Программа внеурочной деятельности "Лесовичок" для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему
Данная программа предусмотрена для экологического образования младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_lesovichok.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
для обучающихся 1 класса
Введение
Перед образовательными учреждениями в настоящее время стоят проблемы:
–как научить младших школьников понимать природу родного края и правильно взаимодействовать с ней;
– какими путями формировать у подрастающих граждан ответственное отношение к окружающей природе;
– как подготовить ребёнка к сбережению природных ценностей всегда и везде.
Помощь в решение этих проблем оказывает курс внеурочной деятельности «Лесовичок». Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, радоваться общению с природой. Ребёнок должен ощущать, что он живёт в живой природе, общается с ней постоянно, что он – часть её. Нужно воспитывать не абстрактную любовь к природе. Она должна быть конкретна, и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта с природным объектом. Различные формы проведения занятий позволяют разумно сочетать интеллектуальную деятельность обучающихся с элементами занимательности, способствуют развитию экологической культуры младших школьников.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы по основам безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ) для 1-4 классов, авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.
Представленная программа внеурочной деятельности «Лесовичок» рассчитана на применение в общеобразовательной школе и ориентирована на обучающихся 1 класса. В этом возрасте обучающиеся уже имеют представление о природе, но ещё недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения в среде из-за его воздействия. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, влиянием человека на окружающую среду, формирования экологической культуры и воспитания гармоничного сосуществования человека с природой.
Цель программы:
– формирование элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста через углубленное изучение природы родного края, её ресурсов.
Задачи программы:
1. Углубление уже имеющихся знаний об окружающем мире;
2. Развитие интереса к изучению природы родного края.
3. Формирование простейших экологических понятий у обучающихся;
4.Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у младших школьников умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно мыслить. На занятиях используются различные виды деятельности теоретического и практического характера: лекции, эвристические беседы, экологические викторины и сказки, интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями; работа в школьном саду, экскурсии. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, диапозитивов; используется разнообразный раздаточный материал, справочная литература. Это позволяет обучающимся увидеть красоту природы, её уникальность, понять необходимость её охраны, бережного отношения с ней.
Содержание программы:
Программа включает в себя учебный курс, состоящий из 4 разделов:
1. Растительный и грибной мир родного края.
2. Мир насекомых. Насекомые родного края.
3. Обитатели воздушного пространства родного края.
4. Охрана природы родного края.
Программа рассчитана на 12 часов. Из них:
теоретических занятий – 8,
практических занятий – 4.
Занятия курса проводятся 1 раз в две недели. Занятия можно проводить со всем коллективом и по группам.
Формы контроля промежуточных результатов:
- творческие задания;
- викторины;
- конкурсы;
- выставки творческих работ;
- тесты.
Программа факультатива будет успешно реализована, если:
– будет изучен весь предусмотренный материал и проведены все практические занятия;
– будет использоваться разнообразный дидактический материал;
– будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся.
По окончании года обучения, обучающиеся
должны знать:
– представителей растительного мира и мира насекомых родного края, их значение в природе и жизни человека;
– формы охраны природы;
должны уметь:
– вести простейшие наблюдения в природе
– соблюдать правила поведения в природе;
– называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира области;
применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
– оценки воздействия человека на природу;
– выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
– удовлетворения познавательных интересов;
– поиска дополнительной информации о родном крае.
Раздел 1.
Растительный и грибной мир родного края. (3 часа)
Цели и задачи: знакомство с лекарственными растениями; составление экологических правил сбора лекарственных растений; знакомство с грибами; освоение правил сбора грибов в лесу; установление экологических связей; расширение знаний о первоцветах, занесённых в Красную книгу.
Содержание: Лекарственные растения. Правила сбора лекарственных растений. Диковины грибного царства. Роль грибов. Первоцветы. Краснокнижные первоцветы области.
Формы занятий: лекции, эвристические беседы, практикум, работа с наглядными пособиями, выполнение творческих заданий.
Основные понятия: Лекарственные растения; грибы съедобные и ядовитые; первоцветы, их охрана.
Раздел 2.
Мир насекомых. Насекомые родного края. (3 часа)
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умений выявлять видовой состав насекомых; развитие умений правильно вести себя в природе; рассмотреть значение насекомых в природе.
Содержание: Насекомые: виды, места обитания. Насекомые – вредители. Ядовитые насекомые. Насекомые своей области. Охрана полезных насекомых.
Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседы, практикум, работа с наглядными материалами, с энтомологической коллекцией, игра-викторина.
Основные понятия: Насекомые. Ядовитые насекомые. Полезные насекомые.
Раздел 3.
Обитатели воздушного пространства родного края. (3 часа)
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; развитие умений определить группы птиц; развитие умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Птицы кочующие, оседлые, перелётные. Птицы своей области. Как зимуют птицы. Охрана и привлечение птиц.
Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседы; работа с наглядным материалом и справочной литературой; практическая работа, экскурсия.
Основные понятия: Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Зимующие птицы. Краснокнижные виды птиц.
Раздел 4.
Охрана природы родного края. (3 часа)
Цели и задачи: расширение знаний законов об охране природы, об охраняемых территориях своего района.
Содержание: Закон об охране природы России. Охраняемые территории.
Формы занятий: экскурсии, лекции, практическая работа.
Основные понятия: Закон об охране природы. Природный парк; памятники природы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов |
1 | Птицы – обитатели воздушного пространства родного края (виды, места обитания) | 1 | |
2 | Зимующие птицы. Как им помочь? (Изготовление и развешивание кормушек). Краснокнижные виды птиц своей местности | 1 | |
3 | Экскурсия в краеведческий музей. Посещение выставки поделок из природного и бросового материалов «Земля – наш дом» | 1 | |
4 | Знакомство с Кенозерским национальным парком | ||
5 | Тайны царства насекомых родного края (виды, места обитания). Работа с энтомологической коллекцией | 1 | |
6 | Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми. Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями. | 1 | |
7 | Викторина-игра «Кто важнее» (спор насекомых) | 1 | |
8 | «Вестники весны» нашего региона, занесённые в Красную книгу | 1 | |
9 | Игра «В царстве Берендея» | 1 | |
10 | Лекарственные растения – замечательное богатство природы родного края. Охрана лекарственных растений. | 1 | |
11 | Экскурсия в парк, лес | 1 | |
12 | Акция «Зелёный школьный двор» (озеленение школьной территории, уход за школьным садом) | 1 |
Рекомендуемая литература для учителя:
Благосклонов, К.Н. Охрана природы. – М.: Колос, 1984
Брылёв В.А. География и экология своей области. – Волгоград: Перемена, 2005.
Бушуев Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
Газета // Зелёная орбита. – Апрель, 2007.
Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Архангельской области. – Электронное издание.
Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. – М.: Детская литература, 1975.
Шорыгина, Т.А. Птицы. Какие они? – М.: ГНОМиД, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Рабочие программы для 2 и 4 класса программы внеурочной деятельности у рок русского языка 4 класс
Содержатся программы с прописанными УУД...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...