Урок нравственности "Мир доброты"
классный час (2 класс) на тему
Урок нравственности продолжает формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mir_dobroty.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Магдагачинская общеобразовательная средняя школа №2
УРОК НРАВСТВЕННОСТИ «МИР ДОБРОТЫ»
Разработала: учитель начальных классов
Кузнецова Н.П
2012 год
Тема: Мир доброты
Цель: воспитание высоконравственных людей.
Задачи:
помочь учащимся стать нравственно совершеннее, чище, помочь сделать свой нравственный выбор;
содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию и отдавать себе отчет в том, какую жизнь он предпочитает;
учить нести полную ответственность за свой выбор;
научить интерпретировать происходящее с точки зрения общих основ жизни собственным отношением к тому или иному явлению.
- Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость. Учить учиться самостоятельному выполнению заданий.
Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД, учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, , способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Регулятивные универсальные учебные действия направлены на планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действия, операций, действий по плану; контролю процесса и результатов деятельности детей. К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.
Основным средством формирования УУД в данном занятии являются вариативные по формулировке задания (объясни, оцени, сравни, верно ли утверждение, догадайся, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обсуждения содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе (к процессу познания).
Вариативные учебные задания целенаправленно формируют у детей весь комплекс УУД, который следует рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Оборудование: картинки к уроку, интерактивная доска, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1 Орг.момент. Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Ребята, вы видите солнце. А теперь закройте глаза и представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики. Под его лучами вы становитесь добрее, умнее, внимательнее друг к другу.
А теперь пошлите солнечные лучики маме, папе и всем близким людям, пожелайте мысленно им здоровья и радости. И ещё пошлите добрые лучики всем: гостям, давайте мы им тоже пожелаем доброго дня и отличного настроения, людям Земли пусть все люди любят друг друга и берегут мир А теперь откройте глаза и сядьте на свои места.
2. Вступительное слово
Сегодня у нас необычное занятие. Но прежде чем мы начнём разговор, я бы хотела, чтобы вы на листочках отметили своё настроение. Посмотри на «шустриков». Раскрась того «шустрика», у которого такое же настроение как у тебя.
(Дети выполняют задание.)
Учитель: Отложите листочки в сторону
А начнем мы его со знакомого вам песни (песня кота Леопольда «Если добрый ты»)
Ребята, о каком человеке поет Леопольд?
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Да, доброте.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте!
Вся в голубой и звездной красоте Земля ДОБРА!
Она дарит нас хлебом, живой водой и деревом в цвету!
Под этим часто неспокойным небом
Давайте воспевать мы доброту!
С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?
Поможет вам в этом следующий слайд 1 слайд
Дети: Это всё красивое, хорошее. Когда человек совершает хорошие поступки: о ком-то заботится, оказывает помощь и т.д.
Учитель Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,…. Добро – это когда люди содействуют, помогают дрг другу.
- Кто такой добрый человек?
- Добрый человек – это тот, кто
• любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
• любит природу и бережет ее.
• вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
• любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты 2 слайд
3. Объявление темы занятия
4.Работа с материалом
а) Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю 3 слайд
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
б) нужно будет определить, в каких словах живет добро(на доску вывешиваются по одному слова):
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ
ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ
ДОБРОСОВЕСТНЫЙ
ДОБРОДЕТЕЛЬ
ДОБРОДУШНЫЙ
ДОБРЫЙ ДЕНЬ
ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ
(Дети при помощи учителя объясняют смысл каждого слова, при этом после каждого объяснения необходимо спросить у детей, в каких ситуациях они это могли наблюдать ?
в) А как вы думаете, где живет доброта?(ответы детей)
Сейчас послушаем Диму,.может он нам об этом расскажет? (Учение читает стихотворение наизусть)
В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда .спросишь ,ты ,в доме столько доброты?
Так где же мы найдем доброту?(ответы детей)
Прежде всего в наших сердцах, наших словах и наших делах, поступках!
Учитель: А что такое зло?
Дети: Плохие поступки, грубость, неуважение, нечто противоположное добру.
Учитель: Л.Н.Толстой считал, что «доброта – это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее, полезное».
Учитель:Ребята, мы с вами изучали сказки. Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Я называю сказочного героя добрый герой – похлопали в ладоши, злой герой – закрыли глаза руками
Игра «Сказочный герой –добрый и злой»
Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина, Папа –Карло
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
Учитель: Ребята, а вы в жизни сталкивались с добром и злом?
(Ответы детей.)
Учитель: Как вы считаете, каких людей больше на земле: добрых или злых?
Дети: Добрых.
– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и мы в этом убедились на примере сказок. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.
г) «Восстановите пословицы» (работа в группах )
1) Жизнь дана на добрые дела.
2) Доброе слово человеку, что дождь в засуху
3) Чем человек умнее, тем больше терпения.
Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки, пословицы, песни.
Учитель: 16 ноября во многих странах отмечается Международный день толерантности.
Учитель: Перед вами цветок толерантности. Давайте рассмотрим его. Толерантность – это доброта души. Мы сейчас об этом говорили. Толерантность – это милосердие.
Учитель: Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это уважение и дружба.
На планете Земля живёт много народов, много разных национальностей. Независимо от национальности и цвета кожи все люди равны и должны жить в дружбе и согласии.
Толерантность – это терпение. Мы уже второй год с вами вместе. Вы сдружились друг с другом за это время. Но всё же иногда между вами возникают ссоры. Почему это происходит?
Дети: Мы иногда не уступаем друг другу, не хватает терпения понять и выслушать другого.
Учитель: А что же нужно сделать, чтобы избежать ссор?
Дети: Быть более внимательными друг к другу, относиться с уважением, проявлять терпение.
1 ученик: Что такое толерантность?
2 ученик: Доброта, любовь и смех.
1 ученик: Что такое толерантность?
2 ученик: Счастье, дружба и успех.
Вместе: Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
д) Вот ребята, мы и добрались до Доброй земли.
Изготовление коллажа.
Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.
Первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Сейчас я раздам слова. Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их на солнце вместо лучиков.
Развязный, аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый
Солнце дает жизнь на Земле, значит, на Доброй земле должны цвести сады, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.
Вторая команда приклеит к дереву корни, на них напишет свои добрые слова, ведь дерево вырастет сильным только тогда, когда у него будут добрые (крепкие) корни.
Третья команда напишет на цветах добрые мысли.
Четвертая команда напишет на плодах добрые поступки
5. Рефлексия.
Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Мне кажется, что здесь кого – то не хватает. Конечно же, нас!!! Наших добрых сердец!!!
Продолжение жизни на картине, на нашей Земле зависит от нас, от того какие поступки будем совершать (подпишите свои «сердца», приклейте на картину и выскажите свои отзывы о нашем уроке:
Какие поступки будете совершать?
Чему мы учились на занятии?
О чем расскажите родителям?)
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
Учитель: Посмотрите ещё раз на «шустриков» и подумайте, изменилось ли ваше настроение после нашего урока. Если оно стало лучше, то раскрасьте ещё одного «шустрика».
Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Сегодня я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. И приглашаю всех исполнить песню.
Коллективное исполнение песни "Дорогою добра ”
1. Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди 2 раза
Дорогою добра.
2.Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо, 2 раза
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
3.Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди 2 раза
Дорогою добра.
4.Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный, 2 раза
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Занятие окончено! Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока самопознание «Добротой себя измерь» для учащихся 2 класса
Конспект урокасамопознание «Добротой себя измерь» для учащихся 2 класса Тема урока: «Добротой себя измерь»Цель урока: углубление представлений учащихся о понятии «доброта...
Открытый урок самопознания " Доброта- солнце, согревающее человека"
Данный урок разработан для детей начальных классов.Целью которого является: формирование у учащихся представления о добре и зле, Корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу в умении выражать ...
Урок о доброте 1 сентября
Цель: воспитание доброжелательного отношения к людям, взаимопонимания, стремления к самосовершенствованию.Задачи:Воспитательная:содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного о...
презентация Урок о доброте 1 сентября 2018 год
Использование на уроках ИКТ позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немало важный элемент, как игра. Яркие образы, впечатляющи...
Презентация Урок о доброте 1 сентября
Презентация Урок о доброте 1 сентября...
Урок о доброте
Урок о доброте...