Доклад на МО "Игра как средство формирования ценностно-смысловых ориентаций детей и подростков "
материал на тему
Ценностные ориентации - «сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo_igra_-kak_sredstvo_vospitaniya.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
Доклад на МО воспитателей ГПД
"Игра как средство формирования ценностно-смысловых ориентаций детей и подростков "
Выполнила:
Баландина Ирина Вячеславовна
г.Симферополь 2016г.
Введение.
Ценностные ориентации - «сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам»
Процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций, как внутренних личностных образований ребенка, должен органично включать все сферы его жизнедеятельности: учебную, внеучебную, «домашнюю» и др.
Содержание понятия «ценностно-смысловая ориентация»
- - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
- - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- - знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности)
- - формирование моральной самооценки;
- - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- - развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;
Особая роль в формировании ценностно-смысловых ориентаций ребенка принадлежит процессу воспитания. Одним из средств формирования ценностно-смысловых ориентаций детей и подростков является игра.
Играть любят все. Для ребёнка играть – значит жить.
На протяжении всего детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Игра в основе своей всегда носит позитивный характер. Игра позволяет развиваться и общаться, развлекает и учит. Игра как область деятельности и жизни, противопоставленная серьёзной, неигровой действительности, имеет специфическую символическую условность, позволяющую человеку в пределах игры быть свободным.
С помощью игры ребёнок упорядочивает и осваивает всё увеличивающийся поток символической информации, учится жить в символических мирах. Фактически он сначала осваивает сказочные и игровые события, а затем уже — реальные.
Игра — это способ детского освоения и познания мира, она вовсе не условна, а, напротив, неотличима от других серьезных занятий ребенка.
В современной культуре значение игры существенно возросло.
Мы знаем, насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и даёт отдых. Игра имеет большое значение для всестороннего развития личности. Можно определить ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.
Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:
- хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;
- одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счёт содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры;
- мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремлённость;
- позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений;
- многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно;
В игре же создаются возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.
Игровые действия составляют основу игры - без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интересней сама игра и тем успешней решаются познавательные и игровые задачи. В игровых действиях проявляется активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи. Игровые действия - это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления. Игровые моменты имеют обучающий, организованный характер. Они организуют познавательную деятельность: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.
Игра – сильнейшее средство социализации детей и подростков, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на самостановление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, развития умений и навыков, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные процессы, влияющие на развитие личности.
Существуют различные типологии игр: сюжетно-ролевые, развивающие, деловые игры.
1. Сюжетно-ролевые игры.
Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития.
Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и младших школьников, а также последнее время стали занимать значительное место в жизни подростков.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - "ракету", очутиться на Луне, при помощи палочки - "скальпеля" - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.
В сюжетно-ролевой игре ребенок и подросток в безопасной атмосфере может принять на себя разные роли, апробировать разные модели поведения, обучиться разным приёмам общения и т. п. Помимо проживания собственного опыта каждый имеет возможность видеть и анализировать опыт других, что расширяет личный социально-психологический багаж.
В моей группе живут ребята подросткового возраста. Все дети с удовольствием играют в разные сюжетно-ролевые игры, такие как "Семья", "Школа", "Магазин", "Угадай профессию" и др.. Дети выбирают тему игры, придумывают сюжет ,распределяют роли, определяют линии ее развития.
Такие игры развивают, позволяют проявить самостоятельность, обучают быть общительнее, раскованнее и находить общий язык с разными людьми. Часто замкнутые и застенчивые дети буквально преображаются, когда примеряют на себя новый образ и освобождаются, таким образом, от комплексов.
2. Деловые игры.
Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра – это воспроизведение деятельности руководителей и кадров управления, игровое моделирование систем управления, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры.
Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно отыскать проблему и способы ее решения.
При этом каждый ученик решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Каждый участник деловой игры выступает в рамках той должности, которую он выполняет в структуре управления.
В совместной деятельности у детей развиваются и навыки сотрудничества.
Игра лишь тогда вызывает интерес и активность учащихся, когда в ней имеется элемент неожиданности. Конечно, при этом следует оптимально дозировать элементы повторения и неожиданности, импровизации, с тем, чтобы обеспечивать развивающий эффект игры, динамику освоения конкретных способов действий.
В зависимости от функций деловые игры делят на три группы:
Учебные (применяются при обучении руководителей и специалистов для развития у них навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний в своей практической деятельности).
Производственные (отработка системы управления на предприятии, выработка механизмов внедрения инноваций, прогнозирование дальнейшего развития предприятия и др.).
Исследовательские (используются при проверке гипотез, новых принципов организации работы, внедрения новых технологий и др.).
Одно из требований деловых игр – имитирование наиболее характерных элементов деятельности человека, их максимальное приближение к реальности. Это требует учета специфики и условий деятельности конкретного предприятия.
Проспект деловой игры должен быть представлен в следующем виде: название игры, учебные цели, состав участников, исходная информация, методические рекомендации и порядок проведения деловой игры, подведение итогов деловой игры.
Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:
- рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);
- освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных производственных проблем;
- работы групповым методом при подготовке и принятии управленческих решений;
- ориентации в нестандартных ситуациях;
- концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать взаимопонимание между участниками игры.
Недостатки деловых игр:
- относительная сложность подготовки;
- отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;
- отсутствие четкого алгоритма проведения игры.
Педагоги выделяют условия проведения деловой игры, которые должны соблюдаться:
- внимательность;
- включенность в игру;
- сопричастность, уважение точки зрения других;
- масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);
- самовыражение.
Результат игры достигается в процессе делового общения. Деловое общение предполагает обсуждение, дискуссию, отстаивание своего мнения, сопровождается распределением ролей в коллективе. В процессе делового общения происходит распределение ролей. Во-первых, выделяются рабочие группы и группа экспертов. Отдельная роль вне групп – хранитель времени (он следит за регламентом). Время в игре - очень важный ресурс, поэтому чтобы не заиграться, лучше назначать по очереди одного из участников на эту должность. Во-вторых, часто каждая рабочая группа получает свое задание в зависимости от общей групповой роли (например, предприниматели, экологи, политики в играх проектного типа). Это может быть разделение по определенным взглядам на существующую проблему (сторонники, противники, сомневающиеся) или по научным, политическим взглядам (например, социалисты, монархисты, либералы в играх исторического характера) и т. п. В-третьих, распределение ролей и функций присутствует внутри групп. Здесь могут быть роли по участию в создании проекта (руководство, поиск информации, расчеты, оформление, презентация проекта), конкретные роли по сценарию (например, президент, премьер-министр, спикеры для представления взаимоотношения властей в игре по обществознанию). Роли педагога: организатор, ведущий, консультант, эксперт, член рабочей группы.
Важный аспект деловой игры - интеллектуальная конкуренция. В деловой игре востребованы не только и не столько память и быстрота реакции, сколько гибкость мышления, логические, творческие, коммуникативные способности.
С ребятами моей группы проводила деловые игры: "Умеем ли мы дружить?", "Где рождается счастье?", “Моя будущая профессия”, “Мир твоего общения”.
Деловая игра, приближая учебную обстановку к жизненной, развивает в человеке те качества, которые востребованы в реальной социальной практике: умение работать в команде, сотрудничать, согласовывать свои личные интересы с коллективными. Проведение деловых игр – важный фактор повышения качества образования и подготовки старшеклассников к самостоятельной жизни в информационном обществе.
3. Развивающие игры.
Развивающие игры создают своеобразную возможность для развития творческих сторон интеллекта ребёнка. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
В своей практике я использую разные дидактические игры на развитие внимания, памяти, мышления: "Найди недостающие детали", "Найти отличия", "Колумбово яйцо", "Танграм". Игры не только развивают сообразительность, изобретательность, творческое мышление, но учат договариваться между собой, воспитывают культуру общения.
Заключение.
Сущность игры ,как ведущего вида деятельности, заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра является средством формирования ценностно-смысловых ориентаций детей. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности - это серьезное занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»
В Программе развития универсальных учебных действий определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности личностных универсальных учебны...
Тезисы выступления по теме Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся начальной школы посредством УМК "Экология учебной деятельности "Учусь учиться"
Данный материал представляет собой краткое описание опытно-экспериментальной работы в виде тезисов. Мною представлены следующие разделы работы: актуальность, объект и предмет исследования, цели и зада...
Использование ИКТ как средство развития ценностно-смысловых компетенций.
Использование ИКТ как средство развития ценностно-смысловых компетенций младшего школьника....
Формирование ценностно-смысловых компетенций младших школьников как средство достижения нового качества образования
Выступление на городском семинаре учителей начальных классов...
презентация "Игра как средство формирования ценностно-смысловых ориентаций детей и подростков "
Презентация к докладу на МО воспитателей ГПД...
Формирование ценностно-смысловой, общекультурной компетенций посредством экскурсионной работы
Начальная школа должна не только готовить учащихся к успешному обучению в средних и старших классах, но и воспитывать в них личность, приспособленную к современным условиям. Данный вопрос поднимается ...
Доклад "Проблема формирования ценностно-смыслового отношения обучающихся к учебной деятельности в системе развивающего обучения"
Участие в районной научно - практической конференции "Современные реалии образования: традиции и инновации"...