Круглый стол "Мои права и обязанности"
классный час (1, 2, 3 класс) на тему

Реброва Елена Вячеславовна

Цели:

- Познакомить с правами и обязанностями детей.

- Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

- Формировать коммуникативные умения школьников;

- Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_prava_i_obyazannosti.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол на тему

«Мои права и обязанности»

Цели:

- Познакомить с правами и обязанностями детей.

- Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

- Формировать коммуникативные умения школьников;

- Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;

Оборудование:

- лепестки со значками по правам человека;

- компьютер;

-  проектор;

-  мультимедийная презентация MS Office PowerPoint;

- выставка книг.

Ход занятия

  1. Приветствие (все встают в круг):

- Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Я предлагаю поздороваться всем тем:

- Кто родился зимой, летом, весной, осенью,

- Кто пришел с хорошим настроением.

- Скажем «Здравствуйте» руками!

- Скажем «Здравствуйте» глазами!

- Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

- Станет радостно кругом!

- Мы собрались, здесь, за круглым столом для серьезного разговора. Ребята, кто знает, что такое круглый стол?

1. Тему разговора обсуждают все присутствующие

2. Отвечают на вопросы, не перебивая друг друга.

3. Каждый высказывает своё мнение по данной теме.

- Но, сначала, я предлагаю прослушать стихотворение.

- После чего, я задам вопрос, на который вы попытаетесь ответить.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней для страны - ребенок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!!!

- Как вы понимаете последние слова? - Каждый ребёнок может надеяться на то, что будет иметь права.

Ребята, нарисуйте на листочках кружок и прямую линию. Покажите всем. Чем они похожи?    Все рисунки разные, и люди все тоже разные, непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей. Но одно у нас общее – это наши права и обязанности, они общие для всех. И мы в равной степени должны их выполнять. Существуют документы, в которых прописаны наши права.

                                        Стихотворение «Права ребёнка»  

Лишь появится ребёнок

И начнёт едва дышать

У него уже с пелёнок

Веские права

Он имеет право жить

Развиваться и дружить

Иметь просторный, дружный  дом,

Видеть тихий мирный сон,

Врачей помощь получать,

Обучаться , отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем – то новым,

И любить и быть любим

Он на свете не один.

Каждый человек, особенно в детстве нуждается в любви и заботе, добром отношении к себе.

На экране СЛАЙД 1

2. Целеполагание:

- В какой стране мы живём? Как она называется? (Ответы детей)

-Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения. Мы – граждане России.

СЛАЙД 2

-У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство – паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении.

- Наша страна широко протянулась с запада на восток.

- На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, волос и глаз.

-Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, государство приняло важные законы: «Конституцию Российской Федерации» и «Декларацию прав человека».

СЛАЙД 3

- Они дают каждому человеку право пользоваться очень нужными благами, без которых человек не сможет обойтись, в равной степени, независимо от цвета кожи, разреза глаз, национальности и т.д.

- Ребята, а вы знаете, что такое право и какие права есть у вас?

3.Знакомство с правами:

 -В толковом словаре русского языка написано, что ПРАВО – это охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.

- Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.

- Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.

- Сейчас мы с вами заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности (кроссворд на интерактивной доске):

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. (П о р я д о ч н о с т ь).

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим. (Спра в е д л и в о с т ь)

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.(Ра з у м

н о с т ь)

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

(В о с п и т а н н о с т ь)

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……(Об я з а н н о с т и)

1.П

2.

Р

3.

  А

4.В

5.О

 

СЛАЙД 4

Найди такое благо, без которого может обойтись человек:

 - труд

-  жизнь

-  прислуга

 - отдых

(Дети отвечают, что можно обойтись без прислуги).

- А что самое важное среди остальных благ? (Жизнь)

-Жизнь человеку дана чтобы научиться радоваться и радовать близких.

СЛАЙД 5

 «Жизнь дана на добрые дела» - гласит народная мудрость.

-Кому приходилось скучать при расставании с близкими и радоваться при встрече?

- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. Прикрепляю лепесток на доску,  и проговариваем хором.

- А зачем человеку труд?

- Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом.

 

В мире слов разнообразных,

 Что блестят, горят и жгут, -

 Золотых, стальных, алмазных, -

 Нет священней слова: "Труд!"

 Все, что пьем мы полной чашей,

 В прошлом создано трудом:

 Все довольство жизни нашей,

 Все, чем красен каждый дом.

 Новой лампы свет победный,

 Бег моторов, поездов,

 Монопланов лет бесследный,

 Все - наследие трудов!...

-Вы тоже в будущем мечтаете трудиться?

-Кем вы хотите стать? (Опрос детей. Дети по очереди отвечают)

-Что приносит счастье – труд или безделье?

- Если мы будем целыми днями лениться и ничего не делать,  будем ли счастливы? (Ответ детей)

- Конечно, нет.

СЛАЙД 6

- Найди концовку пословиц среди записей на доске:

«Труд кормит, а лень - портит».

Старание и труд к счастью ведут».

«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»

(Проверка - СЛАЙДЫ 7, 8, 9.)

- Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд.  СЛАЙД 10

Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Ребята, а для чего человеку отдых?

- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не сидим без работы и устаём.

- БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица.

- Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ

 - Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК

 - Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА

- Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ

- Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до 15 часов в день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд.

- Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.

- Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых. 

СЛАЙД 11

Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Ребята, а было ли нарушено право на отдых в сказке «Золушка»? СЛАЙД 12

-Мы рассмотрели только некоторые права людей, самые главные.

-А обладают ли этими правами дети? (Ответы детей)

(Прикрепляю  изображение ребёнка в центр цветка.)

3.Анализ ситуаций:

- Конечно, дети имеют много прав.

СЛАЙД 13

Очень много стран на свете, это знает каждый.

 Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

 Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

 Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

 Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

- Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны (20 ноября 1989) подписали «Конвенцию о правах ребенка».

СЛАЙД 14 

- О каких же ещё правах в ней говорится? Хотите узнать ещё? Тогда слушайте дальше…

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

СЛАЙД 15

- Каждый ребёнок имеет право на имя. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода.

- Что такое род, спросите вы? Послушайте стихотворение, и вы всё поймете.

Прадеды

 Кем был твой прадед на Руси –

 Свою фамилию спроси.

 Есть в каждом классе Кузнецов.

 Кто прадед Кузнецова?

 Он был из рода кузнецов,

 Отец отца отцова.

 С пилою Пильщиков дружил,

 Мял Кожемякин кожи.

 В атаки Воинов ходил,

 Стрельцов сражался тоже.

 Звучат, как музыка, как стих,

 Фамилии простые.

 Вглядись – и ты увидишь в них

 Историю России.

- Узнайте от родителей происхождение вашей фамилии и значение имени.

- Дерево сильно корнями, а человек семьёй или родом.

- Каждый из вас должен знать свою родословную и хранить и беречь память о своих прародителях. Потому что это…. корни и сила человека!

4. Игра:

- Отчество передается детям от отца, поэтому оно так и называется ОТЧЕСТВО. Наши мальчики – будущие отцы.

- Мальчики, встаньте и назовите по цепочке, какие отчества получат ваши дети?

- Почему товарищам нельзя давать кличку или прозвище?

- Потому что у них тоже есть право на имя.

- Отстаивая свои права, не забывайте, что у других людей тоже есть такие же права, как и ваши. Уважайте чужие права!

СЛАЙД 16

Малыш, что остался один в целом свете,

Нормально не сможет жить и расти.

Взрослые, те, что за детство в ответе,

Ребёнку семью помогут найти.

- Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Ребята, а должны ли дети заботиться о родителях? (ответы детей)

- Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности.

- Забота о родителях – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!

5.Физминутка:

- Ребята, какие обязанности по дому выполняете вы?

- Покажем пантомимой (под музыку «Антошка».), как мы…

- моем посуду,

- пылесосим,

- стираем,

- чистим картошку,

- поливаем цветы,

- вытираем пыль,

- ходим в магазин за хлебом.

6. Изучаем следующие права детей

СЛАЙД 17

Заходите в первый класс,

Не шагайте мимо.

Здесь всему научат вас,

Что необходимо.

- Дети имеют право на обучение.  Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

Если хочешь строить мост,

 Наблюдать движенье звезд,

 Управлять машиной в поле,

 Иль вести ракету ввысь,

 Хорошо работай в школе -

 Добросовестно учись.

- А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания? (Ответы детей)

- Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться.

СЛАЙД 18

- Опять наши пословицы рассыпались. Необходимо собрать их.

Народная мудрость гласит:

Больше узнаешь -…. сильнее станешь.

Кто любит науки, ….тот не знает скуки.

Ученье – свет, … а неученье – тьма.

(Дети находят концовку пословиц среди записей на доске)

Проверка  - СЛАЙД 19,20,21

СЛАЙД 22

-Что сделал папа Карло, чтобы Буратино мог учиться? (ответы детей)

-Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы.

-Ваша обязанность – стараться хорошо учиться.

7. Стихотворение С.Я Маршака

СЛАЙД 23

«Кот и лодыри»

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идёт.

Спрашивают лодыри

У него:

- Ты чего нахмурился,

Отчего?

Замяукал жалобно

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умён,

А письму и грамоте

Не учён.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадёшь,

Далеко без грамоты

Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,

Ни поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Отвечают лодыри:

- Милый кот,

Нам пойдёт двенадцатый

Скоро год.

Учат нас и грамоте

И письму,

А не могут выучить

Ничему.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Мы не пишем грифелем

На доске,

А коньками пишем мы

На катке!

Отвечает лодырям

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз!

- Какое право есть у лодырей и нет у кота? (Право на образование)

- Можно ли совсем не учиться? (Нет)

- Нет, учёба – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!

Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор ….(Айболит)

- О каком праве пойдёт речь?

(О праве на медицинскую помощь.)

СЛАЙД 24

-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору?

- Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь.

- А вы обязаны заботиться о своём здоровье?

 - Что надо для этого делать?

СОБЛЮДАТЬ  ПРАВИЛА  БЕЗОПАСНОСТИ

ЗАНИМАТЬСЯ  СПОРТОМ

ПРАВИЛЬНОЕ   ПИТАНИЕ

СОБЛЮДАТЬ  РЕЖИМ  ДНЯ

- Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность.

8. «Сказочная» страница.

СЛАЙД 25

- Вы узнали сказку?

- Что сделал волк с домами поросят?

- Он нарушает право на жильё и его неприкосновенность.  Прикрепляю лепесток на доску,  и проговариваем хором.

- Отгадайте сказку, в которой также было нарушено право на жильё?

Лисий дом был изо льда.

Солнце вышло — вмиг вода.

Из домишки лубяного

Лисичка выгнала косого.

(Заюшкина избушка)

СЛАЙД 26

9. Работа с выставкой книг:

- Ребята, к нам в гости пришли сказки. (Выставка книг)

(Картинки из сказок  на СЛАЙДЕ 27)

- Дети также имеют право на охрану и защиту от похищения.  Прикрепляю лепесток на  доску,  и проговариваем хором.

- В какой сказке было нарушено это право? (Дюймовочка, Г уси-лебеди)

- Дети имеют право на охрану и защиту от жестокого обращения. 

Прикрепляю лепесток на  доску,  и проговариваем хором.

В какой сказке было нарушено это право? (Буратино)

- Дети во всем мире имеют право на охрану и защиту от эксплуатации и неволи.

Прикрепляю лепесток на  доску,  и проговариваем хором.

-В какой сказке было нарушено это право? (Крошечка-хаврошечка, Золушка, Маша и медведь)

СЛАЙД 21 (20 ноября – Всемирный день ребенка)

10. Игра «Разрешается – запрещается»

(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)

С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это… (разрешается).

Если кто того не знает:

 Мать с ребенком разлучает.

 Это… (запрещается).

Слушать мнение ребенка…. (разрешается).

Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)

 Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться

 Это –…. (разрешается).

 Если трудится ребенок,

 Мало у него силенок,

 Ноги подгибаются.

 В детстве тяжкая работа…. (запрещается).

 Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это….. (разрешается).

 Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго…. (запрещается)

11.Закрепление.

  • Анализ ситуаций:

- Мы повторили права и обязанности. А умеем ли мы их различать? (Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо проанализировать).

1 ситуация:

Командир: - Алёша, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Алёша: - Ванька, не имеешь права! Конвенцией ребенка запрещен труд ребенка!

2 ситуация:

Серёжа: - Вика, Я мыл-мыл доску, а ты ее разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

3 ситуация:

Светлана Александровна: - Ваня, ты уже который понедельник не готов к математике!

Ваня: - Вчера было воскресенье. Я имею право на отдых!

4 ситуация:

Первоклассник (обращаясь к учителю): - Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: - Успокойся, не плачь. Расскажи в чем дело.

Первоклассник: - Он поставил мне подножку.

Рома: - А он не имеет право унижать мое достоинство, показывая мне рожицы.

- А теперь, я предлагаю выполнить такие задания: (делю класс на 2 группы, по 4 человека). Прежде чем выполнить задание почитайте внимательно, а затем, обсудив в группе, выберете того, кто даст правильный ответ.

Задание группе № 1: Выбери предложения, в которых говорится о правах.

- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.

-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.

-Каждое воскресенье Серёжа убирает свою комнату.

-После того, как ребята закончат 9 классов, они пойдут учиться дальше.

-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.

Задание группе № 2: Определи, что  является обязанностью школьника.

 -Школьник обязан выполнять все требования учителя.

-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию.

-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе.

- Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе.

-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.

- Молодцы! Справились с заданиями. А теперь я предлагаю прослушать детские песенки и определить, о каких правах можно говорить.

  • Музыкальная минутка

«Антошка»- право на труд.

«Голубой вагон»- право на отдых.

«Чему учат в школе»- право на образование.

11.Подведение итогов:

- Посмотрите, какой чудесный цветок получился. (На доске)

- Перечислите свои права по символам на лепестках.

- Можно ли нарушать чужие права?

Посмотрите на СЛАЙД 29 

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.

Права ребенку надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

- Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности. 

- Этот цветок принесёт счастье только тому, кто, пользуясь правами, не забывает и об обязанностях!

СЛАЙД 30

- О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей, бережно относиться к здоровью.)

- А еще есть обязанности….

СЛАЙД 31

12.Рефлексия:

Чтобы вам было легче решить многие проблемы, чтобы вы больше знали о законах нашей жизни, помните такие слова – обращение к каждому:

Строгие взрослые и милые дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте
.

СЛАЙД 32  

- Спасибо вам, ребята, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.

Воспитание правового самосознания учащихся....

« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»

Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...

Круглый стол "Права и обязанности детей в семье"

Этот материал поможет классному руководителю дать детям представления о правах и обязанностях в семье, научить практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей. Классный час поможет детям пон...

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....

Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)

Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню  прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...