доклад и презентация по теме "Портфолио. Цели задачи портфолио. Его структура. Потртфолио ученика и педагога."
методическая разработка по теме

Макарова Ольга Александровна

Педсовет на тему: "Портфолио. Цели. задачи портфолио. Его структура. Портфолио ученика и педагога"+презентация к докладу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.rar431.78 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет по теме:

 «Портфолио. Цели и задачи портфолио. Его структура. Портфолио ученика и педагога».

.

Докладчик: Макарова О.А., заместитель директора по УВР.

1 слайд

2 слайд

Что такое портфолио?

Портфолио (от англ. portfolio - портфель, папка для важных дел или документов) - это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях. Ведь благодаря портфолио, даже не видя вас, и не общаясь с вами, у заказчика есть возможность сделать конкретные выводы о ваших опыте и профессионализме.

Тема педсовета….

3 слайд

Поговорим о портфолио

Предлагаю ознакомиться с общей информацией, которая позволит составить представление о том, что такое "портфолио".


1. C чего все началось.

Приказом Минобразования России и Российской академии образования от 05.12.2003 N 4509/49 была утверждена Программа совместных мероприятий Минобразования России и Российской академии образования по
введению профильного обучения обучающихся на третьей ступени общего образования. Завершающий этап этой программы - начало массового перехода на профильное обучение в X классах общеобразовательных школ в 2006/2007 учебном году. Итак, с первого сентября 2006 года профильное обучение стало обязательным для всех российских школ.

2. Что такое "профильное обучение"?

Правительство РФ разработало Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, которая предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы.
Профильное обучение - это такая форма организации учебной деятельности, при которой учитываются интересы, склонности, способности, состояние здоровья ребенка, создаются условия для развития учеников в соответствии с их профессиональными намерениями. Другими словами, профиль - это учебный уклон. Уже в среднем звене (5-9 классы) важно помочь учащимся определить сферу своих интересов, профиль, выбор которого будет желанным, где ребенок сможет проявить свои возможности, способности, и это поможет ему в дальнейшем правильно выбрать профессию.

3. Быть шофером хорошо, а летчиком - лучше...

По данным центра социально-профессионального определения, 75 процентов старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройстве. Из них 23 процента профиль дальнейшего обучения выбирают за компанию со своими сверстниками; 18 процентов - под влиянием таких факторов: где-то слышал, рассказали учителя, родители. При этом 22 процента вообще не задумывались о своем профессиональном будущем. То есть далеко не все к 15-16 годам знают наверняка, кем они хотят быть в будущем, а выбор профиля происходит случайно. После окончания школы выпускник может осознать ошибочность первоначального выбора, а поступить в вуз другого профиля ему будет сложно.

4 слайд

4. Для чего ученику портфолио?
"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов". (министр образования В.М.Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003)
Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.
Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

5. Философия портфолио.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

5 слайд
В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

  1. выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким  предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).
  2. коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
  3. форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
  4. антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.



6. Для чего все это нужно?
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.

6 слайд
Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи: 

  1. поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
  2. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
  3. формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  4. закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.

7 слайд

Структура портфолио ученика.

         Разработчики видят это школьное «досье» в трёх ипостасях. Первая - портфолио документов. К нему относятся дипломы, грамоты и другие официальные подтверждения успешности ученика в школе и за её пределами, например, участие в выставках и олимпиадах. Вторая - портфолио отзывов об участии школьников в общественной жизни, рекомендации учителей и педагогов дополнительного образования и характеристика самих себя. И, наконец, портфолио работ и проектов, которые ребята делали сами или с помощью научных руководителей и представили на каких-нибудь мероприятиях.
       Такое досье даёт более полное представление о знаниях и способностях учеников, кроме того, с его помощью можно избежать предвзятого отношения педагога к детям. А ректоры ведущих российских вузов предлагают создать федеральную базу данных по индивидуальным достижениям каждого выпускника для отбора наиболее одарённых
 абитуриентов.

8 слайд

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ПОРТФОЛИО

Прежде всего, внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.

Задачи портфолио, конечно же, не решаются за один-два года. Необходимо реально оценить возможности учащихся, педагогов, родителей в возможности предоставления материалов, позволяющих составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Поэтому возникает необходимость ответить на следующие вопросы:

1.     Какой срок является оптимальным для накапливания материала?

2. Как могут взаимодействовать ученики, учителя и родители при формировании портфолио?

3. Как влияют различные варианты формирования портфолио на степень учебной мотивации учащегося, на развитие его социальной активности?

Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы, и в конечном счете формируют новое понимание самого процесса обучения.

Для организации этой работы необходимо изучить и систематизировать многообразный материал, познакомиться с опытом работы, сложившимся в различных регионах России.

Основная проблема при внедрении этой инновации – проблема общей неготовности участников образовательного процесса к работе с новым методом оценивания образовательной деятельности:

– в школах слабо разработана методическая база по обеспечению соответствующей работы;

– неподготовленность (моральная и профессиональная) классных руководителей по организации деятельности ведения и оформления портфолио учащимися;

– у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;

– неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа. Первоначально у родителей действовал такой стереотип: нейтрально-спокойное отношение к деятельности педагогов и детей, а порой и категоричная оценка: “В современном обществе, к сожалению,  значимы не результаты, а иные, точнее финансовые, возможности”.

В ходе работы по решению выявленных трудностей и анализа первого опыта по накоплению портфолио учащихся, а также понимая, что одной из главных задач современной школы является повышение качества образовательного процесса в рамках реализации программы по предпрофильной подготовке и профильного обучения, необходимо заранее готовить учащихся к осознанному подходу к сбору материалов и дальнейшему оформлению портфолио, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы.

9 слайд

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОРТФОЛИО

1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.

2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.

3. Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.

4. Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.

 5. Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.

10 слайд

Портфолио ученика начальной школы

Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он вводится в рамках эксперимента. Но все идет к тому, что спустя всего несколько лет портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы.

  1. С чего начать?

Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? Разумеется, многие разделы из портфолио выпускника не подходят. Чем их заменить? Делать ли портфолио комплексным или ограничиться одной его частью? На все эти вопросы можно найти ответы, поразмыслив над тем, каковы основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах.

            Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза:

"Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован". 

11 слайд

2.  Цели и задачи.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. И вот какие основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии (
склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии), формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

     Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

3. Главное не победа, главное - участие! 

      Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен
сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой
ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию3 (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.


4. Как выглядит портфолио ученика начальной школы? 

    Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). Об ошибках поговорим чуть дальше.

12 слайд – 23 слайд

5. Возможный вариант составления портфолио. 
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. 


РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

  "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

  "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

  "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

  "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

  "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

  "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.

  "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием

"Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
     В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
     
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
     В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы:
рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией.
РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
     В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.


РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
 
     Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
     В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например:
"Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей." 
     Можно добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

6. Переходя в старший класс.
     В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет б0льшую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"

7. Важно помнить.
     В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

24 слайд

Ошибки,  связанные со сбором материалов портфолио

Ошибка 1. Нарушение принципа «добровольности» при сборе документов и формировании портфолио. При сборе официальных документов, творческих работ, а в дальнейшем при оформлении портфолио родители и педагоги пытаются включить в него материалы без учёта мнения самого ребёнка. Взрослые опираются лишь на свои предпочтения и своё мнение о его способностях и интересах: они часто считают, что лучше самого ребёнка знают, что ему нужно.

Рекомендуем при сборе материалов и оформлении портфолио использовать только «принцип добровольности» (прежде всего, с точки зрения ребёнка). Школьник, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам решает, что он поместит в папку своих достижений. Ещё раз подчеркнём: это должно стать ведущим принципом работы. Ни в коем случае нельзя принудительно (без согласия самого школьника) включать материалы в его портфолио.

Ошибка 2. Сбор материалов вместо ученика, «по его поручению». В данном случае сбором документов и материалов для портфолио занимается не сам ученик, а по «его поручению» или даже «требованию» только родители или другие родственники. Школьник хочет, чтобы у него был свой портфолио, но заниматься им у него «нет времени». Объясняется это тем, что, во-первых, у большинства учеников, к сожалению, нет элементарных навыков самоанализа и систематизации, а во-вторых, страхом, что он что-то сделает «не так, как надо».

Рекомендуем при сборе материалов и оформлении портфолио оказывать школьнику помощь и поддержку родителей и других взрослых, но полностью подменять его в этом процессе не следует. Он сам должен приложить усилия, так как при сборе портфолио важен не только конечный результат, но и процесс осмысления своих достижений. В работе с портфолио надо соблюдать принцип «золотой середины»: нельзя ни лишать ученика права самому набирать материалы в портфолио, ни подменять его, ни оставлять без необходимой психологической и практической поддержки.

Ошибка 3. Игнорирование возможностей системы дополнительного образования, общественных организаций. При сборе документов и материалов портфолио педагоги, родители и сами школьники не учитывают реальные возможности учреждений дополнительного и профессионального образования, общественных организаций, которые также имеют право выдавать различные сертификаты, дипломы, отзывы и рекомендации, которые можно включить в портфолио.

Рекомендуем при формировании портфолио чаще обращаться в учреждения дополнительного образования, в детские общественные организации: это позволит выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, которые предлагают школы и в которых может принять участие далеко не каждый ученик, даже если он проявляет повышенный интерес к предмету.

Ошибка 4. Формализм и соревнование при сборе портфолио. Родители и школьники могут включиться в своеобразное «соревнование» за максимальное количество документов и материалов, тем самым делая этот процесс формальным. А ведь основной смысл — помочь сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения, а не продемонстрировать способность «собирать» материалы.

Рекомендуем не увлекаться сбором большого количества материалов и тем более не соревноваться с другими школьниками по принципу «а у меня на два отзыва больше». Лучше более тщательно подойти к отбору документов и материалов для портфолио. Ведь важно не их количество, а качество.

Ошибка 5. Сбор в портфолио только официальных документов. При сборе информации для портфолио довольно часто его авторы-составители предпочитают только официальные сертифицированные документы (дипломы, сертификаты, свидетельства, удостоверения), которые выдаются органами образования, культуры, физкультуры и спорта. Но содержанием этого пакета документов могут стать творческие работы, самоотчёты, отзывы, рекомендательные письма. Пристрастие к официальным документам понятно: многие дипломы дают право поступать в вуз без конкурса или даже без экзаменов.

Рекомендуем учесть, что главное в процессе сбора материалов для портфолио — демонстрация школьником своих возможностей и достижений с различных сторон, а не только с официальных позиций, которые признаются органами управления образованием или вузами.

Кроме того, далеко не у всех школьников есть реальная возможность получить сертифицированный официальный документ (например, диплом за участие в городской предметной олимпиаде). Следовательно, нужно включать в портфолио и «неофициальные» материалы, дающие представление о достижениях школьника.

Ошибка 6. Сбор материалов только за один промежуток времени (1 класс, нач.школа, 9-й класс).

Рекомендуем не ограничиваться только этим сроком.

Ошибка 7. Подмена портфолио обязательной характеристикой классного руководителя или педагогического совета. В этом случае происходит вполне естественная для многих педагогов подмена процедуры свободного сбора и предъявления материалов портфолио самим школьником идеей «обязательной характеристики», которую составляет классный руководитель или же педагогический совет школы и которая имеет определённые педагогические последствия для ребёнка.

Рекомендуем не превращать портфолио в характеристику, которую выдаёт классный руководитель или педагогический совет, тем более с определёнными педагогическими последствиями для школьника. Включение характеристики в материалы портфолио (в виде рекомендации или отзыва классного руководителя) — дело самого школьника.

Рекомендуем рассматривать портфолио как технологию, которая будет нужна в течение всей профессиональной жизни человека.

Ошибка 8. Завышенные требования к внешнему оформлению портфолио. Некоторые педагоги и родители предъявляют чрезвычайно высокие требования к внешнему виду портфолио школьника: например, оформлять собранные материалы только типографским способом или брошюровать материалы в мастерской.

Рекомендуем не увлекаться внешним оформлением материалов. Главное для портфолио — его содержание и выдержанный стиль оформления, а не внешняя красота. Но следует выдержать саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.

Ошибка 9. Отсутствие единства в оценке материалов портфолио. Сегодня нет необходимых нормативных документов, в соответствии с которыми материалы портфолио всех школьников "региона, а тем более муниципалитета, оценивались бы по единой шкале и признавались бы всеми общеобразовательными учреждениями региона.

Можно разработать и на уровне школы, региона принять локальный нормативный документ, который будет регулировать вопросы оценивания и использования материалов портфолио.

Портфолио педагога.

25 слайд

Создавать портфолио учителя. Откуда появилась такая традиция? Ответ: из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. С одной стороны портфолио учителя необходимо администрациии образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно, – для самонаблюдения и самосовершенствования педагога.

Портфолио учителя, по мнению Питера Зелдина, автора книги «The Teaching Portfolio» («Преподавательское портфолио»), есть очередной этап в развитии профессии – также в свое время в портфолио воплотились важнейшие достижения дизайнеров, фотографов и архитекторов.

Что такое портфолио учителя? Это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя.

Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.

это набор работ учителя, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину 

это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учителя 

это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учителя в определенный период его деятельности 

26 слайд

Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:

  1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя.
  2. Систематезировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.
  3. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.
  4. Предложить способ организации того или иного учебного курса.
  5. Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.
  6. Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения

В портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности. Ни в коем случае портфолио педагога не является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных тестов, уроков, курсов.

Такой феномен как раскрутка портфолио учителей в России объясняется эффективностью идей портфолио как визитной карточки преподавателя. Сегодня многие школы активно используют портфолио как меру состоятельности педагога независимо от дисциплины, будь то математика, английский язык или физика.

27 слайд

Практическая значимость портфолио

    Аттестация

    Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ

    Систематизация деятельности учителя

    Стимулирующий фактор

Диагностика профессиональной деятельности позволяет:

 Учителю:

    реально представить результаты своего труда

    увидеть свои резервы

    иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию

   Администрации:

   осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя

 28 слайд

Обязательные части портфолио :

1. Общие сведения об учителе (анкеты, документы об образовании, повышении квалификации, о предыдущей присвоенной квалификации, награды, грамоты и т.д.)

2. Результаты учебно-методической работы (результаты аттестации учащихся и мониторингов знаний, методические разработки, участие учителя на окружных и городских мероприятиях, печатные работы и выступления и т.д.) 

29 слайд

Какова же структура портфолио учителя? Есть ли общепринятая модель портфолио? Нет. Портфолио учителя очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах

Рекомендации по оформлению портфолио педагога.

  1. Общие сведения об учителе.
  1. Результаты педагогической деятельности.
  2. Научно-исследовательская деятельность.
  3. Внеурочная деятельность по предмету.
  4. Учебно-материальная база.

Каждый материал, включенный в портфолио, должен датироваться.

30 слайд

Раздел №1. Общие сведения об учителе.

               Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях; который позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

  1. фамилия, имя, отчество, год рождения;
  2. образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
  3. повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  4. копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  5. наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
  6. дипломы различных конкурсов;
  7. другие документы по усмотрению аттестуемого педагога.

31 слайд

Раздел №2. Результаты педагогической деятельности.

                В раздел помещаются материалы, дающие представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период (5 лет).

  1. материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
  2. сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года;
  3. участия воспитанников в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах;
  4. результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

32 слайд

Раздел №3. Научно-исследовательская деятельность.

                 В раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:  

  1. материалы, в которых обосновывается выбор педагогом образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
  2. материалы, в которых обосновывается выбор используемых образовательных технологий; 
  3. материалы, содержащие обоснование применением учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  4. использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами в развитии;
  5. работа в методическом объединении, сотрудничество с УМЦО, вузами и другими учреждениями;
  6. участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
  7. участие в методических и предметных неделях;
  8. организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
  9. проведение научных исследований;
  10. разработка авторских программ;
  11. написание рукописи кандидатской или докторской диссертации;
  12. подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи.

33 слайд

Раздел №4. Внеурочная деятельность по предмету.

                          Раздел содержит документы:

  1. список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
  2. победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов;
  3. сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги);
  4. программа кружков и факультативов;
  5. родительский лекторий.

34 слайд

Раздел №5. Учебно-материальная база.

                          В разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета:

  1. список словарей и другой справочной литературы по предмету;
  2. список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты);
  3. наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор);
  4. наличие компьютера или компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники);
  5. аудио и видеопособия;
  6. наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений;

измерители качества обученности учащихся.

35 слайд

Суммируем некоторые принципы составления портфолио учителя:

  1. Объем портфолио учителя не должен превышать 8-10 страниц + приложение.
  2. Портфолио учителя – это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.
  3. Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.
  4. Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий.
  5. Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «Как?», и только потом на вопрос «Что?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели, задачи и функции мониторинга

Доклад по теме: " Цели, задачи и функции мониторинга" с презентацией...

Тема, цель, задачи МО.

Титульный лист, тема, цель, задачи МО учителей начальных классов....

Презентация по теме "Цели и задачи проекта" 1 класс Курс "Учусь создавать проект" Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова

Презентация по теме "Цели и задачи проекта" 1 класс. Внеурочная деятельность. Обучающий и развивающий курс "Учусь создавать проект" Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова....

Работа с детьми: цели, задачи, рекомендации.

Моя основная  заповедь – спешить  делать  добро. А добро   воспитывается  добротою, любовь – любовью,  радость -  радостью, терпение -  терпением, благород...

Цель, задачи, планируемые результаты

Цель (имя существительное)- ознакомление обучающихся с разнообразием животного мира….- обеспечение усвоения обучающимися закона, признаков, свойств, особенностей ...;- усвоение обучающимися пон...

Презентация и конспект Цель: знакомство со знаменитыми полководцами и их заслугами перед Отечеством. Задачи: - создать условия для развития познаватк внеурочному занятию клуба "К-Детство" по теме "Великий полководец А.В. Суворов и наследники славных дел"

Цель: знакомство со знаменитыми полководцами и их заслугами перед Отечеством.Задачи:- создать условия для развития познавательной и  творческой активности обучающихся;- сопоставить развитие колле...


 

Комментарии

Шелтукова Татьяна Борисовна

Ольга Александровна. Большое спасибо за Ваш замечательный материал. Это большое подспорье в подготовке к родительскому собранию. Желаю Вам дальнейших творческих успехов!