портфолио
статья (1 класс) на тему

Сапронова Ирина Андреевна

Характеристика ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_pervoklassnika_1b_klass.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио первоклассника  1б класс.  Учитель Ковалева.И.А

                                 Из чего складываются добрые дела

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

-формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

-развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи;

-воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим;  воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.

1. Организационный момент

Учитель. Ребята, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стала светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

2. Определение темы занятия

Учитель. Сегодня у нас очередное занятие по портфолио. А начнем мы его с удивительной песни. Послушайте её и подумайте, о чём она.

Дети слушают видеозапись песни «Что такое доброта».

Учитель. Вы послушали песню. О чём она? ( О доброте, о друзьях).

Как вы думаете, чему же будет посвящено занятие?  (Доброте).

Итак, тема нашего занятия «Из чего складываются добрые дела». Что значит слово «Доброта?» (Это всё хорошее).

А как вы думаете, что такое «добро»?  (Ответы детей). Знаете, а добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать – это музыка, задушенные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители.   Как вы думаете, что это за добро?   (Ответы детей).

Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие!

В толковом словаре можно прочесть следующее определение.  (Подготовленный ученик читает определение из словаря.)

Ученик. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Учитель. Ребята, а какого человека мы называем добрым?  (Того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым.)

Молодцы! Да, действительно, добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Послушайте замечательное стихотворение о доброте.

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит доброта от роста

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Учитель.  А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты. Чтобы нам не сбиться с пути, возьмём в дорогу карту.  (На доске).

На чём можно путешествовать?  (Самолёт, автомобиль, велосипед, пешком.)

Чтобы узнать, на чём мы будем путешествовать, отгадайте загадку:

На море, в реке и озёрах

Я плаваю, проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известенлёгкостью своей.

Выставляется аппликация катера.

1.Остановка. «Остров вежливости»

Учитель. Итак, мы отправляемся в путешествие. Что же первым встретилось нам на пути?  Первый шаг к доброте – «Остров вежливости».

А какие вежливые, волшебные  слова вы знаете? (Ответы детей.)

Я вам буду читать начало стихотворения, а вы будете его продолжать.

Я признаться, удивлен,

Расскажу вам вот о чем.

Встретил шуструю Настенку

Я на улице сейчас,

Настя – добрая девчонка,

Она ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слово…(здрасьте).

Дед на внучку осерчал-

Экая досада:

Он портфель ей подарил,

Думал, будет рада,

Но зачем молчать как рыба,

Ну сказала бы…(спасибо).

Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но напрасно я от Вити

Ждал лишь слова…(извините).

Учитель. А теперь послушайте рассказ и, где нужно, вставьте подходящие добрые слова.

«Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. На остановке вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: «Садитесь… (пожалуйста). Женщина тоже была вежливая, она поблагодарила Витю и сказала ему…(спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя не удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите: «Надо держаться за поручни!» но Витя быстро сказал ему… (извините). Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»

Учитель. Почему мужчина не возмутился , а улыбнулся? (Ответы детей.)

Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете, от чего зависит их сила? Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.

Ребята, скажите, пожалуйста, какого человека можно назвать вежливым?

Вежливым человек должен быть определенное время, или он всегда и везде должен быть вежливым? (Вежливость -  умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит  в неловкое положение.)

Послушайте стихотворение Антонова «Вежлив Витя или нет?»

Малыша обидел Витя.

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю!»

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал!»

Спор давно ведется в классе:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

Учитель.Как вы ответите на вопрос, прозвучавший в стихотворении? (Мало уметь говорить вежливые слова, надо себя правильно вести.)

Физкультминутка «Если друг не смеется»

2. Остановка «Остров пословиц»

Учитель. Наше путешествие продолжается, следующая остановка «остров пословиц»

Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Мы поплывем на остров пословиц.

Игра «Собери пословицу»

На каждой парте лежат рассыпанные пословицы (у кого-то начало, а у кого-то конец пословицы), надо их собрать, поместить на остров Пословиц и объяснить их смысл.

-Злой не верит, что есть добрый.

-Добрая слава лежит, а худая бежит.

-Добрые вести прибавят чести.

-Доброе слово лечит, злое калечит.

-Делай другим добро – будешь сам без беды.

-Живи добрее, будешь всем милее.

-Без добрых дел нет доброго имени.

Учитель. Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в паре, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение. (Дети собирают пословицы, объясняют их смысл.) Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

3. Следующая остановка на « Острове добрых дел».

Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова должны быть добрыми? (Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.  Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.)

Каждый человек должен иметь добрую душу, знать добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду, и, конечно, всех любить.

А как говорят о таких людях?Какие они? ( Ответы детей.) Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками.

 Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.

3. Работа в портфолио  

Учитель. Откройте портфолио на стр. 41. В начале  года мы с вами составляли копилку «Добрых дел», вы записывали добрые дела, которые вы совершали.

Давайте вспомним, какими добрыми делами мы «зажигали» звездочки.

Посчитайте, сколько звездочек.

Теперь прошел год, вы подросли и появились новые добрые дела.  Давайте зажжем звездочки добрыми делами на стр. 42.

Подумайте и скажите, пожалуйста, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? ( Ответы детей. Дети работают в портфолио. )

Ученик.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

Учитель.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Учитель.  Доброта – стремление человека дать счастье всем людям.

Понять и исполнить

Желание другого -

Одно удовольствие.

Честное слово!

Добро  многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделаете, если :

  1. Расстроенная подруга плачет;
  2. Приятель в компании беззастенчиво врет;
  3. Родители несправедливо сердятся;
  4. Брат (сестра) надел (а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

4. Итоги занятия

Учитель. Итак, ребята, наш кораблик причалил к последней  пристани под названием «Добрая земля».

Но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко.

Как вы думаете, что должно быть на земле, чтоб туман ушел, а земля стала Доброй?

( Должно светить солнышко, жить животные, петь птицы, цвести сады.)

 А как вы думаете, люди должны быть на Доброй земле ?

Ученики. Конечно, ведь весь животный и растительный  мир планеты зависит от нас-людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.

Учитель. Давайте посадим на этой земле цветы радости, а в них впишем добрые дела и вежливые слова.

На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги цветочки с добрыми пожеланиями. Получается общая красивая аппликация.

Учитель. Ребята, как мы назовем эту картину? ( «Мир», « Как прекрасен этот мир», «Добро побеждает зло» и т. д.)

Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно.)

По какой стране мы путешествовали?

Какие у вас остались впечатления?

Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые добрые сказки.

Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло. В них встречаются добрые и злые герои.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Заселим наш остров добрыми сказочными героями.

Я буду называть имя сказочного героя, а вы отвечаете – добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой- закрываете лицо ладошками.

Итак, начали: Иван- царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, гуси-лебеди, водяной, баба- яга, Золушка, Морозко, Мальвина.

Молодцы. А сейчас мы посмотрим фрагмент из мультфильма «Просто так». Оцените поступок мальчика.

Просмотр мультфильма.

Учитель. Какой поступок совершил мальчик? Зачем он это сделал? (Ответы детей.)

Давайте и мы будем совершать добрые дела просто так!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мое портфолио

мое портфолио...

портфолио учителя

краткое содержание учебно-воспитательной работы учителя...

Портфолио Шишановой Анны, лауреата районного и городского конкурсов портфолио

Создание портфолио - это увлекательная кропотливая совместная работа детей и их родителей. Это лицо ребенка, дневник его достижений.Предлагаю вашему вниманию портфолио лауреата районного и городского ...

доклад и презентация по теме "Портфолио. Цели задачи портфолио. Его структура. Потртфолио ученика и педагога."

Педсовет на тему: "Портфолио. Цели. задачи портфолио. Его структура. Портфолио ученика и педагога"+презентация к докладу...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...

РАБОТА С ПОРТФОЛИО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО.

  Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоо...