Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш"
рабочая программа на тему
Художественно- эстетическая деятельность – одна из значимых видов деятельности младших школьников. Программа кружка «Веселый карандаш предполагает в большом объеме творческую деятельность, знакомство с произведениями декоративно- прикладного искусства. В работе кружка предполагается не только решение частных задач художественного воспитания, но и более глобальных - развитие творческого потенциала обучающихся. Практическая деятельность ребенка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolyy_karandash.docx | 50.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рабочая программа по внеурочной деятельности.
« ВЕСЁЛЫЙ КАРАНДАШ»
Направление : художественно-эстетическое.
Возраст школьников: 1 – 4-е классы.
(3 –В класс)
2015 – 2016 учебный год.
Учитель начальных классов
МБОУ«СОШ № 21
Голышева Л.П. –
первая квалификационная
категория
Г.Нижневартовск 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно- эстетическая деятельность – одна из значимых видов деятельности младших школьников. Программа кружка «Веселый карандаш предполагает в большом объеме творческую деятельность, знакомство с произведениями декоративно- прикладного искусства. В работе кружка предполагается не только решение частных задач художественного воспитания, но и более глобальных - развитие творческого потенциала обучающихся. Практическая деятельность ребенка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве. Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Актуальность: Формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Цели: Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.
Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли.
Задачи: Получение школьниками социально значимых знаний;
Развитие социально значимых отношений школьников:
Приобретение школьниками опыта социально – значимого действия
Режим занятий: На изучение данной программы отводится 34 часов аудиторных и внеаудиторных занятий. (1 час в неделю)
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Основным видом деятельности учащихся на занятиях является художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация ( рассуждение об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений), использование всего объема художественно-творческого опыта младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. На занятиях используются различные виды художественной деятельности, выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные:
Получение школьниками знаний о разнообразии окружающего мира, о ценности художественного культурного наследия. о русских народных помыслах.
Развитие ценностных отношений школьников к своему Отечеству, к его культуре.
Приобретение школьниками опыта совместной деятельности с другими детьми. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувствен- ного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Развитие интереса к искусству разных стран и народов. .
Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов. .
Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные:
Овладение школьниками первичных навыков и приемов художественной изобразительной деятельности.
Формирование готовности своего видения окружающей действительности.
Освоение начальных форм познавательной деятельности в мире искусства.
Развитие воображения, фантазии, художественного вкуса. Формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях.
Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Расширение методов познания окружающей действительности.
Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли.
Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусств.
Примерное содержание занятий
1.Дать представление о сказочном мире изобразительного искусства. Приемы рисования карандашом. Расположение цветов радуги.
2. Величие окружающей природы: золотая осень, поздняя осень. Рисование картин осени
3. Демонстрация приемов рисования декоративных элементов. Составление простого узора из элементов.
4. Составление узоров из листьев, цветов, ягод.
5.. Геометрические узоры.
6. Беседы об увлечениях детей. Рисование по теме.
Отличие дерева от кустарника: рисование. Форма, цвет.
7. Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет.
8. Работа цветными карандашами. Рисование по воображению.
9. Прослушивание сказок, выполнение иллюстраций
10. Эскизы дорожных знаков. Светофор.
11. Отношение к животным. Любимое домашнее животное. Дикое животное.
12. Карнавал: маски, снежинки.
13. Сказочные и фантастические образы и персонажи.
14. Рисование по произведениям А. Барто, С. Маршака.
15. Знакомство с былинами. Русские богатыри.
16. Пейзажи. Русская природа.
17. Представление детей о космосе.
18. Народные промыслы. Русская матрешка.
Тематическое планирование кружка по внеурочной деятельности «Веселый Карандаш» с определением основных видов учебной деятельности
| ||||||||
№ п/п | Дата | Тема занятия | Часы | Характеристика видов деятельности учащихся | ||||
К/д | Ф/д | Общее кол - во | Аудиторные. часы | Внеаудит. часы | ||||
Мир волшебных цветов. | 1 | 1 | Наблюдать за природой: (форма, фактура, поверхность, цвет, динамика, настроение.). | |||||
2 | Радуга и её цвета | 1 | 1 | Понимать особенности процесса выбора художником образов, красок, средств выражения замысла. | ||||
3. | Золотые краски осени. Рисунки: «Осенние сказки лесной феи» | 1 | 1 | Учиться понимать зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы. | ||||
4. | Волшебный узор. | 1 | 1 | . Формировать представления о соразмерности изображаемых узоров Рисовать простые узоры. | ||||
5. | Чудо-платок. | 1 | 1 | Осваивать изобразительную плоскость. Формировать представления о ярких узорах изображаемых в композиции. Понимать пропорции изображаемых узоров: размер, форма, ,. композиционный центр,. | ||||
6. | Творческие работы на тему: «Мои увлечения» | 1 | 1 | Понимать особенность творческого воображения: цвет в пространстве и в природе; возможность выражения в цвете настроения,звука, слова; цвета в пространстве природы и в жизни. | ||||
7. | Праздничные краски узоров. | 1 | 1 | Изучать явления в открытом пространстве природы. | ||||
8. | Деревья и кустарники | 1 | 1 | Наблюдать в живописи выражение различных чувств и настроений через цвет. Передавать своеобразие природного ландшафта с помощью средств избразителного искусства. . Учиться видеть линию горизонта, первый и второй планы | ||||
9. | Солнышко и тучи. | 1 | 1 | Понимать особенности в открытом природном пространстве. Учиться видеть изменения в природе,. Осознавать красоту и необычное в природе, красоту городского и сельского пейзажа | ||||
10. | Рисунки на тему: «Я и моя семья» | 1 | 1 | Изображать с натуры простые предметные формы. | ||||
11. | Конкурс на самый красивый фантик. | 1 | 1 | Улавливать и передавать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи | ||||
12. | Зайка –огородник. | 1 | 1 | Осваивать и передавать по воображению предметы.Акцентировать внимание на композиционном центре. | ||||
13. | Иллюстрации к сказкам «Три медведя», «Колобок» | 1 | 1 | . Учиться передавать музыкальные, песенные, литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания в зрительные образы. | ||||
14. | Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» | 1 | 1 | Знакомиться с понятием «дорожные правила», с различными композиционными решениями в композиции. Использовать индивидуальные конструктивные формы | ||||
15. | Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» | 1 | 1 | Создавать сюжетные объемно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Понимать связи образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. | ||||
16. | Рисунки на тему : «Стрекоза и Муравей» | 1 | 1 | Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства. Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств . | ||||
17. | Рисунки на тему: «Братья наши меньшие» | 1 | 1 | Знакомиться и осознавать выразительные средста по теме . | ||||
18. | Дом, который построил Джек. | 1 | 1 | Находить индивидуальную манеру избражения Акцентироать внимание на выразительности героя. | ||||
19. | Рисование клюва птиц. | 1 | 1 | Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения в рисовании клюва птиц. | ||||
20. | Изготовление новогодних карнавальных масок. | 1 | 1 | Овладение выразительными особенностями дизайна Моделировать и создавать собственные маски. | ||||
21. | Рисование ветки ели или сосны. | 1 | 1 | Способность воспринимать, понимать, увиденное в природе. | ||||
22. | Рисование ежика | 1 | 1 | Формировать и передавать индивидуальные представления о животных. | ||||
23. | Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья» | 1 | 1 | 1 | Наблюдать в живописи выражение различных чувств и настроений через цвет. Передавать своеобразие природного мира. | |||
24. | Рисунки на тему: «Мы рисуем цветы» | 1 | 1 | Формировать и передавать индивидуальные представления о пространственном изображении. | ||||
25. | Праздник русской матрешки. Знакомство с хохломой. | 1 | 1 | Понимать, что такое «хохломская роспись». создавать образы русского искусства. | ||||
26 | На воздушном шаре. | 1 | 1 | Учиться переносить реальные предметы в условно-графическое изображение. Создавать плоскостные и пространственные композиции. | ||||
27 | Конкурс рисунков : «Наш город» | 1 | 1 | Выполнять коллективно объемно- пространственную композицию. Передать контрастный характер изображения. | ||||
28 | Иллюстрация к сказке: «Петушок – золотой гребешок» | 1 | 1 | Учиться передавать музыкальные, песенные, литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания в зрительные образы. | ||||
29. | Рисование на тему : «Подводное царство» | 1 | 1 | Учиться понимать и передавать заложенные в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусства ценности в художественных образах. | ||||
30. | Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина : «Сказка о Золотой рыбке. | 1 | 1 | Развивать способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением. Проводить коллективные исследования по теме. | ||||
31. | Изготовление афиш к спектаклю | 1 | 1 | Развивать желание и интерес к собственному творчеству. | ||||
32. | Рисунок – декорация «Сказочный домик» | 1 | 1 | Учиться понимать и передавать и самостоятельно решать творческие задачи. | ||||
33. | Рисование на тему: «Кораблик на волнах» | 1 | 1 | Развивать способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением. Проводить коллективные исследования по теме. | ||||
34. | Рисунки на тему: «Любимые герои» | 1 | 1 | Развивать способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением. Проводить коллективные исследования по теме. | ||||
ИТОГО | 34 | 28 | 6 |
Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения
курса по внеурочной деятельности«Веселый карандаш»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Печатные пособия | |
Л.П. Стебловская «Учитесь рисовать» И. Я. Богуславская. Дымковская игрушка М.А. Ильин. О понимании художественных традиций. Д. Прокопьев Истоки прекрасного. Картины русских художников. Таблицы. Схемы. Видеоролики. | |
Технические средства обучения | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Мультимедийный проектор Экспозиционный экран Компьютер Сканер Принтер лазерный | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения. Набор демонстрационных материалов, коллекций. Наборы цветной бумаги, картона. Заготовки природного материала. | |
Оборудование класса | |
Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Демонстрационная подставка (для образцов, изготовляемых изделий), Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Рамки паспарту для экспонирования детских работ на выставках. Подставки или витрины для экспонирования объемно-пространственных композиций на выставках. Стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц; Складные мольберты с планшетами; Демонстрационные столики; Разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы; Портреты русских и зарубежных художников; Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта; Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека; Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно - прикладному искусству; Открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшбный карандаш" для обучающихся 1, 3 классов.
« Волшебный карандаш» является программой общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшбный карандаш" для обучающихся 1, 3 классов.
« Волшебный карандаш» является программой общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной ...
Рабочая программа внеурочной деятельности1- 4 классы ФГОС. Кружок "Волшебство кисточки и карандаша"
Рабочие программы внеурочной деятельности 1- 4 классы ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш", 4 класс 2016-2017 учебный год
ПРограмма разработна на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Веселый карандаш» 1-4 классы
рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 2-4 кл
Программа «Волшебный карандаш» предназначена для детей в возрасте от 7до10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельностии направлена на обеспеч...