Развивающие занятия с детьми начальной школы
учебно-методический материал (1 класс)

Пономарева Анна Николаевна и Великотная Ольга Васильевна

Представлены коррекционно-развивающие материалы Забрамной С.Д.

Одним из условий эффективности коррекционно-развивающей ра­боты является ее регулярность. Важно, чтобы занятия были интересны­ми для детей, стимулировали их активность, учитывали возраст и «зону ближайшего развития», создавали ситуацию успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развивающие занятия с детьми183 КБ

Предварительный просмотр:

Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ

Одним из условий эффективности коррекционно-развивающей работы является ее регулярность. Важно, чтобы занятия были интересными для детей, стимулировали их активность, учитывали возраст и «зону ближайшего развития», создавали ситуацию успеха. Не следует превращать их в дополнительные учебные уроки.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Коррекционно-развивающие занятия с детьми мы предлагаем начинать с формирования внимания, так как от способности ребенка к произвольной деятельности зависят результаты всей его работы. Внимание — это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.).

Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

Описание заданий и рекомендации к работе

Задание 1. «Расставь точки»

Вариант 1. Ребенку предлагаются две таблицы, на одной из которых хаотично расставлены точки. Необходимо перенести их на чистый вариант таблицы.

Вариант 2. Ребенок закрывает одну из таблиц и переносит точки в положенные клеточки пустой таблицы.

В данном варианте работы осуществляется формирование не только основных качеств внимания, но и зрительной памяти.

Задание 2. Модификация методики «Корректурные пробы»

Ребенку предлагается таблица с изображением знакомых ему предметов (методика С. Лиепинь).

Для детей дошкольного возраста или с выраженным умственным отставанием на первых этапах работы предлагается 2-3 строки (не более 24 знаков). При этом на начальных этапах ребенку предлагается зачеркнуть только один предмет в каждой строке. По мере занятий с детьми увеличивается количество предлагаемых для работы строк, следовательно, и количество предметов, которые ребенок должен зачеркнуть.

На следующем этапе работа с данной таблицей усложняется: ребенку предлагают зачеркнуть один предмет и подчеркнуть другой. Тем самым формируется распределенность внимания в процессе деятельности.

Для предотвращения у ребенка пресыщения данным видом занятий мы рекомендуем менять внешнюю сторону деятельности (например, предлагать раскрасить один предмет в зеленый, а другой — в синий цвет; подчеркивать заданный предмет синим, а зачеркивать красным цветом и т. д.).

При проведении занятий с использованием заданий данного вида необходимо, как мы уже отмечали, соблюдать ряд условий. Во-первых, данная работа должна проводиться регулярно. Во-вторых, на первых этапах формирования внимания скорость работы не учитывается, но постепенно, по мере формирования необходимых качеств, темп самостоятельной деятельности ребенка должен наращиваться. Для этого можно вводить в подобные занятия элементы занимательности, игровые формы, использовать работу с секундомером и др.

Данные указания относятся к проведению работы с таблицами (методика Пьерона-Рузера),  (методика Бурдона) и др.

Задание 3. Модификация методики «Таблицы Шульте»

Ребенок должен назвать последовательно цифры, которые вразнобой представлены в таблице.

Вариант 1. Для детей, владеющих счетом в пределах 10, предлагается таблица 1 .ЗА и допустимо одновременное называние и показывание цифр (указкой, пальцем). Таким образом, задание выполняется наглядно-действенным соотнесением.

Вариант 2. Усложненным вариантом является выполнение задания только на основе зрительного нахождения последовательности цифр.

Данное задание способствует формированию таких качеств, как концентрация, объем, переключение внимания.

Задание 4. Модификация методики Рыбакова

Рекомендуемые задания можно использовать в работе с детьми, владеющими счетом в пределах десяти.

Вариант 1. На таблице представлены 10 строк по 8 мячей разного размера. Учитывая возраст и степень умственного развития ребенка, ему предлагают посчитать все мячи одного размера (например, все большие или все маленькие). Счет построчный.

Вариант 2 (усложненный). Ребенок одновременно должен пересчитывать мячи каждого размера (например, один большой, один маленький, два больших, два маленьких, три больших, три маленьких, шесть больших, четыре маленьких и т. д.).

При выполнении данного задания осуществляется формирование распределения внимания и способность к переключению, а также формируется кратковременная память.

Задание 5. «Найди различия»

Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться (от 2-3 до 5-6). В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана организующая помощь: «Посмотри, что держит в лапках кот» и т. д.

Выполнение этого задания требует максимальной концентрации внимания для того, чтобы увидеть различия, которые присутствуют в изображенных объектах.

Задание 6. «Найди сходства»

Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа — четыре таких же объекта, но каждый из них отличается деталями. Один из четырех точно такой же, как и предлагаемый на образце слева, его необходимо найти.

Задание направлено на формирование у ребенка умения находить сходные признаки в изображенных объектах. При его выполнении формируются не только основные качества внимания, но и наблюдательность, усилие воли. Наряду с этим развиваются мыслительные операции, и в первую очередь — анализ, синтез и сравнение.

Задание 7. «Дорисуй»

Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать.

Это задание направлено на формирование внимания, воображения, изобразительной деятельности.

Задание 8. Модификация методики «Лабиринты»

Мы предлагаем использовать это задание на первых этапах работы с ребенком, так как оно направлено на формирование необходимых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчивости внимания, умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль — в данном случае — не допустить «ошибочный ход». Само задание, форма его предъявления, как правило, вызывают интерес у детей. С целью привлечения и удержания внимания ребенка советуем сделать разные варианты лабиринтов по сложности и внешнему оформлению.

Задание 9. Послушай и воспроизведи»

Задание проводится в игровой форме.

Вариант 1. Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары по столу последовательно левой, затем правой рукой.

Вариант 2. Ребенку предлагают воспроизводить заданные ритмичные удары одновременно двумя руками.

Вариант 3. Ребенку предлагают раскрашивать круг и одновременно подсчитывать удары палочкой по столу, которые воспроизводит взрослый.

При проведении указанных вариантов игровых заданий у ребенка формируется внимание (сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, распределенность), также кратковременная память.

Задание 10. Игра «Скажи наоборот»

(модификация методики В. М. Когана и Э. А. Коробковой)

Вариант 1. Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «Да» или «Нет» (инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: «Да», если неправильно — «Нет»).

Примерные фразы «Платье одевает девочка» — «Да». «Зубы чистят щеткой» — «Да». «У волка три хвоста» — «Нет» и т. д.

Вариант 2. На правильные суждения ребенок должен говорить: «Нет», а на неправильные — «Да».

Примерные фразы

«На елке выросли яблоки» — «Да». «Осенью опадают листья с деревьев» — «Нет». «Перед летом бывает весна» — «Нет» и т. д.

Вариант 3. Для детей старшего школьного возраста предлагается задание, в котором ответ ребенка сопровождается движением головы. При этом, если ответ утвердительный, делается отрицательное движение головой, а если ответ отрицательный, делается утвердительное движение головой.

Это игровое задание может использоваться только на завершающем этапе по формированию внимания, так как его выполнение требует максимальной концентрации, устойчивости и распределения внимания.

Задание 11. «Найди ошибки»

Вариант 1. Предлагается текст с пропущенными словами и текст-образец. Ребенок должен, пользуясь образцом, найти ошибки в заданном тексте.

Вариант 2. Ребенку предлагается проделать ту же работу с текстом, в котором пропущены предлоги, имена прилагательные, наречия, но при этом текст-образец не дается.

Вариант 3. Предлагается текст, в котором есть ошибочное написание отдельных слов, отсутствие синтаксических знаков. При работе с этим вариантом задания мы рекомендуем на начальных этапах работы не предлагать ребенку для исправления ошибки орфографического характера, предотвращая тем самым их закрепление. Постепенно, по мере усвоения программного учебного материала можно предлагать для коррекционно-развивающей работы и ошибочные написания, но обязательно учитывать степень владения ребенком изученного орфографического правила.

Примерный текст-образец

Вьюга (по В. Сухомлинскому)

Утром Толя вышел из дому. На дворе выла вьюга, грозно шумели деревья. Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно...»

Тут он увидел Сашу, который стоял под деревом. Саша жил рядом. Он тоже собрался в школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.

Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.

Предлагаемый ребенку текст (первый вариант):

Утром Толя... из дому. На дворе выла..., грозно шумели ... Испугался..., стал под тополем и думает: «... в школу. Страшно...»

Тут он увидел Сашу, который ... под деревом. Саша ... рядом. Он тоже собрался в ... и тоже ...

Мальчики увидели ... друга. Им стало ... Они ... навстречу, взялись за ... и ... пошли в ...

Вьюга выла, свистела, но она уже была не ...

Текст для второго варианта работы:

Утром Толя вышел... дому.... дворе выла вьюга,... шумели деревья. Испугался мальчик, стал... тополем и думает: «Не пойду... школу....»

Тут он увидел Сашу,... стоял ... деревом. Саша жил ... Он тоже собрался ... школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало ... Они побежали ..., взялись ... руки и ... пошли ...школу.

Вьюга выла, свистела, но она уже была не ...

Текст для третьего варианта работы:

Утрол Тола вышел из дому. На воре выла вьюга, гром-но шумели делевья, Испугался мальчик, стал над тополем и думает: «Не пойду на школу. Радостно...»

Тут он увидел Сашу, который бежал под деревом, саша шил рядом. Он тоже собрался к школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало печально. Они побежали навстречу, взялись за ноги и вместе пошли в школу.

Вьюга пела, свистела, но она уже была не старой.

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Краткие сведения о восприятии

Одной из важных предпосылок обучения является сформированное у ребенка восприятие.

Понятия величины и формы предметов, как правило, бывают сформированы уже к школе. Значительно сложнее формируется цветовое восприятие, особенно оттенков, пространственные отношения, временные представления. Этому надо уделить большое внимание в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми.

Описание заданий и рекомендации к работе

Задание 1. «Посмотри и узнай»

Ребенку предлагаются таблицы с пунктирным изображением знакомых предметов. Ребенок сначала должен узнать эти предметы, затем обвести по контуру и раскрасить полученные изображения.

Более сложный вариант задания — узнавание объектов в точечном изображении, наложенных один на другой («Зашумленные предметы»).

Можно провести беседу об объектах, изображенных на таблицах.

В данном задании актуализируется запас имеющихся у ребенка сведений об окружающем мире (узнавание предмета, представления об этом предмете, знание его характерных признаков). Наряду с формированием восприятия в данном задании формируется и навык изобразительной деятельности (создание образа предмета по контуру, его раскрашивание).

Задание 2. «Найди похожие»

Ребенку поочередно предлагаются две таблицы с изображением знакомых предметов. На первой таблице  требуется соотнести предметы только по одному признаку — по форме. На другой таблице предметы различаются не только формой, но и цветом (необходимо предварительно раскрасить). Предметы, изображенные на второй таблице, могут быть вырезаны и затем предложены для классификации.

В этом задании формируется восприятие признаков формы, цвета, процесс сериации предметов.

Задание 3. «Составь целое из частей» (разрезанные картинки)

Ребенку, в зависимости от возраста, предлагается собрать картинку с изображением одного знакомого объекта, разрезанного на 2 части, 4 части (по вертикали и горизонтали) и 4 части (по диагоналям).

В процессе работы ребенку можно предлагать разные виды помощи (например, картинка, разрезанная по диагоналям, собирается по уже собранной и положенной одной части. Если такая мера помощи оказывается недостаточной, выкладываются обе части. Возможно и предварительное построение объекта, привлечение внимания ребенка к его частям, а затем самостоятельное собирание объекта без наличия образца).

Следует упражнять ребенка в видении целого предмета по какой-то одной части. Подобная работа должна проводиться регулярно на разном материале. Только после того, как ребенок научится собирать отдельный объект из частей, можно переходить к разрезанным сюжетным картинкам.

Задание 4. «Составь фигуры»

Ребенку предлагаются поочередно усложняющиеся таблицы с изображением знакомых объектов. Сначала предъявляется готовый образец, а затем все составляющие его части. Методика работы представляет следующие этапы:

— наложение соответствующих частей на готовый объект;

— составление объекта по образцу, который лежит перед ребенком;

— самостоятельное составление объекта из частей без заданного образца.

В данном задании идет формирование восприятия целого по его частям. В процессе работы развивается также наблюдательность, умение анализировать и сравнивать объекты, формируются такие качества деятельности, как целенаправленность, планирование, самоконтроль, волевые качества. Выполнение этого задания позволяет формировать и конструктивную деятельность. Рекомендуем иметь наборы разных вариантов, построенных по принципу данного задания. Можно использовать также танграммы, в которых ребенок собирает знакомые фигуры из частей: круги, овалы и т. д.

Задание 5. «Определи правую и левую стороны»

Ребенку предлагается сначала определить правую и левую стороны на себе (например, показать правую руку, левый глаз, левую руку, правую ногу; взять карандаш правой рукой, поднять мяч левой рукой, закрыть левый глаз, дотронуться рукой до правого уха и т. д.). Затем определение правой и левой стороны проводится на таблицах. Например,  нужно определить, в какой руке у Колобка цветок, а в какой веточка; найти Колобка, у которого в правой руке ветка, а в левой цветок и т. п.

В данном задании формируется и закрепляется восприятие правой и левой сторон.

Задание 6. «Определи положение предметов»

Ребенку предлагается таблица, на которой изображены знакомые предметы, расположенные в разных частях листа. Он должен сказать, что нарисовано в центре, затем — что нарисовано в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д. После этого ответить на вопросы, где расположен тот или иной предмет. Полезно после упражнений на определение положения на таблице перейти к определению положения в окружающем пространстве. Ребенок должен сказать, где стоит книжный шкаф, что находится справа от него и т. д.

Хорошим упражнением является также слуховой диктант, который может проходить в виде занимательной игры. Для этого ребенку дают лист, разделенный на 9 или 12 квадратов, и с помощью фишки он должен передвигаться в заданном направлении (например, два шага влево, три вверх, один вправо и т. д.).

При выполнении подобных упражнений формируется внимание, ориентировка в пространстве, способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля и т. д.

Задание 7. «Найди место»

Вариант 1. Ребенку предлагается рисунок, составленный из геометрических фигур. Одна часть рисунка вырезана. Предлагается четыре варианта разных изображений вырезанной части, одно из них является искомым. Необходимо найти эту часть и поставить в паз (проводится по принципу методики Равена). Важно в процессе работы с подобным заданием постепенно переходить от наглядно-действенного выполнения к зрительному соотнесению.

Вариант 2. Ребенку предлагается сюжетная картинка, в которой вырезаны отдельные значимые части. Он должен найти место каждой из них.

В этом задании проводится работа по формированию пространственного восприятия, формируется понимание изображенной ситуации, актуализируются имеющиеся знания и представления ребенка. Если изображена ситуация из знакомой детям сказки или рассказа, можно предложить вспомнить этот текст, рассказать, что было до этого, что будет дальше.

При выполнении данного задания формируется не только восприятие целого, но и понимание причинно-следственных зависимостей, что способствует общему умственному развитию ребенка.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Краткие сведения о памяти

Важную роль для ориентировки человека в жизни играет память. Формировать ее необходимо с раннего возраста. Психологи отмечают проявления памяти уже в раннем возрасте. Это преимущественно память на эмоционально насыщенные ситуации, предметы.

В дошкольном возрасте наиболее развитой является непроизвольная память. К началу систематического обучения дети уже запоминают стихи. Достаточно высокого уровня развития достигает механическая память. Она является преобладающей и в самом начале школьного обучения. За счет многократных повторений дети запоминают необходимый материал. На это способны и дети с отставанием в умственном развитии, однако в задачи школьного обучения входит и формирование осмысленной логической памяти, которая значительно улучшается с помощью использования различных вспомогательных средств, приемов и способов запоминания и припоминания.

Для школьников с трудностями в обучении самостоятельное нахождение и использование приемов запоминания является сложным видом интеллектуальной деятельности. Поэтому в работе по развитию памяти необходимо уделять внимание логической памяти и показывать детям на примерах, какие приемы можно использовать для запоминания материала. К таким приемам относят: выделение смысловых опор (наглядных, словесных); смысловое соотнесение; составление плана; классификация; группировка; структурирование; схематизация; установление аналогий и др.

При работе надо учитывать и те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, двигательная).

Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном материале в различных жизненных ситуациях.

Описание заданий и рекомендации к работе

Задание 1. «Что изменилось»

Вариант 1. Перед ребенком (в зависимости от возраста) на столе раскладываются от трех до двенадцати картинок, просят рассмотреть их и назвать. После этого предлагают закрыть глаза, затем меняют местоположение картинок, просят открыть глаза и сказать, что изменилось.

Данный вариант игрового задания может проводиться с установкой на запоминание и без такой установки.

Вариант 2. Ребенку поочередно предлагаются таблицы с изображением знакомых предметов  и фигур, которые следует запомнить, а затем определить, что изменилось в каждой паре таблиц.

Вариант 3. Ребенку рассказывается история о том, как девочка принесла из леса много разных грибов (или ягод, цветов, шишек, листьев деревьев) и решила нарисовать их. В процессе рассказа выставляют картинки с изображением этих предметов, которые затем убирают. Ребенку дается лист чистой бумаги, карандаш и его просят по памяти нарисовать эти предметы.

Во всех вариантах данного задания развивается зрительная память, удержание словесного текста, формируются навыки изобразительной деятельности.

Задание 2. «Запомни слова по рисункам»

 На таблице слева написаны слова, справа дано изображение предметов или деталей предметов, связанных с данными словами по смыслу. Ребенку предлагают установить связи между словом и рисунком, после чего левый столбик со словами закрывают и просят вспомнить слова по рисункам.

Задание 3. Модификация методики А. Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание»

В зависимости от возраста детям предлагают разные по количеству наборы слов для запоминания и соответствующие по смыслу карточки.

Ребенок должен при назывании слова выбрать подходящую по смыслу карточку, которая позволит ему вспомнить слово (например, к слову «лето» выбирается карточка «лодка» и т. п.).

При выполнении данного задания формируется способность ребенка к установлению логических связей в процессе запоминания, проводится обучение использованию приемов запоминания, развивается способность использовать эти приемы при воспроизведении.

Формируя память детей, необходимо помнить о том, что главная цель этой работы — осмысление ребенком запоминаемого материала. Поэтому мы рекомендуем чаще использовать приемы классификаций слов или изображений предметов при запоминании; при заучивании и пересказе текстов учить выделять смысловые части, выбирать опорные слова, подбирать и использовать иллюстрации к тексту и т. п.

Задание 4. «Запомни и воспроизведи»

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Например, «4, 1, 8 ...»   «3, 2, 8, 5 ...» и т. д.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят воспроизвести (от 5 до 10 слов).

Слова могут быть объединены тематически или по смыслу, а могут быть подобраны произвольно.

Вариант 3. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

Например, «6, 1,8» — ребенок воспроизводит: «8, 1, 6».

«8, 3, 4, 6, 9» - «9, 6, 4, 3, 8».

Подобная работа может проводиться и со словами.

При выполнении всех вариантов данного задания формируется слуховая и кратковременная память, расширяется объем памяти, способность удерживать инструкцию в процессе деятельности.

Задание 5. «Вспомни и покажи»

Проводится в игровой форме. Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу; косолапого медведя; ползущую гусеницу; нахохленного петуха и т. д.).

В этом задании развивается двигательная память, формируется воображение детей.

Задание 6. «Цепочка действий»

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, отнеси ее учителю в соседний класс и попроси, чтобы через урок ее нам вернули».

Эти и аналогичные задания направлены прежде всего на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить в различных вариантах регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является «потеря» условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Краткие сведения о воображении

Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, воображение зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой — оно способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных представлений.

Будучи самостоятельным психическим процессом, воображение практически вплетается во все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей, интересов и желаний личности, ее мотивов, а также эмоций и характера. Оно связано с реальной действительностью и зависит от социальной среды, методики обучения и воспитания, возраста, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей.

С одной стороны, воображение возникает и развивается в процессе деятельности (игровой, учебной, изобразительной, трудовой и т. д.), с другой стороны оно является важным фактором деятельности в плане ее активизации.

По степени контроля со стороны человека за собственными образами воображение разделяют на активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное).

При пассивном воображении еще нет направленного оперирования образами, они возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. К разряду непроизвольных форм воображения относятся сновидения и галлюцинации. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с учетом поставленной цели. Активное воображение бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих преднамеренному описанию. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Этот вид воображения является базой всего процесса обучения, играет важную роль в коммуникации и усвоении социального опыта. Воображение, продуктом которого являются новые образы, называется творческим. Оно предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.

В творческом комбинировании исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

С раннего возраста жизнь требует достаточно сформированного уровня развития воображения. К школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и при рисовании, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Необходимо отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Работа по развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности и объема заданий, с учетом возраста, психофизического развития и индивидуальных особенностей личности. Занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами (4-6 человек) или же индивидуально. В задачи таких занятий входит прежде всего расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов, развитие и активизация речи, обучение приемам оперирования образами и представлениями. Важным условием раскрытия творческих способностей является создание общей атмосферы комфортности и увлеченности, а также оказание при необходимости разного вида помощи. Занятия должны строиться таким образом, чтобы каждый ребенок сумел познать радость успеха и поделиться ею с другими.

Описание заданий и рекомендации к работе

Задание 1. «Нарисуй сказку»

Вариант 1. Ребенку читают сказку и по ходу чтения показывают иллюстрации к ней. Затем их убирают, уточняют содержание и предлагают нарисовать какой-либо один эпизод из этой сказки.

Вариант 2. Ребенку читают сказку, показывают иллюстрации. Затем их убирают, а детей просят нарисовать всю сказку.

Вариант 3. Ребенку читают сказку, интонационно выделяя наиболее значимые части. Уточняют содержание и просят нарисовать сказку.

В этом задании формируется воссоздающее воображение. Работа строится по мере нарастания сложности: сначала ребенок воссоздает лишь один эпизод, затем цепочку событий. В двух первых вариантах на короткое время имеет место зрительная опора. В варианте 3 создание сказки осуществлялось без предварительной наглядной опоры.

Использование данного задания целесообразнее предлагать учителям на уроках изобразительной деятельности, либо для домашних занятий.

Наряду с воссоздающим воображением развивается логическое мышление. Дети учатся устанавливать причинно-следственные зависимости, выделять главные мысли в тексте, учатся планированию, самоконтролю и т. д.

Задание 2. «Узнай, что это, и дорисуй»

Ребенку поочередно предлагают картинки с точечным, схематическим, частичным  изображением объектов. Просят назвать их и дорисовать.

Задание 3. «Найди буквы и цифры, которые спрятались»

Ребенку предлагают карточку с «зашумленными» изображениями и предлагают найти в них уже знакомые им буквы и цифры. Со старшими школьниками следует усложнить задание: «Какие слова спрятались?» Вместо букв и цифр «зашумленными» могут быть различные знакомые детям предметы, геометрические фигуры. Подобные развлекательные упражнения полезно рекомендовать для включения в уроки письма, математики, чтения и в другие учебные и внеучебные занятия.

При выполнении этих заданий актуализируются образы памяти, совершенствуется умение выделять образ предмета и воссоздавать его в рисунке, развивается зрительное восприятие, активизируется аналитико-синтетическая деятельность, богаче становится воображение.

Задание 4. «Кто больше придумает и нарисует»

Ребенку показывают две одинаковые геометрические фигуры разной величины. Просят назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на данные, а затем нарисовать их.

В процессе этой деятельности актуализируются образы памяти, развиваются зрительное восприятие, воображение.

Задание 5. «Нарисуй картину из данного элемента»

Ребенку предлагают изображение абстрактного элемента  и просят нарисовать из него картину.

В процессе этой работы осуществляется развитие аналитико-синтетической деятельности и целостного восприятия, совершенствуются образные представления, воображение (в первую очередь, творческое).

Задание 6. «Дорисуй картину»

Ребенку предлагают недорисованную сюжетную картину, которую необходимо сначала внимательно изучить и описать, а затем дорисовать.

Задание направлено на развитие целостного восприятия, образных представлений, аналитико-синтетической деятельности, воображения.

Задание 7. «Собери картинку и составь рассказ»

Ребенку предлагают тему (например, «На даче») и набор фигурок, относящихся к ней (деревья, цветы, дом, пруд, собака и т. д.), просят разложить их на столе таким образом, чтобы получилась композиция, по которой можно составить рассказ.

В процессе работы происходит актуализация прошлого опыта, развитие целостного восприятия, образных представлений, речи, воображения.  

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Краткие сведения о мышлении

С точки зрения психологии, мышление — это одна из высших форм деятельности человека. Мышление выходит за пределы чувственно познания, продолжает, расширяет и обобщает ощущения, восприятия, представления. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности.

Мышление — наиболее высокая ступень познания. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Анализ и синтез — основные мыслительные операции, без которых невозможна никакая умственная деятельность. Все обучение грамоте, счету идет с помощью аналитико-синтетического метода. Во всех видах учебной деятельности имеет место разделение целого на части, вычленение части из целого и соединение частей в целое. В процессе обучения необходимо ставить перед детьми больше конкретных задач, сочетать словесные и наглядные средства обучения и делать это в условиях практической деятельности.

Большое место должно быть уделено обучению операции сравнения, с помощью которой устанавливаются сходства и различия предметов и явлений окружающего мира. Операция сравнения опирается на анализ и синтез, в ней также участвует речь. Обучая умению сравнивать предметы, мы учим выделять отдельные свойства, признаки предметов (величина, цвет и т. д.). Затем учим сравнивать один предмет с другими, непохожими, а после этого — с похожими объектами. Так как различие устанавливается легче, чем сходство, следует больше внимания уделить работе по обучению умению устанавливать общие признаки. Детей необходимо учить выделять в предметах и явлениях главные, существенные признаки, устанавливать причинно-следственные зависимости. Необходим постепенный переход от практической деятельности с предметами и наглядных опор к становлению внутреннего плана действия.

Описание заданий и рекомендации к работе

Задание 1. «Установи сходства и различия»

Вариант 1. Ребенку предлагается таблица, на которой изображены одинаковые предметы и предметы, отличающиеся отдельными признаками. Ребенок должен найти признаки сходства и различия в этих предметах (таблица 5.1).

Данные мыслительные операции будут протекать успешнее при сформированном внимании. Поэтому в Разделе I. «Развитие внимания» мы предлагали аналогичную работу.

Вариант 2. Ребенку предлагают установить сходства и различия без наглядной опоры (например, чем похожи и чем отличаются береза и сосна, окно и дверь, поезд и самолет, лыжи и коньки, лыжи и ролики, сказка и песня и т. п.).

В этом задании формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, ребенок учится находить различия в сходных и устанавливать сходства в различных предметах.

Задание 2. «Выдели неподходящий предмет»

В зависимости от возраста перед ребенком раскладывают от 4 до 8-10 картинок, относящихся к одной родовой категории. Одна картинка не входит в эту группу. Ребенок должен ее найти (например, картинки с изображениями предметов одежды и картинка с изображением животного; картинки с изображением продуктов питания и картинка с изображением обуви и т. п.).

В этом задании формируются операции анализа, синтеза, обобщения.

Задание 3. «Группировка предметов»

В зависимости от возраста ребенку предлагают разные по количеству наборы картинок (24, 40) с изображением предметов, относящихся к разным родовым группам. Нужно разложить вместе карточки, похожие между собой. Принцип группировки должен выбрать сам ребенок. Только в том случае, если он не понимает задание, ему оказывают помощь (взрослый выкладывает четыре карточки с предметами разных родовых групп, затем предлагает ребенку разложить остальные карточки). Мера помощи — взрослый начинает, а ребенок продолжает раскладывать, либо задает уточняющие вопросы.

Эту работу целесообразно проводить на разном материале, в разной форме (например, игра «Лото» и др.).

В данном задании, как и в Задании 2, у ребенка формируется аналитико-синтетическая деятельность, операция обобщения, расширяется запас сведений и представлений об окружающем мире. Целесообразно также в процессе группировки просить ребенка объяснить, почему он именно так раскладывает карточки. В ходе таких уточнений формируется и речь ребенка.

Задание 4. «Установи последовательность событий»

Вариант /. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются 4-6 картинок с изображением различных ситуаций, связанных единым сюжетом. Ребенок должен сначала разложить эти картинки по порядку, а затем составить рассказ по этой серии картинок. В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, можно положить первую картинку и спросить, что было потом. Или положить вторую картинку и спросить, что было перед этим. Мера помощи будет зависеть от возраста и умственного развития ребенка.

Вариант 2. Установление последовательности в деформированных текстах.

Ребенку предлагают текст с нарушенной логикой изложения. Прочитав текст, он должен воспроизвести текст в нужном порядке.

Примерные тексты

Конфетка

Маша выбрала в вазочке конфетку. С удовольствием съела ее. Потом развернула конфетный фантик и достала конфетку.

Утром

Саша встал, умылся, почистил зубы, позавтракал. Потом он пошел в детский сад. Саша проснулся.

Звонок по телефону

Маме нужно было позвонить тете Маше. Мама сказала: «Здравствуйте, Машу позовите, пожалуйста».

Мама сняла телефонную трубку, набрала номер.

Приятный вечер

 Петя собирался идти в гости.

Он надел пижаму, завел будильник и почистил зубы. Его пригласила одноклассница, у нее был день рождения. В гостях Пете очень понравилось. Довольный он вернулся домой и стал готовиться ко сну.

Курочка Ряба

Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Дед бил-бил, не разбил, баба била-била, не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Снесла курочка яичко. Плачет дед, плачет баба.

А курочка говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба. Снесу я вам еще яичко, да не простое, а золотое».

В этом задании ребенка учат понимать логические связи, устанавливать причинные зависимости, делать обобщения; в процессе составления рассказа развивается речь ребенка (словарный запас, грамматический строй речи).

Задание 5. «Установление закономерностей»

Вариант 1. Ребенку предъявляется таблица, на которой в определенной последовательности изображены предметы. Среди этих предметов есть пропущенные. Сами предметы и их последовательность даны в образце. Ребенок, пользуясь образцом, должен определить и нарисовать пропущенные предметы.

В этом задании ребенок учится анализировать и контролировать свою деятельность.

Вариант 2. Ребенку предлагаются четыре разные фигуры. В четырех клетках таблицы расположены три фигуры, четвертую ребенок должен найти в приведенном образце. Более сложным заданием является нахождение закономерностей в девяти изображениях.

В этой работе требуется установить сходства, различия, выделить закономерности.

Вариант 3. Ребенку предлагают таблицу, состоящую из девяти клеток с изображением восьми предметов, и просят сказать, какой предмет не нарисован.

Для решения этой задачи требуется провести анализ, сравнение и установить закономерность расположения предметов.

Все задания по установлению закономерностей формируют такие важные качества умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, понимание логических отношений.

Задание 6. Понимание загадок, пословиц, поговорок

Вариант 1. Отгадывание загадок.

Перед ребенком кладут карточку с изображением отгадки, затем читают загадку. Если наглядного образца оказывается недостаточно, предлагаются наводящие вопросы. В процессе обучения отгадыванию загадок, пониманию их смысла мера оказываемой ребенку помощи постепенно уменьшается.

На следующем этапе этой работы ребенку читают загадку, и в том случае, если он затрудняется с ответом, предлагают образец отгадки.

При правильной отгадке (самостоятельном ответе) ребенка просят объяснить, почему он так думает.

Вариант 2. Понимание смысла пословиц и поговорок.

Эта работа проводится со школьниками, уже располагающими достаточным запасом сведений об окружающем мире. Работу необходимо строить по мере нарастания степени сложности. Целесообразно сначала предложить картинку с пословицей, разъяснить ее, а затем выбрать из предложенных вариантов толкования правильный.

Затем предлагается пословица без опорных фраз (более сложный вариант).

Аналогичная работа проводится с поговорками.

В работе по развитию мышления, помимо приведенных нами материалов, могут быть использованы и классические психологические методики типа «Выделение существенных признаков», «Простые и сложные аналогии» и др.

Большую роль в формировании мышления играет работа с литературными текстами, проведение которой требует умения понимать основной смысл текста, понимать его иносказательный смысл. Рекомендуем использовать тексты трех вариантов сложности (простые — описательные; сложные — ребенок должен сам сделать вывод; конфликтные — ребенок должен понять конфликтную ситуацию). Тексты и сюжетные картинки с нелепым содержанием также способствуют развитию мыслительных процессов, уточнению представлений об окружающем мире, формируют интерес к деятельности и желание заниматься.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Краткие сведения о речи

Работа по развитию речи идет в процессе формирования любой психической функции. В большей мере это связано с формированием мышления. В то же время целесообразно проводить и самостоятельную целенаправленную работу по развитию речи.

В процессе работы необходимо уделить внимание активизации речи, пополнять как активный, так и пассивный словарь ребенка за счет расширения запаса общих представлений, уточнения сведений об окружающем мире.

Описание заданий и рекомендации к работе

Задание 1. «Назови и покажи»

Вариант 1. Перед ребенком раскладываются карточки с изображением предметов, относящихся к разным родовым категориям, и предлагают рассмотреть эти карточки. Затем взрослый называет изображенные объекты и просит ребенка найти и показать их (например: «Дай собачку», «Дай мишку» и т. д.).

В данном варианте работы расширяется пассивный словарь ребенка.

Вариант 2. Перед ребенком раскладываются картинки с изображением знакомых ему предметов, предлагают рассмотреть их, а затем назвать («Что это?»).

В данном варианте работы активизируется и уточняется имеющийся у ребенка словарный запас.

 Задание 2. «Скажи наоборот»

Ребенку предлагают слова, он должен назвать противоположное по смыслу слово (например, большой — ..., высокий — ..., мягкий — ..., горький — ..., полный — ..., родной — ..., старый — ...; день — ..., лето — ..., труд — ..., друг — ...; сел — ..., взял — ..., вспомнил — ..., открыл — ...; грустно — ..., близко — ..., низко — ..., прямо — ..., рано — ..., редко — ..., вместе — ... и т. п.).

Это игровое задание может проводиться в различных условиях (дома, в дороге, на прогулке и т. д.).

Задание способствует активизации словаря, введению в речь новых слов.

Задание 3. «Составь новые слова»

Это задание может быть использовано в работе с учащимися, владеющими навыком чтения. Ребенку предлагается слово, из букв которого нужно составить новые слова (например, корова вор, ров, вар и т. д.).

Аналогичными этому заданию являются игры по нахождению слов, начинающихся на последнюю букву предыдущего слова; составление и разгадывание ребусов, кроссвордов и т. п.

Использование подобных заданий способствует обогащению и уточнению словарного запаса ребенка.

Задание 4. «Составь предложение»

Задание заключается в составлении фраз и их правильном грамматическом оформлении.

Ребенку предлагаются наборы объединенных по смыслу слов, из которых нужно составить предложение или короткие рассказы.

Примерный материал

Муравей, домой, маленький, спешил, черный. Деткам, маковое, своим, зернышко, нес, он. Тыквенное, вдруг, дороге, увидел, па, лежит, он, зерно. Большое, это, сладкое, зерно, было. Взвалил, на, муравей, понес, спину, зерно, и, домой.

 В этом задании формируется не только грамматический строй  речи, но и развивается воображение детей.

Задание 5. «Вставь пропущенное слово»

Вариант 1. Предлагаются незаконченные фразы. Ребенку необходимо подобрать пропущенное слово.

Примерный материал Меня зовут... Я живу в ...,учусь в ... Моего папу зовут ..., он работает... Мою маму зовут ..., она работает ... У меня есть...

Вариант 2. Ребенку предлагают фразы, объединенные по смыслу в короткие рассказы. Во фразах пропущены отдельные слова, ребенок по контексту должен вставить нужное слово.

Примерный материал Вежливая черепаха (по С. Иванову) Ранним ... черепаха открыла... и решила сейчас же со всеми поздороваться. Она хотела сказать: «Доброе ...!», но пока oj га снова открыла..., настал уже день. Тогда... сказала: «Добрый ..!», но пока она собиралась добавить слово  ..., небо уже начало темнеть. «Спокойной ..!» — крикнула  рассерженная ... А на востоке уже поднималось новое ...

         Вариант 3: Ребенку предлагают дополнить имеющийся текст.

Примерный материал — Ты был сегодня в школе?

— Сегодня тебя вызывали к доске?

— А на каком уроке?

— И какую отметку ты получил?

Использование данного задания способствует расширению словарного запаса, формированию у детей понимания причинно-следственных зависимостей.

Задание 6. «Выбери подходящее слово»

Ребенку предлагают построить фразу, добавив пропущенное слово, которое необходимо выбрать из предложенных.

Примерный материал

Зимой очень холодно и часто идет... (дождь, снег, град) На летних каникулах Маша много каталась на ... (коньки, санки, велосипед)

За едой лучше всего ... (читать, играть, молчать) Этим летом Витя отдыхал на ... (парк, дача, дерево) На день рождения Ира подарила маме... (школа, клумба, цветы, дорога)

Саша очень добрая девочка, поэтому у нее много ... (тетрадка, деньги, подруги)

Задание 7.

Ребенку предлагают текст с 2-3 незнакомыми ему словами. После прочтения текста, если ребенок сам не задает вопросов о заведомо непонятных ему словах, спрашивают, все ли ему понятно. Взрослый дает разъяснение, а на последующих занятиях (примерно в течение недели) предлагает составлять предложения или короткие рассказы с этими словами, тем самым постепенно вводя их в словарь ребенка.

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ

Краткие сведения о моторике

В ходе работы над формированием различных психических процессов обязательно должно уделяться внимание совершенствованию как мелкой моторики, так и общей координации движений ребенка. Поэтому на любых занятиях нужно использовать упражнения, которые будут способствовать общему двигательному развитию ребенка.

В настоящее время существует достаточное количество литературы, в которой описаны упражнения по развитию моторики, поэтому мы приведем список только некоторых изданий.

Описание заданий и рекомендации к работе

Работая над развитием моторики можно предлагать ребенку расставить точки в кругах; нанизать на нитку определенное количество бусинок в заданной последовательности; завязать па шнурке 5-6 узелков; постукивать поочередно пальцами левой и правой рук; одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы; развязать бантик; выбрать среди разложенных катушек маленькие и намотать на них нитки заданных цветов; проводить безотрывные линии в лабиринте, штриховать круги при выполнении заданий на кодирование и т. д. — все эти задания развивают движение пальцев рук. Важно использовать специальную пальчиковую гимнастику, массажные упражнения для кистей рук и т. д.

Большие возможности для развития мелких движений кистей рук имеет работа по изобразительной деятельности, конструированию, которые также предлагаются в отдельных заданиях.

На прогулке, во время игровых упражнений можно развивать координацию и точность движений. Так, метание мяча в цель способствует развитию глазомера и точности движений руки, прыжки последовательно на правой и левой ногах, подражание животным — все эти действия развивают не только общую двигательную координацию, но и воображение.

Литература

1.  Баскакова И. Л. Внимание дошкольника. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации. — Москва-Воронеж, 1995.

2.  Баскакова И. Л. Внимание школьников-олигофренов: Учебное пособие. — М., 1989.

3.  Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. — М., 1972.

4. Добрынин Н. Ф. Внимание и память. — М., 1958.

5.  Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. — М., 1995.

6.  Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М., 1993.

7. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. — М., 1998.

8.  Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1993.

9.  Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А., Сло-ненко Т. Б. Как развивать внимание. — Донецк, 1997.

10. Лурия А. Р. Психология внимания. — М., 1970.

11.  Тушканова О. И. Развитие внимания. — Волгоград, 1995.

Литература для родителей

1.  Осторожно, ловушка (развитие наблюдательности)/ Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, L997.

2. Развитие внимания малыша / Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.

3. Противоположности. — М., 1999. — (Серия «Готовимся к школе»).

4. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках. — М., 2000.

1. Аббасов М. Г. Особенности восприятия, представления и понимания времени учащимися вспомогательной школы // «Дефектология». — 1983, № 2.

2.  Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1987.

3.  Виноградова А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. — М., 1985.

4.  Григорьева Л. П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия. — М., 1990.

5.  Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М., 1993.

6.  Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1993.

7.  Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Подготовка к школе.-СПб., 1999.

8. Психология умственно отсталых школьников: Часть 1 / Под ред. В. Г. Петровой. — Красноярск, 1994.

9.  Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1986.

10.  Соловьев И. М. Восприятие умственно отсталых школьников // В сб.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. — М., 1965.

Литература для родителей

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цъст, звук. — Ярославль, 1997.

2. Вот и вышел человечек (геометрия) / Сост. Гаврина С. Е. и др. —Ярославль, 1997.

3.  В стране геометрии / Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.

4. Знаю как (конструирование) / Сост. Гаврина С. Е. и др. —Ярославль, 1997.

5. Русскова Г. А. Учимся пространственной ориентации. — М., 1998.

6. Путешествие по Обмании (развитие восприятия) / Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.

7.  Цвет. — М., 1999. — (Серия «Готовимся к школе»).

8. Форма. — М., 1999. — (Серия «Готовимся к школе»).

 

1.  Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова — М., 1958.

2.  Григонис А. В. Развитие преднамеренной памяти учащихся вспомогательной школы в процессе обучения // В сб.: Роль обучения в развитии психики детей-олигофренов. — М., 1981.

3. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. — М., 1985.

4.  Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М., 1993.

5. Замский X. С. О разнообразии при повторении учебного материала во вспомогательной школе // «Известия АПН РСФСР», Вып. 57. - М., 1954.

6. Занков Л. В. Развитие памяти умственно отсталого ребенка. — М., 1935.

7.  Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — М., 1996.

8. Истомина 3. М. Развитие памяти. — М., 1978.

9.  Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1993.

10. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. — М., 1974.

11. Мальцева К. Развитие памяти школьника. — М., 1956.

12. Матюгин И. Ю. Тактильная память. — М., 1991.

13.  Оптимизация усвоения учебного материала с учетом развития памяти умственно отсталых школьников: Методические рекомендации. — М., 1986.

14. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/Под ред. Ж. И. Шиф. — М., 1965. —1л. 4.

15. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. — М., 1968.

16.  Пинский Б. И. О непреднамеренном запоминании в процессе повторения и его особенностях у умственно отсталых детей// «Известия АПН РСФСР», Вып. 324. — М., 1952.

17.  Развитие логической памяти у детей / Под ред. А. А. Смирнова. — М., 1976.

18.  Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1979. — Гл. 10.

19.  Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М., 1966.

20. Соловьев И. М., Сумарокова В. А. Память и ее избирательность у умственно отсталых детей // «Дефектология». — 1973, № 1.

21.  Сумарокова В. А., Григонис А. В. Исследование объема памяти умственно отсталых детей // В сб.: Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. — М., 1980. 22. Хасаева Т. X. Развитие мнемических способностей у детей младшего школьного возраста. — М., 1997.

Литература для родителей

1. Гаврина С. Е. Учимся запоминать. — Ярославль, 1998.

2.  Тушканова О. И. Тетради «Развитие мышления, памяти, речи, сопереживания». — М., 1997. — (Серия «Подготовка к школе»).

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. — М.,1982.

2. Боровик О. В. Развитие воображения: Методические рекомендации. — М., 2000.

3.  Боровик О. В. Развитие воображения// «Дошкольное образование». — 1999, № 1.

4.  Боровик О. В. Использование заданий на воображение как метод коррекционной работы // «Дефектология». — 1999, №2.

5. Брушлинский А. В. Воображение и познание // «Вопросы философии». — 1967, №11.

6. Брушлинский А. В. Субъект: Мышление, учение, воображение. — Воронеж, 1996.

7. Будницкая И. И. Предметное содержание рисунков и рассказов на заданную тему у учащихся массовой и вспомогательной школ // В сб.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. — М., 1965.

8.  Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. — М., 1991.

9. Гаврилушкина О. П., Красавская Н. В. Особенности воображения дошкольников с нормальным и сниженным интеллектом // В сб.: Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. — Саранск, 1998.

10.  Дьяченко О. М. Воображение дошкольников. — М., 1986.

П.Дьяченко О. М, Кириллова А. Н. О некоторых особенностях развития воображения у детей // «Вопросы психологии». — 1988, № 6.

12. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // «Вопросы психологии». — 1999, № 2.

13. Ильинская И. В. Развитие творчества младших школьников в домашней учебной работе. — М., 1996.

14.  Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1985.

15. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1993.

16. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. — М, 1979.

17. Кравцова Е. Е. Развитие воображения // «Дошкольное воспитание». — 1989, № 1.

18.  Медведева Е. А. Формирование предпосылок творческого воображения у старших дошкольников в театрализованных играх: Автореф. дисс. — М., 1997.

19. Мухина В. С. Возрастная психология. — М., 1997.

20. Нудельман М. М. Методы исследования воображения аномальных детей. — М., 1978.

21. Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие воображения. — М., 1999.

22. Розет И. М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. — Минск, 1977.

23. Сиволапов С. К. Развитие образов-представлений при ЗПР // «Дефектология». — 1984, № 2.

24. Фоменко О. Е. Связь творческого познания с особенностями личности младшего школьника. — М., 1995.

Литература для родителей

1. Боровик О. В. Коррекционно-развивающие возможности детского рисования//«Обруч». — 1999, № 1.

2. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. —М., 1996.

3. Гаврина С. Е. Учимся фантазировать. — Ярославль, 1997.

4. Город невидимок (развитие воображения) / Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.

5.  Кравцова Е. К. Разбуди в ребенке волшебника. — М., 1996.

6.  Мир в кляксе (развитие воображения) / Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.

7. Полуянов 10. А. Дети рисуют. — М., 1988.

8. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. —Ярославль, 1996.

9. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Помоги принцу найти Золушку. — М., 1994.

10. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. А. Агеевой. — М., 1991.

1. Бгажнокова И. М. Мыслительные операции у умственно отсталых школьников в процессе реализации знаний // «Дефектология». — 1975, № 9.

2. Бгажнокова И. М. Практикум по психологии детей с нарушениями интеллекта. — Москва-Ярославль, 1998.

3.  Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. — М., 1994.

4. Брайт, Леонард Д. Развиваем интеллект. — СПб., 1997.

5. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. — М., 1998.

6.  Запорожец А. В. Интеллектуальная подготовка детей к школе. — М., 1977.

7.  Кабанова- Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. -М., 1968.

8.  Катаева А. А., Стребслева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1993.

9. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М.,1971.

10. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка. — М., 1957.

11.  Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы/Под ред. И. М. Соловьева. — М., 1953.

12. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф — М., 1965.

13. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. — М, 1968.

14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.

15. Поддъяков Н. Н. О развитии элементарных форм мышления в дошкольном возрасте. — Душанбе, 1973.

16.  Процко Т. А. Роль наглядности в мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы // «Дефектология». — 1972, № 2.

17. Стребелева Е. А. Формирование элементов логического мышления у умственно отсталых дошкольников // В сб.: Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. — М., 1986.

18.  Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М., 1983.

19. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1996.

20. Хейсерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. —М., 1964.

21. Худенко Е. Д., Мельникова Т. С, Шаховская С. Н. Как научить ребенка думать и говорить. — М., 1993.

Литература для родителей

1. Гаврина С. Е. Учимся думать. — Ярославль, 1998.

2.  Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. — СПб.: «Детство-пресс», 1998.

3.  Догадки (развитие мышления) / Сост. Гаврина С. Е. и др. —Ярославль, 1997.

4.  Забрамная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках. — М.: «Новая школа», 2000.

5.  Камень, ножницы, бумага (развитие сообразительности) / Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.

6.  Колпак мудреца (развитие мышления) / Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.

7.  Логическое мышление/ Сост. Дорофеева А. — М., 1997. — (Серия «Подготовим ребенка к школе»).

8. Логические операции. — М., 1999. — (Серия «Готовимся к школе»).

9. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль, 1996.

1.  Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: Учебник для вузов. — М., 1999.

2.  Богуш А. М. Речевая подготовка детей к школе. — Киев, 1984.

3.  БойцоваА. Ф., Васильева И. Г. и др. Здравствуй, школа. - СПб., 1991.

4.  Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М., 1974.

5. Волкова Г. А. Игровая деятельность и устранение заикания у дошкольников. — М., 1983.

6.  Воспитание речи неговорящих детей-алаликов: Пособие для учителей-логопедов. — М., 1996.

7. Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. — М., 1965.

8. Гордиенко Е. А. Научно-педагогические основы обучения аномальных школьников связной речи. — Ташкент, 1985.

9.  Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.—М., 1987.

10. ЕфименкоЛ. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР): Книга для логопеда. — М., 1985.

11. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., 1958.

12. Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М., 1994.

13. Левина Р. Е. Опыт обучения неговорящих детей (алаликов). — М., 1951.

14. Лопухина И. С. Логопедия: упражнения для развития речи.— СПб., 1997.

15. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей. — ML, 1978.

16. Луцкина Р. К. Коррекция речевого и умственного развития учащихся вспомогательной школы в процессе специального обучения: Учебное пособие. — Алма-Ата, 1989.

17. Лямина Г. М. Развитие речи у детей в раннем возрасте. — М., 1964.

18. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей: Попул. пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1985.

19. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи. — СПб., 1996.

20. Парамонова Л. Г. Как подготовить ребенка к школе. — СПб., 1997.

21.  Петрова В. А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. — М., 1990.

22. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977.

23.  Радина Е. И., Рождественская В. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. — М., 1968.

24. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984.

25. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1990.

26. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.

27.  Федоренко Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М., 1984.

28. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальных детских садах. — М., 1987.

29. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989.

30. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1983.

Литература для родителей

1. Заикина А. А. и др. Умные кроссворды. — М., 1998.

2.  Йа дворе трава (развитие речи) / Сост. Гаврина С. Е. и др. —Ярославль, 1997.

3. Считалки (развитие речи) / Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.

 

1.  Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М., 1993.

2.  Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1993.

3.  Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М., 1973.

4. Форфель В. Р. Развитие движений у детей школьного возраста. — М., 1959.

Литература для родителей

1.  Веселые дорожки/ Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.

2. Готовим руку к школе / Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1998.

3. Каляки-маляки (рисование) / Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.

4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. — М., 1998.

5. Малыгин В. П. Готовь руку к школе. — М., 1993.

6.  Непослушные линии (развитие моторики) / Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.

7.  Послушные линии (развитие моторики) / Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1998.

8. Учимся рисовать / Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль,1997.

1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М., 1990.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

3. Бреслаев Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1990.

4. Викулова Л. В. Исследование уровня притязаний у детей-олигофренов // В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. — М., 1965.

5.  Виноградова А. Д. Особенности личности ребенка и школьника // В сб.: Коррекционная работа во вспомогательной школе.—Л., 1978.

6. Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. — Киев, 1978.

7.  Кряжева Н. Л Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1996.

8. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. — М., 1969.

9. НамазбаеваЖ. И. Некоторые особенности личности выпускников вспомогательных школ // «Дефектология». - 1978, № 1.

10.  Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. — М., 1962.

11. Подютовка ребенка к школе. — Томск, 1994.

12. Рубинштейн С. Я. О воспитании привычек у детей. — М., 1996.

13.  Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 2001.

14.  Чубаров П. А. Развитие самооценки умственно отсталых школьников: Автореф. дисс. — Л., 1987.

15.  Энциклопедия обучения и развития дошкольников/ Сост. Герасимова А. С, Жукова О. С, Кузнецова В. Г. — СПб., 2000.

Литература для родителей

1.  Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика. — М., 1996.

2. Вейс Т. Как помочь ребенку — М., 1992.

3. Веселое сложение. — М., 1999. — (Серия «Готовимся к школе»).

4. Дорога к знаниям. — М., 1999.

5. Думай. Пиши. Рисуй. — М., 1998.

6. Дубровина И. В., Андреева А. Д. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. — М., 1998.

7. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. — М., 1999.

8. Коррекционная педагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. —М., 1998.

9.  Мастюкова Е. М., Жукова Н. С. Если Ваш ребенок отстает в развитии. — М., 1993.

10.  Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика раннего и дошкольного возраста. — М., 1997.

11. Мы считаем до пяти: Книжка с игровыми заданиями. —-М., 1995.

12. Начинаем измерять. — М., 1999. — (Серия «Готовимся к школе»).

13. Начинаем считать. — М., 1999. — (Серия «Готовимся к школе»).

14.  Популярная психология для родителей / Под ред. А. С. Спиваковской. — СПб., 1997.

15.  Популярное пособие для детей и родителей / Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.

16.  Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 1998.

17. Размеры. — М., 1999. — (Серия «Готовимся к школе»).

18.  Считаем до 10. — М., 1999. — (Серия «Готовимся к школе»).

19. Числа. — М., 1999. — (Серия «Готовимся к школе»).

  1. Энциклопедия обучения и развития дошкольников / Сост. Герасимова А. С, Жукова О. С, Кузнецова В. Г. — СПб., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по островам настроения (развивающее занятие для учащихся начальной школы):

Цели урока: 1.Способствовать осознаниею собственных эмоций и чувств.2.Способствовать осмыслению своей модели поведения в различных ситуациях...

Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей начальной школы, обучающихся по программе VIII вида 2 вариант.

Данная программа предлагает систему игровых занятий для комплексного психического развития умственно отсталых школьников. Основной целью коррекционно-развивающей программы является развитие («доведени...

Использование программы «Мат-решка» в коррекционно-развивающих занятиях психолога в начальной школе

Программа Мат-решка может помочь детям преодолеть трудности в обучении и адаптации в школе....

Развивающее занятие для учащихся начальной школы

Психологическая развивающая работа на этапе адаптации первоклассников очень значима.С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной...

Коррекционно - развивающее занятие для учащихся начальной школы "Развитие внимания и памяти".

Подробный конспект коррекционно - развивающего занятия для детей начального школьного возраста по развитию основных функций внимания и памяти. Может использоваться в работе учителем - дефектологом, пе...

Внеклассное групповое занятие с детьми начальной школы "Ключи от злости" (Первое занятие. Игры с изобразительными материалами и воздушными шарами)

Данный материал может быть использован для работы с детьми младшего школьного возраста учителем начальных классов во внеурочной деятельности или воспитателем. Цель: коррекция агрессивного поведен...