Диагностика в работе классного руководителя.
статья (3 класс) на тему
Диагностика в работе классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_v_rabote_klassnogo_rukovoditelya.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика в работе классного руководителя.
Слайд№1
Диагностика- не панацея, а средство, которое может помочь
сделать проблему беспроблемной
Д.Добсон
Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. Она может быть использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей.
Диагностика – оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. СЛАЙД №2
Диагностика позволяет: СЛАЙД №3
Хорошо узнать детей
Проследить их развитие и становление личности
Владеть психологической ситуацией
Определить перспективы дальнейшего развития
Диагностика бывает 3 типов: СЛАЙД №4
Начальная (планирование и управление классным коллективом)
Корректирующая (ориентирует на изменения)
Обобщающая (прогнозирование результатов работы)
Диагностика связана СЛАЙД№5
Со сбором
Хранением
Переработкой
Использованием информации для управления учебно-воспитательным процессом
Проведение диагностических исследований накладывает определённые обязанности: СЛАЙД №6
Соблюдение строгой конфиденциальности.
Не всегда в ходе диагностики материалы носят объективный характер. Это значит, что материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке.
Любой диагностический материал должен быть составлен таким образом, чтобы в нём не было некорректных фраз, которые могли бы задеть достоинство человека.
Методы диагностики: СЛАЙД №7
Опрос (позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и решениям)
Беседа
Наблюдение( даёт возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности)
Анкетирование (дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив)
Метод незаконченного предложения
Метод социометрического выбора
Рисуночные тесты
Сочинения (позволяют изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития, личностных качеств, отношение к миру)
Что касается сочинений, то это отличная диагностика учащихся в различных направлениях развития личности. Так сочинение «Самое дорогое в моём доме» выявляет уровень ценностей ребёнка: кто- то перечисляет материальные ценности ( золото, мебель, холодильник,варенье-самое главное, чтобы оно не прокисло,игрушки,животные и, наконец, основное- мама, папа, семья.) Сейчас дети намного чаще выбирают семью, что очень радует.
Анкетирование применяется очень часто. Можно перечислить некоторые темы анкет:
«Сфера интересов учащихся»
«Самоанализ личности»
«Направленность личности»
«Проявление учащимися темперамента»
«Наблюдение за поведением ребёнка»
«Признаки импульсивности»
«Шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи»
«Критерии выявления гиперактивного ребёнка»
Но для учащихся младших классов(1-2) анкетирование мало подходит, так как дети очень маленькие, не могут справиться с большими текстами.
Единственное, что подходит- это анкетирование родителей, начиная с первого родительского собрания .Результаты позволяют быстрее познакомиться с семьями учеников.
В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей. Одним из существенных принципов является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Педагогам необходимо иметь в своём арсенале диагностические «инструменты», позволяющие понять ДУШУ ребёнка, его эмоциональное состояние.
Исследованию эмоциональной сферы детей,в отличие от интеллектуальной, посвящено мало материала.
В своих классах я постоянно использую методы ПСИХОДИАГНОСТИКИ.
Я очень люблю психологию, читаю много книг в этой области, люблю, когда психологи приходят в класс с различными видами исследования детей. Но я считаю, что этого мало, психологи нас посещают редко. Поэтому я сама провожу некоторые виды психодиагностики.
Самый первый тест «Домик»
Проводится в 1 классе, в сентябре. Дети ещё не умеют писать, но печатают буквы. Им предлагается нарисовать домик, окна в нём. В окнах поселить себя, маму, папу, бабушку, дедушку.
Дети на этом не останавливаются и заселяют туда и дядю, и тётю, и собаку, кошку. Расширяют рисунок, добавляя деревья, цветы, забор. Но есть рисунки, в которых нет самого ребёнка, или ребёнок один. Это уже о многом говорит, а именно:
о месте ребёнка в семье, внутрисемейных отношениях.
Тест «Лестница самооценок». СЛАЙД №8
Детям предлагается лист , на котором нарисовано 6 лестниц с пятью ступеньками. Произносится инструкция:
- Представьте себе, что на этих лесенках стоят все дети, которые живут на планете.
1 лесенка- на самую верхнюю ступеньку встали самые добрые дети,
ниже- менее добрые, ещё ниже- ещё менее добрые и т. д., на последней- совсем недобрые. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? (рисуют человечка или ставят крестик)
2 лесенка- на самой верхней ступеньке- самые умные,ниже- менее умные и т.д., на нижней-ещё менее умные.
3 лесенка- на верхней ступеньке- самые здоровые, …..,на нижней-совсем нездоровые.
4 лесенка- самые весёлые, …на нижней- совсем невесёлые.
5 лесенка- самые общительные (легко общаются с незнакомыми),
…,на нижней-замкнутые, любит быть один.
6 лесенка- самые послушные,…,нижняя- непослушные.
Результаты:
Нормальная самооценка- на 4-5 ступенях.
Одна тройка- не страшно.
Раньше дети больше выбирали верхние ступеньки.
Сейчас большинство имеют заниженную самооценку.(10 чел.-норма)
Заниженная самооценка парализует деятельность.
Заниженная самооценка говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям,неврозам, асоциальности у детей. Это связано с холодным отношением к детям в семье,суровым авторитарным воспитанием. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Или постоянно опекают и контролируют. Об этом я сообщаю родителям на собрании или в индивидуальной беседе.
Социометрия.
Проводится в конце 1 класса.
Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в классе и положение в них каждого ребёнка; измерение степени разобщённости- сплочённости в классе , выявление лидеров , актива класса, «отвергнутых» по признакам симпатии-антипатии.
Задачи:
Сплотить коллектив;
Создать психоэмоциональный комфорт в коллективе;
Формировать толерантное отношение друг к другу.
Результаты.
Наблюдается смена лидеров. В 1 классе выбрали одних учащихся, во 2 классе в лидеры вышли другие учащиеся. Такие изменения требуют сделать перегруппировку в командах так, чтобы снизить напряжённость в коллективе.
4.Рисуночные тесты. СЛАЙД №9
При диагностике я использую рисуночные тесты, так как из них можно много узнать о внутреннем мире ребёнка, о его душевных переживаниях, о его характере, о семейных отношениях, раскрыть проблемы эмоционального характера, выявить различного рода страхи, трудности в восприятии учебного материала. Вместе с тем дети охотно выполняют задания, так как рисование- это привычный и понятный вид деятельности. Дети очень любят рисовать.
Тест «Кактус» СЛАЙД№10
В последнее время участились случаи детской агрессии в отношении сверстников и взрослых. На становление агрессивного поведения ребёнка оказывают влияние многие факторы: соматические заболевания или заболевания головного мозга, различные социальные факторы, стили воспитания в семье. Подтверждается тот факт, что сцены насилия в кино способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.
Виды агрессии:
-физическая(ребёнок дерётся, кусается, ломает, швыряет предметы и т.д.)
- вербальная ( ребёнок кричит, угрожает, оскорбляет других)
- косвенная (ребёнок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников)
Способы выражения (выплёскивания) гнева: СЛАЙД №11
Громко спеть любимую песню.
Попрыгать на скакалке
Пускать мыльные пузыри
Пробежать по коридору школы
Быстрыми движениями руки стереть с доски
Погоняться за кошкой, собакой
Сломать несколько игрушек
Стучать карандашом по парте
С помощью теста «Кактус» можно увидеть эмоциональное состояние ребёнка, отметить наличие агрессивности, её интенсивность.
Задание: на листе бумаги нарисовать кактус таким, каким представляешь.
Рисунок в центре- стремление к лидерству;
Мелкий рисунок- неуверенность в себе;
Цветок в горшке- стремление к домашней защите;
Дикорастущий-одиночество;
Сильно торчащие,длинные, близко расположенные иголки- агрессивность.
( есть лысые кактусы, есть с иголками внутри)
Тест «Несуществующее животное» СЛАЙД №12
Является одним из самых информативных рисуночных методик.
Исследует состояние психики, выявляет скрытые эмоции у детей.
Задание: На листе бумаги нарисовать животное, которого никогда не было в природе, дать ему название. По окончании работы ученик говорит, где живёт, чем питается, злой или добрый.
Данный тест выявляет :
- тревожность( много штрихов, увеличен размер)
- уровень воображения ( реально существует-низкое, вымершее- норма, сложное изображение-богатое творческое, из механических частей-нестандартное мышление и подход к жизни)
- самооценка (расположение на листе: вверху- завышенная, внизу- заниженная,в бок-органическое поражение мозга,в углу- депрессия)
-страх(глаза без зрачков)
-агрессия вербальная(зубы, клыки- огрызается, грубит в ответ)
- агрессия защитная (рога, чешуя, панцирь)
-агрессивность( шипы, острые углы,иглы, оружие)
- психическое заболевание (отсутствие головы)
- невротическое состояние (болото, тина, грязь, слизь)
Многие поселили своё животное на далёкую планету, что означает ОДИНОЧЕСТВО.
5.Физиогномика.
Можно проводить диагностику характера человека по внешности и жестам.( чтобы знать, как с ним общаться)
Наблюдая за жестами, движениями глаз, головы, можно научиться быть хорошим собеседником и слушателем.
Но меня волнует проблема лживости у детей и взрослых. Я прочитала книгу «Как распознать лжеца по языку тела» и могу поделиться некоторыми сведениями.
В большинстве случаев ложь – это когда собеседник отводит глаза, когда что –то говорит, испытывает эмоциональное возбуждение, часто сглатывает, часто моргает (норма 6-8-раз в минуту, медленнее- устал).
Легче всего обманывать по телефону,т.к. не видно лица.
Есть люди, которые способны определить ложь интуитивно.Их называют «мастерами истины». Исследуя 20000 человек отобрали только 50 человек с такими способностями.Большое умение распознавать обман проявили не психологи и психиатры, а агенты секретной службы.
Улыбка лжеца ( льстеца) длится более 5 секунд. Улыбка не является искренней. Если эмоция удивления длится более секунды- это подделка.
Если РЕБЁНОК скрывает что-то, он ДЕРЖИТ РУКИ ЗА СПИНОЙ ИЛИ В КАРМАНАХ.
Ложь вызывает зудящее ощущение на лице и шее. Поэтому кто говорит неправду,часто начинает почёсывать лицо( кончик носа),шею, оттягивать воротник.
Если потирает мочку уха- не хочет больше говорить.
Но иногда почёсывание шеи означает неуверенность, сомнение.
Рука к щеке- скучно.
Рука опирается на щёку и указательный палец- интерес.
Рука на щеке, а большой палец поддерживает подбородок- критически настроен.
Детектор лжи для ребёнка.
Ребёнку говорят, что у обманщиков чернеет язык.При просьбе показать язык, ребёнок его отказывается показывать.
Ребёнку говорят, что у обманщиков краснеют глаза. Ребёнок, который лжёт, закроет глаза.
Налить в стакан воды. Попросить ребёнка опустить в воду палец. Если обманывает, то вода покроется рябью. Ребёнок нервничает, дрожит, на воде появляется рябь.
Определение интеллекта.
Уши располагаются выше уровня бровей- высокий интеллект.
Уши на уровне от бровей до глаз- интеллект выше среднего.
Уши ниже уровня бровей- интеллект ниже среднего.
6 Почерк и характер человека.( тоже относится к диагностике)
СЛАЙД №13
Манера писать у человека абсолютно специфическая и никогда не повторяется. НЕТ ОДИНАКОВЫХ ПОЧЕРКОВ, как и отпечатков пальцев.
Бывают сходные почерки но одинаковых не бывает.
Каждый из нас пишет двумя почерками:
1.Друзьям (наше домашнее платье) свобода
2. Парадный ( тщательно застёгнутый костюм на все пуговицы) документы.
Чем больше разница, тем больше раздваивается человек в личной и общественной жизни.
Некоторые необоснованно предъявляют претензии учителям начальных классов по поводу формирования каллиграфического письма у всех учеников.
Гораздо важнее наблюдать за свободным развитием почерков у детей, чем калечить их, добиваясь «чистописания». Посмотрев тетради, можно увидеть ярко выраженную индивидуальность, самостоятельность.
Основные положения современной школы- СКОРОПИСЬ,ПРОСТОТА, СВОБОДА, аккуратность.
По почерку можно определить:
- высокий человек или низкий
- цвет волос
-какие физические недостатки имеет рука
- задатки и способности
- психическое состояние.
Диагностика почерка Достоевского и Гоголя выявила нарушение психического равновесия .
Я предполагаю нарушение психики у 2 учеников, которые учились в начальных классах.Но профессионального подтверждения я не нашла.
ПОЧЕРК ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ПОЛНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, НО В СКРЫТОМ СОСТОЯНИИ.
Почерк может изменяться в зависимости от обстоятельств и физического развития человека. В почерке раскрывается внутренний мир человека. Как бы ни старались учителя , каждый выбирает удобный для себя способ письма.
К старости почерк характеризуется дрожанием, заменой прямых линий волнистыми. После операции омоложения старческое дрожание почерка исчезает.
НАКЛОН.(разум и чувства)
Чем больше наклон вправо, тем чувствительнее, послушнее.
Чем больше наклон влево, тем холоднее, сдержаннее, непослушен,упрям.
Разнотипность наклона- разум и чувства находятся в конфликте, быстрая смена настроения. Разум желает одно, сердце стремится к другому.
Если это проявляется очень резко- это неврастеническая натура.
Если в семье у одного супруга почерк направо, а у другого- налево, то могут быть трудности в отношениях между ними, родителями и ребёнком.
СТРОКИ.
Прямые- уравновешенность, сдержанность, доводит дело до конца.
Волнистые- гибкое мышление, умение обходить трудности
Поднимаются к концу – оптимисты
Строки падающие – пессимисты.
Меня всегда интересовало, почему дети боятся переносить слова.
Свободное место в конце строки-осторожность, переходящая в трусость, не любит ходить по краю, ЩЕДРОСТЬ.
Не оставляет свободного места-не желает делиться с другими,доверяет только себе,ЖАДНОСТЬ.
Если янаблюдаю резкое изменение почерка, то сообщаю родителям, ищем причины.
Как люди с красивым лицом могут обладать дурным характером,а внешне некрасивые люди-хорошим характером. Так и с почерком.
Не всегда красивый почерк- признак ума. С неразборчивым почерком человек может быть очень умным.
КАРАКУЛИ.
Их очень много. Многие люди оставляют на полях ,в блокнотах,листах во время заседаний, разговора по телефону и т.д.).
1)домики и домашняя мебель-стремление обрести домашнее тепло и уют.
2)цветы и листья- добрая натура,любят помогатьдругим, мягкий характер.
3)красивые профили, головы и лица- человек полный юмора и оптимизма, с удовольствием смеётся над собой, но его ирония может больно ранить других.
4)рожицы устрашающие- расстроен или не доволен чем-то.
5) треугольники, овалы, квадраты – способность к руководящей деятельности, способность планировать и организовывать.
6) изогнутые изящные линии- тактичный человек, способность проявлять интерес к различным вопросам.
7)разукрашенные птички, зверушки,рыбки- признак живого воображения и чувства юмора.Подобные рисунки изображают писатели.
8) звёзды- оптимистическая натура,перед лицом трудностей не опустит руки.
9) круги–духовные цели не связаны с материальной выгодой.
10) крестики-нолики- проявление спортивного духа.
11) непрерывные волнистые линии- склонность к музыке.
12) человечки- живёт в коллективе и для коллектива.
ЕСЛИ ПЕДАГОГИКА ХОЧЕТ ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ, ТО ОНА ДОЛЖНА, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, УЗНАТЬ ЕГО ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ.
К.УШИНСКИЙ СЛАЙД№14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика в работе классного руководителя с семьёй.
Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. В работе приведены различные виды диагностики....
Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.
Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....
"Диагностика в работе классного руководителя начальных классов"
Материал включает в себя различные виды психодиагностики, применяемые в работе учителя начальных классов....
Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"
В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...
Психолого-педагогическая диагностикав работе классного руководителя с семьей.
Классный руководитель при работе с семьей может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики. Виды диагностики:-предварительная (необходима при знак...
Выступление на ШМО классных руководителей. Тема: «Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников».
Главным во все времена считалась идеология общества, формирование и развитие личности будущего человека. Самым важным было и остается, каким будет человек, как сформировать, воспитать, настоящего граж...
Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)
Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...