Программа художественно-эстетической направленности «Волшебный карандаш»
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа «Волшебный карандаш» имеет художественно-эстетическую направленность. В программе отражены ее цели, задачи, ее отличительные особенности, содержание программы и основные результаты освоения курса. Пояснительная записка и КТП.
Программа рассчитана на 34 учебные недели, по 2 часа в неделю, итого 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа художественно-эстетической направленности «Волшебный карандаш» | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Волшебный карандаш» имеет художественно-эстетическую направленность.
Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру, знакомству с русским народным творчеством. Обучение основано на принципе личностно-ориентированного образования детей, в центре внимания которого - личность ребёнка, реализующего свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка.
Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности;
- обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Цель программы
Содержание программы по внеурочной деятельности «Весёлый карандаш» нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи программы
1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно - прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально - ценностного отношения к жизни.
3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
5. Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.
Отличительные особенности программы
Программа подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок по изобразительному искусству.
При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить «зрительское умение», оценить художественный труд.
На занятиях дети получат возможность овладеть новыми видами техники выполнения работ.
Возраст детей
Программа курса рассчитана на учащихся 4 класса.
Сроки реализации программы
Программа реализуется 1 год - 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Основные разделы занятий
№ раздела | Разделы | Теоретич. часы | Практич. часы | Всего часов |
1 | Истоки родного искусства. | 2 | 16 | 18 |
2 | «Древние города». | - | 18 | 18 |
3 | «Образы художественной культуры». | - | 16 | 16 |
4 | «Представление народов о духовной красоте человека». | 2 | 10 | 12 |
5 | «Достижения человечества». | - | 4 | 4 |
Итого |
| 4 | 64 | 68 |
Содержание программы
Истоки родного искусства (18 часов)
Что такое пейзаж. Как появился пейзаж. Что включает пейзаж: море, река, озеро, людей, облака. Элементы пейзажа: земная поверхность, растительность, человеческие постройки. Мотив пейзажа. Виды пейзажа: городской, деревенский, фантастический, по временам года. И. К Айвазовский – «Певец моря»., А. И. Куинджи «Степь в цвету», И. И. Шишкин «Лесные дали», И. И. Левитан «Золотая осень». Выполнения пейзажа на тему: «Степные просторы», «Красоты Чёрного моря», «Родной край».
Возникновение самобытного и величественного стиля в зодчестве. Деревянные христианские церкви. Гармония жилья с природой. Церковное зодчество. Историческая справка строительства храмов, особенности зодчества. Тематическое рисование «Деревянная церковь».
Историческая справка о древнерусском шитье. Популярность произведений русских вышивальщиц. Стилистика рисунков, различные сочетания элементов. Народный костюм – образ Вселенной. Образ красоты человека. Добрый молодец и русская красавица. Изготовление кукол.
Отражение повседневной жизни людей, нрава и обычаев, традиция того или иного этноса. Основоположник жанра – А. Венецианов «На пашне», «Жница».
Б. М. Кустодиев «Ярмарка», «Масленица», «Деревенский праздник». Создание общего панно. «Крестьянская жизнь».
Древние города. (18 часов)
Искусства выразительной формы: архитектура и дизайн. Возникновение самобытного и величественного стиля в зодчестве. Деревянные христианские церкви. Каменные храмы 11 века. Зарисовки конкретных зданий. Конструирование зданий. «Древнерусский город – крепость». «Древний город и его жители». Макет.
Изготовление аппликации из спичек. «Деревенский уголок».
«Города русской земли». Рисование герба города.
Историческая справка развития промысла. Месторасположения народных промыслов, изготавливающих глиняную игрушку. Русское декоративно-прикладное искусство. Стиль росписи игрушек. Игрушки – свистульки. Роспись изделия.
Что такое натюрморт. Время и место появления самостоятельного жанра натюрморта. Изображение предметов быта, орудий труда, фрукты в натюрморте. Информация о художниках и картинах – натюрмортах. К. Л. Коровин «Розы и фиалки», И. Т. Хруцкий «Цветы и плоды». Натюрморт. Кувшин, тарелка, ложка.
Тематическое рисование. «Милый сердцу уголок».
Проект: «История в картинках».
Образ художественной культуры. (16 часов)
Образ Японии. Природа. Японка в кимоно.
Искусство народов гор и степей. Рисование древнего среднеазиатского города.
Искусство Индии. Коллективное панно «Из жизни Индии и джунглей».
Образ Греции. Коллективное панно. «Олимпийские игры в Древней Греции».
Рисование римской колонны.
Герои Греческой мифологии. Проект: «Боги Олимпа».
Представление народов о духовной красоте человека. (12 часов)
Виды изобразительного искусства, в которых создаются портреты. Виды портретов. Фамильные портреты. О чём может рассказать портрет?
Все народы воспевают материнство. Тематическое рисование: «Моя мама». Все народы воспевают мудрость старости. Тематическое рисование «Мои бабушка и дедушка».
Рисунок с драматическим сюжетом. «Больное животное», «Погибшее дерево».
Герои, борцы и защитники. Портрет героя.
Юность и надежда в искусстве. Тематическое рисование ровесников.
Искусство моей Родины и народов мира.
Достижения человечества. (4 часа)
Остроагитационная и информационная направленность плаката. Лаконизм линии, силуэта, цвета, надписи для быстрой доходчивости того, что изображено на плакате. Художники плакатисты. И. М. Тоидзе «Родина – мать зовёт!».
Тематический рисунок. «Покорение космоса».
Спортивная тема в творчестве А. А. Дайнеки «Бег».
Тематический рисунок. «Олимпийские победы».
Формы проведения занятий
творческое занятие
проект
конкурс
выставка
поход в картинную галерею
Планируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа изобразительной деятельности, включающая социальные, учебно-творческие и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам изобразительного искусства, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- адекватного понимания причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать методы и приемы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
Использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, сформировать познавательные интересы;
- совершенствовать навыки деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- сформировать систему универсальных учебных действий.
- воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;
- составлять композиции, узоры;
- создавать творческие проекты;
- доводить работу до полного завершения.
- научиться использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).
Способы определения результативности: беседы, наблюдения.
Формами подведения итогов реализации программы «Весёлый карандаш» являются выставки (тематические, праздничные), проекты.
Литература (для учителя)
1. Александров В. Н. История русского искусства / В. Н. Александров. – Минск: Харвест, 2004.
2. Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение». 2001г
3. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной
школе «Академия», 2006г.
4. Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 2004г.
Обнинск. 2007г.
5. Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 2000г.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | ||
Теория | Практика | |||||
Истоки родного искусства (18 часов) | ||||||
Пейзаж родной земли. | 2 | 02.09 | ||||
Пейзаж родной земли. «Степные просторы». | 2 | 09/09 | ||||
Пейзаж родной земли. «Красоты Чёрного моря». | 2 | 16/09 | ||||
Пейзаж родной земли. Тематическое рисование. | 2 | 23/09 | ||||
Деревня – деревянный мир. Гармония жилья с природой. | 2 | 30/09 | ||||
Церковное зодчество. Тематическое рисование «Деревянная церковь». | 2 | 07/10 | ||||
Образ красоты человека. Добрый молодец и русская красавица. Изготовление кукол. | 2 | 14/10 | ||||
Создание общего панно. «Крестьянская жизнь». | 2 | 21/10 | ||||
Народные праздники. «Ярмарка». | 2 | 28/10 | ||||
Древние города. (18часов) | ||||||
«Древнерусский город – крепость». | 2 | 11.11 | ||||
«Древний город и его жители». Макет. | 2 | 18.11 | ||||
Изготовление аппликации из спичек. «Деревенский уголок». | 2 | 25.11 | ||||
«Города русской земли». Рисование герба города. | 2 | 02.12 | ||||
Русское декоративно-прикладное искусство. Солёное тесто. Игрушки – свистульки. | 2 | 09.12 | ||||
Игрушки – свистульки. Роспись изделия. | 2 | 16.12 | ||||
Натюрморт. Кувшин, тарелка, ложка. | 2 | 23.12 | ||||
Тематическое рисование. «Милый сердцу уголок». | 2 | |||||
Проект: «История в картинках». | 2 | |||||
Образ художественной культуры. (16 часов) | ||||||
Образ Японии. Природа. Японка в кимоно. | 2 | |||||
Искусство народов гор и степей. Создание древнего среднеазиатского города. | 2 | |||||
Искусство Индии. Коллективное панно «Из жизни Индии и джунглей». | 2 | |||||
Образ Греции. Коллективное панно. «Олимпийские игры в Древней Греции». | 2 | |||||
Рисование римской колонны. | 2 | |||||
Герои Греческой мифологии. | 2 | |||||
| Проект: «Боги Олимпа». | 4 | ||||
Представление народов о духовной красоте человека. (12 часов) | ||||||
27. | Все народы воспевают материнство. «Моя мама». | 2 | ||||
28. | Все народы воспевают мудрость старости. «Мои бабушка и дедушка». | 2 | ||||
29. | Рисунок с драматическим сюжетом. «Больное животное», «Погибшее дерево». | 2 | ||||
30. | Герои, борцы и защитники. Портрет героя. | 2 | ||||
31. | Юность и надежда в искусстве. Тематическое рисование ровесников. | 2 | ||||
32. | Искусство моей Родины и народов мира. | 2 | ||||
Достижения человечества. (4часа) | ||||||
33. | Тематический рисунок. «Покорение космоса». | 2 | ||||
34. | Тематический рисунок. «Олимпийские победы». | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению 3 класс программа Гармония "Сказки простого карандаша"
Открытый урок по литературному чтению 3 класс....
Программа внеурочной деятельности "Весёлый карандаш"
Творческая программа художественной направленности на 4 года обучения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшбный карандаш" для обучающихся 1, 3 классов.
« Волшебный карандаш» является программой общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшбный карандаш" для обучающихся 1, 3 классов.
« Волшебный карандаш» является программой общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной ...
Рабочая программа по курсу "Волшебный карандаш" (дополнительная образовательная программа "Игралочка")
В ней есть все разделы, которые должны быть в рабочей программе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш"
Художественно- эстетическая деятельность – одна из значимых видов деятельности младших школьников. Программа кружка «Веселый карандаш предполагает в большом объеме творческую деятельность,...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш", 4 класс 2016-2017 учебный год
ПРограмма разработна на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...