Рабочая программа по внеурочной деятельности.
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности курса "Подготовка к праздникам", расчитанного на четыре года обучения и проводимого с целью подготовки праздников разного уровня (от классного до районного)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Подготовка к праздникам»
Социальное направление
1 – 4 класс
Сроки реализации: 2016 -2020 год.
Составитель: Яковлева С.Ю.
Санкт- Петербург
2016-2017
Пояснительная записка
Программа «Подготовка к праздникам» комплексная, разработана на основе авторской программы Э.С.Акоповой и Е.Ю.Ивановой,концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с программой воспитательной работы школы.
Комплексная программа социального воспитания и развития учащихся «Подготовка к праздникам» предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня, ориентированная на учащихся 1-4 классов. Программа направлена на культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал учащихся, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.
Программа рассчитана на 135 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение еженедельных внеучебных занятий с учащимися, так и возможность организовывать занятия крупными блоками. Программа состоит из 4 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеучебной деятельности и направлен на решение своих собственных педагогических задач. Направление программы внеурочной деятельности: знакомство с праздниками, традициями народов России; развитие детской одарённости.
Актуальность Каждому известно, что такое праздник в школе. К этому дню нужно подготовить с детьми концерт для родителей. Выбрать стихи, песни, танцы или поставить спектакль, тематически соответствующие празднику. Однако, в слово «праздник» заложено намного больше, чем концерт. Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно- нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия: отчий дом, родная земля, моя семья и род, Отечество - войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику.. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Педагогическая целесообразность реализации данной программы
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Актуальность и новизна внеклассной работы, проводимой в форме праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа». Программа «Подготовка к праздникам» раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа. Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключаются в принципах к подбору её содержания: это природосообразность, культуросообразность, коллективность и проектность. Принцип природосообразности предполагает, что досуговое общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а так же формировать у него ответственность за развитие самого себя. Принцип культуросообразности предполагает, что досуговое общение обучающихся основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям регионов. Коллективность в досуговом общении означает, что досугово-развлекательная деятельность протекает в детско-взрослых общностях и дает юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике «замысел – реализация – рефлексия». В ходе проектирования перед учеником всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что может появиться в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него.
Цели :
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
-формирование системы работы по приобретению опыта коллективной творческой деятельности, опыта организации праздников
Задачи :
-формировать у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде
-учить умению общаться и сотрудничать
-развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности
-воспитывать духовно–нравственную личность
Внеурочная деятельность учащихся по программе «Подготовка к праздникам» строится на следующих принципах:
- принцип открытости. Планирование внеклассной деятельности классным руководителем проходят совместно с детьми, которые вносят коррективы в предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний;
- принцип привлекательности будущего дела. Заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела;
- принцип деятельности. Это утренники, фестивали, предметная неделя, конкурсы «почемучек», конкурс чтецов, и др.;
- принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств;
- принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель проводит беседу с учащимися и изучает их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии;
- принцип сотворчества. Сотрудничество - в подготовке и проведении внеклассного мероприятия вместе с родителями;
- принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Описание места курса в учебном плане.
Программа “Подготовка к праздникам» реализуется в рамках Программы социального развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Согласно учебному плану ГБОУ НОШ №453, всего на изучение курса «Подготовка к праздникам» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе - 33ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели), в 4-классе - 34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели). Занятия могут проводиться , в актовом зале или классе.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Данная программа социального воспитания младших школьников конструируется вокруг таких ценностных ориентиров: коммуникабельность – лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия; предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, изобретательностью и энергией, самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения. Данная программа социального воспитания младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.
Форма организации внеурочной деятельности по программе «Подготовка к праздникам» в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнёра, выражать свое понимание.
Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога.
Учебно-тематический план
№ п.п | Название раздела | Общее кол-во часов | Количество часов по классам | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
1 | Введение в КТД | 15 | 3 | 4 | 4 | 4 |
2 | Здравствуй, осень! | 32 | 8 | 8 | 8 | 8 |
3. | Зимушка-зима. | 36 | 9 | 9 | 9 | 9 |
4 | Встречаем весну. | 40 | 10 | 10 | 10 | 10 |
5 | Впереди лето! | 12 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Всего за год | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 |
Содержание программы
- Введение в КТД.-3-4часа.
- «Здравствуй, осень!»
Праздники в школе: цели и смысл. Возникновение народных праздников на Руси, традиции их проведения. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды. Роль традиций. Технология КТД. Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Обсуждение сценария, распределение ролей. Подбор стихов, песен. Изготовление газет. Изучение праздничных традиций. Подготовка,проведение и анализ праздника : Концертная программа. Презентация народного праздника в соответствии со временем года с использованием народных игр, песен, хороводов. Организация выставок народных промыслов.
Подготовка и проведение осенних праздников -8 часов
Знакомство детей с осенними народными праздниками. Проведение и анализ проведения праздников «Здравствуй, школа», «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» и др., праздника ко Дню учителя, ко Дню знаний .Участие в проведении школьных мероприятий.
2. “Зимушка-зима”
Пподготовка и проведение зимних праздников – 9часов
Подготовка, проведение и анализ проведения праздника ко Дню матери, «Праздника Букваря», Подготовка, проведение и анализ проведения Новогоднего утренника. Праздники - время отдыха, веселья, радости дружеского общения. Канун Нового года. Современный новогодний праздник. Подготовка к празднику « Защитников Отечества», проведение и анализ проведения игры «А ну-ка, мальчики». Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Показать богатое и разнообразное содержание игр: игры-состязания в ловкости, в умении скакать на коне, меткости попадания в цель; игры- ловишки, развивающие навыки бега, прыжков; игры- прятки, игры- загадки, игры-забавы, пальчиковые игры, игры-соревнования, и т.п. Педагогическая ценность народных игр в воспитании ума, воли, характера, быстроты реакции, духовности и интереса к национальным играм. Форма проведения – освоение народных игр, изготовление оборудования к ним, развлечения. Подготовка, проведение и анализ проведения Масленичных гуляний. Масленица – фольклорный праздник. Изготовление чучела Масленицы. Масленица – конец января начало марта, справляется за семь недель до Пасхи. Это самый весёлый, разгульный недельный праздник. Прощаются с зимой, встречают весну, пекут блины, последний раз катаются с гор, устраивают битвы снежками, сжигают чучело Зимы. Форма работы - развлечение на улице. Каждый день недели имеет своё название. Понедельник-встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей). Среда-лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины). Четверг- широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы). Воскресенье – прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга). Вместе с Масленицей сгорала и зима. Участие в проведении мероприятий.
3.“Встречаем весну”
Подготовка и проведение весенних праздников - 10ч
Подготовка, проведение и анализ проведения утренника «Для наших мам». Цель: формировать образ матери - источника жизни, хранительницы очага. «При солнышке тепло – при матери добро». «Мать кормит детей, как земля людей». Форма работы – музыкальное развлечение с приглашением мам, бабушек, пение, танцы, стихи, игры, дарение подарков. Изучение праздничных традиций. Подготовка концертной программы. Подготовка, проведение и анализ проведения праздника к Международному дню семьи. Подготовка, проведение и анализ проведения праздника ко Дню Победы. (Дню Воинской Славы России)- самому почитаемому празднику для россиян.Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Выбор сценария, распределение ролей, номеров выступления. Подготовка стендов для выставки поделок и рисунков. Изготовление Участие в проведении мероприятий.
4. “Впереди лето!”
Подготовка и проведение летних праздников - 3ч
Подготовка, проведение и анализ проведения праздника «Окончен первый школьный год», праздника «Последнего звонка», ко Дню защиты детей, к Международному дню друзей, праздника ко Дню России. История и особенности праздников. День России — праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник — символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. Участие в праздничном концерте, театрализованном представлении. Изучение праздничных традиций. Подготовка концертной программы. Обучение приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Обсуждение сценария, распределение ролей. Подбор стихов, песен. Отработка концертных номеров, . Подготовка стендов для выставки поделок и рисунков. Изготовление газеты.
Календарно-тематический план.
№ | Дата | Тема |
1 | Коллективное обсуждение и планирование праздников на год. | |
2 | Сбор информации, составление сценария праздника ко Дню учителя, распределение ролей. | |
3-4 | Репетиция праздника. | |
5 | Сбор информации, составление сценария праздника «Посвящение в первоклассники», распределение ролей. | |
6-7 | Репетиция праздника. | |
8 | Сбор информации, составление сценария праздника ко Дню матери «При солнышке – тепло, при матери – добро», распределение ролей. | |
9-10 | Репетиция праздника. | |
11 | Праздник «При солнышке – тепло, при матери – добро» | |
12 | Сбор информации, составление сценария праздника «Новогодней ёлки», распределение ролей. | |
13-14 | Репетиция праздника. | |
15 | Праздник «Новогодней ёлки» | |
16 | Сбор информации, составление сценария мероприятия, посвященного Дню снятия блокады, распределение ролей. | |
17-18 | Репетиция мероприятия. | |
19 | Сбор информации, составление сценария праздника, посвященного Дню Защитника Отечества «А ну-ка, мальчики!», распределение ролей. | |
20 | Репетиция праздника. | |
21 | Проведение праздника «А ну-ка, мальчики!» | |
22 | Сбор информации, составление сценария праздника, посвященного Международному женскому дню «8 Марта», «А ну-ка, девочки!», распределение ролей. | |
23-24 | Репетиция праздника. | |
25 | Проведение праздника «А ну-ка, девочки!» | |
26 | Сбор информации, составление сценария праздничного мероприятия, посвященного Дню Победы, распределение ролей. | |
27-28 | Репетиция праздничного мероприятия. | |
29 | Сбор информации, составление сценария праздника «Окончен первый школьный год!», распределение ролей. | |
30-32 | Репетиция праздника. | |
33 | Праздник «Окончен первый школьный год!» |
Предполагаемые результаты реализации программы
Отличительные особенности данной программы от других действующих. Данная программа нацелена на достижение учащимися трёх уровней воспитательных результатов в досугово - развлекательной деятельности 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. В результате работы по программе “Подготовка к праздникам» обучающиеся обучатся различным формам организации досуга; научатся организовывать коллективную деятельность; организовывать свою деятельность; выбирать из многообразия предложенных вариантов самые выигрышные , работать в группе и индивидуально; отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника; представлять себя и свое творчество за пределами ОУ; формировать свой портфолио;
Результаты первого уровня:
- приобретение школьниками знаний о способах и видах проведения досуга, об оформлении помещений для проведения праздников.
-приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
-обогащение личного опыта общения детей;
-ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения
- подготовка и проведение праздников на базе своего класса
Результаты второго уровня:
-формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
-приобретение школьником опыта самостоятельного социального
-решение педагогических, социальных и духовных вопросов с подрастающим поколением;
-привитие чувства долга, ответственности, верности традициям, сохранению и приумножению исторических, культурных, духовных ценностей;
- подготовка и проведение праздников на школьном уровне
Результаты третьего уровня:
- приобретение опыта организаторской, творческой деятельности;
- опыт проведения досуговых мероприятий.
- приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия;
- подготовка и проведение праздников с выходом за пределы школы
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.
Личностные и метапредметные результаты:
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Регулятивные:
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Познавательные:
-умение решать творческие задачи;
-умение добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
-умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Коммуникативные: -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве учитывать разные мнения и интересы
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую ин формацию как ориентир для построения действия
Формы контроля -участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно-досуговых программ;
-участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
-презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
Методические рекомендации
Основные способы и формы работы с детьми
Занятия проводятся в таких формах, как концерт, инсценировка, праздничный «огонёк» при условии их организации силами самих школьников. Воспитательные задачи состоят в оптимизации межличностных отношений в детском коллективе. Используются также занимательные и игровые формы: игра, конкурс, викторина. Использование тех или иных форм зависит от возрастных и психологических особенностей детей. Различные темы и формы подачи материала чередуются в течение одного занятия.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса
На этапе подготовки к различным мероприятиям можно использовать словесные методы: рассказ, беседа, дискуссия. Наглядные: демонстрация, презентация, видеоклипы, аудиоматериалы. На этапе проведения мероприятий уместны выступление, инсценирование, обсуждение отдельных моментов.
Результаты развития и воспитания учащихся оцениваются по итогам каждого года обучения по программе «Подготовка к праздникам» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
- экспертные суждения родителей;
- самооценочные суждения детей.
Диагностика результативности и качества освоения программы: Педагогический мониторинг Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка .
Критерии :
Освоение детьми содержания образования. Разнообразие умений и навыков. Глубина и широта знаний. Детские практические и творческие достижения. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности. Разнообразие творческих достижений. Развитие общих познавательных способностей (моторика, воображение, память, речь, внимание). Культура поведения ребенка. Стремление к аккуратности в выполнении задания, и порядку на рабочем месте. Наличие стремления доводить начатое дело до конца Выполнение санитарно-гигиенических требований.. Выполнение требований техники безопасности. Характер отношений в коллективе.
. Показатели критериев определяются уровнем: высокий; средний; низкий.
Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
.Культура поведения ребенка
Высокий: имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).
Средний: имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий: моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
Характер отношений в коллективе
Высокий: высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива. Средний: имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива. Низкий: низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
Мониторинг социально-педагогических результатов
Выполнение санитарно-гигиенических требований.
Высокий уровень: без напоминания преподавателя перед началом занятий и после использования клея или красок моет руки, аккуратно с осторожностью пользуется клеем, красками и фломастерами.
Средний: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянно или после напоминания преподавателя.
Низкий: отказывается полностью или очень редко соглашается выполнять санитарно-гигиенические требования.
Выполнение требований техники безопасности.
Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности
Средний: выполняет правила техники безопасности после напоминания преподавателя. Низкий: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем преподавателя.
Характер отношений в коллективе.
Высокий уровень: постоянно доброжелательное отношение к другим учащимся, стремление помочь или подсказать, поделиться материалом или инструментами, желание выполнять коллективные работы или руководить их
Средний: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к активному сотрудничеству с товарищами.
Низкий: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с другими учащимися при выполнении заданий
Отношение к преподавателю.
Высокий уровень: внимательно слушает преподавателя, старательно выполняет все требования, может обратиться за необходимой помощью в различных вопросах. Средний: выполняет требования преподавателя, но держится независимо.
Низкий: игнорирует требования преподавателя, отвечает на вопросы и выполняет задания только по принуждению.
Описание материально-технического обеспечения программы
Библиотечный фонд. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием). Методическая литература для учителя . Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности
Литература
1. Дела школьные. Сборник сценариев / Под ред. А.Б. Малюшкина, Е.А. Романовой. - М.: ТЦ Сфера, 2003;
2. Классные классные дела / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2 - М.: ТЦ Сфера, 2004;
3. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома - СПб, “Паритет”, 2000;
4.. Пузикова Л.Б. Праздники в вашем доме - Ростов н/Д: “Феникс”, 2000;
5.Ромашкова Е.И. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
6. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;
7. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье - М.: ТЦ Сфера,
8.Тубельская Г.Н. Традиционные школьные праздники - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
9.Шмаков С.А. Игры в слова и со словами - М.: ООО “Астрель”; ООО “АСТ”, 2000.
10. «Энциклопедия обрядов и обычаев». СПб. 1996.
11. Науменко Е.«Фольклорные праздники в школе». М. 1998.
12. Уткин П. Королёва Н. «Народные художественные промыслы». М. 1992.
13. Петров В. Гришина Г. Короткова Л. «Осенние праздники, игры и забавы». М.1999 14.«Русский народ. Его обычаи, обряды, предания». Собрание Забылина М. М.1880
Технические средства обучения (оборудование кабинета).
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...