Рабочая программа по внеурочной деятельности.
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности курса "Подготовка к праздникам", расчитанного на четыре года обучения и проводимого с целью подготовки праздников разного уровня (от классного до районного)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.d._2016-2017.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Подготовка к праздникам»
Социальное направление
1 – 4 класс
Сроки реализации: 2016 -2020 год.
Составитель: Яковлева С.Ю.
Санкт- Петербург
2016-2017
Пояснительная записка
Программа «Подготовка к праздникам» комплексная, разработана на основе авторской программы Э.С.Акоповой и Е.Ю.Ивановой,концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с программой воспитательной работы школы.
Комплексная программа социального воспитания и развития учащихся «Подготовка к праздникам» предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня, ориентированная на учащихся 1-4 классов. Программа направлена на культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал учащихся, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.
Программа рассчитана на 135 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение еженедельных внеучебных занятий с учащимися, так и возможность организовывать занятия крупными блоками. Программа состоит из 4 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеучебной деятельности и направлен на решение своих собственных педагогических задач. Направление программы внеурочной деятельности: знакомство с праздниками, традициями народов России; развитие детской одарённости.
Актуальность Каждому известно, что такое праздник в школе. К этому дню нужно подготовить с детьми концерт для родителей. Выбрать стихи, песни, танцы или поставить спектакль, тематически соответствующие празднику. Однако, в слово «праздник» заложено намного больше, чем концерт. Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно- нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия: отчий дом, родная земля, моя семья и род, Отечество - войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику.. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Педагогическая целесообразность реализации данной программы
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Актуальность и новизна внеклассной работы, проводимой в форме праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа». Программа «Подготовка к праздникам» раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа. Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключаются в принципах к подбору её содержания: это природосообразность, культуросообразность, коллективность и проектность. Принцип природосообразности предполагает, что досуговое общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а так же формировать у него ответственность за развитие самого себя. Принцип культуросообразности предполагает, что досуговое общение обучающихся основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям регионов. Коллективность в досуговом общении означает, что досугово-развлекательная деятельность протекает в детско-взрослых общностях и дает юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике «замысел – реализация – рефлексия». В ходе проектирования перед учеником всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что может появиться в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него.
Цели :
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
-формирование системы работы по приобретению опыта коллективной творческой деятельности, опыта организации праздников
Задачи :
-формировать у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде
-учить умению общаться и сотрудничать
-развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности
-воспитывать духовно–нравственную личность
Внеурочная деятельность учащихся по программе «Подготовка к праздникам» строится на следующих принципах:
- принцип открытости. Планирование внеклассной деятельности классным руководителем проходят совместно с детьми, которые вносят коррективы в предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний;
- принцип привлекательности будущего дела. Заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела;
- принцип деятельности. Это утренники, фестивали, предметная неделя, конкурсы «почемучек», конкурс чтецов, и др.;
- принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств;
- принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель проводит беседу с учащимися и изучает их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии;
- принцип сотворчества. Сотрудничество - в подготовке и проведении внеклассного мероприятия вместе с родителями;
- принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Описание места курса в учебном плане.
Программа “Подготовка к праздникам» реализуется в рамках Программы социального развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Согласно учебному плану ГБОУ НОШ №453, всего на изучение курса «Подготовка к праздникам» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе - 33ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели), в 4-классе - 34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели). Занятия могут проводиться , в актовом зале или классе.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Данная программа социального воспитания младших школьников конструируется вокруг таких ценностных ориентиров: коммуникабельность – лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия; предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, изобретательностью и энергией, самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения. Данная программа социального воспитания младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.
Форма организации внеурочной деятельности по программе «Подготовка к праздникам» в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнёра, выражать свое понимание.
Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога.
Учебно-тематический план
№ п.п | Название раздела | Общее кол-во часов | Количество часов по классам | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
1 | Введение в КТД | 15 | 3 | 4 | 4 | 4 |
2 | Здравствуй, осень! | 32 | 8 | 8 | 8 | 8 |
3. | Зимушка-зима. | 36 | 9 | 9 | 9 | 9 |
4 | Встречаем весну. | 40 | 10 | 10 | 10 | 10 |
5 | Впереди лето! | 12 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Всего за год | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 |
Содержание программы
- Введение в КТД.-3-4часа.
- «Здравствуй, осень!»
Праздники в школе: цели и смысл. Возникновение народных праздников на Руси, традиции их проведения. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды. Роль традиций. Технология КТД. Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Обсуждение сценария, распределение ролей. Подбор стихов, песен. Изготовление газет. Изучение праздничных традиций. Подготовка,проведение и анализ праздника : Концертная программа. Презентация народного праздника в соответствии со временем года с использованием народных игр, песен, хороводов. Организация выставок народных промыслов.
Подготовка и проведение осенних праздников -8 часов
Знакомство детей с осенними народными праздниками. Проведение и анализ проведения праздников «Здравствуй, школа», «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» и др., праздника ко Дню учителя, ко Дню знаний .Участие в проведении школьных мероприятий.
2. “Зимушка-зима”
Пподготовка и проведение зимних праздников – 9часов
Подготовка, проведение и анализ проведения праздника ко Дню матери, «Праздника Букваря», Подготовка, проведение и анализ проведения Новогоднего утренника. Праздники - время отдыха, веселья, радости дружеского общения. Канун Нового года. Современный новогодний праздник. Подготовка к празднику « Защитников Отечества», проведение и анализ проведения игры «А ну-ка, мальчики». Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Показать богатое и разнообразное содержание игр: игры-состязания в ловкости, в умении скакать на коне, меткости попадания в цель; игры- ловишки, развивающие навыки бега, прыжков; игры- прятки, игры- загадки, игры-забавы, пальчиковые игры, игры-соревнования, и т.п. Педагогическая ценность народных игр в воспитании ума, воли, характера, быстроты реакции, духовности и интереса к национальным играм. Форма проведения – освоение народных игр, изготовление оборудования к ним, развлечения. Подготовка, проведение и анализ проведения Масленичных гуляний. Масленица – фольклорный праздник. Изготовление чучела Масленицы. Масленица – конец января начало марта, справляется за семь недель до Пасхи. Это самый весёлый, разгульный недельный праздник. Прощаются с зимой, встречают весну, пекут блины, последний раз катаются с гор, устраивают битвы снежками, сжигают чучело Зимы. Форма работы - развлечение на улице. Каждый день недели имеет своё название. Понедельник-встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей). Среда-лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины). Четверг- широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы). Воскресенье – прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга). Вместе с Масленицей сгорала и зима. Участие в проведении мероприятий.
3.“Встречаем весну”
Подготовка и проведение весенних праздников - 10ч
Подготовка, проведение и анализ проведения утренника «Для наших мам». Цель: формировать образ матери - источника жизни, хранительницы очага. «При солнышке тепло – при матери добро». «Мать кормит детей, как земля людей». Форма работы – музыкальное развлечение с приглашением мам, бабушек, пение, танцы, стихи, игры, дарение подарков. Изучение праздничных традиций. Подготовка концертной программы. Подготовка, проведение и анализ проведения праздника к Международному дню семьи. Подготовка, проведение и анализ проведения праздника ко Дню Победы. (Дню Воинской Славы России)- самому почитаемому празднику для россиян.Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Выбор сценария, распределение ролей, номеров выступления. Подготовка стендов для выставки поделок и рисунков. Изготовление Участие в проведении мероприятий.
4. “Впереди лето!”
Подготовка и проведение летних праздников - 3ч
Подготовка, проведение и анализ проведения праздника «Окончен первый школьный год», праздника «Последнего звонка», ко Дню защиты детей, к Международному дню друзей, праздника ко Дню России. История и особенности праздников. День России — праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник — символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. Участие в праздничном концерте, театрализованном представлении. Изучение праздничных традиций. Подготовка концертной программы. Обучение приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Обсуждение сценария, распределение ролей. Подбор стихов, песен. Отработка концертных номеров, . Подготовка стендов для выставки поделок и рисунков. Изготовление газеты.
Календарно-тематический план.
№ | Дата | Тема |
1 | Коллективное обсуждение и планирование праздников на год. | |
2 | Сбор информации, составление сценария праздника ко Дню учителя, распределение ролей. | |
3-4 | Репетиция праздника. | |
5 | Сбор информации, составление сценария праздника «Посвящение в первоклассники», распределение ролей. | |
6-7 | Репетиция праздника. | |
8 | Сбор информации, составление сценария праздника ко Дню матери «При солнышке – тепло, при матери – добро», распределение ролей. | |
9-10 | Репетиция праздника. | |
11 | Праздник «При солнышке – тепло, при матери – добро» | |
12 | Сбор информации, составление сценария праздника «Новогодней ёлки», распределение ролей. | |
13-14 | Репетиция праздника. | |
15 | Праздник «Новогодней ёлки» | |
16 | Сбор информации, составление сценария мероприятия, посвященного Дню снятия блокады, распределение ролей. | |
17-18 | Репетиция мероприятия. | |
19 | Сбор информации, составление сценария праздника, посвященного Дню Защитника Отечества «А ну-ка, мальчики!», распределение ролей. | |
20 | Репетиция праздника. | |
21 | Проведение праздника «А ну-ка, мальчики!» | |
22 | Сбор информации, составление сценария праздника, посвященного Международному женскому дню «8 Марта», «А ну-ка, девочки!», распределение ролей. | |
23-24 | Репетиция праздника. | |
25 | Проведение праздника «А ну-ка, девочки!» | |
26 | Сбор информации, составление сценария праздничного мероприятия, посвященного Дню Победы, распределение ролей. | |
27-28 | Репетиция праздничного мероприятия. | |
29 | Сбор информации, составление сценария праздника «Окончен первый школьный год!», распределение ролей. | |
30-32 | Репетиция праздника. | |
33 | Праздник «Окончен первый школьный год!» |
Предполагаемые результаты реализации программы
Отличительные особенности данной программы от других действующих. Данная программа нацелена на достижение учащимися трёх уровней воспитательных результатов в досугово - развлекательной деятельности 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. В результате работы по программе “Подготовка к праздникам» обучающиеся обучатся различным формам организации досуга; научатся организовывать коллективную деятельность; организовывать свою деятельность; выбирать из многообразия предложенных вариантов самые выигрышные , работать в группе и индивидуально; отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника; представлять себя и свое творчество за пределами ОУ; формировать свой портфолио;
Результаты первого уровня:
- приобретение школьниками знаний о способах и видах проведения досуга, об оформлении помещений для проведения праздников.
-приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
-обогащение личного опыта общения детей;
-ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения
- подготовка и проведение праздников на базе своего класса
Результаты второго уровня:
-формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
-приобретение школьником опыта самостоятельного социального
-решение педагогических, социальных и духовных вопросов с подрастающим поколением;
-привитие чувства долга, ответственности, верности традициям, сохранению и приумножению исторических, культурных, духовных ценностей;
- подготовка и проведение праздников на школьном уровне
Результаты третьего уровня:
- приобретение опыта организаторской, творческой деятельности;
- опыт проведения досуговых мероприятий.
- приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия;
- подготовка и проведение праздников с выходом за пределы школы
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.
Личностные и метапредметные результаты:
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Регулятивные:
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Познавательные:
-умение решать творческие задачи;
-умение добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
-умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Коммуникативные: -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве учитывать разные мнения и интересы
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую ин формацию как ориентир для построения действия
Формы контроля -участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно-досуговых программ;
-участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
-презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
Методические рекомендации
Основные способы и формы работы с детьми
Занятия проводятся в таких формах, как концерт, инсценировка, праздничный «огонёк» при условии их организации силами самих школьников. Воспитательные задачи состоят в оптимизации межличностных отношений в детском коллективе. Используются также занимательные и игровые формы: игра, конкурс, викторина. Использование тех или иных форм зависит от возрастных и психологических особенностей детей. Различные темы и формы подачи материала чередуются в течение одного занятия.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса
На этапе подготовки к различным мероприятиям можно использовать словесные методы: рассказ, беседа, дискуссия. Наглядные: демонстрация, презентация, видеоклипы, аудиоматериалы. На этапе проведения мероприятий уместны выступление, инсценирование, обсуждение отдельных моментов.
Результаты развития и воспитания учащихся оцениваются по итогам каждого года обучения по программе «Подготовка к праздникам» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
- экспертные суждения родителей;
- самооценочные суждения детей.
Диагностика результативности и качества освоения программы: Педагогический мониторинг Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка .
Критерии :
Освоение детьми содержания образования. Разнообразие умений и навыков. Глубина и широта знаний. Детские практические и творческие достижения. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности. Разнообразие творческих достижений. Развитие общих познавательных способностей (моторика, воображение, память, речь, внимание). Культура поведения ребенка. Стремление к аккуратности в выполнении задания, и порядку на рабочем месте. Наличие стремления доводить начатое дело до конца Выполнение санитарно-гигиенических требований.. Выполнение требований техники безопасности. Характер отношений в коллективе.
. Показатели критериев определяются уровнем: высокий; средний; низкий.
Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
.Культура поведения ребенка
Высокий: имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).
Средний: имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий: моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
Характер отношений в коллективе
Высокий: высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива. Средний: имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива. Низкий: низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
Мониторинг социально-педагогических результатов
Выполнение санитарно-гигиенических требований.
Высокий уровень: без напоминания преподавателя перед началом занятий и после использования клея или красок моет руки, аккуратно с осторожностью пользуется клеем, красками и фломастерами.
Средний: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянно или после напоминания преподавателя.
Низкий: отказывается полностью или очень редко соглашается выполнять санитарно-гигиенические требования.
Выполнение требований техники безопасности.
Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности
Средний: выполняет правила техники безопасности после напоминания преподавателя. Низкий: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем преподавателя.
Характер отношений в коллективе.
Высокий уровень: постоянно доброжелательное отношение к другим учащимся, стремление помочь или подсказать, поделиться материалом или инструментами, желание выполнять коллективные работы или руководить их
Средний: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к активному сотрудничеству с товарищами.
Низкий: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с другими учащимися при выполнении заданий
Отношение к преподавателю.
Высокий уровень: внимательно слушает преподавателя, старательно выполняет все требования, может обратиться за необходимой помощью в различных вопросах. Средний: выполняет требования преподавателя, но держится независимо.
Низкий: игнорирует требования преподавателя, отвечает на вопросы и выполняет задания только по принуждению.
Описание материально-технического обеспечения программы
Библиотечный фонд. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием). Методическая литература для учителя . Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности
Литература
1. Дела школьные. Сборник сценариев / Под ред. А.Б. Малюшкина, Е.А. Романовой. - М.: ТЦ Сфера, 2003;
2. Классные классные дела / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2 - М.: ТЦ Сфера, 2004;
3. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома - СПб, “Паритет”, 2000;
4.. Пузикова Л.Б. Праздники в вашем доме - Ростов н/Д: “Феникс”, 2000;
5.Ромашкова Е.И. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
6. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;
7. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье - М.: ТЦ Сфера,
8.Тубельская Г.Н. Традиционные школьные праздники - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
9.Шмаков С.А. Игры в слова и со словами - М.: ООО “Астрель”; ООО “АСТ”, 2000.
10. «Энциклопедия обрядов и обычаев». СПб. 1996.
11. Науменко Е.«Фольклорные праздники в школе». М. 1998.
12. Уткин П. Королёва Н. «Народные художественные промыслы». М. 1992.
13. Петров В. Гришина Г. Короткова Л. «Осенние праздники, игры и забавы». М.1999 14.«Русский народ. Его обычаи, обряды, предания». Собрание Забылина М. М.1880
Технические средства обучения (оборудование кабинета).
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...