Родительские собрания
консультация на тему
Сценарии родительских собраний
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание. Итоги I четверти.
Салий Елены Александровны учителя начальных классов
МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 села Красный Октябрь
Буденновского района” Ставропольского края
Цели:
- Объединить усилия семьи и школы в формировании у школьников ответственного отношения к учебной деятельности.
- Познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре учебной работы, с нормами оценок и как к ним относиться.
Повестка дня:
- Отметка. Как к ней относиться?
- Итоги 1 четверти.
- Текущие вопросы.
Ход собрания
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мне хочется вместе с вами поговорить и еще раз вспомнить о том, что стоит за отметками обучающихся. Всегда ли должны радовать "5” и огорчать "3”? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших детей?
Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учились они на протяжении всего этого периода неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни "5”,то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей.
А вот если ребенок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Я ставлю ему "3”, больше поставить не могу, так как его работа выполнена хуже, чем у других, детей, а ведь они смотрят в тетради друг у друга, сравнивают… Так вот, часто, эта скромная "3”- свидетельство большого трудолюбия и упорства ребёнка, заслуживает похвалы.
Некоторые родители "выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться, по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное "усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка в тетради и дневнике были одни "5”.
Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только "5”.
Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после «5», вдруг полученная «4» вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока еще едва заметные.
Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неверные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу. Это особенно часто случается по литературе, особенно, если сочинение задано на дом.
Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие, не пугайтесь”3” и, самое главное не учите ребенка лгать! Очень часто случается так, что ребёнок подает дневник только для «4» и «5», а когда в конце четверти у него по тем или иным предметам выходят «3», мы часто удивляемся, как это так получается?!
Помните, что, наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым.
В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего, нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.
Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас интересуют, прежде всего оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение. Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.
Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: "Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?".
Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания.
Как помочь ребенку?
Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответствующие.
Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда - невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности - например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.
Помнить о том, что отличная оценка - не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости нужно нам с вами:
Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.
Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё
Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.
Итоги 1 четверти.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
О чем может рассказать дневник
Салий Елены Александровны учителя начальных классов
МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 села Красный Октябрь
Буденновского района” Ставропольского края
Форма: устный журнал
Цель: Показать родителям значение дневника как основного документа в работе школьника.
Задачи:
1. Помочь семье в воспитании у детей таких качеств, как ответственность, аккуратность, обязательность.
- Дать практические советы по организации работы с школьными дневниками.
- Выработать способы коррекции поведения и оказания помощи своему ребенку.
Подготовка:
1. Предварительная проверка дневников учащихся.
2. Смотр-конкурс дневников учащихся класса.
4. Конкурс рисунков «Дневник XXII века»
5. Конкурс «Семейная реликвия» (дневники мам и пап).
Не давайте близким на ночь
Школьный свой дневник читать,
Будут их потом кошмары
Часто мучить по ночам.
Станет мама заикаться.
Папа дергаться начнет!
Доктора такое чтенье
Запрещают перед сном
Что же такое дневник?
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «дневник»?
Вот как даётся определение дневника в большой энциклопедии:
а) Хронологическая запись каких-либо событий из жизни одного человека
или коллектива.
б) Литературная форма повествования, последовательно излагающая события личной или общественной жизни человека, от имени которого ведётся рассказ.
- Какие виды дневников, кроме школьных, вы можете назвать?
- Зачем людям нужны дневники?
1 страница «Немного из истории»
Многие люди, очень знаменитые и совсем наоборот, писали и пишут дневники. Дневник - это отражение души человека. К примеру, большим любителем дневниковых записей был выдающийся русский писатель Л.Н. Толстой. После его смерти были найдены сотни дневниковых записей, которые стали предметом изучения литературоведов. Благодаря тому, что писатель так много времени уделял своим дневникам, мы можем говорить, что и сегодня идет работа над изучением его трудов.
Вёл дневник А.С.Пушкин. Еще, будучи лицеистом, он записывал свои переживания о первой любви, о прожитых днях, о своих друзьях.
Московский школьник Лев Федотов в своем дневнике еще до Великой Отечественной войны изложил в подробностях нападения фашистской Германии на русскую землю и предрек Гитлеру поражение! Вот небольшой фрагмент записей из Дневника Льва Федотова от 5 июня1941 года: "Хотя сейчас Германия находится с нами в дружественных отношениях, но я твердо убежден, что это только видимость... Я думаю, что война начнется или во второй половине этого месяца, или в начале июля, но не позже, ибо ясно, что германцы будут стремиться окончить войну до морозов... Фашисты, наверное, не будут объявлять нам войну, а нападут внезапно и неожиданно... В дневнике школьника выпускного класса московской школы даны детальные подробности того, куда немцы направят основные удары, какие города обойдут, какие возьмут штурмом.
Дневник вела Таня Савичева, двенадцатилетняя девочка из блокадного Ленинграда, которая по дням описывала тяжёлое положение своей семьи и смерть близких ей людей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Таня фиксировала реальные факты смерти своих родных. В конце дневника можно прочесть: «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Дневники известного писателя-природоведа известного русского советского писателя М.М.Пришвина, рассказывают о встречах с интересными людьми, о красоте русской природы и животном мире нашей страны.
Дневниковые записи известных мореплавателей и путешественников рассказывают об открытии новых земель, о народах которые населяют эти места, об их быте и обычаях.
2 страница «И в шутку, и всерьёз»
А что же значит дневник для школьника?
Для каждого школьника на протяжении всего периода обучения дневник – это важный документ, который он с гордостью предъявляет, получая хорошие оценки, и старается припрятать, если в нем появились нелестные замечания. Иногда достаточно только открыть дневник и можно сделать определенный вывод о том, как учится человек, какой у него характер, как он относится к учению.
Конкурс «Самый лучший дневник»
За бережное отношение к дневнику мы решили вынести благодарность …. (вручаются благодарности ученикам).
А что, собственно, думают о дневнике дети?
Дневник нужен, потому что в него удобно записывать домашние задания, объявления. Об этом говорят все, но на вопрос, «зачем школьнику дневник?», многие отвечают: «Школьный дневник нужен для оценок и замечаний», «Чтобы учителя писали замечания, а родители ругали учеников». А мнение подавляющего большинства школьников: «Хорошо, если бы их вовсе не было!»
3 страница «Дневник XXI века»
Электронный дневник
До 2010 года в Москве планируется ввести электронный школьный дневник. Посещаемость, текущие оценки, результаты контрольных и лабораторных работ – все это ученики и их родители смогут увидеть на специальном сайте в Интернете. Там же будет размещаться информация о ежедневном домашнем задании. У каждого преподавателя, а также у родителей и учеников будет свой личный пароль для входа в систему. Причем родителям будут доступны сведения, только об их ребенке.
Что делать тем, у кого нет доступа в Интернет? При желании всю эту информацию родители смогут получать в виде sms на свои мобильные телефоны. Дополнительная услуга – sms-сообщение о том, что ребенок пришел в школу или вышел из нее. Вопрос о стоимости подобных sms пока прорабатывается: возможно, часть из них будет вообще бесплатна.
SMS- дневники
Необычный эксперимент прошел в школе № 81 Ростова-на-Дону: здесь ввели sms-дневники, и ежедневно вся информация о поведении и успеваемости учеников в виде «эсэмэсок» поступала на мобильные телефоны родителей. В результате за 7 месяцев эксперимента в школе повысилась успеваемость и улучшилась дисциплина! «Родители в восторге, дети в замешательстве», – так охарактеризовали сложившуюся ситуацию в школьной администрации: за нововведение высказались практически все папы и мамы, хотя каждый пятый школьник активно возражал против дополнительного контроля со стороны взрослых.
Конкурс рисунков «Дневник XXII века»
4 страница «Поговорим о главном»
Кто же несёт ответственность за дневник?
- Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик. Ученик заполняет лицевую сторону обложки, вписывает названия предметов, фамилии, имена и отчества преподавателей, расписание уроков, факультативных занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий. Ученик ежедневно записывает домашнее задание в графы того дня, на которые они заданы, в период школьных каникул – план внеклассных и внешкольных мероприятий. Учащийся следит за состоянием дневника, своевременно, аккуратно заполняет свой дневник и предъявляет дневник по первому требованию учителя и классного руководителя.
- По правилам ведения школьного дневника учителя сразу после ответа ученика должны выставить оценку и в классный журнал, и в дневник. Своевременное выставление отметок контролирует классный руководитель, который еженедельно следит за выполнением требований к ведению документа и заносит недостающую информацию.
- Родители также принимают активное участие. Они просматривают оценки, сделанные замечания и ставят свою подпись, свидетельствующую о том, что ознакомились с официальной стороной школьный жизни своего ребенка.
О чём может рассказать дневник?
- Например, о том, каков характер у его владельца. Подросток, который своим поведением бросает вызов обществу, и обложку дневника выберет соответствующую: с изображением рокеров, разного «железа», колючей проволоки… Интересно, что если все девочки в 6-х классах выбирают обложки с изображением принцесс, то к 9-му классу среди них происходит очевидное расслоение. Половина барышень продолжает пребывать в романтическом настроении, а вторая половина предпочитает картинки, на которых красуются полуобнаженные поп-идолы. А ученик, увлекающийся, например, биологией, выбирает обложку с изображением животных, вне зависимости от пола.
- Если ученик хорошо учится, опрятно одет, дисциплинирован, собран, аккуратен во всем — у него и дневник будет идеален. (Ну, может быть, за редким исключением). Если ребенка с детства (вернее, с рождения) не приучили к аккуратности, к опрятности, дисциплинированности, то как вы думаете, какой у него будет дневник?
- О многом может поведать и почерк. Графологам давно известно: округлые буквы обычно выводят люди добрые, а заостренные – натуры резкие, экспрессивные. Если в графе для расписания уроков название предмета ребенок начинает писать аккуратно, а заканчивает какой-то «закорюкой», то это свидетельствует о неусидчивости и о частых сменах настроения.
- Любимые предметы обычно выписываются полностью, а остальные – кое-как.
- Объединяет многие дневники то, что в начале учебного года дети стараются заполнять их аккуратно, а ближе к концу они часто выглядят очень неопрятно.
- Дневник может рассказать о настроении, кумирах и увлечениях владельца.
Какие функции выполняет дневник?
- В дневник записываются домашние задания и проставляются оценки за день, за учебную четверть, за год.
- Для учащегося дневник — это конкретный план работы на каждый день.
- Из дневника родители узнают, чем был наполнен школьный день и как проявил себя их ребенок.
- Систематическое наблюдение за дневником помогает родителям подметить сильные и слабые стороны школьников, поддержать интерес к учебному предмету или помочь, если ребенок не успевает.
- В дневнике отражается и поведение школьника. Родители могут видеть, насколько ребенок прилежен, дисциплинирован, каково его отношение к учителям, товарищам, школе.
- Если же родители невнимательны к дневнику, этот важный документ теряет смысл. Дневник превращается в записную книжку или блокнот, не выполняет своей главной функции.
Дневник — не просто реестр оценок и заданий. В дружных семьях это почти семейная реликвия.
Конкурс дневников «Семейная реликвия»
В одной семье в конце каждого учебного года дневник младшего сына Дениса летел в мусорное ведро – это был жест, символизирующий освобождение от школы
на 3 месяца. Но с прошлого года мама эту традицию волевым решением отменила. Она придумала новый воспитательный ход: сообщила сыну, что планирует демонстрировать его успехи и упущения в учебе будущим внукам.
- Удивительно, но это действует! – сообщила мама классному руководителю. Сын стал серьезнее относиться к тому, какие оценки и замечания появляются в его дневнике.
- А как в Ваших семьях относятся к дневнику школьника?
- Может ли дневник стать для всех другом, помощником, добрым орудием воспитания?
- Как это лучше сделать? (Мнения родителей.)
Самый оптимальный вариант, когда ученик, приходя из школы, сам показывает дневник отцу или матери. Ни в коем случае не следует бурно реагировать на плохую оценку или запись о том или другом проступке. Если двойка не от лени и не от недостатка прилежания, то ребенку надо помочь, разобраться в причинах неудачи, успокоить его и ободрить.
Дневник — это зеркало отношения человека не только к дневнику, но и к самому себе, а также к другим людям, которые должны работать с этим документом, т.е.
к учителям, к классному руководителю, к родителям которым приходится просматривать его почти каждый день.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
"Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи"
Салий Елены Александровны учителя начальных классов
МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 села Красный Октябрь
Буденновского района” Ставропольского края
Цели:
- сформировать у родителей понятие о здоровье как многоаспектной характеристике;
- показать роль стиля воспитания в сохранении здоровья семьи и профилактике
- отклонений в дальнейшем развитии ребёнка.
Участники: родители
Форма проведения: родительское собрание в форме групповой работы (столы и стулья заранее расставлены в 4 группы)
Методы: лекция, мозговой штурм, работа в группах
Продолжительность: 1 час
Рассматриваемые вопросы:
- Формулировка понятия здоровья в «Концепции ВОЗ…».
- Факторы здоровья.
- Критерии физического, психического, социального и нравственного здоровья.
- Взаимосвязь психики и здоровья.
- Психосоматические заболевания.
- Роль межличностных отношений и эмоциональных состояний в сохранении здоровья ребёнка.
- Психологический климат семьи и способы его поддержания.
- Возможные нарушения психологического здоровья ребёнка.
- Стили родительского воспитания.
Введение
Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты такие, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности.
В настоящее время подростки и молодёжь оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утратилась связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения, СМИ и телевидение демонстрирует негативные примеры взаимоотношений между членами семьи, нестабильность в стране, неопределённость, сложности в трудоустройстве, стрессовые ситуации также оказывает отрицательное влияние. Всё это приводит к риску вовлечения детей в употреблении психоактивных веществ (ПАВ), что нередко ведет к ранней инвалидизации и смерти несовершеннолетних.
Задача школы – помочь родителям в воспитании успешного человека, ориентированного на здоровый образ жизни и не нуждающегося в приеме ПАВ.
Наше сегодняшнее собрание посвящено проблеме сохранения психологического здоровья ребёнка в условиях семьи и профилактике отклонений в развитии ребёнка.
Знакомство
«Давайте познакомимся. Вам необходимо представиться следующим образом: назвать свое имя и отчество, а также имя и класс Вашего ребёнка. Например: «Я, Ирина Валентиновна, мама Оксаны из 4 а класса», «Меня зовут Сергей Петрович, я папа Миши из 5 б класса» и т.д.»
Мозговой штурм «Что такое здоровье?»
Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Это находит отражение в пословицах, поговорках, афоризмах, народной мудрости: «Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто», «Здоров будешь - все добудешь», «Здоровье - всему голова, всего дороже», «Здоровье не купишь - его разум дарит», «Здоровья за деньги не купишь», «Тысячу вещей нужны здоровому человеку и только одно больному – здоровье» и др.
Прежде чем мы начнем разговор о психологическом здоровье семьи и ребенка, давайте определим, что же включается в понятие «здоровье».
«Сейчас я вам предлагаю в течение 2 минут подумать и ответить на вопрос «Что значит здоровье лично для меня?» Затем каждый из вас выскажется по кругу. Например: «Здоровье – это мои дети» или «Здоровье – это активность» и т.д. Желательно не повторяться и говорить то, что ещё не было озвучено».
Каждый родитель говорит по кругу одно определение здоровья. Ведущий на доске или ватмане фиксирует все определения. Если родителей не очень много, можно попросить высказать свои определения по второму кругу.
Всё, что вы сказали верно, здоровье - понятие многогранное и включает в себя различные аспекты жизнедеятельности человека.
Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»
Важным в определениях здоровья является отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность управлять им.
Основываясь на определении ВОЗ, выделяют следующие компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье.
Работа в группах «Компоненты здоровья»
Родители заранее разделены на четыре группы, каждая из которых должна подобрать из предложенных вариантов критерии физического, психического, социального и нравственного здоровья, написанные на отдельных карточках, и обосновать свой выбор.
Итог:
- здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, выносливость, устойчивый иммунитет;
- здоровье психическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.
- здоровье социальное – гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей).
- здоровье нравственное – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.
Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом. Так, если, например, человек узнает, что у него рак, то это приводит не только к изменению в органах и тканях, но и к изменению эмоционального состояния, его отношений с окружающими (человек замыкается, меньше общается, а возможно и наоборот), изменяется и система ценностей. В этом случае говорят о связи психики и соматики (тела).
Информация ведущих «Психосоматические заболевания детей»
Психосоматические заболевания, в том числе и у детей, - ведущая медико-социальная проблема века. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, болезнями мочевыводящих путей, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и многим другим. Все это - психосоматические заболевания, когда психическое и соматическое (телесное) неразрывно связаны в происхождении и клинической картине заболеваний.
К классическим психосоматическим заболеваниям, называемым «святой семеркой»(«Hollyseven», относят болезни, роль психологических факторов, в развитии которых считается доказанной:
- гипертония,
- язвенная болезнь 12-перстной кишки,
- бронхиальная астма,
- сахарный диабет,
- нейродермиты (экзема, псориаз),
- ревматоидный артрит,
- язвенный колит.
Первые проявления психосоматических состояний взрослого человека, как правило, имеют корни в детском возрасте.
Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Та или иная система организма ребенка может оказаться врожденно или прижизненно ослабленной. Однако во всех случаях при психосоматических заболеваниях на первое место как их основная причина выходят неблагоприятные особенности формирующейся личности, препятствующие нормальной адаптации ребенка в дошкольных учреждениях и в школе, среди сверстников, и тягостные переживания, психическая травматизация.
Нервничают, нестабильны родители - нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери - торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и дети проводят за партой, письменным столом восемь-десять часов в сутки. Задается темп учебы, непосильный для медлительных, ослабленных и уставших.
Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряженность межличностных отношений взрослых.
Родители требуют успешного усвоения всех предметов, а у детей различны способности к ним. Взрослые выбирают профессию по склонностям и способностям, а дети должны успевать и по гуманитарным, и по точным предметам. Один ребенок плачет перед уроком математики, другой - перед уроком литературы или физкультуры. Взрослый может уйти, убежать от невыносимой для него ситуации на работе или в семье, а ребенку этого не дано. И дети страдают, страдают более чем взрослые. И детство, которое должно быть счастливым, счастливое отнюдь не у всех детей.
Одни дети протестуют, отказываются посещать школу, агрессивны в семье; другие капитулируют, пассивны и как бы глупеют, соглашаясь на роль "несчастья семьи, дурачка"; третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за отличную успеваемость, за первенство в классе, за престижную школу, за лидерство. Но все они без исключения страдают от этого.
Ситуация, когда родители, если у ребенка болен желудок, убеждены в необходимости лечения только желудка, забывая, что нет изолированно больного желудка в целостном организме, непростительна. Забывая о неразрывной связи психического и телесного, используют лекарства "для желудка", держат ребенка на диете, добиваются путевки на курорт, но, оставляя в неприкосновенности основную причину болезни - переживания ребенка, не излечивают, а лишь залечивают его психосоматическое заболевание, поскольку это не желудок плохо переваривает пищу.
К возникновению психосоматического риска ведет, прежде всего, неправильное воспитание. Можно выделить следующиетипы «неправильного «воспитания:
эгоцентрическое воспитание:
воспитание по типу неприятия:
сверхсоциализация ребёнка;
тревожно-мнительное воспитание. <Приложение1>.
Что же следует предпринять родителям?
Они должны своевременно заметить начало психосоматического развития. Необходимо устранить неправильное воспитание, начиная перевоспитание с самих себя. Других путей нет.
Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев, например, разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль - легкие, тревога - сердце, страх - почки и т.д. Современная психосоматическая медицина безоговорочно признает пагубное влияние отрицательных эмоций на внутренние органы, и причина большинства болезней человека прямо или косвенно связана с тягостными переживаниями.
Самое важное в профилактике психосоматических болезней - предотвратить рождение болезнетворной неудовлетворенности. Естественно, с целью профилактики психосоматических заболеваний родители непрестанно учат ребенка не создавать проблем на пустом месте, а разрешать их, если они возникают. Это трудно и для взрослого, но в этом состоит умственное воспитание и этому учат с раннего возраста. Речь идет о тех доверительных, добрых и умных беседах с детьми, которые ведет отец с сыном, а мать с дочерью с пяти лет. Беседы базируются на конкретных случаях, которыми так богата жизнь. Это не нравоучения, а доступный ребенку анализ ситуаций.
Родители, например, говорят: "Ну, вот ты обидел Петю, и Петя больше к тебе не придет. Надо идти мириться..." Или: "Не плач, а сделай еще раз, и у тебя все получится..." Тут и сказки с ясным смыслом, и примеры из жизни, и, главное, пример собственного поведения как лучшее воспитание. Умению разрешать проблемы учат уже в колыбели, когда ручку младенца направляют к желаемому предмету и помогают ему. Вся проблема в том, чтобы не делать это молча, а объяснять, как добрый учитель, чтобы не делать за ребенка то, что он способен сделать сам.
Ребенка учат преодолевать препятствия, неудачи и боль. Итак, все, что касается здоровья и болезни ребенка, очень непросто. Но любовь к нему рождает в родителях ту мудрость, которую называют мудростью сердца. И, поняв дитя сердцем, возможно, не только предотвратить психосоматическое заболевание, но и излечить его.
Информация ведущих «Психологический климат семьи»
Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.
Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.
Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.
Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.
Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.
Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
У детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальнойдезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.
«Типы семейного воспитания»
Тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль. <Приложение 2>
От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия (классификация стилей взята из газеты «Школьный психолог» №5 февраль 2000 г.):
авторитетный (принимающий, демократический);
авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);
либеральный (бесконтрольный, попустительский);
индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).
Авторитетный стиль
Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.
Авторитарный стиль
Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.
Либеральный стиль
Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.
Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.
Индифферентный стиль
Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям.
Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.
Работа в группах «Последствия стилей воспитания для ребёнка»
Каждой группе дается один из стилей воспитания (на карточках даётся графическое изображение и описание стиля). В течение 5 минут группе необходимо подумать и ответить на вопрос «Какие качества сформируются в ребенке при данном стиле воспитания?», «К каким последствиям для ребенка приведет данный группе стиль воспитания? Приблизительные ответы на вопросы. Учитель подводит итог после выступлений всех групп. <Приложение 3>
Диагностика родителей по тесту «Стратегии семейного воспитания»
«С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из 4-х вариантов ответа выберите наиболее предпочтительный для Вас». Диагностика проводится анонимно. <Приложение 4>, <Приложение 5>
Групповая работа «Способы и средства поддержания здоровья семьи»
«В течение 5 минут определить, какие существуют средства и способы поддержания здоровья семьи как комплексного понятия».
Подведение итогов родительского собрания
Желающие родители высказываются по поводу семинара, форме проведения, полезности обсуждаемой информации. Психологи желают родителям терпения и здоровья их семьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...