Программа внеурочной деятельности "Лесовичок" для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа по экологическому воспитнию школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesovichok_3_klass.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лесовичок» составлена на основе нормативно-правовой базы:
1) Закон РФ «Об образовании»;
3) Устав школы;
4) Основная образовательная программа начального общего образования;
5) Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
6) Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика программы
«Лесовичок» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естествонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
Ценностные ориентиры содержания занятий
Содержание программы «Лесовичок» направлено на:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
- развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 3 классов. Программа рассчитана на 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
В 3 классах всего 34 часа в год.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы «Лесовичок» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
- ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;
- трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
- эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
- сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009
Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. – М.: Сов. энциклопедия, 1985
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991
Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004
Специфическое сопровождение (оборудование):
Глобус, компас, микроскоп.
Модели форм поверхности Земли.
Модели систем органов организма человека.
Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы и звукозаписи естественно-научного, обществоведческого содержания.
Содержание программы
№ п/п | Тема раздела | Универсальные учебные действия |
1. | Человек и окружающая среда | - формирование элементарных представлений об экологии; - приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды; - знать причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии; - знать что такое браконьерство; - составлять план простейшего исследования |
2. | О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы | - формирование представление об экологии как системы со множеством закономерных связей элементов друг с другом, разнообразие систем, биологические системы; - моделировать экосистемы; - знать, как человек влияет на природные экосистемы; - называть положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека. |
3. | В сетях жизни: многообразие экологических связей | - знать простейшую классификацию экологических связей; - иметь элементарные представления о пищевой пирамиде; - иметь представления о способах общения животных; - оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. |
4. | Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы. | - иметь представление о глобальных экологических проблемах человечества и пути решения экологических проблем; - иметь представление, что такое заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы; - знать охраняемые государством природные территории своего родного края; - знать и применять правила разумного отношения к окружающей среде; - составлять план исследования; - оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта |
Календарно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Тема занятия | Дата занятия |
1 | «Дом в котором мы живем…» | 07.09 | |
2 | «Дом в котором мы живем…» | 14.09 | |
3 | «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная…» | 21.09 | |
4 | «О кувшинах, выросших на грядке, и не только…» | 28.09 | |
5 | «О кувшинах, выросших на грядке, и не только…» | 05.10 | |
6 | Практическое занятие: «Осенний букет» | 12.10 | |
7 | «Чудо в природе» | 19.10 | |
8 | Как растёт лес? | 26.10 | |
9 | Как растёт лес? | 10.11 | |
10 | Экскурсия на природу | 17.11 | |
11 | О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы | Что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой. | 24.11 |
12 | От кочки до оболочки. | 01.12 | |
13 | Кто живёт рядом с нами? | 08.12 | |
14 | «И кормилица, и вдохновительница» | 15.12 | |
15 | «И кормилица, и вдохновительница» | 22.12 | |
16 | Экскурсия на природу | 29.12 | |
17 | В сетях жизни: многообразие экологических связей. | Соседи по планете | 11.01 |
18 | Вместе безопаснее | 18.01 | |
19 | «И вместе не тесно, и врозь – скучно» | 25.01 | |
20 | Школа под открытым небом | 01.02 | |
21 | Школа под открытым небом | 08.02 | |
22 | Экскурсия на природу | 15.02 | |
23 | Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы. | Наши общие проблемы | 22.02 |
24 | Наши общие проблемы | 01.03 | |
25 | Что происходит с отходами, которые производят люди? | 08.03 | |
26 | Проект «Будь достойным жителем Земли» | 15.03 | |
27 | Проект «Будь достойным жителем Земли» | 22.03 | |
28 | Проект «Будь достойным жителем Земли» | 05.04 | |
29 | Заповедные места родного края | 12.04 | |
30 | Заповедные места родного края | 19.04 | |
31 | Заповедные места родного края. | 26.04 | |
32 | Заповедные места родного края. | 03.05 | |
33 | Заповедные места родного края. | 17.05 | |
34 | Экскурсия на природу | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Рабочие программы для 2 и 4 класса программы внеурочной деятельности у рок русского языка 4 класс
Содержатся программы с прописанными УУД...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...