Беседа социального педагога
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Беседа социального педагога.
Воспитанность и вежливость.
Как и почему возникли правила вежливости?
Кого называют вежливым человеком?
Много веков существует человечество. Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречались и расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили друг друга о чём-то, отказывали в просьбе, приносили подарки, ходили в гости, принимали гостей. Постепенно они передавали друг другу самые удобные, самые экономные и разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения- этикет. Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.
Каждый человек, независимо от его возраста, знаком и успешно пользуется вежливыми словами.
Город волшебных слов.
Добрый день.
-Добрый день! - тебе сказали.
-Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Доброго пути.
Нам желают: «доброго пути!»-
Будет легче ехать и идти.
Приведёт конечно добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.
Здравствуйте.
-Здравствуйте! -ты скажешь человеку.
-Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И,наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет!
Добрые слова.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали сколько раз.
Пожалуйста.
Отменить что-ли слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй что, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал- забывать,
А если я всё же забуду,-
Простите, я больше не буду.
Как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов?
Вежливость и речь.
-Слова, которые оскорбляют. Как вы думаете, можно ли человека оскорбить словом?
Что такое хамство?
Вежливость и культура.
Что такое хорошие манеры? Как вы понимаете?
-скромность, сдержанность, деликатность, способность сдерживать себя, умение контролировать свои поступки, внешние формы поведения, обращение с людьми, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.
Из истории:
В разных странах люди приветствуют друг друга по- разному:
Монголы произносят фразу- здоров ли ваш скот?
Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят:
-Я тебя вижу.
В Китае спрашивают:
-Ели вы сегодня?
В Индии говорят: Намаз те.- Приветствую Бога, заключённого в тебе.
В Грузии приветствие звучит так- будь прав, побеждай!
А по- русски слово здравствуйте - это пожелание друг другу здоровья.
Живут на белом свете волшебные слова.
Их произносят воспитанные, вежливые и культурные люди. Нетрудно ведь запомнить простейшие правила вежливости: вежливое обращение, употребление в речи выражений приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения. Умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего, умение воздерживаться от неуместных выражений , слов, действий.
Очень важно, чтобы каждый из вас научился соблюдать эти правила, этим вы будете способствовать тому, что в дальнейшем не только вы станете вежливыми и воспитанными, но и всё наше общество.
Зеркало нашего настроения- лицо. Лицо умного воспитанного, честного человека- это открытый взгляд, приветливая улыбка. В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными».
Такие слова нужно произносить спокойным , доброжелательным тоном, голосом.
Вспомните рассказ В. Осеевой «Волшебное слово. Почему в начале рассказа все отказывали Павлику? Он был грубым, невежливым.
Что ему помогло?
Здороваться-желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к знакомому и незнакомому человеку.
Во время приветствия старайся смотреть в глаза собеседнику. Если ты здороваешься со взрослым человеком, то нужно называть его по имени- отчеству
С учителями здоровайся первым. Употребляй в своей речи разные выражения: «Здравствуйте. Добрый день, доброе утро, добрый вечер».
Об одном из этих слов В.Солоухин написал стихотворение.
-Здравствуйте!-
поклонившись, мы друг другу
сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
-Здравствуйте!-
Что особого тем мы
друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше
ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
прибавилось в мире?
Отчего на капельку счастья
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
сделалась жизнь?
В светлом доме этом стоквартирном нашем
Мы порой с соседом не знакомы даже.
Здравствуйте,- скажите,- честь нам окажите,
Сторониться бросьте. Приходите в гости!
Лучше не с пакетом, лучше не с букетом,
А зато с улыбкой. А зато с приветом.
Первые слова, которыми мы начинаем день, это « здравствуйте», «доброе утро». Произнося эти слова мы желаем близким хорошего здоровья, хотим, чтобы день у них был светлым и радостным.
Солнышко ясное встало,
-Доброе утро!- сказало.
-Доброе утро!- кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснёшься-
А дождик в окно
Стучит да стучит
А без солнца темно?
-Доброе утро,
Друзья, всё равно…
Придумано мудро:
-Доброе утро!
А вот мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться вежливыми словами.
Обещал отцу Петрусь:
-Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит- утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только- только задремал.
А Петрусь как заорёт:
С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
-Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дёрнет за косынку:
-Ты куда, Яринка, стой,
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку-
Как невежлива девчонка…
Нёс товарищ стопку книг,
А Петрусь с ограды –прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
-Извините, добрый вечер!
-Ты, товарищ закричал,-
И невежа и нахал!
Петя очень удивлён:
Разве был невежлив он?
Вежлив ли был Петрусь? А посмотрите, как даже папе однажды помогло «волшебное «слово.
Папа разбил драгоценную вазу
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашёлся, взглянул им в глаза
Сценка:
Мальвина: Здравствуй , Буратино!
Буратино: Здравствуй, Мальвина!
Мальвина: - Почему ты сегодня невесел?
Буратино:
Я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить, только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьерро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: « Ну как посадка прошла?» Он обиделся и почему- то ушёл. А что я плохого сказал? Или вот учительница поставила ему за кляксу двойку. А я, чтобы утешить его, спел: « Клякса-вакса- гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было! Он очень рассердился, а я ведь его развеселить хотел. Нехорошо он поступил. Правда, ребята?
Мальвина: Я тоже думаю, что это ты поступил плохо. Нужно всегда сначала подумать, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь? Нужно следить за своими словами.
Буратино: Я разве так один разговариваю? Я учусь у ребят. Вот они на меня нападают, а сами- то как говорят? Пусть скажут. Не хотят? Потому что многие похожи на меня. Разве не так? Есть ещё такие, что даже бранятся, говорят нехорошие слова. Да-да-да, я сам слышал. Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, смеются над неудачами товарищей! Я предлагаю ребятам не спорить кто лучше, а кто хуже, а всем вместе стать добрей. Здорово я придумал, Мальвина?
Мальвина: Это ты здорово придумал. Недаром в народе говорят: « Слово лечит, слово ранит». Запомните это.
«Воспитание- великое дело: им решается участь человека»- В.Г. Белинский.
Ведущими качествами воспитанности являются духовность, гуманность, трудолюбие, честность, бережливость, самостоятельность, организованность.
Вежливость и воспитанность- это следование общепринятым нормам поведения, не раздражая людей своими поступками и делами. Нормы поведения в быту, обществе- это признак культуры.
И робко, и тихо : «Простите!»-сказал
И мама молчит, улыбается даже.
-Мы купим другую, есть лучше в продаже.
« Простите»- казалось бы, что в нём такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
А всегда ли вы помните об этом слове?
Культура поведения каждого из нас -неотъемлемая составная часть культуры всего человеческого общества.
Растает даже ледяная глыба
От слова доброго-спасибо.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит-добрый день
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы-спасибо.
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят- до свидания.
У замечательного писателя Г. Остера есть советы для детей, но он назвал их вредными. Я прочитаю их, а вы подумайте, зачем остер даёт детям вредные советы?
(Дети часто поступают не так, как им говорят, а наоборот. Поэтому Остер, давая вредные советы, уверен, что дети будут поступать наоборот и правильно.)
Если ты пришёл к знакомым-
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста, спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя,
Что ты болтун.
Если друг на день рождения пригласил
Тебя к себе,
Ты оставь подарок дома- пригодится самому.
Стать старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше
Съешь конфет.
Если друг твой самый лучший,
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Девчонок надо никогда нигде не замечать
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
Если к папе, если к маме, тётя взрослая пришла
И идёт какой-то важный и серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться,
И потом
Громко крикнуть прямо в ухо
«Стой, спасайся! Руки вверх!»
Народ создал много пословиц и поговорок и о доброте.
Пословицы:
Доброе слово- что дождь в засуху.
Добрые вести прибавляют чести.
Доброе слово дороже богатства.
Добрым словом и нищий богат.
На добрый привет- добрый ответ.
- Слушай хорошенько- кукле я сказала.
- Полно наряжаться, это баловство
- Ты уже большою девочкою стала,
- А ещё не знаешь ровно ничего.
- «Здравствуйте» при встрече взрослым говорят,
- За подарки, помощь всех благодарят.
- Старикам в трамвае место уступают
- Вежливые дети все так поступают.
- Будь и ты такою, я тебя тотчас
- Попрошу зачислить в вежливый наш класс.
Есть мальчики и девочки, наверняка вы их знаете, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками, кривлянием, шумом, неумным и даже злым подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит:
-Шутку любишь над Фомой – так люби и над собой.
Нужно научиться в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Очень важно относиться и к себе самому с достаточной долей иронии и юмора. Это не только будет свидетельствовать о наличии чувства юмора, но часто служит хорошей защитой. Нужно уметь посмеяться над собой.
Чтобы стать самому лучше, надо наблюдать над поведением других. Одного древнегреческого писателя Лукиана спросили: « Где ты научился благовоспитанности? «У невоспитанных- ответил он ,- я избегал делать то, что они».
В нашем мире происходит и хорошее и плохое. Но добра должно быть больше, иначе жизнь остановится. Ведь именно добро служит развитию и сохранению жизни, а зло уничтожает жизнь.
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло
Как свет весенний, как тепло костра.
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого зло.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Всё зависит от людей. Добрые дела и поступки совершают добрые, душевные, вежливые люди. Их добрые дела добром и возвращаются.
В народе говорят:
-Худо тому, кто добра не делает никому
-За добро добром и платят.
-Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло.
А народная мудрость хранит в себе истину.
А как вы думаете, что значит быть добрым?
Добрым быть не просто потому, что человек должен думать о других, отдавать свою душу, тепло, силы, время окружающим людям.
Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети. Только надо, надо взрослым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Мы читаем много разных произведений. В каких говорится о доброте? Вспомните.
Доброта должна проявляться везде: дома, в школе, с друзьями, родителями, окружающими вас знакомыми и незнакомыми людьми.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это Мама. Мама! Мама!
Мама- это самый добрый и дорогой человек. Она всегда рядом и в горе и в радости. Она поможет, пожалеет, похвалит, приласкает. У мамы доброе сердце и заботливые руки.
Большую половину дня вы проводите в школе. Ваша доброта может проявиться в самых разных ситуациях. Она проявляется в уважительном отношении к учителям ,к товарищам, в добросовестном отношении к учёбе, в умении правильно и культурно вести себя на уроке, на переменах.
Заканчивая свой день , подойдите к зеркалу и спросите себя:
_ Что я сделал сегодня доброго?
-Что хорошего я смогу сделать завтра?
Совершая по собственной инициативе добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, не получив которых, даже начинают раскаиваться в совершённом добром деле.
Песня Музыка Б.Савельева, сл.М Пляцковского « Если добрый ты».
В сочувствии, добросердечном внимании нуждаются наши бабушки и дедушки, уже старые, часто немощные. Цените их. Эти люди, давшие жизнь вашим родителям, вынесли в жизни много тяжёлых испытаний:
ЭТО ВОЙНА, РАЗРУХА, ГОЛОД И МНОГОЕ ДРУГОЕ.
Нельзя причинять даже самого маленького страдания ничему живому. Достойны осуждения те люди, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекая их на мучения.
Вежливость- это не перчатки, которые надевают только в торжественных случаях, а всё остальное время они хранятся в шкафу. Вежливость для всех нас должна стать тем. Без чего нельзя обойтись ни одного дня. Ни одного часа. Ни одной минуты. Тогда не только всем окружающим будет легко и интересно с вами, но и вы будете легко чувствовать себя в любой ситуации.
Вежливые люди- воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседы социального педагога.
Воспитанность и вежливость.( Для учащихся начальной школы)...
Беседы социального педагога.
Хорошие манеры....
Статья «Применение компьютерных игр социальным педагогом и педагогом-психологом в работе с детьми образовательного учреждения» (младший школьный возраст)
Статья рассказывает о применении компьютерных игр для развития у младших школьников интеллекта, их личностного роста, организации сетевых сред общения, коррекции агрессивности, депрессии, замкнутости,...
Выступление на РМО "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении"
Презентация к докладу "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении" 2015-2016 уч. год....
Выступление на РМО «Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении»
Работа с родителями....
Основные направления работы социального педагога по адаптации воспитанников социального приюта
В статье рассказывается о том, как решаются стоящие перед социальным педагогом задачи по адаптации воспитанников, а также в статье говорится об основных этапах деятельности социального педагога в прию...
Тематики бесед с психологом, социальным педагогом
Темы для бесед с психологом или социальным педагогом детей в начальной школе....