Программа художественно-эстетической направленности «Волшебный карандаш»
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Морсина Ольга Геннадьевна

Программа «Волшебный карандаш» имеет художественно-эстетическую направленность. В программе отражены ее цели, задачи, ее отличительные особенности, содержание программы и основные результаты освоения курса. Пояснительная записка и КТП. 

Программа рассчитана на 34 учебные недели, по 2 часа в неделю, итого 68 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        

     Программа «Волшебный карандаш» имеет художественно-эстетическую направленность.

         Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру,  знакомству с русским народным творчеством. Обучение основано на принципе личностно-ориентированного образования детей, в центре внимания которого - личность ребёнка, реализующего свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка.

        Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности;
  • обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • прослушивание музыкальных и литературных произведений.

       

Цель программы

        Содержание программы  по внеурочной  деятельности «Весёлый карандаш» нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.    

        Формирование «культуры творческой личности»  предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Задачи программы

       1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно - прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.

       2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально - ценностного отношения к жизни.  

     3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.

     4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.  

     5. Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.

Отличительные особенности программы

      Программа подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок по изобразительному искусству.

         При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить «зрительское умение», оценить художественный труд.

На занятиях дети получат возможность овладеть новыми видами техники выполнения работ.

Возраст детей

Программа курса рассчитана на учащихся 4 класса.

Сроки  реализации программы

 Программа реализуется 1 год - 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Основные разделы занятий

раздела

Разделы

Теоретич. часы

Практич. часы

Всего

часов

1

 Истоки родного искусства.

2

16

18

2

 «Древние города».

-

18

18

3

«Образы художественной культуры».

-

16

16

4

«Представление народов о духовной красоте человека».

2

10

12

5

«Достижения  человечества».

-

4

4

Итого

 

4

64

68

Содержание программы

Истоки родного искусства (18 часов)

Что такое пейзаж. Как появился пейзаж. Что включает пейзаж: море, река, озеро, людей, облака. Элементы пейзажа: земная поверхность, растительность, человеческие постройки. Мотив пейзажа. Виды пейзажа: городской, деревенский, фантастический, по временам года. И. К Айвазовский – «Певец моря»., А. И. Куинджи «Степь в цвету», И. И. Шишкин «Лесные дали», И. И. Левитан «Золотая осень». Выполнения пейзажа на тему: «Степные просторы», «Красоты Чёрного моря», «Родной край».

Возникновение самобытного и величественного стиля в зодчестве. Деревянные христианские церкви. Гармония жилья с природой. Церковное зодчество. Историческая справка строительства храмов, особенности зодчества. Тематическое рисование «Деревянная церковь».

Историческая справка о древнерусском шитье. Популярность произведений русских вышивальщиц. Стилистика рисунков, различные сочетания элементов. Народный костюм – образ Вселенной. Образ красоты человека. Добрый молодец и русская красавица. Изготовление кукол.

Отражение повседневной жизни людей, нрава и обычаев, традиция того или иного   этноса. Основоположник жанра – А. Венецианов «На пашне», «Жница».

Б. М. Кустодиев «Ярмарка», «Масленица», «Деревенский праздник». Создание общего панно.  «Крестьянская жизнь».

Древние города. (18 часов)

Искусства выразительной формы: архитектура и дизайн. Возникновение самобытного и величественного стиля в зодчестве. Деревянные христианские церкви. Каменные храмы 11 века. Зарисовки конкретных зданий. Конструирование зданий. «Древнерусский город –  крепость». «Древний город и его жители». Макет.

Изготовление аппликации из спичек.  «Деревенский уголок».

«Города русской земли».  Рисование герба города.

Историческая справка развития промысла. Месторасположения народных  промыслов, изготавливающих глиняную игрушку. Русское декоративно-прикладное искусство. Стиль росписи игрушек. Игрушки – свистульки. Роспись изделия.

Что такое натюрморт. Время и место появления самостоятельного жанра натюрморта. Изображение предметов быта, орудий труда, фрукты   в натюрморте. Информация о художниках и картинах – натюрмортах. К. Л. Коровин «Розы и фиалки», И. Т. Хруцкий «Цветы и плоды». Натюрморт. Кувшин, тарелка, ложка.

Тематическое рисование.  «Милый сердцу уголок».

Проект:  «История в картинках».

Образ художественной культуры. (16 часов)

Образ Японии. Природа. Японка в кимоно.

Искусство народов гор и степей. Рисование  древнего среднеазиатского города.

Искусство Индии. Коллективное панно «Из жизни Индии и джунглей».

Образ Греции. Коллективное панно. «Олимпийские игры в Древней Греции».

Рисование римской колонны.

Герои Греческой мифологии. Проект:  «Боги Олимпа».

Представление народов о духовной красоте человека. (12 часов)

Виды изобразительного искусства, в которых создаются портреты. Виды портретов. Фамильные портреты. О чём может рассказать портрет?

Все народы воспевают материнство. Тематическое рисование: «Моя мама». Все народы воспевают мудрость старости. Тематическое рисование «Мои бабушка и дедушка».

Рисунок с драматическим сюжетом. «Больное животное», «Погибшее дерево».

Герои, борцы и защитники. Портрет героя.

Юность и надежда в искусстве. Тематическое рисование ровесников.

Искусство моей Родины и народов мира.

Достижения человечества. (4 часа)

Остроагитационная и информационная направленность плаката. Лаконизм линии, силуэта, цвета, надписи для быстрой доходчивости того, что изображено на плакате. Художники плакатисты. И. М. Тоидзе «Родина – мать зовёт!».

Тематический рисунок.  «Покорение космоса».

Спортивная тема в творчестве А. А. Дайнеки «Бег».

Тематический рисунок. «Олимпийские победы».

Формы проведения занятий

творческое занятие

проект

конкурс

выставка

поход в картинную галерею

Планируемые результаты освоения курса

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

- широкая мотивационная основа изобразительной деятельности, включающая социальные, учебно-творческие и внешние мотивы;

- устойчивый познавательный интерес к новым видам изобразительного искусства, новым способам самовыражения;

- адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- адекватного понимания причин успешности / неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

Адекватно воспринимать оценку учителя;

Различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать методы и приемы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- понимать возможность существования различных точек зрения и  различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

Использовать речь для регуляции своего действия;

- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:

  • развивать воображение, образное мышление, сформировать познавательные интересы;
  • совершенствовать навыки деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • сформировать систему универсальных учебных действий.
  • воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;
  • составлять композиции, узоры;
  • создавать творческие проекты;
  • доводить работу до полного завершения.
  • научиться использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).  

Способы определения результативности: беседы, наблюдения.

Формами подведения итогов реализации программы «Весёлый карандаш» являются выставки (тематические, праздничные), проекты.

 

Литература (для учителя)

 

1.     Александров В. Н. История русского искусства / В. Н. Александров. – Минск: Харвест, 2004.

2.     Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение».  2001г

3.     Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной

        школе «Академия», 2006г.

4.     Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 2004г.

        Обнинск. 2007г.

5.     Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 2000г.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Теория

Практика

Истоки родного искусства (18 часов)

Пейзаж родной земли.

2

02.09

Пейзаж родной земли. «Степные просторы».

2

09/09

Пейзаж родной земли. «Красоты Чёрного моря».

2

16/09

Пейзаж родной земли. Тематическое рисование.

2

23/09

Деревня – деревянный мир. Гармония жилья с природой.

2

30/09

Церковное зодчество. Тематическое рисование «Деревянная церковь».

2

07/10

Образ красоты человека. Добрый молодец и русская красавица. Изготовление кукол.

2

14/10

Создание общего панно.  «Крестьянская жизнь».

2

21/10

Народные праздники.  «Ярмарка».

2

28/10

Древние города. (18часов)

«Древнерусский город –  крепость».

2

11.11

«Древний город и его жители». Макет.

2

18.11

Изготовление аппликации из спичек.  «Деревенский уголок».

2

25.11

«Города русской земли».  Рисование герба города.

2

02.12

Русское декоративно-прикладное искусство. Солёное тесто. Игрушки – свистульки.

2

09.12

Игрушки – свистульки. Роспись изделия.

2

16.12

Натюрморт. Кувшин, тарелка, ложка.

2

23.12

Тематическое рисование.  «Милый сердцу уголок».

2

Проект:  «История в картинках».

2

Образ художественной культуры. (16 часов)

Образ Японии. Природа. Японка в кимоно.

2

Искусство народов гор и степей. Создание древнего среднеазиатского города.

2

Искусство Индии. Коллективное панно «Из жизни Индии и джунглей».

2

Образ Греции. Коллективное панно. «Олимпийские игры в Древней Греции».

2

Рисование римской колонны.

2

Герои Греческой мифологии.

2

  1. 26

Проект:  «Боги Олимпа».

4

Представление народов о духовной красоте человека. (12 часов)

27.

Все народы воспевают материнство. «Моя мама».

2

28.

Все народы воспевают мудрость старости.  «Мои бабушка и дедушка».

2

29.

Рисунок с драматическим сюжетом. «Больное животное», «Погибшее дерево».

2

30.

Герои, борцы и защитники. Портрет героя.

2

31.

Юность и надежда в искусстве. Тематическое рисование ровесников.

2

32.

Искусство моей Родины и народов мира.

2

Достижения человечества. (4часа)

33.

Тематический рисунок.  «Покорение космоса».

2

34.

Тематический рисунок. «Олимпийские победы».

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Весёлый карандаш"

Творческая программа художественной направленности на 4 года обучения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшбный карандаш" для обучающихся 1, 3 классов.

         « Волшебный карандаш» является программой  общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшбный карандаш" для обучающихся 1, 3 классов.

         « Волшебный карандаш» является программой  общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш"

Художественно- эстетическая деятельность – одна из значимых видов деятельности младших школьников. Программа   кружка «Веселый карандаш предполагает в большом объеме творческую деятельность,...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш", 4 класс 2016-2017 учебный год

ПРограмма разработна на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...