Воспитательная система
рабочая программа по теме

Афанасьева Александра Сергеевна

Воспитательная система 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema_afanaseva.docx105.98 КБ
Файл vospit_sistema_afanas_eva.pptx1.82 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОДПОРОЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

 

                         

                         

 

Воспитательная система класса

Классный руководитель

А.С.Афанасьева

срок реализации: 2014-2018 гг

Подпорожье

Содержание

1.Концепция воспитательной системы класса.

  1. Актуальность
  2. Цели и задачи
  3. Принципы работы
  4. Содержание
  5. Этапы построения
  6. Критерии эффективности

2. Воспитательная программа «Наш выбор».

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность.
  3. Этапы реализации программы.
  4. Методы и формы работы по профориентации 
  5. Ресурсы
  6. Содержание программы
  7. Диагностика результатов деятельности
  8. Профориентационные мероприятия
  9. Заключение.

3. Приложения.

  1. Педагогическая характеристика 3 В класса
  2. Характеристика семей учащихся класса
  3. Состав родительского Совета
  4. Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность
  5. План воспитательной работы с классом
  6. План работы с родителями на 2016-2017 учебный год

  1. Концепция воспитательной системы класса.

  1. Актуальность

Изменившиеся социально – экономическое отношение в стране требуют от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Встает проблема: как в условиях жестокой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам достатка, наживы сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.

Согласно «Концепции воспитания в Ленинградской области» одной из основных задач является «Воспитание ответственности и самостоятельности, добросовестного отношения к учебной, трудовой и будущей профессиональной деятельности».

Цели и задачи воспитания должны решаться системно на каждой ступени взросления и социализации человека – от раннего детства до этапа профессионального образования и далее, поскольку социализация является непрерывным процессом жизнедеятельности человека.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально – природной, предметно – эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

В последнее время в РФ наблюдается тенденция роста внимания к развитию воспитания.

Впервые за многие десятилетия в основополагающем государственном документе – Национальной доктрине образования в Российской Федерации – определены цели воспитания и обучения как единого процесса. Социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности, нашел отражение в таких важнейших документах, как Концепция модернизации российского образования на предстоящее десятилетие и Государственная программа патриотического воспитания граждан России.

 Составление собственной программы воспитательной работы необходимо начать не с постановки целей и задач, а с изучения запросов родителей и учеников. Выяснилось, что желания родителей во многом совпадают с желаниями детей.

Многие видят себя с высоким культурным и интеллектуальным уровнем развития, с богатым внутренним миром, с необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональном ориентировании, выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.

И не важно, что в моём распоряжении всего четыре года и необходимо заново создавать ученический коллектив, этого достаточно, чтобы посеять семена, которые в будущем обязательно дадут всходы. Вместе с родителями и детьми, мы шаг за шагом будем идти к своей цели, и будем делать все от нас зависящее на пути её осуществления. Без веры в лучшее нельзя работать в школе. Я верю, и буду стремиться достичь хотя бы сотой доли того, о чём писала выше. Для достижения цели необходимо четко представлять качественные характеристики личности ребёнка, а это “модель выпускника”, творчески развитая, социально - ориентированная личность, способная к самореализации.

А моя задача создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что создание воспитательной системы класса весьма актуально для современной школы на всех ступенях обучения

  1. . Цели и задачи.

Цели.  Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению; ориентированный на творчество, на самопознание и самовоспитание, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством.

 

Задачи.  На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для мягкого управления физическим, интеллектуальным, нравственным и духовным развитием и саморазвитием учащихся.

  1. Принципы работы

Принцип природосообразности (надо принимать ребёнка таким, каков он есть);

Принцип целостности (охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность);

Принцип сотрудничества (работа строится на отношениях  партнёрства, уважения, доверия);

Принцип деятельностного подхода (в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками);

Принцип личностно – ориентированного подхода (уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям).

  1. Содержание.

Ключевыми понятиями воспитательной системы являются:

Личность –  постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой

активностью и свободной в познании и преобразовании себя и окружающей

действительности

Субъектность –  качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой   в выборе и осуществлении деятельности.

Я -  концепция –  осознаваемая и переживаемая человеком система

представлений о самом себе,  на основе которой он строит свою жизнедеятельность. Взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим.

Воспитание –  целенаправленный организованный процесс педагогического управления развитием личности.

Воспитанность -  это совокупность достаточно сформированных социально-значимых качеств,  отражающих систему отношений личности к обществу, к людям; к умственному и физическому труду, к самому себе.

Ценности общечеловеческие –  эталоны должного,  общественные идеалы.  Выработанные человечеством и передающиеся их поколения в поколение,  нравственные ориентиры,  регулирующие жизнедеятельность и отношения людей.

Система ценностей:

Человек –  абсолютная ценность,  субъект общественно-исторической ценности,  познающий и изменяющий мир,  творящий культуру и собственную историю.

Отечество - единственная уникальная  Родина,  доставшаяся от предков.

Семья - первый коллектив ребенка и естественная среда его обитания.

Культура –  высшее проявление творческих сил и способностей человека.

Творчество – созидательная деятельность, которая приносит человеку

удовлетворение, возможность самовыражения.

  1. Этапы построения.

I этап  - проектирование системы

(2014-2015 учебный год)

Цель:  Формирование модельных представлений о воспитательной системе и обеспечение готовности классного коллектива к их реализации.

Приоритетные направления:

1. Определение перспектив и принципов жизнедеятельности классного коллектива.  Разработка концепции воспитательной системы и программы ее построения.

2. Ознакомление учащихся и их родителей с замыслом преобразований жизнедеятельности классного коллектива. Определение системообразующего вида деятельности.

Ведущие методы:  Методы стратегического планирования

(прогнозирование, проектирование, программирование, моделирование).

Основной результат:  сформированность модельных представлений о воспитательной системе и мобилизационная готовность к осуществлению

преобразований.

II этап –  становление системы

(экспериментально – поисковый)

(2015-2016 учебный год)

 Цель: Разработка и апробация новшеств в воспитательном процессе.

 Приоритетные направления:

1. Разработка и апробация диагностического инструментария изучения эффективности воспитательной системы.

2. Оперативная рефлексия процесса и результатов инновационной деятельности.

Ведущие методы:  Исследовательские методы (анализ научно-

методической литературы, опытно-педагогическая работа).

Основной результат: Включение отдельных локальных нововведений

в процесс воспитания.

                                     

III этап – стабильное функционирование системы

(преобразовательный)

(2016-2017 учебный год)

Цель:  Обновление воспитательного процесса посредством осуществления модельных и системных преобразований.

Приоритетные направления:

1. Освоение модульных и системных нововведений в воспитательном процессе.

2. «Погружение»  в теорию и методику преобразовательной деятельности.

3. Отслеживание результативности воспитательного процесса.

IY этап – итоги работы системы

(рефлексивно-обобщающий)

( 2017-2018 учебный год)

Цель:  Формирование адекватных и целостных представлений о реальном состоянии воспитательной системы.  Объективное оценивание процесса и результатов четырёхлетней инновационной деятельности.

Приоритетные направления:

1. Осуществление коллективной рефлексии учащихся и родителей процесса и результатов реализации концепции воспитательной системы.

2. Обобщение и презентация опыта и результата воспитательной деятельности за четырёхлетний период.

3. Внешняя экспертиза воспитательной практики и жизнедеятельности класса.

Определение перспектив развития воспитательной системы.

Ведущие методы: Рефлексивные (метод мозгового штурма, методы экспертной оценки,  индивидуальной и групповой самооценки,  анализ и обобщение опыта).

Основной результат:  удовлетворенность педагогов,  учащихся и

родителей жизнедеятельностью классного коллектива и результатами

преобразования воспитательной практики.

  1. Критерии эффективности.

Основной целью воспитательной системы является оптимизация ее функционирования и развития:

во-первых, моделирование строящейся системы;

во-вторых, организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых;

в-третьих, ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов на общечеловеческие ценности, корректировка возникающих в этом процессе отношений;

в-четвертых, рациональное использование воспитательного потенциала окружающей социальной и природной среды, что очень важно в процессе отдыха и оздоровления ребенка. Четвертый компонент воспитательной системы - диагностико-результативный, включающий в себя следующие элементы:

а) критерии и показатели эффективности воспитательной системы;

б) формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки результативности функционирования воспитательной системы.

Необходимость включения диагностико-результативного компонента в состав основных компонентов системы объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка, формировании детского коллектива, состоянии и результатах воспитательного процесса, ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей, достаточно сложной и трудоемкой, деятельности по моделированию и построению воспитательной системы учреждения.

При разработке диагностико-аналитического инструментария педагоги исходят из того, что эффективность - это действенность, результативность в реализации целей воспитательной системы. Она определяется как "отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату". Мерилом эффективности воспитательной системы являются критерии и соответствующие им показатели. Так как целевые ориентиры и деятельность воспитательной системы направлены, прежде всего, на содействие развития личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность учащихся, либо сформированность основных потенциалов личности школьников, либо их интеллектуальная, нравственная развитость.

В соответствии с избранными критериями и показателями подбираются или создаются диагностические методики, позволяющие получить достоверную информацию о различных сторонах исследуемого феномена. Как правило, наряду с педагогическими, используются социологические и психологические методики, что способствует более объективному и обстоятельному изучению эффективности воспитательной системы.

Для определения уровня сформированности воспитательной системы можно использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.

Критерии факта могут быть представлены такими показателями, как:

упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);

наличие сложившегося единого школьного коллектива;

интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.

Критерии качества складываются из таких показателей, как:

степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

общий психологический климат школы и класса, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт; уровень воспитанности учащихся.

Основное назначение критериев эффективности работы школы - определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии служат для решения внутренних задач руководства школой, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.

Перечень основных критериев сводится к следующим:

I. Самочувствие ребенка в классе и школе (критерий отношений).

II. Уровень воспитанности (критерий факта).

III. Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).

IV. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).

V. Подготовленность к жизни (критерий времени).

VI. Критерий "открытости класса, школы".

VII. Критерий системности работы.

Данные критерии достаточно условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы. Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.

  1. Воспитательная программа «Наш выбор».

2.1. Пояснительная записка

          Воспитательная программа «Наш выбор» направлена на знания, которые усваивает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса, диктор телевидения. Ребенок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Так, играя в «работу», ребенок достает календарь, ставит на стол чайник, напевает песенку, имитирует разговор по телефону, не понимая, в чем суть этой самой «работы». Внешняя сторона деятельности взрослых надолго остается для детей более существенной, чем ее смысл.
       Слова «работать, работа, на работе» - одни из первых в словаре ребенка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают все, необходимое для жизни: еду, одежду, мебель, лекарства и т.д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.
      С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий. Часто бывает так, что ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители - «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим. «Кем быть?», «Куда пойти учиться после школы?». Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы.

Трудности профессионального самоопределения возникают у двух категорий ребят:

1) дети хорошо учатся, но они ничем не увлекаются, жизнь их скучна и монотонна;

2) дети активны и в учебной и в других видах деятельности. Им интересно все, они посещают объединения дополнительного  образования нескольких направлений. У них все получается. За что ни возьмется чудо-  ребенок – во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

         Программа направлена на формирование у ребенка социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.

       Цель:

         Формирование уважительного отношения к труду и людям труда, потребности активно участвовать в общественно-полезном труде.

Задачи:
1.Совершенствование содержания, форм, методов профориентационной работы и  психологической поддержки детей для предоставления ребёнку возможности ранней профориентации

 2.Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
3.Познакомить с особенностями труда людей родного края, с несколькими видами  профессий;
4.Показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
5.Приобщать к общечеловеческим ценностям.

6.Развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству;
7.Вызвать интерес к занятиям прикладными видами творчества;

     Программа построена на принципе активного обучения, заключающегося в повсеместном использовании активных форм и методов обучения.

Ожидаемый результат.

Программа «Наш выбор» позволит выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.

Классный руководитель осуществит изучение научно-теоретических основ и практического опыта профориентационной работы с младшими школьниками, возможности урочной и внеурочной деятельности, позволят целенаправленно и последовательно заниматься вопросами профессиональной ориентации в младшем школьном возрасте;

2.2. Актуальность

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.
          Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня - неотъемлемая часть программы повышения качества образования.
         Цель профориентации в начальной школе - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда  через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых); расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации; развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры; выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами; развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
          Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

2.3. Этапы реализации программы

1. Подготовительный

        изучение педагогических технологий

        изучение воспитательных технологий

        подбор технологий для реализации программы

        аналитико-диагностическая деятельность

2. Практический

        использование педагогических и воспитательных технологий в  

                       воспитательной работе

        использование в воспитательной работе  личностно-ориентированных методов и  приемов для развития коммуникативных способностей, овладения приемов самовыражения, самовоспитания, саморазвития младших школьников

3. Обобщающий

        обработка, анализ и интерпретация информации, полученной в  

                       ходе реализации программы

        соотношение результатов с целями и задачами программы

        определение перспектив развития данной программы

2.4. Методы и формы работы по профориентации

 Формы школьных мероприятий по профориентации:

  1. Классные часы «Встречи с профессией с приглашением профессионалов, ветеранов, учёных.
  2. Беседы о профессиях
  3. Викторины и конкурсы на знание профессий
  4. Оформление выставок «Мир профессий»
  5. Экскурсии на предприятия

В профориентации используют следующие группы методов :

1. Основные, ознакомительные

2. Активизирующие деятельность

3. Методы изучения личности

2.5. Ресурсы

  1. В реализации программы участвуют следующие подразделения школы:
  • классный руководитель;
  • администрация;
  • родительский Совет класса

  1. В школе имеется необходимая для успешной реализации программы материально-техническая база:
  • оборудованная классная комната;
  • актовый зал;
  • аудио и видеоаппаратура;
  • спортивный зал;
  • стадион;
  • игровая площадка;
  • музей
  • библиотека
  1. Кроме школьных ресурсов, используются и ресурсы сотрудничающих со школой учреждений образования, культуры и спорта.

2.6. Содержание программы

  1. Создание системы диагностик, направленных на выявление склонностей и способностей учащихся.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Выявление склонностей и способностей учащихся

Диагностика интеллектуального развития учащихся 1-4 классов

 Ежегодно

Классный руководитель

Педагог-психолог

Анкетирование обучающихся с целью определения запроса на внеурочную деятельность.

Сентябрь

Классный руководитель

Знакомство с результатами диагностики ДОУ при приеме в школу

1-й год обучения

Классный руководитель

  1. Осуществление профориентации через систему обучения.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Изучение индивидуального планирования в учебной деятельности по профориентации

ежегодно

МО, классный руководитель

Определение своей роли в программе по профориентации.

Ежегодно

Классный руководитель

  1.   Осуществление профориентации через внеурочную деятельность.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Организация экскурсий, конкурсов.

Сентябрь (ежегодно)

Классный руководитель

Вовлечение обучающихся в деятельность коллективных творческих групп, школьную внеурочную деятельность и коллективы учреждений дополнительного образования

В течение года

Классный руководитель

Проектно-исследовательская работа учащихся

В течение года

Классный руководитель

Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся

В течение года

Педагог – психолог, классный руководитель

Участие в научно-исследовательских конференциях

В течение года

Классный руководитель

4.   Работа классного руководителя по профориентации обучающихся.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Работа по календарному планированию учебной деятельности.

В течение года

Классный руководитель

Организация тематических классных часов

В течение года

Классный руководитель

Поведение классных мероприятий «Профессии наших родителей»

В течение года

Классный руководитель

Оформление классных стендов о профессии

В течение года

Классный руководитель

Организация и проведение экскурсий на различные предприятия

В течение года

Классный руководитель

  1. Оказание помощи родителям по выявлению склонностей и способностей ребенка.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Конкурс семейного рисунка «Профессии в моей семье»

1-4 классы

Классный руководитель

Конкурс семейных сочинений «Профессии моей семьи»

3-4 классы

Классный руководитель

Ознакомление родителей с исследованиями по выявлению склонностей и способностей ребенка

Ежегодно

Классный руководитель

  1. Диагностика результатов деятельности

По результатам диагностик выявлено что во 2 классе по типу профессий выбор следующий::

  • Человек — человек 56%
  • Человек — техника 21%
  • Человек — художественный образ 10%
  • Человек — природа 5%
  • Человек — знак 8%

По результатам диагностик выявлено что в 3  классе по типу профессий выбор следующий:

  • Человек — человек 60%
  • Человек — техника 18%
  • Человек — художественный образ 15%
  • Человек — природа 7%
  • Человек — знак 0%

Посещение детьми предприятий.

1 класс -  зоопарк, почта, столовая

2 класс – швейная фабрика, пожарная часть, библиотека

3 класс – гончарная мастерская, салон красоты

Конкурсы рисунков, проекты и сообщения по теме.

1 класс

Рисунки – 2 раза

Проекты – о раз

Сообщения – 1 раз

 2 класс

Рисунки – 6 раз

Проекты –  3 раза

Сообщения – 3 раза

 3 класс

Рисунки – 2 раза

Проекты – 5 раз

Сообщения – 5 раз

Диагностика знаний о профессиях на начало обучения и на второе полугодие 3 класса.

  1 класс 1 полугодие:

  • Ничего не знаю о профессиях 5%
  • Знаю профессии, но о них рассказать не могу 25%
  • Знаю несколько профессий, могу рассказать о каждой 70%

1 класс 2 полугодие:

  • Ничего не знаю о профессиях 0%
  • Знаю профессии, но о них рассказать не могу 10%
  • Знаю несколько профессий, могу рассказать о каждой 90%

2 класс 2 полугодие:

  • Ничего не знаю о профессиях 0%
  • Знаю профессии, но о них рассказать не могу 3%
  • Знаю несколько профессий, могу рассказать о каждой 97%

3 класс 2 полугодие:

  • Ничего не знаю о профессиях 0 %
  • Знаю профессии, но о них рассказать не могу 0%
  • Знаю несколько профессий, могу рассказать о каждой 100%
  1.  Профориентационные мероприятия

В классе проводились мероприятия, начиная с 1 года обучения в школе:

  1. Игры
  2. Викторины
  3. Экскурсии на предприятия
  4. Встречи с людьми разных профессий
  5. Конкурсы рисунков, поделок
  6. Написание проектов
  7. Родительские собрания.
  8. Оформление выставок «Мир профессий»

  1. Заключение

Профориентация в классе проводится с целью подготовки обучающихся к дальнейшему осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.

Современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе, как к субъекту будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу в начальных классах.

  1. Приложения

3.1. Педагогическая характеристика 3 В класса

 В 3 «В» классе обучается 23 учащихся, из них 13 девочек и 10 мальчиков.  У большинства школьников выявлен слабый словарный запас, отмечено недоразвитие связной речи. Все дети владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу.

Есть такие дети, которые с трудом «живут» в школьной среде, не могут выполнять требования учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают с места. Есть и такие дети, которые находятся постоянно в возбужденном состоянии, торопятся быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта работа оказывается выполненной неправильно, либо небрежно.

    Имеется группа детей, которые внимательны и активны на уроке, у них достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса.

    В классе есть ученики, которые присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как  правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал.

    И, конечно же, в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на уроке, хотя на переменах общительны, а иногда даже задиристы.

    Есть и такой ребенок, который все воспринимает, все понимает, что от него требуется, но инициативы не проявляет и считает, что это ему и не очень-то нужно. Но во время ответов достаточно рассудителен, правильно оценивает ситуацию, только ему постоянно необходимо напоминать, что надо все делать вовремя.

    Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. Неблагополучных семей не выявлено. Во многих семьях созданы необходимые условия для выполнения домашних  учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. Они постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но есть и те, кто предпочитает занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел в классе. На родительские  собрания некоторые родители ходят вдвоем.

                                                             

3.2. Характеристика семей учащихся класса

               В классе обучаются 23 человека. Из них:

  • из  неполных семей – 7 человек: Анисимова А., Кузнецов В., Масальская Н., Боброва А., Паршутина Н., Репякова К., Мещанинова В. .
  • из  многодетных семей – 3 человека: Койров Н., Хоменков М.,   Бажутина В.
  • Находится на попечении бабушки: Иванова Е.

                                               

Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей, активно интересуются жизнедеятельностью класса.  Создан родительский комитет, который уже решает организационные проблемы, в частности, обеспечение детей школьными принадлежностями, оформление классной комнаты, организация досуга учащихся.

3.3. Состав родительского Совета

  • Председатель родительского комитета класса – Дьяконова Юлия Алексеевна.
  • Члены родительского комитета: Паршутина Елена Александровна и Дмитриева Ирада Наримановна.

3.4. Вовлеченность во внеурочную деятельность обучающихся        

  3 «в» класса.

Школьные кружки:

Логика:

  1. Бараева Катя
  2. Величков Антон
  3. Дмитриев Артем
  4. Калина Никита
  5. Репякова Камилла

Секреты речи :

  1. Анисимова Настя
  2. Бараева Катя  
  3. Боброва Алиса
  4. Буцев Кирилл
  5. Буцев Кирилл
  6. Величков Антон
  7. Дмитриев Артем
  8. Дмитриева Настя
  9. Иванова Лена
  10. Калина Никита
  11. Кузнецов Вова
  12. Лобанов Саша
  13. Орлова Даша
  14. Паршутина Наташа
  15. Репякова Камилла
  16. Стриккоева Рита
  17. Хоменков Максим

Объединения учреждений дополнительного образования:

Центр детского творчества:

 Аквариумистика

  1. Величков Антон
  2. Дмитриев Артем
  3. Паршутина Наташа

Школа искусств:

1.Иванова Лена

2.Лобанов Саша

3.Паршутина Наташа

ДЮСШ:

  1. Буцев Кирилл (Футбол)
  2. Калина Никита (каратэ)

  1.  План воспитательной работы с классом на 2016-2017 уч.год

Основные направления работы*

Направление

Темы классных часов мероприятий

Гражданско-патриотическое воспитание

  • Кл.час: Я- гражданин России.
  • Кл.час: Качества гражданина.
  • Кл.час: Москва-столица нашей Родины.
  • Кл.час: Что такое Родина?
  • Кл.час: Моя маленькая Родина?

  • Кл.час:23 февраля – праздник наших защитников.

Духовно-нравственное и патриотическое  воспитание

  • Кл.час: Что такое хорошо, и что такое плохо.
  • Кл.час: Правила дружбы.
  • Кл.час: «Волшебные слова» в жизни человека.
  • Кл.час: Животные - братья наши меньшие.
  • Кл.час: Вредные привычки
  • Кл.час: Победа  в Великой Отечественной войне

Экологическое  воспитание

  • Кл.час: Что такое экология?
  • Кл.час: Экологические проблемы нашей страны
  • Кл.час: Экологически проблемы нашего края
  • Кл.час: Красная книга
  • Кл.час: Почему надо беречь нашу планету.

Здоровьесберегающее воспитание

  • Беседа: Режим дня
  • Кл.час: Витамины
  • Игра: Папа,мама,я – спортивная семья

Методическая    работа

  • Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей;
  • Оказание методической помощи классным руководителям в работе с классом.

Работа объединений внеурочной деятельности

  • Сохранение традиционно работающих видов внеурочной деятельности
  • Контроль регулярного посещения объединений обучающимися
  • Обновление информации о работе объединений

*Профориентационные мероприятия не включены в основной план работы.

  1. План работы с родителями  на 2016-2017 учебный год

№ п/п

                   Содержание

                          Сроки

1.

Организационное собрание

Сентябрь

2.

Предварительные итоги 1 триместра.

ноябрь

3.

Лекция «Улучшаем технику чтения».

февраль

4.

Родительское собрание «Мир глазами ребенка»

апрель

5.

Итоговое собрание «Перелистывая страницы учебного года…»

май


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «ПОДПОРОЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ А.С. АФАНАСЬЕВОЙ

Слайд 2

СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА 1. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА 2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «НАШ ВЫБОР» 3. ПРИЛОЖЕНИЯ

Слайд 3

В НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНЫ ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, КАК ЕДИНОГО ПРОЦЕССА МОЯ ЗАДАЧА - СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ САМОВОСПИТАНИЯ, САМОРЕАЛИЗАЦИИ, САМОРАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБЩЕСТВЕ

Слайд 4

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА. ЦЕЛИ: ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВОБОДНОЙ, ТАЛАНТЛИВОЙ, ФИЗИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ, ОБОГАЩЕННОЙ НАУЧНЫМИ ЗНАНИЯМИ, ГОТОВОЙ К СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НРАВСТВЕННОМУ ПОВЕДЕНИЮ; ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ТВОРЧЕСТВО, НА САМОПОЗНАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ, С ЧУВСТВОМ ГРАЖДАНИНА, ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, С ДУХОМ СВОБОДЫ И ДЕМОКРАТИИ, ЛИЧНЫМ ДОСТОИНСТВОМ. ЗАДАЧИ: НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ИНТЕРЕСОВ, СТРЕМЛЕНИЙ И ЖЕЛАНИЙ СОЗДАТЬ МАКСИМУМ УСЛОВИЙ ДЛЯ МЯГКОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ, НРАВСТВЕННЫМ И ДУХОВНЫМ РАЗВИТИЕМ И САМОРАЗВИТИЕМ УЧАЩИХСЯ.

Слайд 5

Этапы построения. I этап - проектирование системы (2014-2015 учебный год) II этап – становление системы (экспериментально – поисковый) (2015-2016 учебный год) III этап – стабильное функционирование системы (преобразовательный) (2016-2017 учебный год) IY этап – итоги работы системы (рефлексивно-обобщающий) ( 2017-2018 учебный год)

Слайд 6

Воспитательная программа «Наш выбор». Цель: формирование уважительного отношения к труду и людям труда, потребности активно участвовать в общественно-полезном труде. Задачи: 1. Совершенствование содержания, форм, методов профориентационной работы и психологической поддержки детей для предоставления ребёнку возможности ранней профориентации 2. Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий; 3. Познакомить с особенностями труда людей родного края, с несколькими видами профессий; 4. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека; 5. Приобщать к общечеловеческим ценностям. 6. Развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству; 7. Вызвать интерес к занятиям прикладными видами творчества;

Слайд 7

Критерии эффективности Критерии качества складываются из таких показателей, как: степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы; общий психологический климат школы и класса, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт; уровень воспитанности обучащихся . Основное назначение критериев эффективности работы школы - определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии служат для решения внутренних задач руководства школой, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.

Слайд 8

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗУЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДБОР ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ОВЛАДЕНИЯ ПРИЕМОВ САМОВЫРАЖЕНИЯ, САМОВОСПИТАНИЯ, САМОРАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3. ОБОБЩАЮЩИЙ ОБРАБОТКА, АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СООТНОШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ С ЦЕЛЯМИ И ЗАДАЧАМИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Слайд 9

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ Классные часы «Встречи с профессией» с приглашением профессионалов, ветеранов, учёных. Беседы о профессиях Викторины и конкурсы на знание профессий Оформление выставок «Мир профессий» Экскурсии на предприятия

Слайд 10

МЕТОДЫ РАБОТЫ 1. ОСНОВНЫЕ, ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ 2. АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Слайд 11

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИК, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВЫЯВЛЕНИЕ СКЛОННОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ. РАБОТА КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СКЛОННОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА.

Слайд 12

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 16

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Игры Викторины Экскурсии на предприятия Встречи с людьми разных профессий Конкурсы рисунков, поделок Написание проектов Родительские собрания. Оформление выставок «Мир профессий»

Слайд 17

НАШЕ ПОРТФОЛИО… ИГРЫ ПО ПРОФЕССИЯМ

Слайд 18

ПРОЕКТЫ

Слайд 19

КЛАССНЫЙ ЧАС

Слайд 20

ЭКСКУРСИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯ

Слайд 23

С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».

Цель:  Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...