Статья "Что для меня означает быть классным руководителем?"
методическая разработка на тему

Статья о работе классного руководителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx142.66 КБ

Предварительный просмотр:

Что для меня означает быть классным руководителем?

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.  От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Сегодня на наших детей обрушивается лавина разной информации, которая негативно влияет на нравственные нормы, заставляет серьёзно задуматься над проблемой эффективного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Нравственность наших детей – это нравственные поступки взрослых,  личный пример и отношение к окружающей действительности. Классный руководитель должен зажигать детей, вести за собой. Это должен быть человек, любящий детей и отдающий им свою душу. «Человек без воспитания – что тело без души», какие правильные слова! Процесс воспитания медленный, очень трудный. Но когда ты видишь результаты этого кропотливого труда, какая радость, какое счастье наполняют сердце и душу! Хочется вспомнить слова Сухомлинского о том, что главное – знать душу ребёнка. Нет ребёнка абстрактного, «ребёнка вообще», есть в каждом мыслящем, чувствующем существе живая неповторимая личность. Какое умение – увидеть эту личность! В основе воспитательной работы, твёрдо убеждена, должны лежать взаимопонимание и сотрудничество. Не перевоспитание ребёнка, а принятие его личности такой, какова она в 6-7 лет. В процессе воспитания необходимо стремиться развить, обогатить эту личность знаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытом. Необходимо создать условия для творческого развития каждого ребёнка. Взяв на вооружение опыт Ш.А.Амонашвили, сформулировала для себя основные воспитательные принципы:                                                                                                  - расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделав его своим добровольным помощником в своём же воспитании                                                                                                     - воспитание и обучение вести в максимальном контакте с учеником и его родителями, чтобы постоянно присутствовало общение и сотрудничество                                                            - воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к личности каждого ребёнка, должен формировать у детей чувство заботы о друзьях, близких, о людях                                      - воспитатель обязан понять ребёнка и строить свои воспитательные планы с учётом движений его души                                                                                                                                 - воспитатель должен проявлять проницательность, последовательность и терпение во всех случаях решения воспитательных задач                                                                                - воспитателем должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания

- в воспитательной работе обязательно применять стимулирование и поощрение каждого ребёнка.                                                                                                                                                    В своей практике постоянно слежу за новинками научной литературы, учусь у передовых учителей, пользуюсь советами родителей учеников. Сама пытаюсь придумать, внести в воспитательный процесс что-то своё, новое. Часто советуюсь с учениками, иногда их подсказки помогают достичь желаемого результата.                                                                       В своей практике применяю  способ знакомства с ребёнком ещё до прихода его в школу. Пишу каждому письмо и передаю через родителей на первом собрании. В нём написано поздравление с началом школьной жизни, о том, как я их жду, какой добрый и дружный коллектив получится за совместные годы работы.  

           

Здравствуй, дорогой первоклассник!

Я твоя учительница - Маргарита Анатольевна

gk2pteUYUIo

Поздравляю тебя – ты поступаешь в школу, становишься взрослым.

Надеюсь, что мы с тобой станем большими друзьями.

Жду тебя 1 сентября!

26607_4945534687128897_4826654_0_62b1c_54368084_XL_1_96028710     

                                                                                                                                                           Это помогает ребёнку в адаптации и более уверенно чувствовать себя в незнакомом коллективе.                                                                                                                                   Сложна и многообразна работа учителя начальных классов, сколько ему надо знать и уметь, чтобы найти подход к каждому ученику, сделать каждого индивидуальностью. Постоянно следить за новинками педагогической литературы, как трудолюбивой пчёлке собирать по крупицам передовой опыт своих коллег, постоянно работать над своим самообразованием – таков удел учителя и классного руководителя.  Творческая деятельность – одно из условий утверждения нравственного достоинства, вершина духовной жизни человека, показатель ступени развития его интеллекта, чувства воли. Благодаря творчеству обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, наклонности личности. Дети с большим интересом передают чувства, мысли, стремления в своём творчестве. Чем глубже впечатление, полученное от непосредственного восприятия, чем ярче образы воображения, тем острее потребность передать это в своём творчестве. Как важно укреплять у детей веру в свои силы, каждая удача приводит детей в восторг, пробуждает интерес и творческий подъём. Приятно видеть, как дети своими руками создают красивые и полезные вещи, как радуются результатам своего труда. Недаром, каждый месяц в нашем классе проводится выставка творческих работ. Они не только украшают наш класс, но и приносят детям истинное удовлетворение. Ведь не всегда у ребёнка что-то получается, но работа с различными материалами способствует расширению кругозора, помогает каждому найти себя в определённой технике. Часто мы слышим вопрос – как воспитывать? «Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику»- эти слова принадлежат американскому философу Ралфу Эмерсону. Строя свои взаимоотношения с учениками, а тем более с их родителями, так часто недостаёт элементарного умения выслушать и постараться понять друг друга. В своей работе основное внимание уделяю формированию сплочённого родительского и ученического коллектива, продумываю, как строить систему воспитательной работы в классе, без этого успехов достичь невозможно. Играет большую роль подготовка и проведение совместных семейных праздников, где дети и родители проявляют много выдумки и творчества. Как приятно и радостно видеть детей и родителей, самозабвенно участвующих вместе, доброжелательных и остроумных. Мы организовали в классе Семейную гостиную, куда приглашались родители, чтобы поделиться успехами и удачами в организации семейного досуга.  Однажды, готовясь к совместному празднику, я придумала «рисографию», на листе ватмана написала слова: «нам хорошо вместе», нарисовала улыбающиеся личики детей, под весёлую мелодию каждый выходил и прикреплял свою мордашку на этот лист. И вдруг я увидела, что получилась настоящая социометрия детского коллектива, где ребёнок показал, как он чувствует себя в коллективе, какое место себе отводит среди сверстников. Это было для меня настоящим открытием. «Рисография» превратилась в психологическую социометрию. Прочитав её, я увидела, что ни один ребёнок не чувствует себя одиноким, детские мордашки прикреплены были рядом друг с другом и ни один человечек не оказался в стороне. Значит, моральный климат в коллективе положительный и каждому ребёнку здесь хорошо и комфортно. «Оказанное доверие обычно вызывает ответную верность»- говорили древние. От учителя во многом зависит уровень общения и поведения взрослых и детей. Взаимное уважение и доверие поднимают авторитет классного руководителя. Каждый человек нуждается в оценке своего труда. Особенно в этом нуждается ребёнок. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях» - писал Ф.Ларошфуко. Дети ждут от нас оценки, помощи, совета. Я убедилась, как много может сделать похвала и благодарность. Дети меняются на глазах, они хотят быть лучше. Я отмечаю детей красочными грамотами, часто делаю их сама. Так же отмечаю и родителей, которые оказывают практическую и творческую помощь классу. Все свои награждения и поощрения дети хранят в портфолио. Каждую четверть проводится выставка достижений всего коллектива и каждого в отдельности. Такое внимание воспринимается родителями и детьми, как высокая и дорогая награда за труд, сотрудничество и творчество. Нами ведётся коллективный альбом всех мероприятий, в которых принимали участие, куда вкладываются фотографии и материалы, проведённых дел. Одним из важных компонентов воспитательного процесса считаю создание в детском коллективе обстановки доброжелательности. Доброта – это необходимость и дефицит в наше непростое время. Только в обстановке доброжелательности каждый ощущает себя нужным членом коллектива.  Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой и такими же отношения будут и к окружающим. Нужно учить и воспитывать детей и самими быть маленькими солнышками, согревать окружающих своим теплом. Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши. Надо любить ребёнка, верить в него. Все дети хотят быть хорошими и, видя себя в зеркале наших добрых слов, становятся ими. Детей отличает огромный заряд активности. Их огорчает отсутствие дела, определённой роли в общественной жизни, ими обуревает жажда деятельности. Они открыты для общения, и очень важно помочь ребёнку проявить себя, раскрыть его творческие и индивидуальные способности. Как важно, чтобы он проявлял свою самостоятельность. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Дать возможность ребёнку право выбора и проявить свои способности в определённом виде деятельности, да ещё получить положительные результаты – это победа не только самого ученика, но и воспитателя. А как важно педагогу помочь детям быть восприимчивыми к красоте, получать радость от общения с природой, любоваться творением рук человеческих, наслаждаться величием своего родного города. Ведь это делает жизнь ребёнка богаче, полнее и радостнее. Воспитывая эстетическую восприимчивость, мы оберегаем его от такой опасной черты характера, как равнодушие, которое впоследствии может сделать его жизнь бесцельной и скучной. Рассуждая о воспитании, прихожу к мысли, что «воспитанию нет начала и конца его тоже не видно». В современной школе много внимания уделяется основам воспитания православной культуры и этики. Формирование нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся, которые направлены на создание у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о складывании через верования народа содержания его нравственного идеала и развитие ценностного отношения к нему как к духовному  богатству. На литературном чтении дети знакомятся с Библией, читают отрывки из жития преподобного Сергия Радонежского. В курс обучения начальной школы введён новый предмет Основы Религиозной Культуры и Светской Этики. Всё это помогает расширить и разнообразить возможности учителя в духовно-нравственном просвещении.  Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Каждый педагог обладает и должен обладать какой-то неповторимой чертой, каждый класс тоже имеет свои неповторимые свойства, каждая школа создаёт своеобразные условия для обучения и воспитания. Классный руководитель решает сложнейшие задачи воспитания, способные менять всю последующую жизнь ребёнка. Это надо делать без спешки и помнить, что ты ответственен за его судьбу. «Если учитель спешит к детям, радуется каждой встрече с ним, тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом».                                                                                                                                                                                            

Итак, что же для меня означает быть классным руководителем? Это значит, зажигать своих воспитанников огоньком творчества, вызывая желание быть активными, сплочёнными, творческими, успешными. Получать удовлетворение от своей деятельности,  стремиться всегда к лучшему, доставляя радость и уважение окружающим.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Размышление на тему: «Каким быть классному руководству?»

Вряд ли на этот вопрос существует единственно правильный ответ. Более того, классное руководство должно быть разным в зависимости от уникальности души учителя и душ ребят, волею судьбы собравшихся в о...

"Здоровым быть" классный час

сценарий классного часа...

Презентация на тему: "Почему я хочу быть классным руководителем?"

Презентация "Почему я хочу бытть классным руководителем" поможет молодому, начинающему классному руководителю расставить приоритеты в воспитательной работе с детьми....

Каким должен быть классный руководитель в условиях реализации ФГОС

Статья даёт ответ на вопросы:каким должен быть классный руководитель, каково его роль в современном воспитательном процессе?...

Что означает быть внимательным

Конспект занятия со старшими дошкольниками по подготовке к школе. Используется также с учащимися 1-х классов в период знакомства со школьной жизнью, адаптации....

Эссе «Призвание быть классным руководителем»

Теплый весенний вечер. В воздухе пахнет весной, травой, надеждой. Надеждой, что скоро я смогу вернуться  в любимую школу, обнять тех, кто дорог моему сердцу - своих четвероклашек. Я  посмотр...

«Что значит быть классным классным?»

laquo;Детство – огромный край, откуда приходит каждый».Антуан де Сент-Экзюпери....