах | |
14. Практикум «Подумай и реши». | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | |
15.Задачи с изменением вопроса. | инсценировка задач | конкурс на лучшую инсценировку математической задачи |
16. «Газета любознательных». | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету |
17. Решение нестандартных задач. | решение задач на установление причинно-следственных отношений | |
18. Решение нестандартных задач. | решение задач | |
19.Решение олимпиадных задач. | решение заданий повышенной трудности | классная олимпиада |
20. Решение олимпиадных задач. | решение задач повышенной трудности | школьная олимпиада |
21 Решение задач международной игры «Кенгуру» | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
22..Математические горки. | решение задач на преобразование неравенств | конкурс «Лучший решебник» |
23. Наглядная алгебра. | работа в группах: инсценировка | |
24. Решение логических задач. | схематическое изображение задач | |
25. Решение логических задач. | Схематическое изображение задач | мини - олимпиада |
26.Знакомьтесь: Архимед! | работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации |
27.Задачи с многовариантными решениями. | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | |
28.Знакомьтесь: Пифагор! | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | викторина |
29.Математический КВН | работа в группах | |
30.Наука геометрия. | работа в группах | |
31.Математические игры | работа в парах | викторина |
32.Круглый стол «Подведем итоги» | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование |
Место реализации программы:
1.Выпуск математической газеты
2.Математический КВН.
3.Викторина. Турнир «Смекалистых».
4.Проект - «Коллективная работа по организации классной выставки» (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни).
Контрольно-измерительные материалы: тестовые задания, анкеты .
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:Для учителя:
- Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
- Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач. // Начальная школа, 2011.- №6.- С.30-35.
- Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
Для учащихся:
- Истомина Н.Б. Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Издательство «Ассоциация ХХ1 век», 2010, 2011
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа творческого объединения "Соленое тесто"
Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, ...
программа творческого объединения "Бумажные кружева"
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение«средняя общеобразовательная школа №3 им. А.С. Пушкина» Принято на ШМО «__»__________20__год. Протокол №...
Программа творческой мастерской "Фантазия"
Программа по которой я работаю. Расчитана на два года обучения....
Рабочая программа " Творческая мастерская " Юный математик" 1 класс
Это рабочая программа внеурочной деятельности для работы в 1 классе по ФГОС: актуальность данной темы, педагогические принципы, планируемые результаты, календарный план, формы работы и т.д....
Программа творческого и логического мышления
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбразовательная программа «Развитие творческого и логического мышления» имеет естественнонаучную направленность по общекультурному уровню освоения.Благодатный детский возраст 7-10...
презентация к программе творческой мастерской"Фантазия"
Программа творческой мастерской "Фантазия" рассчитана на 7-11 лет Цель программы: занятия в мастерской направлены на интеллек...
Программа творческой группы учителей по использованию ИД
План работы творческой группы учителей «Использование интерактивной доски на уроках предметов различного цикла"...