Программа духовно-нравственного развития и воспитания "Росток"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ломова Галина Викторовна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rostok.doc808.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

     1. Паспорт программы          

     2. Пояснительная записка  

     3.   Задачи духовно – нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.

     4. Планируемые результаты   духовно – нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.

     5. Сроки и этапы реализации программы.

  1. Основные направления, ценностные основы, виды и содержание деятельности, формы занятий с воспитанниками              
  2. Учебный план и учебно – тематическое планирование.
  3. Литература    

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности «Росток»  на ступени начального общего образования

Дата принятия решения о разработке Программы

Дата утверждения Программы

Приказ № 24 от 16.05.2011г.

Протокол № 21 от 16.05.2011г.

Заказчик Программы

Администрация МОУ гимназия города Болхова

Разработчики Программы

Ломова Галина Викторовна

Основания для разработки

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (второго поколения), + закон об образовании (Приказ МОН ….) + основная образовательная программа

Цель Программы

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи Программы

  • Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма и  уважение к правам, свободам и обязанностям человека
  • Формировать моральные нормы и правила нравственного поведения
  • Воспитывать ценностное отношение к учебному и физическому труду; формировать первоначальные навыки общественно-полезной и личностно-значимой деятельности
  • Воспитывать ценностное отношения к природе, окружающей среде
  • Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления об эстетических идеалах и ценностях
  • Совершенствовать педагогическое мастерство и повышение квалификации воспитателя в сфере духовно-нравственного воспитания
  • Формировать представления о семейных ценностях и уважение к ним.

Сроки  и этапы реализации Программы

Сентябрь 2011- май 2015. Внедренческий этап.

Ноябрь 2015 год. Заключительный этап.

Перечень основных мероприятий Программы

Создание условий для формирования базовых духовно-нравственных ценностей и развития обучающихся на основе системно - деятельностной организации воспитания   по направлениям:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Исполнители Программы

Воспитатель группы, родители воспитанников

Объемы и источники финансирования Программы

Бюджетные и внебюджетные средства

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • Сформированность ценностного отношения к России, родному краю и уважение к правам, свободам и обязанностям человека
  • Сформированность моральных норм и правил нравственного поведения
  • Ценностное отношение к учебному и физическому труду; владение первоначальными навыками общественно-полезной и личностно-значимой деятельности
  • Ценностное отношение к природе, окружающей среде
  • Ценностное отношение к прекрасному и  сформированность  элементарных представлений  об эстетических идеалах и ценностях
  • Рост  педагогического мастерства и повышение квалификации педагогов в сфере духовно-нравственного воспитания
  • Наличие эффективной воспитательной системы на основе  социального партнерства  с семьями обучающихся и учреждениями  микрорайона

Организация контроля за выполнением Программы

Мониторинг эффективности внедрения Программы:

  • декабрь 2011, 2012, 2013, 2014 – подведение итогов на МО классных руководителей,
  • май 2012, 2013, 2014 – подведение итогов на совещании при директоре,
  • май 2015 - подведение итогов на педсовете,
  • ноябрь 2015 - подведение итогов на заседании Управляющего совета.

Пояснительная записка

Условия современного общества стимулируют человека учиться мобильности и приобретать  способность ориентироваться в новых условиях жизни. Изменяются и задачи гимназии, которая призвана вооружить учащихся средствами самоопределения в самостоятельной жизни.

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания  «Росток» на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

«Программа духовно-нравственного развития и воспитания  «Росток» на ступени начального общего образования» (далее Программа)

 - разработана в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования,  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы

 - определяет содержание и организацию воспитательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры учащихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Программа «Росток» сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования и воспитания как фундамента всего последующего обучения и воспитания.

       Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

 - с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

 - с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

 - с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

 - с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с воспитателем и сверстниками в воспитательном процессе;

 - с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

 - с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Программа «Росток» является  концептуальной и методической основой деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся на ступени начального общего образования с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей Орловской области и Болховского района, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, предусматривает  формы воспитания и социализации учащихся, взаимодействия с семьёй, участия учащихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Педагогическая организация  процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта,  общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Программа направлена на организацию нравственного уклада гимназической жизни, включающего воспитательную внеурочную, социально значимую деятельность учащихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности гимназии, семьи и других субъектов общественной жизни.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

 - формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного воспитания, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции — «становиться лучше»;

 - укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности воспитанника поступать согласно своей совести;

 - формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

 - формирование основ морали — осознанной учащимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, правильном и недопустимом, укрепление у учащихся позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

 - принятие учащимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 - формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

 - формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

 - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

 - формирование основ российской гражданской позиции;

 - пробуждение веры в свою страну, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

 - воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

 - формирование патриотизма и гражданской солидарности;

 - развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

 - укрепление доверия к другим людям;

 - развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

 - формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

 - формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

 - формирование отношения к семье как основе российского общества;

 - формирование у воспитанников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

 - формирование представления о семейных ценностях;

 - знакомство воспитанников с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.

Каждое из основных направлений духовнонравственного развития и воспитания должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления самосознания гражданина России.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания «Росток» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение воспитанниками:

 - воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил воспитанник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

- эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие воспитанника как личности, формирование его компетентности и т. д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности воспитанника, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности воспитателя, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям учащегося.

Воспитательные результаты распределяются

по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника со своим учителям и воспитателем как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение воспитанниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанников между собой на уровне класса, группы, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение воспитанниками начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

 - на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

 - на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности воспитанников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

 - на третьем уровне создаются необходимые условия для участия воспитанников в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются воспитанниками и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие воспитанников достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания воспитанников — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания воспитанников на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

 - ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

 - элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

 - первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

 - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

 - опыт социальной и межкультурной коммуникации;

 - начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

 - начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

 - нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

 - уважительное отношение к традиционным религиям;

 - неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

 - способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

 - уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

 - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

 - ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

 - ценностное и творческое отношение к учебному труду;

 - элементарные представления о различных профессиях;

 - первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

 - осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

 - первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

 - потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

 - мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое  воспитание):

 - ценностное отношение к природе;

 - первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

 - элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

 - первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

 - личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

 - первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

 - первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

 - элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

 - первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

 - первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

 - первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

 - мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания по программе «Росток» на ступени начального общего образования:

 - имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников;

 - являются ориентировочной основой для проведения оценок воспитательной деятельности образовательных учреждений в части духовно-нравственного развития и воспитания, осуществляемых в форме аккредитационных экспертиз (при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений) и в форме мониторинговых исследований.

Учебный план. 1 класс.

Цель: 

 - элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

 - ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

 - начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  - элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

 - интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России

Категория слушателей: обучающиеся 1 класса

Срок обучения:1 год

Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Форма

контроля

беседы

практи-ческие

занятия

I

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

6

5

1

Тест

II

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

6

3

3

викторина

III

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

7

3

4

КВН

IV

Воспитание ценностного отношения к природе

6

3

3

Игра - викторина

V

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

8

4

4

Внеклассное занятие

Итого: 

33

18

15

Учебно – тематический план

1 класс

Цель:

- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

 - ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

 - начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  - элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

 - интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России

Категория слушателей: учащиеся 1 класса

Срок обучения: 1 года

Режим занятий:  1 час в неделю(33 часа)

 

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

беседа

практи-ческие

занятия

Дата

1

Азбука нравственного образования

1

1

2

Государственная символика

1

1

3

Наши родители - профессионалы

1

1

4

Литературная гостиная по сказкам

1

1

5

Экскурсия на пришкольный участок

1

1

6

Доброе слово – что ясный день

1

1

7

Мои права и обязанности в гимназии

1

1

8

«Мы немножко поиграем – все профессии узнаем»

1

1

9

Изготовление поделок из природного материала «Осенние чудеса»

1

1

10

В гостях у жителей леса

1

1

11

Главные документы страны

1

1

12

Ежели вы вежливы

1

1

13

Город мастеров

1

1

14

В гостях у птиц

1

1

15

Красавица осень

1

1

16

Я люблю тебя, Россия! (конкурс рисунков)

1

1

17

Когда идёшь по улице

1

1

18

Мама на работе (конкурс рисунков)

1

1

19

Природа  моего края

1

1

20

В гостях у самовара – наши традиции

1

1

21

Родословное древо

1

1

22

Нам счастья не сулит обида чья-то

1

1

23

Папа на работе (конкурс рисунков)

1

1

24

Комнатные растения и уход за ними

1

1

25

Творческая мастерская - оригами

1

1

 26

Родословное древо

1

1

27

Мой класс – мои друзья

1

1

28

Я - сам

1

1

29

Любители домашних животных – «Уши, лапы, хвост»

1

1

30

Экология нашего района

1

1

31

Семейные реликвии

1

1

32

Маленькое дело лучше большого безделья

1

1

33

Обобщающее занятие. Тестирование

1

1

Учебный план. 2 класс.

Цель: 

 - элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

 - ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

 - начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  - элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

 - интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России

Категория слушателей: обучающиеся 1 класса

Срок обучения:1 год

Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Форма

контроля

беседы

практи-ческие

занятия

I

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

6

5

1

Тест

II

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

6

3

3

викторина

III

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

7

3

4

КВН

IV

Воспитание ценностного отношения к природе

7

3

4

Игра - викторина

V

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

8

4

4

Внеклассное занятие

Итого: 

34

18

16

Учебно – тематический план

2 класс

Цель:

- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

 - ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

 - начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  - элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

 - интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России

Категория слушателей: обучающиеся 2  класса

Срок обучения: 1 года

Режим занятий:  1 час в неделю (34 часа)

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

беседа

практи-ческие

занятия

Дата

1

Азбука нравственного образования. «Добрым жить на свете веселей»

1

1

2

Государственная символика. Конституция.

1

1

3

Профессии наших предков (бабушки, дедушки)

1

1

4

Устное народное творчество

1

1

5

Экскурсия на пришкольный участок, парк

1

1

6

Об ответственности за правонарушения – мои права и обязанности

1

1

7

Путешествие в волшебную сказку

1

1

8

О профессиях разных, нужных и важных

1

1

9

Юные исследователи природы

1

1

10

Здравствуй осень золотая!

1

1

11

Я – гражданин России!

1

1

12

Делу время – потехе час.

1

1

13

Город мастеров

1

1

14

Изготовление кормушек для птиц

1

1

15

Золотая хохлома

1

1

16

Судьба семьи в судьбе страны

1

1

17

Подари другому радость

1

1

18

День знаек

1

1

19

Красная книга Орловского края

1

1

20

Её зовут Дымка

1

1

21

Мой город – моя жизнь

1

1

22

От чего зависит настроение

1

1

23

Важные профессии

1

1

24

Весенняя неделя добра

1

1

25

Экскурсия в парк. Наблюдение.

1

1

26

Практикум поведения в общественных местах

1

1

 27

И помнит мир спасённый

1

1

28

Мы – мальчики, мы - девочки

1

1

29

Умники и умницы

1

1

30

Заповедные уголки нашего края

1

1

31

Учимся делать подарки

1

1

32

С чего начинается Родина – час поэзии

1

1

33

Чего в других не любишь, того и сам не делай

1

1

34

Обобщающее занятие. Тестирование

1

1

Учебный план. 3 класс.

Цель: 

 - элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

 - ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

 - начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  - элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

 - интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России

Категория слушателей: обучающиеся 1 класса

Срок обучения:1 год

Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Форма

контроля

беседы

практи-ческие

занятия

I

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

6

5

1

Тест

II

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

6

3

3

викторина

III

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

7

3

4

КВН

IV

Воспитание ценностного отношения к природе

7

3

4

Игра - викторина

V

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

8

4

4

Внеклассное занятие

Итого: 

33

18

16

Учебно – тематический план

3 класс

Цель:

- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

 - ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

 - начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  - элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

 - интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России

Категория слушателей: обучающиеся 3  класса

Срок обучения: 1 года

Режим занятий:  1 час в неделю (34 часа)

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

беседа

практи-ческие

занятия

Дата

1

Азбука нравственного образования. «Добрым жить на свете веселей»

1

1

2

Государственная символика. Конституция.

1

1

3

Труд в нашем городе

1

1

4

Краски осени

1

1

5

Экскурсия на пришкольный участок, парк

1

1

6

Об ответственности за правонарушения – мои права и обязанности. Мой долг

1

1

7

«Здравствуйте все!» - дружим с добрыми словами

1

1

8

О профессиях разных, нужных и важных

1

1

9

Доктор на подоконнике

1

1

10

Поделки из природного материала

1

1

11

Символика моего региона

1

1

12

Любим добрые поступки

1

1

13

Город мастеров

1

1

14

Изготовление кормушек для птиц

1

1

15

Голубая гжель

1

1

16

Судьба семьи в судьбе страны

1

1

17

Твоя речь: слово ранит, слово лечит

1

1

18

Гимназия, а дальше?

1

1

19

Красная книга Болховского района

1

1

20

Музыка природы

1

1

21

Мои права и обязанности в семье

1

1

22

Умейте дружбой дорожить

1

1

23

Кем быть?

1

1

24

Весенняя неделя добра

1

1

25

Народные игры

1

1

 26

И помнит мир спасённый

1

1

27

Я среди людей «У меня зазвонил телефон» - этик общения

1

1

28

Эрудит - шоу

1

1

29

Берегите лес!

1

1

30

Экскурсия в парк

1

1

31

Праздник комплиментов

1

1

32

С чего начинается Родина – час поэзии

1

1

33

Коллектив начинается с меня

1

1

34

Обобщающее занятие. Тестирование

1

1

Учебный план. 4 класс.

Цель: 

 - элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

 - ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

 - начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  - элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

 - интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России

Категория слушателей: обучающиеся 4 класса

Срок обучения:1 год

Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Форма

контроля

беседы

практи-ческие

занятия

I

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

6

5

1

Тест

II

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

6

3

3

викторина

III

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

7

3

4

КВН

IV

Воспитание ценностного отношения к природе

7

3

4

Игра - викторина

V

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

8

4

4

Внеклассное занятие

Итого: 

33

18

16

Учебно – тематический план

4 класс

Цель:

- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

 - ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

 - начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  - элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

 - интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России

Категория слушателей: обучающиеся 4  класса

Срок обучения: 1 года

Режим занятий:  1 час в неделю (34 часа)

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

беседа

практи-ческие

занятия

Дата

1

Азбука нравственного образования. «Добрым жить на свете веселей»

1

1

2

Государственная символика. Конституция.

1

1

3

Как всё успеть

1

1

4

Поэты - земляки

1

1

5

Экскурсия на пришкольный участок, парк

1

1

6

Об ответственности за правонарушения – мои права и обязанности

1

1

7

Школьный этикет. Как стать лучше?

1

1

8

О профессиях разных, нужных и важных

1

1

9

Юные исследователи природы

1

1

10

Осенний бал «Листопад»

1

1

11

Я – гражданин России!

1

1

12

Какой я? – этикет одежды

1

1

13

Город мастеров

1

1

14

Изготовление кормушек для птиц

1

1

15

В человеке всё должно быть прекрасно

1

1

16

Судьба семьи в судьбе страны

1

1

17

Моя самооценка

1

1

18

О трудолюбии и делах каждого дня

1

1

19

Экология нашего края

1

1

20

Что умеют наши руки

1

1

21

Музей нашей гимназии

1

1

22

Каждый интересен

1

1

23

«АБВГДка»

1

1

24

Весенняя неделя добра

1

1

25

Посещение краеведческого музея

1

1

 26

И помнит мир спасённый

1

1

27

Тепло родного дома

1

1

28

Береги природу!

1

1

29

Выращивание рассады для озеленения клумбы

1

1

30

Счастливая семья - счастлив я!

1

1

31

Экскурсия в природу

1

1

31

Учимся ходить в гости и принимать гостей

1

1

32

Вот и стали добрее, умнее, взрослее…

1

1

33

Обобщающее занятие. Тестирование

1

1

Диагностика.

Метод «Беседа»

(предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление

Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика «Что мы ценим в людях» 

(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать»

(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

отношения ко мне, я …

Методика «Закончи предложение»

(методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)

 Анкета-опросник «Настоящий друг»

(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов

(методика Н.П. Капустиной)                                                 1 – 2-е классы

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

-   мне интересно учиться

-   я люблю мечтать

-   мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

-   мне нравится выполнять домашние задания

-   я стремлюсь получать хорошие отметки

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

-   я старателен в  учебе

-   я внимателен

-   я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

-   мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

-   мне нравится дежурство в школе

3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

-   к земле

-   к растениям

-   к животным

-   к природе

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

-   я выполняю правила для учащихся

-   я добр в отношениях с людьми

-   я участвую в делах класса и школы

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

-   я аккуратен в делах

-   я опрятен в одежде

-   мне нравится красивое вокруг меня

-   я вежлив в отношениях с людьми

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

-   я управляю собой

-   я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

-   у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция

Литература.

  1. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
  2. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:  1991. – 120 с.
  3. Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст  /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
  4. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999, №4.;
  5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 2000.
  6. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. №9–10.
  7. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.
  8. Моисеев, В. Наедине с природой  Текст  /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993
  9. Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь  Текст  / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.
  10. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».

Современное российское общество переживает период  долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формиров...

Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...