Программа духовно-нравственного развития и воспитания "Росток"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
3. Задачи духовно – нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.
4. Планируемые результаты духовно – нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.
5. Сроки и этапы реализации программы.
- Основные направления, ценностные основы, виды и содержание деятельности, формы занятий с воспитанниками
- Учебный план и учебно – тематическое планирование.
- Литература
Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности «Росток» на ступени начального общего образования |
Дата принятия решения о разработке Программы | |
Дата утверждения Программы | Приказ № 24 от 16.05.2011г. Протокол № 21 от 16.05.2011г. |
Заказчик Программы | Администрация МОУ гимназия города Болхова |
Разработчики Программы | Ломова Галина Викторовна |
Основания для разработки | Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (второго поколения), + закон об образовании (Приказ МОН ….) + основная образовательная программа |
Цель Программы | Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. |
Задачи Программы |
|
Сроки и этапы реализации Программы | Сентябрь 2011- май 2015. Внедренческий этап. Ноябрь 2015 год. Заключительный этап. |
Перечень основных мероприятий Программы | Создание условий для формирования базовых духовно-нравственных ценностей и развития обучающихся на основе системно - деятельностной организации воспитания по направлениям:
|
Исполнители Программы | Воспитатель группы, родители воспитанников |
Объемы и источники финансирования Программы | Бюджетные и внебюджетные средства |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
|
Организация контроля за выполнением Программы | Мониторинг эффективности внедрения Программы:
|
Пояснительная записка
Условия современного общества стимулируют человека учиться мобильности и приобретать способность ориентироваться в новых условиях жизни. Изменяются и задачи гимназии, которая призвана вооружить учащихся средствами самоопределения в самостоятельной жизни.
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания «Росток» на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Росток» на ступени начального общего образования» (далее Программа)
- разработана в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы
- определяет содержание и организацию воспитательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры учащихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Программа «Росток» сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования и воспитания как фундамента всего последующего обучения и воспитания.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с воспитателем и сверстниками в воспитательном процессе;
- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Программа «Росток» является концептуальной и методической основой деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся на ступени начального общего образования с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей Орловской области и Болховского района, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, предусматривает формы воспитания и социализации учащихся, взаимодействия с семьёй, участия учащихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
Программа направлена на организацию нравственного уклада гимназической жизни, включающего воспитательную внеурочную, социально значимую деятельность учащихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности гимназии, семьи и других субъектов общественной жизни.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного воспитания, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции — «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности воспитанника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование основ морали — осознанной учащимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, правильном и недопустимом, укрепление у учащихся позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие учащимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской позиции;
- пробуждение веры в свою страну, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у воспитанников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях;
- знакомство воспитанников с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.
Каждое из основных направлений духовнонравственного развития и воспитания должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления самосознания гражданина России.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания «Росток» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение воспитанниками:
- воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил воспитанник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
- эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие воспитанника как личности, формирование его компетентности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности воспитанника, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности воспитателя, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям учащегося.
Воспитательные результаты распределяются
по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника со своим учителям и воспитателем как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение воспитанниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанников между собой на уровне класса, группы, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение воспитанниками начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности воспитанников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия воспитанников в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются воспитанниками и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие воспитанников достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания воспитанников — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания воспитанников на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания по программе «Росток» на ступени начального общего образования:
- имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников;
- являются ориентировочной основой для проведения оценок воспитательной деятельности образовательных учреждений в части духовно-нравственного развития и воспитания, осуществляемых в форме аккредитационных экспертиз (при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений) и в форме мониторинговых исследований.
Учебный план. 1 класс.
Цель:
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России
Категория слушателей: обучающиеся 1 класса
Срок обучения:1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | |
беседы | практи-ческие занятия | ||||
I | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | 6 | 5 | 1 | Тест |
II | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | 6 | 3 | 3 | викторина |
III | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | 7 | 3 | 4 | КВН |
IV | Воспитание ценностного отношения к природе | 6 | 3 | 3 | Игра - викторина |
V | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | 8 | 4 | 4 | Внеклассное занятие |
Итого: | 33 | 18 | 15 |
Учебно – тематический план
1 класс
Цель:
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России
Категория слушателей: учащиеся 1 класса
Срок обучения: 1 года
Режим занятий: 1 час в неделю(33 часа)
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | |||
беседа | практи-ческие занятия | Дата | |||
1 | Азбука нравственного образования | 1 | 1 | ||
2 | Государственная символика | 1 | 1 | ||
3 | Наши родители - профессионалы | 1 | 1 | ||
4 | Литературная гостиная по сказкам | 1 | 1 | ||
5 | Экскурсия на пришкольный участок | 1 | 1 | ||
6 | Доброе слово – что ясный день | 1 | 1 | ||
7 | Мои права и обязанности в гимназии | 1 | 1 | ||
8 | «Мы немножко поиграем – все профессии узнаем» | 1 | 1 | ||
9 | Изготовление поделок из природного материала «Осенние чудеса» | 1 | 1 | ||
10 | В гостях у жителей леса | 1 | 1 | ||
11 | Главные документы страны | 1 | 1 | ||
12 | Ежели вы вежливы | 1 | 1 | ||
13 | Город мастеров | 1 | 1 | ||
14 | В гостях у птиц | 1 | 1 | ||
15 | Красавица осень | 1 | 1 | ||
16 | Я люблю тебя, Россия! (конкурс рисунков) | 1 | 1 | ||
17 | Когда идёшь по улице | 1 | 1 | ||
18 | Мама на работе (конкурс рисунков) | 1 | 1 | ||
19 | Природа моего края | 1 | 1 | ||
20 | В гостях у самовара – наши традиции | 1 | 1 | ||
21 | Родословное древо | 1 | 1 | ||
22 | Нам счастья не сулит обида чья-то | 1 | 1 | ||
23 | Папа на работе (конкурс рисунков) | 1 | 1 | ||
24 | Комнатные растения и уход за ними | 1 | 1 | ||
25 | Творческая мастерская - оригами | 1 | 1 | ||
26 | Родословное древо | 1 | 1 | ||
27 | Мой класс – мои друзья | 1 | 1 | ||
28 | Я - сам | 1 | 1 | ||
29 | Любители домашних животных – «Уши, лапы, хвост» | 1 | 1 | ||
30 | Экология нашего района | 1 | 1 | ||
31 | Семейные реликвии | 1 | 1 | ||
32 | Маленькое дело лучше большого безделья | 1 | 1 | ||
33 | Обобщающее занятие. Тестирование | 1 | 1 |
Учебный план. 2 класс.
Цель:
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России
Категория слушателей: обучающиеся 1 класса
Срок обучения:1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | |
беседы | практи-ческие занятия | ||||
I | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | 6 | 5 | 1 | Тест |
II | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | 6 | 3 | 3 | викторина |
III | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | 7 | 3 | 4 | КВН |
IV | Воспитание ценностного отношения к природе | 7 | 3 | 4 | Игра - викторина |
V | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | 8 | 4 | 4 | Внеклассное занятие |
Итого: | 34 | 18 | 16 |
Учебно – тематический план
2 класс
Цель:
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России
Категория слушателей: обучающиеся 2 класса
Срок обучения: 1 года
Режим занятий: 1 час в неделю (34 часа)
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | |||
беседа | практи-ческие занятия | Дата | |||
1 | Азбука нравственного образования. «Добрым жить на свете веселей» | 1 | 1 | ||
2 | Государственная символика. Конституция. | 1 | 1 | ||
3 | Профессии наших предков (бабушки, дедушки) | 1 | 1 | ||
4 | Устное народное творчество | 1 | 1 | ||
5 | Экскурсия на пришкольный участок, парк | 1 | 1 | ||
6 | Об ответственности за правонарушения – мои права и обязанности | 1 | 1 | ||
7 | Путешествие в волшебную сказку | 1 | 1 | ||
8 | О профессиях разных, нужных и важных | 1 | 1 | ||
9 | Юные исследователи природы | 1 | 1 | ||
10 | Здравствуй осень золотая! | 1 | 1 | ||
11 | Я – гражданин России! | 1 | 1 | ||
12 | Делу время – потехе час. | 1 | 1 | ||
13 | Город мастеров | 1 | 1 | ||
14 | Изготовление кормушек для птиц | 1 | 1 | ||
15 | Золотая хохлома | 1 | 1 | ||
16 | Судьба семьи в судьбе страны | 1 | 1 | ||
17 | Подари другому радость | 1 | 1 | ||
18 | День знаек | 1 | 1 | ||
19 | Красная книга Орловского края | 1 | 1 | ||
20 | Её зовут Дымка | 1 | 1 | ||
21 | Мой город – моя жизнь | 1 | 1 | ||
22 | От чего зависит настроение | 1 | 1 | ||
23 | Важные профессии | 1 | 1 | ||
24 | Весенняя неделя добра | 1 | 1 | ||
25 | Экскурсия в парк. Наблюдение. | 1 | 1 | ||
26 | Практикум поведения в общественных местах | 1 | 1 | ||
27 | И помнит мир спасённый | 1 | 1 | ||
28 | Мы – мальчики, мы - девочки | 1 | 1 | ||
29 | Умники и умницы | 1 | 1 | ||
30 | Заповедные уголки нашего края | 1 | 1 | ||
31 | Учимся делать подарки | 1 | 1 | ||
32 | С чего начинается Родина – час поэзии | 1 | 1 | ||
33 | Чего в других не любишь, того и сам не делай | 1 | 1 | ||
34 | Обобщающее занятие. Тестирование | 1 | 1 |
Учебный план. 3 класс.
Цель:
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России
Категория слушателей: обучающиеся 1 класса
Срок обучения:1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | |
беседы | практи-ческие занятия | ||||
I | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | 6 | 5 | 1 | Тест |
II | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | 6 | 3 | 3 | викторина |
III | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | 7 | 3 | 4 | КВН |
IV | Воспитание ценностного отношения к природе | 7 | 3 | 4 | Игра - викторина |
V | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | 8 | 4 | 4 | Внеклассное занятие |
Итого: | 33 | 18 | 16 |
Учебно – тематический план
3 класс
Цель:
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России
Категория слушателей: обучающиеся 3 класса
Срок обучения: 1 года
Режим занятий: 1 час в неделю (34 часа)
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | |||
беседа | практи-ческие занятия | Дата | |||
1 | Азбука нравственного образования. «Добрым жить на свете веселей» | 1 | 1 | ||
2 | Государственная символика. Конституция. | 1 | 1 | ||
3 | Труд в нашем городе | 1 | 1 | ||
4 | Краски осени | 1 | 1 | ||
5 | Экскурсия на пришкольный участок, парк | 1 | 1 | ||
6 | Об ответственности за правонарушения – мои права и обязанности. Мой долг | 1 | 1 | ||
7 | «Здравствуйте все!» - дружим с добрыми словами | 1 | 1 | ||
8 | О профессиях разных, нужных и важных | 1 | 1 | ||
9 | Доктор на подоконнике | 1 | 1 | ||
10 | Поделки из природного материала | 1 | 1 | ||
11 | Символика моего региона | 1 | 1 | ||
12 | Любим добрые поступки | 1 | 1 | ||
13 | Город мастеров | 1 | 1 | ||
14 | Изготовление кормушек для птиц | 1 | 1 | ||
15 | Голубая гжель | 1 | 1 | ||
16 | Судьба семьи в судьбе страны | 1 | 1 | ||
17 | Твоя речь: слово ранит, слово лечит | 1 | 1 | ||
18 | Гимназия, а дальше? | 1 | 1 | ||
19 | Красная книга Болховского района | 1 | 1 | ||
20 | Музыка природы | 1 | 1 | ||
21 | Мои права и обязанности в семье | 1 | 1 | ||
22 | Умейте дружбой дорожить | 1 | 1 | ||
23 | Кем быть? | 1 | 1 | ||
24 | Весенняя неделя добра | 1 | 1 | ||
25 | Народные игры | 1 | 1 | ||
26 | И помнит мир спасённый | 1 | 1 | ||
27 | Я среди людей «У меня зазвонил телефон» - этик общения | 1 | 1 | ||
28 | Эрудит - шоу | 1 | 1 | ||
29 | Берегите лес! | 1 | 1 | ||
30 | Экскурсия в парк | 1 | 1 | ||
31 | Праздник комплиментов | 1 | 1 | ||
32 | С чего начинается Родина – час поэзии | 1 | 1 | ||
33 | Коллектив начинается с меня | 1 | 1 | ||
34 | Обобщающее занятие. Тестирование | 1 | 1 |
Учебный план. 4 класс.
Цель:
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России
Категория слушателей: обучающиеся 4 класса
Срок обучения:1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | |
беседы | практи-ческие занятия | ||||
I | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | 6 | 5 | 1 | Тест |
II | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | 6 | 3 | 3 | викторина |
III | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | 7 | 3 | 4 | КВН |
IV | Воспитание ценностного отношения к природе | 7 | 3 | 4 | Игра - викторина |
V | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | 8 | 4 | 4 | Внеклассное занятие |
Итого: | 33 | 18 | 16 |
Учебно – тематический план
4 класс
Цель:
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России
Категория слушателей: обучающиеся 4 класса
Срок обучения: 1 года
Режим занятий: 1 час в неделю (34 часа)
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | |||
беседа | практи-ческие занятия | Дата | |||
1 | Азбука нравственного образования. «Добрым жить на свете веселей» | 1 | 1 | ||
2 | Государственная символика. Конституция. | 1 | 1 | ||
3 | Как всё успеть | 1 | 1 | ||
4 | Поэты - земляки | 1 | 1 | ||
5 | Экскурсия на пришкольный участок, парк | 1 | 1 | ||
6 | Об ответственности за правонарушения – мои права и обязанности | 1 | 1 | ||
7 | Школьный этикет. Как стать лучше? | 1 | 1 | ||
8 | О профессиях разных, нужных и важных | 1 | 1 | ||
9 | Юные исследователи природы | 1 | 1 | ||
10 | Осенний бал «Листопад» | 1 | 1 | ||
11 | Я – гражданин России! | 1 | 1 | ||
12 | Какой я? – этикет одежды | 1 | 1 | ||
13 | Город мастеров | 1 | 1 | ||
14 | Изготовление кормушек для птиц | 1 | 1 | ||
15 | В человеке всё должно быть прекрасно | 1 | 1 | ||
16 | Судьба семьи в судьбе страны | 1 | 1 | ||
17 | Моя самооценка | 1 | 1 | ||
18 | О трудолюбии и делах каждого дня | 1 | 1 | ||
19 | Экология нашего края | 1 | 1 | ||
20 | Что умеют наши руки | 1 | 1 | ||
21 | Музей нашей гимназии | 1 | 1 | ||
22 | Каждый интересен | 1 | 1 | ||
23 | «АБВГДка» | 1 | 1 | ||
24 | Весенняя неделя добра | 1 | 1 | ||
25 | Посещение краеведческого музея | 1 | 1 | ||
26 | И помнит мир спасённый | 1 | 1 | ||
27 | Тепло родного дома | 1 | 1 | ||
28 | Береги природу! | 1 | 1 | ||
29 | Выращивание рассады для озеленения клумбы | 1 | 1 | ||
30 | Счастливая семья - счастлив я! | 1 | 1 | ||
31 | Экскурсия в природу | 1 | 1 | ||
31 | Учимся ходить в гости и принимать гостей | 1 | 1 | ||
32 | Вот и стали добрее, умнее, взрослее… | 1 | 1 | ||
33 | Обобщающее занятие. Тестирование | 1 | 1 |
Диагностика.
Метод «Беседа»
(предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление
Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Что мы ценим в людях»
(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать»
(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
отношения ко мне, я …
Методика «Закончи предложение»
(методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как …
когда я был маленьким, моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)
Анкета-опросник «Настоящий друг»
(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов
(методика Н.П. Капустиной) 1 – 2-е классы
Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: - мне интересно учиться - я люблю мечтать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - мне нравится выполнять домашние задания - я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
2. ТРУДОЛЮБИЕ: - я старателен в учебе - я внимателен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу - мне нравится дежурство в школе | |||
3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: - к земле - к растениям - к животным - к природе | |||
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ: - я выполняю правила для учащихся - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы | |||
5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ: - я аккуратен в делах - я опрятен в одежде - мне нравится красивое вокруг меня - я вежлив в отношениях с людьми | |||
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ: - я управляю собой - я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой - у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов:5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция
Литература.
- Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
- Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
- Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999, №4.;
- Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 2000.
- Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. №9–10.
- Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.
- Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993
- Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.
- Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».
Современное российское общество переживает период долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формиров...
Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...