«Игры и игрушки народа ханты»
план-конспект на тему
Детские игры всегда так или иначе отражают быт и производственную деятельность взрослых. У Обских ханты много игр, переходящих в труд, взрослый стремился показать и преподнести ребенку действительность через игру и игрушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_igrushki.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ школа с.Аксарка интернат семейного типа
Провела и подготовила: Шинкарева Е.Р.
с. Аксарка
Тема: «Игры и игрушки народа ханты»
Вед.: Вуща улаты, няврэмат! Здравствуйте дорогие ребята и воспитатели. Сегодняшний день мы посвятим играм и игрушкам народа ханты.
Игры человека в детстве оказывают огромное влияние на формирование его личности. В играх не только развлечение и интересное время препровождение, в них не только веселье и радость для детей. Характер многих детских игр таков, что они имеют важное значение для физического художественного и нравственного воспитания.
Детские игры всегда так или иначе отражают быт и производственную деятельность взрослых. У Обских ханты много игр, переходящих в труд. Для того чтобы взрослый стремился показать и преподнести ему действительность через игру и игрушки.
У Обских ханты широко распространены игры в «Оленя». Все варианты игр направлены в основном на тренировку физических качеств оленевода. Умения набросить аркан на выбранного оленя , умение ловить бегущего оленя, умение скрадывать дикого оленя на охоте. Дети из этой игры создают ценную инсценировку. Они мастерски подражают оленям движениями, голосом. Игра в «Оленя» так захватывает участников, что продолжается иногда несколько часов подряд. Обские народы всячески поощряют внимание ребенка к оленю. Делают игрушки, знакомящие ребенка с промыслом, дают в игру отдельные части убитого оленя – копыта, зубы ( в виде погремушки), куски шкуры, рога, побуждают детей делать изображения оленей. Взрослые показывали, какие части можно использовать у животных и птиц во время игры.
Часто дети играли заячьими лапками, в игре они были собаками. «Собаки» охраняли избушки хозяина. Весной дети собирали на иве белые пушистые почки ( шув)- это у них были маленькие щенята 9 кутюв).
Помимо игрушек, связанных с оленеводством, рыболовным и охотничьим промыслами, вторую самостоятельную группу игрушек народов Обского Севера, составляют игрушки девочек. Это сами куклы, кукольный гардероб и кукольное хозяйство.
Самостоятельно изготовляя предметы своего кукольного хозяйства, девочки перенимают от матерей традиции орнаментирования меховой одежды, отделки платья аппликационным орнаментом из тряпочек и цветных лент, украшение одежды и обуви узорами из цветного бисера. По игрушкам девочки, по качеству её ранних работ жених судил об умениях невесты. Считалось, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки будет в будущем хорошей хозяйкой и мастерицей. Куклы Обских девочек имеют богатый гардероб, кукольное хозяйство – берестяная посуда, люльки, спальные мешки, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребочки для выделки кожи другое, достаточно богато для того, чтобы передать девочкам основы женского труда, готовить будущих матерей и хозяек.
Вед.: Давайте вместе осмотрим выставку кукол. Их здесь много. И все они чем-то друг от друга отличаются. Оказывается, люди живущие в разных местах, делали такие куклы немного по разному, по-своему. Здесь есть куклы Шурышкарские, Приуральские.
Сегодня, я расскажу вам о старинной хантыйской игрушке «Акань». Такие куклы делали ханты живущие по берегам реки Оби и её притоков.
«Акань» - хантыйская кукла. Такие самодельные куклы, изготовленные из тонкой ткани, сукна или меха, играли наши бабушки и прабабушки. Вместе с маленькой хозяйкой куклы «Акань», отправлялась в летнюю деревню, в стойбище оленеводов, на рыболовецкий стан, на праздники. Первую куклу девочке делали мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая девочка шила их сама. Куклы дарили своим родственникам и сами получали в подарок. Вечером перед сном девочка должна была слегка покусать акань за голову, так как существовало поверье, что если девочка не покусает её, то ночью акань укусит её за большой палец ноги. На лице у акань не принято делать глаза, нос, рот, так как такие куклы считались священными и в них могли вселиться злые духи.
С появлением современных кукол ханты стали забывать свои традиционные игрушки.
Вед.: И сегодня вы не только сами научитесь делать куклу «Акань», но и научите этому других ребят.
А теперь рассмотрите ещё раз всех кукол внимательно и найдите отличия. ( Дети отвечают).
Давайте сейчас, приготовим полоски ткани для изготовления головы куклы и прямоугольный лоскуток для платья. И так приступаем к изготовлению куклы «акань».
Вед.: Сверните лоскуток белой ткани трубочкой, сложите трубочку пополам. Теперь будем накладывать цветные полоски друг на друга, чуть отступая о края предыдущей. Хорошо. А сейчас закрепим голову с помощью иголки с ниткой. Покажите друг другу, какие у ваших кукол получились головы.
Вед.: Теперь приступим к шитью платья. Мы пока не будем украшать его полосками. Этому мы научимся позже. Теперь соберем горловину ниткой, надеваем платье на куклу и пришиваем. Вот теперь у вас получилась кукла «Акань».
Вед.: Послушайте стихотворение о кукле «Акань».
Ма аканем опса. Моя кукла, сиди.
Туса яма ула. Хорошо себя веди.
Хораманг ернасэн Красивое платье
Яма, яма тайи! Аккуратно носи!
Кто поможет повторить? ( 2-3 раза дети повторяют стих )
Теперь послушайте ещё раз и постарайтесь запомнить, а дома расскажите его своей маме или бабушке.
Вед.: Молодцы! А теперь проведем конкурс стихов на любимую игрушку кукла «Акань».
Настя Анаприенко «Акань» Д.И. Озеловой
На стихи Е.Е. Серасховой стих про свою любимую игрушку. ( Рассказывают стихи дети )
ИГРЫ
«ПРОЙДИ ПО БОЛОТУ». Каждой команде дают две «кочки» из плотного картона 25-30 см. в длину. Первые игроки встают на них и, передвигая, либо переставляя их руками, добираются до поворотных стоек и обратно, где передают следующим игрокам. Команда, выполнившая задание первой, побеждает.
«РЫБАКИ И РЫБКИ». ( Кладется шнур в виде круга). Рыбаки должны поймать рыбок. Кто из вас поймает больше, тот и будет лучшим рыбаком. А вы, ребята, бегайте по залу и забегайте в круг, но будьте внимательны.
«Хой ар улталь тохланг вой» - «Кто больше знает птиц в своем крае). Играющие составляют пирамиду из кистей рук (чередуя) с играющими руки левая, правая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь народов Ханты и манси
Спортивные состязания, целью которых является: знакомство с обычаями обских угров, развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости; развитие кругозора; привитие интереса к национа...
Жизнь народов Ханты и манси
Спортивные состязания, целью которых является: знакомство с обычаями обских угров, развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости; развитие кругозора; привитие интереса к национа...
проект для дошкольников средней группы: "Праздники народов ханты и манси связанные с жизнью животных"
Каждый народ заявляет о себе через свою культуру. Традиционная культура народов Севера (ханты, манси, ненцы) складывалась на протяжении веков. Она была приспособлена к природным условиям их обит...
Окружающий мир в 4 классе по теме "Быт народов ханты и манси"!
Зз-ззЗнакомство детей с бытом коренного населения округа....
Герои хантыйских сказок в орнаментах традиционной одежды народа ханты
Исследовательская работа обучающихся по истории родного края - Ханты-Мансийского автономного округа-Югры....
Открытое мероприятие по теме «Подвижные игры народов ханты и манси»
Мною разработано и проведено мероприятие по внедрению ФГОС на уровне округа по теме «Подвижные игры Народов ХМАО-Югры» -2012г...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры народов ханты и манси"
Программа по изучению и сохранению традиций коренных малочисленных народов Севера....