Внеклассное мероприятие "К 100 - летию М. А.Дудина"
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс) на тему

Смирнова Маргарита Витальевна

Устный журнал " Русский поэт Михаил Дудин"

Цели.

- Познакомить учащихся начальных классов с жизнью и творчеством М. Дудина.

- Способствовать творческому восприятию материала, восприятию чувства малой родины и любви к родному краю.

- Развивать у учащихся познавательный интерес к поэзии родного края, навыки выразительного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта внеклассного мероприятия

Ф.И.О.  педагога: Буреева Ольга Евгеньевна, Смирнова Маргарита Витальевна, учителя начальных классов.

Учебное заведение: МБОУ «Гимназия им. А.Н. Островского» г. о. Кинешма

Внеклассное мероприятие: классный час

Тема «Русский поэт Михаил Дудин».

Форма: устный журнал.

Цели.

-  Познакомить учащихся  с жизнью и творчеством русского поэта  М.Дудина.

- Способствовать формированию творческого восприятия материала, воспитанию чувства «малой» родины и любви к родному краю.

- Развивать познавательный интерес учащихся к поэзии родного края, навыки выразительного чтения.

Оборудование: стенд с материалами о поэте; выставка книг; аудиозапись стихотворений и песен на стихи М.Дудина; презентация.

Ход классного часа

Этапы классного часа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Прогнозируемые результаты

1.

Вступительное слово учителя.

 

Слайд 1

Учитель  

- Мне хотелось бы начать наше мероприятие  словами:

«Свой добрый век мы прожили

                                    как люди

 И для людей».

                                  Г. Суворов

- Как вы их понимаете?

Я предлагаю вам перелистать страницы устного журнала, который посвящён жизни и творчеству Михаила Дудина, русского поэта, нашего земляка. 

-Тема устного журнала: Русский поэт Михаил Дудин.

Слайд 2

- Назовите цели нашего занятия.

Дети размышляют и дают ответы.

Называют цели.

Личностные:

устанавливать связь между целью мероприятия, его мотивом и его  результатом

Создать эмоциональный настрой на мероприятие, мотивировать учащихся на работу.

Умение участвовать в диалоге при обсуждении темы и целей;

умение учащихся ориентироваться в окружающем мире.

2.

1 страница

 Детство и юность поэта.  

Слайд 3

Рассказ учителя.

Родился 7 (20) ноября 1916 в деревне Клевнёво ныне Фурмановского района в семье крестьянина.  

Дед  поэта придумал для барина новый состав шлихты. Она оказалась, видимо, так хороша, что хозяин дал своему крепостному вольную, да ещё деньжонок на обустройство подбросил. Вот тогда купил дед будущего поэта землю на берегу Молохты, в живописном месте.

Перво-наперво поставили хлевы для скотины, надо было поставить на зиму скот, чтобы тепло было, и запасти корма. За этой работой времени на рубку домов не хватило. Так и жили первую зиму переселенцы в хлевах вместе с лошадьми и бурёнками. Ничего, пережили, в другое лето отстроились. Собрал глава рода вокруг себя всю родню, так и появились в деревне 6 домов с фамилией Дудин. А Клевневом назвали деревню люди из ближайших деревень, видимо, потому, что переселенцы жили первое время в клевах.

Дед писателя, Павел Иванович, выйдя из крепостных крестьян, знал грамоту, имел дома старопечатные книги, книги великих писателей - Пушкина, Гоголя, Некрасова. Именно дед выучил начальной грамоте маленького Мишу, познакомил внука с великой русской поэзией.

Мать Дудина, Елена Васильевна, работала ткачихой, а отец – раклистом (ситцепечатником).

Мама Михаила Александровича была красивой и кроткой женщиной. Она всем сердцем любила своего мужа, была прекрасной женой и матерью. Невзгоды подкосили её здоровье. Миша остался сиротой в 12 лет.

-Ушёл я из родительского дома

Мальчишкою 11 лет.

Осенний дождь, как серая солома,

Прошёл за мной и смыл горючий след.

Сначала Дудин учился в Бибиревской школе, затем - в Каликинской сельскохозяйственной школе, потом судьба распорядилась закочить рабфак в Иванове.

Вот тогда жизнелюбивый и озорной паренёк начал сочинять стихи, публиковать их в молодёжной газете «Ленинец» и учиться на литературном факультете Ивановского педагогического института. Жизнь студента была бедной, но яркой и интересной.

Послушайте стихотворение поэта.

Слайд 4

 Я жизнь свою в деревне встретил

  Слушают рассказ учителя, составляют кластер для лучшего усвоения материала, записывают возникающие вопросы к услышанному тексту.

2 учащихся читают отрывок из стихотворения М. Дудина.

Личностные:

мотивация к творческому труду, работе на результат, развивать  этические чувства, эмоционально нравственную ответственность.

Регулятивные:

определять  промежуточные цели с учётом конечного результата.

Познавательные:

находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные:

планировать сотрудничество.

Умение слушать предлагаемый материал;

умение учащихся ориентироваться в окружающем мире.

3.

2 страница

Годы  войны  

 Рассказ ученика. Слайд 5

Наступил 1939 год. Началась война с белофиннами. Михаила Дудина, 23-летнего мужчину, призывают в армию. Уже на фронте он получает несколько экземпляров своего первого поэтического сборника «Ливень»,вышедшего в Ивановском издательстве.

Но серьёзная поэтическая работа Дудина началась чуть позже, в Великую Отечественную войну. Сам Дудин писал: «Поэтом меня сделала армия. Она заставила меня быть поэтом, переиначила и проявила мою судьбу, наполнив её смыслом».

Суровость солдата и лиризм мягкого, доброго человека пронизывают Дудинские стихи военных лет. Лучшая книга его фронтовых стихов «Переправа», где были такие шедевры как «Соловьи» и «Жаворонок», появилась сразу после войны.

На стихи Дудина написаны песни.

Учитель. Откройте сборники стихов поэта, найдите стихи о войне. Выразительно прочитайте понравившиеся стихи.

  Слушают рассказ одноклассника.

Работают в парах, читают стихи.

  «Жаворонок», «Фляга», «Военная Нева».

Аудиозапись «Соловьи».

Слушают песню в записи «Снегири»

Коммуникативные:

планировать сотрудничество. Познавательные:

находить нужный материал; работать над выразительным чтением текста.

 

Создать эмоциональный настрой , мотивировать учащихся на работу.

4.

3 страница

Жизнь в Ленинграде.

 Слайд 6

Чтение материала со слайда.

После войны М.Дудин жил и работал в Ленинграде.

М.А.Дудин известен и как общественный деятель. Более 20 лет работал в ленинградском Комитете защиты мира. Принимал активное участие в судьбах многих ленинградских писателей. По его инициативе вокруг Ленинграда был создан "Зелёный пояс Славы", музей обороны Ханко, проводились мероприятия по увековечиванию памяти о войне. Он автор надписей на пропилеях у входа на Пискарёвское мемориальное кладбище, эпитафии на братской могиле Серафимовского кладбища, на монументе "Героическим защитникам Ленинграда" на площади Победы и др. Гонорар за книгу стихов, переводов и эссе "Земля обетованная", изданную в 1989 году в Ереване, поэт передал жертвам землетрясения в Армении. Он не мог мириться с разрушительными, по его убеждению, процессами "перестройки". Этому посвящены циклы: "На повороте в завтра" и "У вечернего огня" (1988); "Песни убегающей воде" и "Десять открыток с берега беды" (1991); "После полуночи" (1992); "Одинокий дуб" (1993) и др. 

В 1972 году Михаил Дудин был удостоен Государственной премии РСФСР.

19 ноября 1976 года Михаилу Дудину было присвоено звание Героя Социалистического Труда за вклад в развитие литературы и активную общественную деятельность. Кроме того. ему был вручен орден Ленина и золотая медаль «Серп и молот».

В рамках своей общественной деятельности Михаил Дудин совместно с Семеном Гейченко инициировал проведение Всесоюзных пушкинских праздников поэзии. За это в 1977 году он получил звание Почетного гражданина Пушкинских гор. На обелиске, установленном на могиле неизвестного солдата у входа в Михайловские рощи, высечены стихи Михаила Дудина.

 Дети продолжают заполнять кластер о жизни творчестве поэта.

Задают учителю вопросы по ходу ознакомления с материалом.

Личностные:

определять правила работы в паре;

бережное отношение к духовным ценностям, понимать  и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные:

определять  промежуточные цели с учётом конечного результата.

Познавательные:

свободно ориентироваться  и воспринимать  текст;

осознавать  и произвольно строить  речевое высказывание.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

владеть монологической и диалогической формами речи.

Умение участвовать в диалоге ,

умение выражать свои мысли и

планировать сотрудничество.

5.

 4 страница

Малая родина.

 Слад 7

Учитель 

«Что может быть прекраснее и проще,
Оставленной у детства вдалеке, 
Под синим небом белоногой рощи 
В тишайшей перевёрнутой реке?..»

 Дудин всегда гордился тем, что он ивановец. Куда бы его ни бросала судьба, он всегда возвращался к своим истокам. Вот как он сам об этом говорил: «Я здешний. И где бы я ни был: в Венесуэле или в Чили, на Северном полюсе или в Йемене - я всё-таки оставался ивановцем, человеком из страны Иванов. И могу вам сказать, дорогие мои друзья, положа руку на сердце, я нигде не подводил вас… Всегда я чувствовал, в какие бы переплёты ни попадал, что за мной стоит моя земля».

Любовь это взаимна. Ивановцы берегут память о поэте. Михаил Александрович Дудин является Почетным гражданином города Иваново. Здесь проводится ежегодный фестиваль его имени, конкурсы чтецов. Есть и областная Дудинская премия за изучение наследия поэта. В Литературном музее Ивановского университета есть мемориальная комната-музей поэта, создана библиотека-музей им. М. Дудина в селе Широково.

Поэт любил бывать и в нашем городе.   Он посвятил ему стихи.

 ВОТ КИНЕШМА, ЗДЕСЬ РОДИНА МОЯ

 

 Слушают сообщение учителя.

Ученица читает стих.

 

Познавательные:

находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение  слушать,

умение выражать свои мысли и

планировать сотрудничество.

6.

 5 страница

Заклинание поэта

Слад 8 

Рассказ учителя

В стихах Михаила Александровича есть одна удивительная особенность. Он так любит жизнь, Землю, что замечает на этой земле каждую мелочь, которая для поэта не является мелочью. Для него всё очень важно. Ведь вся красота жизни и состоит из этих, на первый взгляд, мелочей. К сожалению, многие их просто не замечают. А он видел! И это видение нёс, дарил нам через свои поэтические строки.

Найдите в сборниках М.Дудина стихи о природе.

Читает учитель

Заклинание с полюса

Берегите Землю! 
Берегите 
Жаворонка в голубом зените, 
Бабочку на стебле повилики, 
На тропинке солнечные блики, 
На камнях играющего краба, 
Над пустыней тень от баобаба, 
Ястреба, парящего над полем, 
Ясный месяц над речным покоем, 
Ласточку, мелькающую в жите. 
Берегите Землю! Берегите!.. 

 Работа в группе.

Выберете лучшего чтеца вашей группы.

Конкурс на лучшее исполнение стихов М.А. Дудина.

 Познавательные:

находить ответы, на вопросы, используя свой   опыт.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Умение  слушать,

умение выражать свои мысли и

планировать сотрудничество.

7.

Рефлексия.

  Слад 9

- Кто хочет показать свой кластер, коротко рассказать  о нем?

«Пантомима» 
 Покажите пантомимой   важность занятия для вас лично: руки вверх – важно, голова вниз – неважно, закрыть лицо руками – безразлично. 

 

Ответы у доски 2-3 учеников.

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Способность оценки достижений товарищей и самооценки, как личностный результат.

8

Итог устного журнала.

Слад 10

Учитель.

Михаил Александрович Дудин скончался 31 декабря 1993 года и согласно его завещанию был похоронен рядом со своей матерью, в селе Вязовском Ивановской области.

За свою творческую жизнь Михаил Дудин издал более 70 поэтических сборников.

Наш устный журнал хочется закончить словами Михаила Александровича:

Жизнь, в самом деле, дружит с нами.

Живи, душой не холодей

И делай так, чтоб люди знали,

Что жизнь ты прожил для людей.

Когда тебя совсем не будет

И время память запрядет,

Пусть о тебе промолвят люди:

«Он вышел, он сейчас придет».

 

 

Приложение

Я жизнь свою в деревне встретил

Я жизнь свою в деревне встретил,

Среди ее простых людей.

Но больше всех на белом свете

Любил мальчишкой лошадей.

Все дело в том, что в мире голом

Слепых страстей, обидных слез

Я не за мамкиным подолом,

А без семьи на свете рос.

Я не погиб в людской остуде,

Что зимней лютости лютей.

Меня в тепле согрели люди,

Добрей крестьянских лошадей.

Я им до гроба благодарен

Всей жизнью на своем пути.

Я рос. Настало время, парень,

Солдатом в армию идти.

Как на коне рожденный вроде,

Крещен присягой боевой,

Я начал службу в конном взводе

Связным в разведке полковой.

ВОТ КИНЕШМА, ЗДЕСЬ РОДИНА МОЯ

Кинешма! Детство мое быстроногое,

Здесь ты прошло по откосам крутым.

Все оглядело и все перетрогало.

Было ли ты золотым? - Золотым!

Вижу сегодня знакомые флаги я,

Берег высокий, зеленый простор.

И на площадке веселого лагеря

Снова горит пионерский костер.

Снова дорожка от берега лунная

Тихо бежит по упругой волне.

Песенка старая, песенка юная

Сердце чего-то встревожила мне.

Снова от пристани, с берега медного,

В тихий туман соловьиных ночей

Девушек с фабрики имени Бедного

Звезды ведут до студеных ключей.

Кинешма! Юность моя не окончена.

Здравствуй! Ты снова сегодня со мной.

Ветер, и Волга, и звезды. И нонче нам

Можно поспорить с высокой волной.

Разве забудешь, из памяти вынешь ли:

Каждый по-своему дорог и мил:

Добрые русые парни из Кинешмы,

Им не подняться из братских могил.

Вьюги отпели, и ветры отплакали,

И поседели невесты у них.

Разве забудешь и хватит, однако ли,

Славе бессмертных дерзанья живых!

Молодость, здесь ты росла, колобродила,

Радости ясной в сердцах не тая.

Родина! Милая, милая родина!

Сила, и слава, и совесть моя.

 СОЛОВЬИ

О мертвых мы поговорим потом.

Смерть на войне обычна и сурова.

И все-таки мы воздух ловим ртом

При гибели товарищей. Ни слова

Не говорим. Не поднимая глаз,

В сырой земле выкапываем яму.

Мир груб и прост. Сердца сгорели. В нас

Остался только пепел, да упрямо

Обветренные скулы сведены.

Тристапятидесятый день войны.

Еще рассвет по листьям не дрожал,

И для острастки били пулеметы...

Вот это место. Здесь он умирал -

Товарищ мой из пулеметной роты.

Тут бесполезно было звать врачей,

Не дотянул бы он и до рассвета.

Он не нуждался в помощи ничьей.

Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас и молча ждал конца,

И как-то улыбался неумело.

Загар сначала отошел с лица,

Потом оно, темнея, каменело.

Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней

Запри все чувства сразу на защелку.

Вот тут и появился соловей,

Несмело и томительно защелкал.

Потом сильней, входя в горячий пыл,

Как будто сразу вырвавшись из плена,

Как будто сразу обо всем забыл,

Высвистывая тонкие колена.

Мир раскрывался. Набухал росой.

Как будто бы еще едва означась,

Здесь рядом с нами возникал другой

В каком-то новом сочетанье качеств.

Как время, по траншеям тек песок.

К воде тянулись корни у обрыва,

И ландыш, приподнявшись на носок,

Заглядывал в воронку от разрыва.

Еще минута - задымит сирень

Клубами фиолетового дыма.

Она пришла обескуражить день.

Она везде. Она непроходима.

Еще мгновенье - перекосит рот

От сердце раздирающего крика.

Но успокойся, посмотри: цветет,

Цветет на минном поле земляника!

Лесная яблонь осыпает цвет,

Пропитан воздух ландышем и мятой...

А соловей свистит. Ему в ответ

Еще - второй, еще - четвертый, пятый.

Звенят стрижи. Малиновки поют.

И где-то возле, где-то рядом, рядом

Раскидан настороженный уют

Тяжелым громыхающим снарядом.

А мир гремит на сотни верст окрест,

Как будто смерти не бывало места,

Шумит неумолкающий оркестр,

И нет преград для этого оркестра.

Весь этот лес листом и корнем каждым,

Ни капли не сочувствуя беде,

С невероятной, яростною жаждой

Тянулся к солнцу, к жизни и к воде.

Да, это жизнь. Ее живые звенья,

Ее крутой, бурлящий водоем.

Мы, кажется, забыли на мгновенье

О друге умирающем своем.

Горячий луч последнего рассвета

Едва коснулся острого лица.

Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас и молча ждал конца.

Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле

Когда он, руки разбросав свои,

Сказал: "Ребята, напишите Поле -

У нас сегодня пели соловьи".

И сразу канул в омут тишины

Тристяпятидесятый день войны.

Он не дожил, не долюбил, не допил,

Не доучился, книг не дочитал.

Я был с ним рядом. Я в одном окопе,

Как он о Поле, о тебе мечтал.

И, может быть, в песке, в размытой глине,

Захлебываясь в собственной крови,

Скажу: "Ребята, дайте знать Ирине -

У нас сегодня пели соловьи".

И полетит письмо из этих мест

Туда, в Москву, на Зубовский проезд.

Пусть даже так. Потом просохнут слезы,

И не со мной, так с кем-нибудь вдвоем

У той поджигородовской березы

Ты всмотришься в зеленый водоем.

Пусть даже так. Потом родятся дети

Для подвигов, для песен, для любви.

Пусть их разбудят рано на рассвете

Томительные наши соловьи.

Пусть им навстречу солнце зноем брызнет

И облака потянутся гуртом.

Я славлю смерть во имя нашей жизни.

О мертвых мы поговорим потом.

1942

Снегири

Эта память опять от зари до зари

Беспокойно листает страницы

И мне снятся всю ночь на снегу снегири

В белом инее красные птицы

Белый полдень стоит над Вороньей горой

Где оглохла зима от обстрела

Где на рваную землю на снег голубой

Снегириная стая слетела

От переднего края раскаты гремят

Похоронки доходят до тыла

Под Вороньей горою погибших солдат

Снегириная стая накрыла

Мне все снятся военной поры пустыри

Где судьба нашей юности спета

И летят снегири и летят снегири

Через память мою до рассвета

Заклинание с полюса

Берегите Землю! 
Берегите 
Жаворонка в голубом зените, 
Бабочку на стебле повилики, 
На тропинке солнечные блики, 
На камнях играющего краба, 
Над пустыней тень от баобаба, 
Ястреба, парящего над полем, 
Ясный месяц над речным покоем, 
Ласточку, мелькающую в жите. 
Берегите Землю! Берегите!.. 

http://www.studia-vasin.ru/images/antalogi/dudin.jpg

http://i.mr7.ru/photos/2012/11/890x675_Q21vu9ByvS5DDLSkjKvM.jpg

http://www.auto.ur.ru/img/books_covers/1005650749.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...